Государство и международное сотрудничество против COVID-19

30 Марта 2020 1 3

«Мы не поможем людям, делая для них то, что они могли бы сделать сами».

Авраам Линкольн

Суверенное государство как высшая форма политической организации общества прошло долгую историческую эволюцию и выполняет сегодня ряд важных функций. Не вдаваясь в теорию вопроса, сосредоточим внимание на роли современного государства в условиях, когда его население оказывается в экстремальной ситуации.

В соответствии с конституционными нормами забота о сохранении и поддержании прав и свобод своих граждан, а также обеспечение национальной безопасности – его главная функция. Итак, государство всегда обязано выступать в роли гаранта общественного блага. В противном случае в  кризисных условиях принцип «спасайся, кто может», становится основным для его граждан.

Спроецируем эти постулаты на ситуацию, в которой оказался мир, т.н. человеческий поливерсум, с весны этого года. Политическое разнообразие государств усложняет решение этой важной задачи. Кроме того, в современном мире действует большое число  образований, не обладающих государственным суверенитетом: международные правительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, разного рода ассоциации, движения, фонды и союзы. При этом нельзя не учитывать их участия и влияния в мировой политике, особенно в столь критическое для человечества время.

Все мы являемся свидетелями проявления коронавирусной пандемии и реакции на нее отдельных государств. Сегодня никому не известны возможные последствия этой «чумы» ХХІ столетия, поэтому речь идёт о неотложных мерах и средствах противодействия коронавирусной угрозе. Страны Group7, куда входят  Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония, и которую ошибочно называют «Большая семёрка», демонстрируют неодинаковое поведение в борьбы с пандемией.

Важно отметить, что «Группа семи» не является международной организацией, основанной на международном договоре, поэтому ее решения не имеют обязательной силы. Фиксация намерения сторон придерживаться согласованной линии или рекомендаций другим субъектам международных отношений применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов – вот ее главное предназначение.

Самый богатый член «семёрки» – США -- намерены привлечь не менее 2,5 трлн. долл. на спасение американцев от коронавируса: именно такую сумму президент Трамп запросил у конгресса.

По информации «Голоса Америки», 60% американцев положительно оценивают действия Трампа в борьбе с пандемией и  49% одобряют его работу в качестве президента страны. Характерно, что эти результаты соцопроса являются самыми высокими за время его президентства.

Насколько Вашингтон солидарен со своими европейскими партнерами, свидетельствуют переговоры госсекретаря США М. Помпео с председателем Европарламента Ж. Боррелем, в ходе которых была отмечена необходимость объединения усилий для преодоления инфекционных заболеваний на обоих континентах. Подчеркивалось: «в свете глобальных размеров этого вызова и с опорой на  трансатлантическое партнерство США и ЕС способны сделать значительный вклад в международные усилия, чтобы «сдержать распространение пандемии и уменьшить ее негативное влияние в краткосрочной и долгосрочной перспективе».

Представитель ЕС и госсекретарь США согласились с необходимостью усиления международного сотрудничества и гуманитарной помощи медицинского направления для наиболее уязвимых перед коронавирусом стран.

Предметом обсуждения также была ситуация в Венесуэле, Иране, отношения между ЕС и Турцией, поддержка мирного процесса в Афганистане и ряд других вопросов.

В настоящее время эпицентр коронавирусной пандемии переместился в страны ЕС, о чем недавно заявил Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус, бывший министр иностранных дел Эфиопии. Он призвал мировое сообщество удвоить усилия по сдерживанию коронавируса. В Европе эпицентром распространения заболевания стали Италия и Испания, где число инфицированных и жертв превысило аналогичные показатели Китая. Лидеры стран ЕС договорились о закрытии внешних границ на 30 дней из-за глобального распространения вирусной инфекции. Европарламент утвердил также решение об ограничении въезда на территорию ЕС граждан третьих стран. В конце концов либеральные демократии сумели консолидироваться перед лицом нависшей над ними беспрецедентной опасности. Непопулярные в условиях приоритета политики обеспечения демократических свобод и прав человека жесткие меры социальной безопасности были приняты без серьезных возражений.

Возникает вопрос: сработал инстинкт самосохранения, или банальный рационализм стал мотивом для принятия соответствующих решений? Во всяком случае, европейские обыватели и их лидеры выбрали единственно правильное решение пойти на ограничение пресловутых индивидуальных ценностей в пользу коллективных. При этом не слишком пострадали демократические свободы и права человека.

Политический процесс в объединенной Европе продолжается, как это видно из деятельности структурных элементов ЕС и наполняющих его политических партий. Не остановлена и политическая жизнь в европейских регионах, которая была скорректирована с учетом реальной ситуации. Похоже, что коронавирус не разъединил, а объединил институты политической власти и европейских граждан в совместной борьбе за существование. Поэтому писать новые «Декамероны», как в ХIV ст., можно будет в комфортных условиях стран Евросоюза.

Международное партнерство -- вопреки прогнозам разного рода аналитиков -- в глобализированном мире продолжает развиваться. Забота о социальном благе и международная солидарность продиктованы прежде всего интересами сохранения и развития национальной и мировой экономики. Полная остановка экономических процессов и механизмов невозможна, хотя длительная рецессия вполне вероятна. Рано или поздно, подсчитывать убытки транснациональных корпораций и среднего бизнеса все же придется не только в Европе, но и в других регионах Земли. В этой ситуации важно не утратить человеческий капитал и гуманизм как моральную норму бытия. Индивидуальный и национальный эгоизм не должен возобладать в отношениях между людьми и народами.

Пример Украины, где число зараженных коронавирусом неуклонно растет, заставляет задуматься над его возможными последствиями. Во-первых, «импорт» коронавирусной инфекции из стран, где степень заражения высока, дает нам основания перекрыть свои границы, как это сделали страны--члены ЕС.

Во-вторых, не являясь передовой европейской экономикой, но будучи ценной для наших западных партнеров и союзников своими природными ресурсами и геополитическим положением, Украина может рассчитывать на международную помощь. Необходимо, чтобы последняя не предоставлялась на заранее продиктованных и невыгодных для Украины условиях: суверенное государство не должно торговать политической независимостью и территориальной целостностью.

Как бы ни были привлекательны обещания западных демократий спасти Украину от новых вызовов и угроз ценой утраты суверенитета, они не должны быть приняты политическим истеблишментом страны.

Процесс реформирования общественной системы Украины находится в довольно противоречивом и незавершенном состоянии, поэтому необходимо сосредоточить усилия для его разумного завершения.

Стабилизация и реструктуризация банковского сектора, реформирование судебной и здравоохранительной систем, пенсионного обеспечения, а также создание антикоррупционных органов – вот далеко не полный список нерешенных проблем. Не последнее место в нем занимает реформирование политической системы и системы подготовки компетентных руководящих кадров, острый дефицит которых в последнее время стал проблемой государственного управления.

Отметим, что интеллектуальный потенциал в Украине пока остается на довольно высоком уровне. Экспертное и научное сообщество обязано определить парадигму и пути реализации стратегии национального развития в условиях коронавирусной пандемии. Понятно, что рассчитывать придется одновременно на собственные силы и на помощь со стороны глобальных структур – МВФ, Мирового банка, ЕС, ООН и НАТО. В этом контексте особое значение обретает вопрос, каким станет украинское государство после коронавирусной пандемии, в т.ч. в результате международной помощи.

Политические режимы могут различаться в рамках классических типов: демократия—авторитаризм--тоталитаризм. В условиях украинских политических традиций и реалий формы правления также варьируются: парламентская республика, президентская республика или смешанная форма.

Не исключаются следующие формы организации власти: полицейское и военизированное (хунта) правление; существует потенциальная возможность трансформации государства в гражданское общество или превращение его в «сервисный центр» по обслуживанию олигархов на центральном, региональном и кланово-отраслевом уровнях. В целом риск превращения демократической республики (подавляющее большинство государств мира) в условиях чрезвычайной ситуации в тоталитарное или олигархическое государство довольно высок.

Международное сотрудничество как форма  отношений между государствами в принципе не знает границ и цивилизационных ограничений. Предоставление помощи со стороны «тоталитарного» Китая демократическим странам Европы (и, в частности, Украине) служит ярким примером международной солидарности. Говорить о факторах «внешнего управления» и об «особых интересах» государств--доноров вряд ли ныне, на фоне коронавирусной пандемии, уместно. Страны и народы позитивно воспринимают оказание международной помощи, а люди на уровне индивидуального сознания одобрительно относятся к гуманным действиям таких государств --  независимо от их политических режимов и масштабов национального богатства.

Світовий ефект пандемії: роздуми в коронавірусному...

Перебування у тривалому карантині мимоволі провокує думку: якими можуть стати Україна...

Американские ученые составляют карту случаев...

Исследователи из Института биокомплексности Университета Вирджинии выиграли...

Заложники

На протяжении нескольких месяцев сотни миллионов людей по всему миру вынуждены...

Заявление пресс-спикера Посольства КНР в Украине

На днях одна украинская общественная организация под предлогом того, что Китай якобы...

COVID-19 против преступности

«Мошенники, киберпреступники, организованные преступные группы (ОПГ) и педофилы...

Затишье перед главной бурей

Вторая волна пандемии может быть мощнее первой – опасаются медики и политические...

Карантин ради «ощущения тревоги»

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко сделал одно архиважное признание: парки...

Резервные таланты

Названы рабочие места, на которых можно пережить карантин и экономический кризис

Выживальщики

За время, проведенное в карантине, мы поняли, как нам не хватает свободы. Мы привыкли...

Страховка от COVID-19

Количество новых инфицированных COVID-19, к сожалению, растет ежедневно. И пока статистика...

Небезопасная усталость

К карантину невозможно привыкнуть за полтора месяца – потому что это в принципе то,...

Сохранить в себе Добро

Карантин изменил жизнь каждого украинца. Еще вчера люди, работающие  в...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
30 Марта 2020, Валерий

Статья полностью нацелена на то , чтобы убедить украинцев в благотворности произошедших изменений как в мире , так и на Украине . Да и трудно было бы ожидать другого , учитывая общественный статус автора . Но всё-таки позвольте сделать несколько замечаний . Автор : интеллектуальный потенциал пока на довольно высоком уровне .
Может быть это утверждение и соответствует истине , но есть одно существенное но .
Какова отдача от этого потенциала ? Находится ли Украина среди государств почитаемых и уважаемых в международном сообществе ? Почему на Украине шесть лет идёт
гражданская война ? Почему Украина самое бедное государство в Европе ? Почему у нас
доминируют худшие проявления нацизма и национализма ? Почему население Украины
уменьшилось на двенадцать млн. человек ( по самым щадящим подсчётам ) ? И это в стране с довольно высоким интеллектуальным уровнем . Мне кажется , что нынешние
" умники " все свои способности направляют только на то , чтобы получить режим наибольшего благоприятствования только для себя лично , остальные - пусть неудачник
плачет . Для вида прикрываются высокими словесами , а на деле руководствуются
давно известным : человек человеку волк .Вот и вся цена вашему потенциалу . Тут автор
обмолвился о помощи глобальных структур . МВФ - что может быть глобальнее и вот их
" помощь " . Или вы (украинское государство ) принимаете нужные нам ( глобальным структурам ) законы , или вы ( государство ) получаете фигу . Ничего не скажешь - глобальные альтруисты . Это ещё один факт высокого интеллектуального уровня - государство с протянутой рукой . Если ты такой умный , отчего ты такой бедный ? Оттого
мы такие бедные , что ум направлен не в сторону общественного блага , а в сторону
личных потребностей и не останавливается даже перед преступлениями .

- 6 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка