Транспортный коллапс, объединяющий. Не всех

06 Апреля 2021

Первый день новой рабочей недели, 5 апреля, стал днем транспортного коллапса в украинской столице.

Причина – строгие карантинные ограничения по транспорту, введенные из-за попадания Киева в «красную» зону. Воспользоваться общественным транспортом теперь можно лишь при наличии специальных пропусков. В т.н. идеальном варианте подобная схема должна была бы работать более-менее четко: предприятия, где это возможно, переводят своих сотрудников на удаленную занятость, остальные же получают пропуска от городской власти.

В то же время опыт предыдущего года показал, что введение транспортных ограничений приводит к проблемам для горожан – по комплексу причин, включая и ту, что, к примеру, дорожные работы в столице не прекращались. Одновременно с повышенным количеством личного транспорта это приводило к увеличенной загруженности столичных улиц.

В этом же году основной проблемой стал доступ жителей столицы к спецпропускам, которые (вместе с удостоверением личности) только и предоставляют право на проезд в наземном транспорте и метро. Проехаться без них практически невозможно – на остановки выведены дополнительные силы полиции, которые и осуществляют проверку наличия спецпропусков. Подключена к делу и муниципальная стража.

Как заявил первый замглавы Киевской городской госадминистрации Николай Поворозник, по состоянию на 5 апреля в Киеве было выдано 437 тысяч специальных пропусков на пользование общественным транспортом. 6 апреля, по его же словам, должно было быть выдано еще 63 тыс. пропусков. Ну а по словам Киевского городского головы Виталия Кличко, больше пропусков и не нужно: «По нашим подсчетам, около 400 000 людей задействованы в жизнедеятельности города. Мы напечатали 440 тысяч, мы дополнительно напечатали еще 60 тысяч, но больше мы печатать не будем», – рассказал мэр Киева.

При оценочном количестве населения Киева в 3–3,5 миллиона понятно, что это количество пропусков оставляет большинство жителей столицы без возможности пользования общественным транспортом. Поступают сообщения, что даже сотрудники медицинской сферы оказались не в состоянии получить пропуска. На проблемы с доступом киевлян-работников жизненно важных для города сфер мэрии указали и в Офисе президента.

«Считаем такую ситуацию недопустимой. Власть Киева должна срочно исправить ситуацию, обеспечив жителей города согласно установленному порядку спецпропусками для пользования общественным транспортом. Должно быть обеспечено и достаточное количество единиц транспорта на маршрутах для перевозки», – говорится в заявлении, опубликованном на официальном канале Офиса президента.

Недостаточное количество спецпропусков, в свою очередь, стало причиной для многочисленных конфликтов между водителями маршрутных транспортных средств и пассажирами. Водители отказываются выходить на маршруты из-за того, что им постоянно приходится вступать в споры с пассажирами, которые требуют везти их без наличия спецпропусков. Подобные конфликты отнимают время, негативно сказываются на психике. Поэтому уже отмечены случаи, когда наземные транспортные средства не выходили на маршрут в обычном своем количестве.

Зато сразу повысили цены на свои услуги таксисты. Пользователи социальных сетей жалуются, что цены повысились в 2,5-3 раза, а в некоторых случаях они якобы начинаются от 450-500 грн. за поездку. И хотя такая реакция не в новинку, но она вызывает вполне понятное удивление и возмущение.

В то же время проблему спецпропусков «решают» другими способами. Появились сообщения о том, что спецпропуска продают. На популярных сайтах перепродажи вещей и услуг появились объявления о продаже спецпропусков – причем, за достаточно низкую цену, по 100-200 грн. Причем объявления о продаже появлялись в сети уже через несколько часов после того, как пропуска стали в принципе доступны.

Департамент транспортной инфраструктуры Киевской ГГА обратился по этому поводу в полицию и заявил, что «…такими действиями лицо, которое разместило данное объявление, вводит в заблуждение жителей города Киева, работников предприятий, учреждений и организаций, которым такой специальный билет выдается на безвозмездной основе и дискредитирует работу Департамента и городской власти в целом в такое непростое для города и страны время».

Ограниченность доступа к специальным пропускам рождает и другие слухи. Например, что даже подача заявок на пропуска в установленном порядке не гарантирует их получение для предприятий – что здесь тоже включается коррупционная составляющая. А с учетом того, что проблемы, подобные киевским, испытывают сейчас далеко не только жители столицы, вариантов может быть много.

Проблемы с транспортом коснулись и других крупных украинских городов, где были введены карантинные ограничения.

В Днепре, например, запретили проезд в маршрутных такси и автобусе стоя, а бесплатный проезд для льготников ограничили с 10 до15 часов. В результате еще с конца марта на остановках образовываются большие очереди, при этом некоторые водители на свой страх и риск пускают в транспортные средства пассажиров на стоячие места, в результате чего транспортные средства сразу забиваются.

А вот в Полтаве 5 апреля центральные улицы были перекрыты из-за митинга предпринимателей, недовольных карантинными ограничениями. Протестующие требовали от Кабмина выплаты положенной социальной помощи, а местные власти критиковали за то, что те создали неравные условия по карантинным ограничениям для различных предпринимателей.

Где произошел полноценный транспортный коллапс, так это в Николаеве. Мэрия приняла весьма специфическое решение – общественный транспорт функционирует только в рабочую перевозку, с 6:30 до 9:00 и с 16:30 до 19:00. При этом для того, чтобы попасть в него, все равно нужен спецпропуск. Проблемы и недовольство в связи со спецпропусками здесь примерно такие же, как и в столице. А ограничение по времени движения создает дополнительные: например, домой не могут попасть те работники медицинской сферы, у которых ночная смена заканчивается к 9 часам утра.

В итоге многие местные автобусы попросту не вышли на маршрут, потому что за такое ограниченное время они могут даже не успеть совершить один рейс в обоих направлениях. В первые дни действия новых ограничений они даже пытались менять маршруты, двигаясь по улицам, «параллельным» основным транспортным магистралям. Однако затем, после вмешательства полиции, эта практика прекратилась. Теперь же даже в рабочую перевозку на остановках выстраиваются огромные очереди, а цены на такси повысились (хотя и не так кардинально, как в столице).

Одновременно с этим в Ужгороде с 6 апреля карантин ослабляют. «Со вторника, 6 апреля, в Ужгороде разрешено осуществление регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах, исключительно на местах для сидения», – написал городской голова Ужгорода Богдан Андреев в сети Facebook.

В целом, несмотря на общие проблемы, связанные с коронавирусом (спад экономики из-за карантинных ограничений, неготовность медицинской сферы к приему такого количества больных), достаточно ярко проявляются и отличия по регионам. Во многом это является следствием того, что четкого алгоритма взаимодействия между центральными и местными властями в борьбе с коронавирусом так и не выработано.

Поэтому и наблюдается такая разница в подходах, далеко не всегда вызванная собственно разницей в эпидемиологической ситуации. Во всяком случае, городам, планирующим ввод карантинных ограничений на общественном транспорте, стоит учитывать негативный опыт Киева и Николаева.

«Корона» Украины

Украина и без COVID-19 стремительно вымирает. В 2020 г. умерло 616 835 человек, что стало самым...

Пандемия: проблемы разные, недовольство общее

Недовольство государственной политикойпо борьбе с коронавирусом присутствует, и это,...

Terra incognita вакцинації проти COVID-19

Епідемія піде на спад, коли у більшості населення планети з’явиться популяційний...

Вызов человечеству

Пандемия показывает, как дорого платит человечество за неполное знание

Кто кого: власть vs COVID-19

COVID-19 не отступает. Эффективность борьбы c пандемией во многом предопределена системой...

«Новый мир» под присмотром

После того как реализуется предложенная главой клуба давосских миллиардеров идея,...

Маска, я тебя знаю

Наибольшую опасность представляют высокодисперсные аэрозоли, частицы которых имеют...

Правила кроя и шитья

Украинцев стали больше приглашать на работу за рубежом

Миграция во время эпидемии

Многие предпочитают «пересидеть» коронавирус в странах с менее жесткими...

Пандемия COVID-19 — вызов человечеству

Проблема преодоления пандемии уже не является только медицинской и даже...

В преддверии формирования нового мирового порядка

В условиях усиления Китая США болезненно переживают крах своей иллюзии о бесконечном...

7 млн. учащихся в Центральной Азии бросят школу и вуз

В будущем удалённая форма обучения станет постоянной для некоторых стран

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка