Куба после Кастро

№15 (861) 13 — 19 апреля 2018 г. 12 Апреля 2018 5

Рауль Кастро и Мигель Диас-Канель

Куба на пороге новой эпохи: впервые почти за 60 лет управлять государством будет не Кастро, а человек с другой фамилией. 19 апреля президентом страны (вместо 86-летнего Рауля, в 2008 г. подхватившего эстафету у своего брата Фиделя) станет первый вице-президент Мигель Диас-Канель. Кто он такой, и что может принести Кубе его президентство?

Встречайте нового босса

От братьев Кастро Диас-Канель отличается не только фамилией — между ними немало значимых различий. Он заметно моложе представителей исторического поколения кубинских лидеров: в должность Диас-Канель вступит за день до 58-летия (Фидель ушел с поста в 81 год, а Рауль руководил страной в возрасте от 76 до 86 лет). Как и 70% кубинцев, новому президенту не довелось жить в Кубе без Кастро. Участвовать в кубинской революции он не мог, и у него нет той самой главной легитимности, которой на протяжении 60 лет обладают руководители государства и чиновники высшего звена.

Более того, ему суждено стать первым гражданским президентом страны с 1952 г. (именно тогда генерал Фульхенсио Батиста сверг демократически избранное правительство Карлоса Прио Сокарраса). Несмотря на принадлежность к руководству кубинской коммунистической партии он будет первым в истории государства президентом, не занимающим при этом пост первого секретаря КПК (эту должность за собой сохраняет Кастро).

При этом возмутителем спокойствия Диас-Канель явно не станет: это опытнейший представитель высшего эшелона власти, прекрасно проявивший себя в самый разгар т. н. «особого периода» (таким эвфемизмом здесь описывают экономическую катастрофу, пережитую страной сразу после развала Советского Союза). В те времена он был провинциальным партийным руководителем и приобрел репутацию эффективного управленца, прагматика и человека из народа. Будущий президент, отказавшись от служебного авто, регулярно объезжал территорию Вилья-Клары на велосипеде, что сближало его с местными жителями и одновременно демонстрировало верность идеалам революции. Хорошо знакомый с ним кубинский журналист пояснил агентству Reuters: «Он так поступал вовсе не в погоне за популярностью, а лишь потому, что таким собственно и был — чрезвычайно прямым и открытым».

В 1991 г. Диас-Канеля вводят в состав центрального комитета КПК, а в 2003-м — всего в 43 года — он становится самым молодым членом политбюро. В 2009 г. Диас-Канель получает пост министра высшего образования, а на должность первого вице-президента Кубы его выбирают в 2013-м.

В отличие от массы молодых и неопытных (зато лояльных) руководителей, воспитанных лично Фиделем и нередко продвигаемых вверх по служебной лестнице с излишней поспешностью, Диас-Канель шел к президентству относительно медленно и вполне заслуженно, не пропустив ни одной ступени на лестнице чиновничьей иерархии.

Он сумел заручиться поддержкой широкого круга представителей политического спектра Кубы, и, скорее всего, его кандидатура получит единогласную поддержку. Впрочем, о внутренних политических процессах, лежащих в основе его выдвижения на пост президента, сторонним наблюдателям остается только гадать.

Диас-Канель не только опытный представитель власти — он в совершенстве владеет мастерством выживания в политике. Ему удалось избежать судьбы таких коллег, как экс-глава МИД Фелипе Перес Роке и секретарь совета министров Карлос Лахе Давила (бывших восходящих звезд и потенциальных реформаторов вычистили из рядов партии в 2009 г. — по словам Фиделя, за то, что они поддались искушению «меда власти»). По мнению многих экспертов, чиновников уволили за необдуманные поступки и идущие вразрез с официальной линией высказывания о ходе реформ и темпах перемен на острове. В отличие от них, Диас-Канель вплоть до недавнего карьерного рывка к посту вице-президента всегда старался держаться в тени.

Вопрос легитимности

Несмотря на опыт и впечатляющий послужной список, вероятному новому президенту Кубы придется столкнуться с серьезнейшими трудностями. Кубинская экономика едва сводит концы с концами (и это мягко говоря), у представителей власти существуют разногласия по поводу темпов и масштабов экономических и политических реформ, а расширение доли частного сектора (на фоне снижения степени вмешательства государства в экономические вопросы) спровоцировало формирование нового явления — усугубляющегося неравенства.

Куба все еще пытается оправиться от последствий урагана Ирма и адаптироваться к радикальному сокращению объемов венесуэльских субсидий. При этом Гаване предстоят затяжные экономические трудности, поскольку американское эмбарго вряд ли будет окончательно снято в обозримом будущем, учитывая политику администрации Трампа.

Но в основе всего лежит вопрос критической важности — вопрос легитимности. В отличие от предшественников, чье право на власть подкреплялось революционной родословной, Диас-Канелю придется добиваться авторитета самостоятельно, не словом, а делом. Его успехи будут оцениваться способностью выполнять обещания — о проведении реформ, о повышении чуткости правительства, о расширении доступа к информации, об улучшении качества жизни и о создании более широкого спектра возможностей для молодых граждан.

Большинство кубинских экономистов дружно говорят о необходимости проведения валютной реформы, о потребностях в привлечении иностранных инвестиций и повышении производительности труда в государственном секторе. Тем не менее на Кубе (как и в большинстве стран) реализация здравых, с точки зрения экономистов, планов осложняется существующими политическими реалиями. Удастся ли Диас-Канелю решить эту проблему?

