7 млн. учащихся в Центральной Азии бросят школу и вуз

31 Августа 2020 0

Как пандемия повлияла на образование

Последствия пандемии СOVID-19 будут ощущаться 50—60 лет — таковы пессимистические прогнозы экспертов Всемирного банка. В частности, это касается качества и доступности образования в странах Центральной Азии.

И до коронакризиса ситуация с образованием в регионе оставляла желать лучшего. Так, среднестатистический студент из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана по образованности на полтора года отстаёт от своего ровесника в Европе.

При этом доля населения школьного и студенческого возраста здесь высокая. А значит, эффект от пандемии будет длиться в течение всей жизни этого поколения и отразится на трудовом доходе, пенсионном обеспечении, выплате пособий по безработице и других показателях. Таким образом, коронакризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения.

Мало того, растёт число учеников, которые не могут использовать элементарные навыки чтения, письма и производить простейшие математические исчисления. По показателям функциональной грамотности (набор навыков и знаний, которые человек может применять на практике и которые помогают ему быстро адаптироваться в изменяющихся условиях) еще до пандемии страны Центральной Азии сильно отставали — 8 из 10 учащихся были неграмотными по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития, где, наоборот, 8 из 10 — грамотные.

Отмечают эксперты и слабый доступ к цифровым технологиям в регионе.

«В Казахстане, например, у 70% учащихся на дому есть компьютеры, ноутбуки или другие гаджеты, а также интернет. Это хороший показатель. Для сравнения: в Таджикистане только у 1% учеников есть доступ к благам цивилизации. Но 70% в Казахстане не означает, что у каждого из них есть доступ к качественному интернету, личный ноутбук или компьютер. Есть семьи, где несколько детей учатся в школе, и им приходится ждать друг друга», — говорит ведущий специалист в сфере образования Всемирного банка в Центральной Азии Айша Вауда. При этом у 54% учащихся в регионе уровень компьютерных знаний ниже рабочих навыков (для сравнения: в мире этот показатель — 18%).

Есть разница и в качестве получаемого образования. Состоятельные родители могут позволить себе обучать ребёнка в частной школе, где качество образования выше среднего.

«Обучение и до пандемии было неравным. В Центральной Азии дети из бедных семей на 2,5 года отстают от своих сверстников из богатых семей. Это означает, что если ребёнок из состоятельной семьи учится в 10 классе, то его одноклассник будет иметь знания на уровне 7—8 класса. То есть до пандемии было неравенство между качеством образования в зависимости от материального положения, — поясняет Айша Вауда. — А после пандемии этот разрыв станет ещё больше».

На период карантина, начиная с марта, почти все страны закрыли образовательные учреждения. На пике вспышки коронавирусной инфекции 1,5 млрд. дошколят, школьников, студентов не учились.

По прогнозам ВБ, закрытие школ в течение 3—5 месяцев приведёт к отставанию в обучении на полгода, сокращению на 25% минимального уровня навыков чтения и возникновению неравенства в системе образования.

В итоге через пару лет 7 млн. учащихся будут вынуждены бросить школу и вуз. И это еще по самым оптимистическим оценкам.

С другой стороны, отмечает Айша Вауда, «после того как школы не работали пять месяцев, мы прогнозируем, что уровень финансовой грамотности в Центральной Азии вырастет. Он и так был 78%, теперь достигнет 86%. Потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни поколения, которое застигла коронавирусная пандемия, составит 44 млрд. долл. Для сравнения: ВВП Таджикистана — 8 млрд. долл.».

Потери от нереализованного трудового дохода в мире составят 10 трлн. долл. при не самом пессимистическом сценарии.

Неравенство в системе образования только усугубится. Отставание будет ещё на год. Не все молодые люди смогут позволить себе обучение в вузе, и не все родители смогут оплачивать образование детей в частных школах. Увеличится количество учеников в государственных школах, а это дополнительная нагрузка на госсектор.

Безработица в мире вырастет на 9—12%.

«В 68 странах мира есть проблемы с вакцинацией. Это значит, что 80 млн. детей в возрасте до года не смогут получить вакцину. В результате детская смертность увеличится до 45%. Эти дети станут инвалидами или просто умрут. Они не смогут участвовать в создании человеческого капитала в своей стране», — приводит данные региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук.

Из-за пандемии доступ к медицинской помощи для пациентов будет усложнен, следовательно, в ближайшие пять лет увеличится смертность от таких заболеваний, как туберкулез — на 10%, СПИД — на 26%, малярия — на 30%.

В будущем удалённая форма обучения станет постоянной для некоторых стран. Эксперты советуют предпринять ряд мер уже сейчас, перед началом нового учебного года:

— продолжать обучение в любом формате;

— увеличить финансирование, особенно тех, кто больше всего пострадал от кризиса;

— подготовиться к смешанному виду обучения с доступом на различные образовательные платформы;

— совершенствовать существующие программы дистанционного образования;

— обучить учителей новым методам дистанционного образования.

«Во время карантина учителя вели уроки по телевидению и онлайн на различных платформах, но не было обратной связи. Что ученик понял, какую тему не усвоил — непонятно. Сейчас нужно выявить уровень знаний каждого учащегося, разработать индивидуальные программы для навёрстывания упущенного и развивать обучение в формате «один на один». Возможно, для этого нужно создавать новую должность — помощник преподавателя в школе, который помогал бы ученикам», — советует Айша Вауда.

В некоторых странах во время пандемии небольшие группы обучаются в школе, поскольку там решили, что социализация важна для детей младших классов.

Возраст людей до 25 лет в Центральной Азии / Графика Всемирного банка

Цифровые навыки учащихся стран Центральной Азии / Графика Всемирного банка

Последствия пандемии / Графика Всемирного банка Прим. Результаты основаны на последних данных 157 стран по продолжительности обучения в школе с поправкой на качество образования в годах (незавершенное среднее)

Страны, где были закрыты образовательные учреждения / Графика Всемирного банка

Неравенство в обучении / Графика Всемирного банка Прим. Результаты по Казахстану — PISA-2018, а по Кыргызстану PISA-2009

По материалам informburo.kz

В преддверии формирования нового мирового порядка

В условиях усиления Китая США болезненно переживают крах своей иллюзии о бесконечном...

Карантин и рост коронавирусного инфицирования –...

Украина второй день пребывает за психологической чертой в 2000 инфицированных в сутки....

За COVID-19 заплатит крупный бизнес

Демократы предполагают ввести 60-процентный налог за прирост капитала в период с 18...

Панацея

Трамп хочет любой ценой заполучить вакцину к выборам – чтобы выглядеть...

Мир накануне вакцинации: принесет ли она спасение

Вакцина от COVID-19 – не только ценный коммерческий приз, но и политический инструмент

Борьба с борьбой с коронавирусом

Полемика вокруг карантина может стать удобным предлогом для отстаивания полномочий...

Covid-19 сделал «Пропозицію»

Мэры крупных городов удачно оттеняют свою значимость на фоне слабых губернаторов и...

COVID-19: Мир в поиске эффективного лечения

Пандемия COVID-19 представляет собой величайший за последние 100 лет глобальный кризис...

Об оправданных и ложных ожиданиях

Карантин ослабевает, границы открываются. В первую очередь это касается тех стран,...

Иммунитет и вакцины

Две волшебные палочки, которые спасут мир от COVID-19

Густую траву легче косить

Выход Украины из карантина – явление весьма интересное и странное. Дело в том, что...

Світовий ефект пандемії: роздуми в коронавірусному...

Перебування у тривалому карантині мимоволі провокує думку: якими можуть стати Україна...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка