Последствия пандемии СOVID-19 будут ощущаться 50—60 лет — таковы пессимистические прогнозы экспертов Всемирного банка. В частности, это касается качества и доступности образования в странах Центральной Азии.
И до коронакризиса ситуация с образованием в регионе оставляла желать лучшего. Так, среднестатистический студент из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана по образованности на полтора года отстаёт от своего ровесника в Европе.
При этом доля населения школьного и студенческого возраста здесь высокая. А значит, эффект от пандемии будет длиться в течение всей жизни этого поколения и отразится на трудовом доходе, пенсионном обеспечении, выплате пособий по безработице и других показателях. Таким образом, коронакризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения.
Мало того, растёт число учеников, которые не могут использовать элементарные навыки чтения, письма и производить простейшие математические исчисления. По показателям функциональной грамотности (набор навыков и знаний, которые человек может применять на практике и которые помогают ему быстро адаптироваться в изменяющихся условиях) еще до пандемии страны Центральной Азии сильно отставали — 8 из 10 учащихся были неграмотными по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития, где, наоборот, 8 из 10 — грамотные.
Отмечают эксперты и слабый доступ к цифровым технологиям в регионе.
«В Казахстане, например, у 70% учащихся на дому есть компьютеры, ноутбуки или другие гаджеты, а также интернет. Это хороший показатель. Для сравнения: в Таджикистане только у 1% учеников есть доступ к благам цивилизации. Но 70% в Казахстане не означает, что у каждого из них есть доступ к качественному интернету, личный ноутбук или компьютер. Есть семьи, где несколько детей учатся в школе, и им приходится ждать друг друга», — говорит ведущий специалист в сфере образования Всемирного банка в Центральной Азии Айша Вауда. При этом у 54% учащихся в регионе уровень компьютерных знаний ниже рабочих навыков (для сравнения: в мире этот показатель — 18%).
Есть разница и в качестве получаемого образования. Состоятельные родители могут позволить себе обучать ребёнка в частной школе, где качество образования выше среднего.
«Обучение и до пандемии было неравным. В Центральной Азии дети из бедных семей на 2,5 года отстают от своих сверстников из богатых семей. Это означает, что если ребёнок из состоятельной семьи учится в 10 классе, то его одноклассник будет иметь знания на уровне 7—8 класса. То есть до пандемии было неравенство между качеством образования в зависимости от материального положения, — поясняет Айша Вауда. — А после пандемии этот разрыв станет ещё больше».
На период карантина, начиная с марта, почти все страны закрыли образовательные учреждения. На пике вспышки коронавирусной инфекции 1,5 млрд. дошколят, школьников, студентов не учились.
По прогнозам ВБ, закрытие школ в течение 3—5 месяцев приведёт к отставанию в обучении на полгода, сокращению на 25% минимального уровня навыков чтения и возникновению неравенства в системе образования.
В итоге через пару лет 7 млн. учащихся будут вынуждены бросить школу и вуз. И это еще по самым оптимистическим оценкам.
С другой стороны, отмечает Айша Вауда, «после того как школы не работали пять месяцев, мы прогнозируем, что уровень финансовой грамотности в Центральной Азии вырастет. Он и так был 78%, теперь достигнет 86%. Потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни поколения, которое застигла коронавирусная пандемия, составит 44 млрд. долл. Для сравнения: ВВП Таджикистана — 8 млрд. долл.».
Потери от нереализованного трудового дохода в мире составят 10 трлн. долл. при не самом пессимистическом сценарии.
Неравенство в системе образования только усугубится. Отставание будет ещё на год. Не все молодые люди смогут позволить себе обучение в вузе, и не все родители смогут оплачивать образование детей в частных школах. Увеличится количество учеников в государственных школах, а это дополнительная нагрузка на госсектор.
Безработица в мире вырастет на 9—12%.
«В 68 странах мира есть проблемы с вакцинацией. Это значит, что 80 млн. детей в возрасте до года не смогут получить вакцину. В результате детская смертность увеличится до 45%. Эти дети станут инвалидами или просто умрут. Они не смогут участвовать в создании человеческого капитала в своей стране», — приводит данные региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук.
Из-за пандемии доступ к медицинской помощи для пациентов будет усложнен, следовательно, в ближайшие пять лет увеличится смертность от таких заболеваний, как туберкулез — на 10%, СПИД — на 26%, малярия — на 30%.
В будущем удалённая форма обучения станет постоянной для некоторых стран. Эксперты советуют предпринять ряд мер уже сейчас, перед началом нового учебного года:
— продолжать обучение в любом формате;
— увеличить финансирование, особенно тех, кто больше всего пострадал от кризиса;
— подготовиться к смешанному виду обучения с доступом на различные образовательные платформы;
— совершенствовать существующие программы дистанционного образования;
— обучить учителей новым методам дистанционного образования.
«Во время карантина учителя вели уроки по телевидению и онлайн на различных платформах, но не было обратной связи. Что ученик понял, какую тему не усвоил — непонятно. Сейчас нужно выявить уровень знаний каждого учащегося, разработать индивидуальные программы для навёрстывания упущенного и развивать обучение в формате «один на один». Возможно, для этого нужно создавать новую должность — помощник преподавателя в школе, который помогал бы ученикам», — советует Айша Вауда.
В некоторых странах во время пандемии небольшие группы обучаются в школе, поскольку там решили, что социализация важна для детей младших классов.
Возраст людей до 25 лет в Центральной Азии / Графика Всемирного банка
Цифровые навыки учащихся стран Центральной Азии / Графика Всемирного банка
Последствия пандемии / Графика Всемирного банка Прим. Результаты основаны на последних данных 157 стран по продолжительности обучения в школе с поправкой на качество образования в годах (незавершенное среднее)
Страны, где были закрыты образовательные учреждения / Графика Всемирного банка
Неравенство в обучении / Графика Всемирного банка Прим. Результаты по Казахстану — PISA-2018, а по Кыргызстану PISA-2009
По материалам informburo.kz
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Украина и без COVID-19 стремительно вымирает. В 2020 г. умерло 616 835 человек, что стало самым...
Городам, планирующим ввод карантинных ограничений на общественном транспорте,...
Недовольство государственной политикойпо борьбе с коронавирусом присутствует, и это,...
Епідемія піде на спад, коли у більшості населення планети з’явиться популяційний...
Пандемия показывает, как дорого платит человечество за неполное знание
COVID-19 не отступает. Эффективность борьбы c пандемией во многом предопределена системой...
После того как реализуется предложенная главой клуба давосских миллиардеров идея,...
Наибольшую опасность представляют высокодисперсные аэрозоли, частицы которых имеют...
Украинцев стали больше приглашать на работу за рубежом
Многие предпочитают «пересидеть» коронавирус в странах с менее жесткими...
Проблема преодоления пандемии уже не является только медицинской и даже...
В условиях усиления Китая США болезненно переживают крах своей иллюзии о бесконечном...
Комментарии 0