Куба и мир

Сегодня никому не под силу спрогнозировать, как именно Диас-Канель будет решать существующие задачи. Сомнений не вызывает лишь одно — перемены не за горами. Но ни США, ни иные внешние силы не смогут формировать суть или временные рамки этих перемен. Впрочем, у них есть возможность обеспечить климат, упрощающий проведение реформ. Соответствующая стратегия США (признание кубинского суверенитета в сочетании с отказом от призывов к свержению режима) способна сократить вероятность осуществления Диас-Канелем максимально радикальных перемен.

ЕС выбрал путь стимулирования отношений с Кубой, в ноябре 2017 г. заключив Соглашение о политическом диалоге и сотрудничестве. И сегодня Брюссель и государства—члены ЕС оказывают весомую помощь процессу экономической и политической эволюции Кубы. Помимо подписания соглашений о возобновляемой энергетике и ресурсосберегающем земледелии, Брюссель выступает за поддержку проведения на острове более масштабных структурных реформ.

В начале 2018-го во время визита в Гавану европейские чиновники благодаря опыту, накопленному в процессе перехода на евро, предложили Кубе поддержку в отчаянно необходимой для страны унификации валюты (сегодня там сразу две официальные валюты). Представители Швеции предложили центральному банку Кубы помощь в разработке прогрессивной системы налогообложения.

«Есть возможности для торговли, инвестиций, разработки общих решений для таких глобальных вызовов, как миграция и изменение климата. Мы можем вести диалог с Кубой по всем этим вопросам, поскольку у нас есть заинтересованность в общении несмотря на существующие различия между нами», — пояснила глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини на пресс-конференции в Гаване.

Внести свой вклад стремятся и кредиторы Кубы. В 2015 г. члены Парижского клуба (в т. ч. Франция, Испания и Великобритания) подписали с Гаваной соглашение о списании или реструктуризации $11,1 млрд. кубинского внешнего долга. Такой шаг поспособствует более полной интеграции страны в мировую экономику — а это жизненно важно для оздоровления и тем более для роста кубинской экономики.

И хотя Куба все так же изолирована от традиционных международных финансовых институтов, например МВФ и Всемирного банка (главным образом благодаря США), другие структуры, в частности Латиноамериканский банк развития и Центральноамериканский банк экономической интеграции оказывают острову поддержку в проведении реформ путем оказания технической и финансовой помощи.

Активно сотрудничают с Кубой Китай и Россия. В 2011-м Куба реструктуризировала задолженность перед КНР на $6 млрд. (большую часть сумму просто списали), а в 2014 г., перед визитом Путина в Гавану, Россия списала $32 млрд. кубинского внешнего долга.

В начале марта Пекин оказал Гаване помощь в реализации различных проектов в сельском хозяйстве, в сфере водоснабжения, возобновляемой энергетики и технологическом секторе на $36 млн. Сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером Кубы — объем экспортных поставок на остров в 2017 г. составил $1,8 млрд.

Объемы российско-кубинской торговли в последние два года тоже радикально нарастают: в 2017-м суммарная стоимость экспортных поставок на Кубу из РФ возросла на 81%. Впервые с 90-х гг. Россия поставляет Гаване нефть, помогая компенсировать утрату венесуэльских нефтяных субсидий.

Выбор верной стратегии

Страны мира проявляют повышенный интерес к сотрудничеству с Кубой именно в тот момент, когда США демонстрирует все меньше заинтересованности в этом. Пересмотрев политику предшественника, Трамп предпринял ряд шагов, ограничивающих (правда, не запрещающих полностью) контакты с Кубой, а также радикально сократил численность персонала американского посольства на острове. В последний раз у Вашингтона была столь малочисленная команда в Гаване в 1977 г., сразу после того, как президент Картер издал распоряжение об открытии при кубинском посольстве Швейцарии «секции интересов США».

В то время, как остальные страны разрабатывают проекты по оказанию помощи острову в деле реализации реформ, внешнеполитические подходы США к Кубе все более напоминают политику первых дней «холодной войны».

Никакой выгоды нынешняя стратегия враждебности Соединенным Штатам не принесет. Более того, в стремлении изолировать Кубу Вашингтон добьется успеха лишь в вопросе изоляции США.

Маргерит ХИМЕНЕС,
Руководитель Кубинской программы Вашингтонского офиса по вопросам Латинской Америки (WOLA). Политолог, доцент Джорджтаунского университета. В администрации президента Обамы занимала должности старшего советника-консультанта министра торговли США и координатора кубинских программ государственного департамента.Статья опубликована в Foreign Affairs 29 марта 2018 г. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Более ста человек погибли на Кубе при крушении...

Пассажирский Boeing-737 разбился в пятницу практически сразу после вылета из аэропорта...

Ясинский: Кубе необходима новая собственная модель...

Новому главе государства придется столкнуться с рядом системных проблем

Куба: Кастро ушел, пришел Диас-Канель

86-летний Рауль Кастро останется руководителем Компартии Кубы

Лидер Кубы и МИД КНДР провели совместную встречу

Министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ри Йонг Хо...

Аудиозапись «акустической атаки» на посольство США в...

Отозванные с Кубы дипломаты подтвердили, что это именно те высокочастотные звуки,...

Загрузка...

Кубик Хельсинки

Украина для Трампа -- больше пункт для торга

Мы наш, мы новый криптомир построим

Криптовалютная индустрия задействует новые атрибуты мировой финансовой системы

Брюссель на подступах к Хельсинки

В брюссельском медиа-центра госдепартамента США состоялся телефонный пресс-брифинг...

Рекордный спад патриотизма: Америкой «чрезвычайно»...

4 июля 2018 г. войдет в историю как день рекордного спада патриотических настроений в США:...

Израильский «Этно-хутор» помогает украинским вдовам

Свыше 1300 участников I Международного дипломатически-предпринимательского форума INTEREX...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка