НАТО – военные расходы под инвестиционным соусом

13 Февраля 2019 5

12 февраля в брюссельском медиацентре Госдепартамента США состоялся телефонный пресс-брифинг постоянного представителя США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон, посвященный назначенному на 13–14 февраля совещанию министров обороны государств- членов в штаб-квартире альянса.

Госпожа посол особо отметила: для исполняющего обязанности министра обороны США Патрика Шанахана (бывшего заместителя «Бешеного пса» Мэттиса, а ранее вице-президента корпорации Boeing; руководит  Пентагоном с 1 января 2019 г.) совещание с коллегами в новом качестве станет дебютным. По сути Шанахану предстоит крещение боем, ведь в повестке дня, по словам посла, масса разноплановых и непростых вопросов – жизнь после выхода из ДРСМД, пополнение рядов альянса 30-м членом (Македонией), проблема наращивания инвестиций в оборону (так теперь принято именовать затраты на военные нужды), укрепление инструментов сдерживания потенциальной агрессии с востока и, конечно же, обсуждение темы Афганистана.

Не отступая от традиций, предлагаем вашему вниманию отчет о брюссельском брифинге прямой речью – наиболее содержательные тезисы выступления посла и ответы на самые актуальные вопросы наших иностранных коллег:

ХАТЧИСОН: Завтра я с удовольствием поприветствую в Брюсселе исполняющего обязанности министра обороны Патрика Шанахана. Уверена – нас ожидает продуктивное и плодотворное общение в рамках министерского заседания. А для министра оно станет дебютным.

Конечно, первым делом мы обсудим протокол о членстве Северной Македонии. Как вам известно, мы давно стремились к сотрудничеству с Македонией и присоединению этой страны к НАТО. В данный момент они находятся на стадии вступления, а парламентам всех государств — членов альянса необходимо будет дать на это согласие. Наша страна оказывает всемерную поддержку процессу, и после завершения всех ратификационных процедур Македония станет 30-м членом НАТО.

Темой обсуждения будет и Договор РСМД. На протяжении более пяти лет мы вели работу с Россией. Попытки выхода из ДРСМД предпринимались Россией еще с 2007 г., и это задокументировано. При этом Америка старательно пыталась сохранить данный договор и обеспечить соблюдение его условий обеими сторонами.

К сожалению, нам стали поступать доказательства несоблюдения Россией условий договора – нам стало известно, что они, по сути, занимаются разработкой ракет, выходящих за рамки договора, еще с середины 2000-х. И теперь Америка – в соответствии с протоколом данного международного соглашения – уведомляет: нам необходимо приступить к созданию средств обороны от разрабатываемых Россией с нарушением договора ракет.

Мы будем говорить об инвестициях в оборону. На мой взгляд, союзники уже демонстрируют впечатляющий прогресс в деле распределения  финансового бремени. Мы считаем, что мощь альянса обеспечивается тремя ключевыми компонентами – средствами, потенциалом и участием.

Что касается средств: мы предложили (а наши союзники ранее поддержали это мнение) странам — членам НАТО нарастить оборонные расходы до 2% ВВП. Это позволит нам обеспечить необходимый потенциал для мощного альянса.

Говоря об участии, мы имеем в виду участие в миссиях НАТО. Наши союзники активно действуют по всем трем фронтам, что не может не радовать. Конечно, мы еще далеки от желаемой цели, но с 2016 г. мы добились огромного прогресса.

По моим оценкам, к концу 2020 г. союзники суммарно потратят на оборонные нужды на $100 млрд. больше — в соответствии с прогнозами, приведенными в национальных планах членов альянса. Мы также ожидаем, что к 2024 г. большинству союзников удастся выполнить ранее данное обещание о наращивании оборонных расходов до 2% ВВП, и суммарно мы выйдем на $300 млрд. или даже на $350 млрд. дополнительных инвестиций в оборону.

Иными словами, речь идет о реальном значительном шаге в верном направлении. Мы стремимся обеспечить достижение поставленной цели как можно скорее – ради укрепления мощи альянса.

На заседании мы обсудим темы сдерживания и необходимого для этого потенциала. Одну из наших целей мы называем «4 по 30»: это означает возможность развертывания 30 батальонов, 30 эскадрилий и 30 боевых кораблей за 30 дней в любой точке, где эти силы могут оказаться востребованными. Это весьма амбициозная задача, но решение принято.

У нас также состоятся встречи с европейскими союзниками по общим для нас темам: в их число, конечно же, входит вопрос мобильности войск, ведь переброска наших сил — в случае необходимости — по территориям всех европейских государств должна укладываться в срок до 30 суток.

На повестке дня будет стоять вопрос о безопасности телекоммуникаций. Мы развиваемся — все мы, — создавая все более масштабные сети и используя самые современные технологии. И нам необходимо оценить адекватность наших мер по обеспечению безопасности и согласовать дальнейшие шаги в этом направлении.

И заключительной значимой темой для обсуждения на встрече министров станет Афганистан. Специальный представитель США по мирному процессу в Афганистане — посол Халилзад — прибыл в Брюссель со всей командой и готов рассказать нам о прогрессе в мирном процессе. Естественно, мы еще далеки от желаемого результата, но движемся в правильном направлении. Такова повестка дня встречи министров обороны НАТО на 13–14 февраля.

SITEL TV (Македония): Вы упомянули о протоколе для Северной Македонии – когда, по вашему мнению, следует ожидать ратификации этого документа Сенатом США? Как вы думаете, насколько гладким будет процесс рассмотрения протокола во всех 28 парламентах, учитывая, что Греция уже ратифицировала данный документ?

ХАТЧИСОН: Полагаю, этот процесс пройдет гладко. Все наши страны провели соответствующие консультации, и каждый из членов НАТО помнит, что подписание такого протокола в руках правительств. Естественно, мы уверены и в поддержке наших парламентов. Четких временных рамок пока никто не устанавливал — никакого формального графика нет. Но, скорее всего, процесс вступления завершится еще до конца текущего года, поскольку у парламентов разный график работы и проведения сессий. Мы же надеемся, что все завершится до конца года, и с нетерпением ждем возможности поприветствовать 30-го члена нашего альянса.

NEW YORK TIMES (США): Следует ли считать антидемократичность правительств ряда стран (в особенности Венгрии, а также Польши и Турции) значительным риском для НАТО? И если такой риск действительно существует, какие шаги следует предпринять альянсу?

ХАТЧИСОН: Естественно, все мы осознаем — некоторые аспекты демократии в рамках нашего альянса переживают определенные изменения или пересмотр. В НАТО никогда не поднимался вопрос о необходимости прямого вмешательства в подобные ситуации, но мы неизменно поддерживаем только лучшие демократические ценности. И так, вероятно, будет всегда.

Но ведь речь идет о демократиях, в этих странах проходят выборы, на которых свою волю декларирует народ. Конечно, мы в США, замечая вызывающие тревогу моменты, проводим соответствующие консультации с союзниками. Все это осуществляется на двусторонней основе. И мне известно, что остальные страны придерживаются того же принципа.

Формализма тут нет, но я хочу отметить, что все без исключения наши союзники — решительные сторонники НАТО. Вопрос по-другому никогда не ставился. Ничто не совершенно, но мы, тем не менее, являемся мощным и единым альянсом, однозначно способным обеспечивать «зонтик безопасности», т. е. выполнять изначальную миссию нашего союза.

LES ECHOS (Франция): Позвольте вернуться к вопросу об РСМД. Действительно ли США готовы вести с Россией переговоры о новом соглашении? Готовы ли вы открыть это соглашение для участия других стран, например Китая?

ХАТЧИСОН: Соединенные Штаты постоянно напоминают о нашей готовности к заключению нового соглашения, объединяющего все страны, которые обладают теми баллистическими ракетами, что выходят за рамки ДРСМД. Стороной этого договора пока является только Россия, но упомянутые ракеты есть и у других государств.

NORWAY NEWS (Норвегия): На днях Россия обвинила Норвегию в наращивании военной инфраструктуры в Арктике, заявив, что подобные действия требуют ответной реакции РФ. Какой может быть такая реакция, учитывая, что Норвегия является членом НАТО?

ХАТЧИСОН: Я не слишком хорошо осведомлена об этой конкретной ситуации, но нам известно, что в прошлом проблемы подобного рода возникали. И нам тогда удавалось разряжать конфликты. Нет сомнений в том, что мы будем принимать участие в разрешении конфликтных ситуаций любого рода, возникающих в отношениях между этими двумя странами.

DEUTSCHE WELLE (Турецкая служба): Госпожа посол, судя по политике в отношении Венесуэлы, Ирана или закупок С-400 в России, Турция встает в один ряд со странами, находящимися в конфронтации с США. Как это влияет на сотрудничество в сфере обороны и непосредственно на альянс? И второй вопрос – ведутся ли дискуссии о возможной роли НАТО в деле защиты Турции или обеспечения ее безопасности?

ХАТЧИСОН: По вашему второму вопросу — никаких обсуждений такой роли НАТО в данный момент нет. Тем не менее я озвучу точку зрения США. Мы чрезвычайно обеспокоены перспективами появления российской противоракетной обороны на территории любой из стран альянса. Мы настойчиво отговариваем Турцию от такого приобретения, поскольку оно негативно скажется на существующих в Турции типах обороны. Покупка российской противоракетной системы способна либо подорвать нашу оперативную совместимость, либо спровоцировать иное нарушение, ставящее под угрозу безопасность альянса.

Вот почему это очень тревожно. Тревогу разделяет весь альянс, и мы надеемся, что Турция примет правильное решение и отдаст предпочтение другой системе. Мы знаем, насколько Анкара чтит свой суверенитет и безопасность, но в этом вопросе мы обращаемся к Турции с просьбой о выборе поставщика из нейтрального или союзного государства.

ALTINGET (Дания): Вопрос касается распределения финансовой нагрузки. Дания недавно взяла на себя дополнительные обязательства по наращиванию расходов на оборону с 1,3% до 1,5% ВВП к 2023 г. Достаточно ли такого прогресса, с точки зрения американцев? Или же это слишком мало?

ХАТЧИСОН: Мы хотим видеть Данию в числе партнеров с полноценным вкладом. Я могу отметить, что Дания активно содействует укреплению потенциала и принимает участие в наших миссиях. И мы, несомненно, ценим это. Датчане — сильный партнер во всех аспектах, но мы надеемся, что они не  остановятся и будут добиваться поставленной цели в соответствии с ранее данным обещанием — ассигнования 2% ВВП на оборону.

TELEGRAPH MEDIA GROUP (Великобритания): Что вы думаете о Европейской инициативе вмешательства (EII)? Способна ли она стать дополнением НАТО?

ХАТЧИСОН: Мы, конечно же, надеемся на то, что она сможет служить дополнением НАТО. Мы также надеемся на то, что эта инициатива не будет дублировать функции НАТО. Инициатива, предусматривающая сотрудничество европейских государств в вопросе укрепления совместной обороны, – дело хорошее, но только до тех пор, пока она не входит в противоречие с действиями НАТО и не дублирует функции альянса. Дело в том, что мы, помимо наращивания мощи коллективной обороны, стремимся и к максимально эффективному использованию всех потраченных нами долларов.

DIE RHEINPFALZ (Германия): Американское армейское командование в Германии подтвердило: рассматривается возможность переброски большего числа американских военнослужащих и военной техники в Польшу. Не будет ли этот процесс осуществляться за счет военных объектов в Германии, в особенности за счет авиабазы Ramstein?

ХАТЧИСОН: У нас достаточно много военнослужащих и баз в Германии, и в этом вопросе ожидать перемен не следует. Более того, НАТО открывает в Германии дополнительный логистический центр ради повышения мобильности наших войск. Наличие еще одной бригады в Германии (как и дополнительного военно-морского подразделения в США) предусмотрено планами нашей новой структуры командования.

Иными словами, численность войск в Германии не сократится. Что касается Польши. Польша выдвинула предложение, и оно сегодня рассматривается, но полной ясности в вопросе дальнейших действий пока нет. Сегодня это предложение находится в министерстве обороны, а там пытаются определить степень полезности его реализации. В любом случае в ущерб Германии ничего предприниматься не будет.

Справка «2000»: 

75-летняя госпожа посол — далеко не новичок в американской политике. В 60-е годы дипломированному юристу довелось поработать репортером на одном из техасских телеканалов, а затем управляющей банком и даже учредителем кондитерской компании. За ее плечами четыре года в Палате представителей штата Техас (1972–1976), два года работы на посту вице-председателя Национального совета по безопасности на транспорте США (1976–1978). А в 1993 г. она становится первой женщиной в истории Техаса, представляющей интересы штата в американском сенате. Здесь она задержалась на два десятилетия. На должность постпреда в НАТО сенат утвердил ее в августе 2017 г.

Новости дня: В ООН назвали текущее число жертв конфликта в Донбассе

Читайте последние новости о событиях в мире и Украине на страницах «2000» и в социальных сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram

загрузка...

Загрузка...

Зреет очередная революция в Украине?

Западу следует отказаться от использования откровенно недемократичной практики --...

Как в Вашингтоне будущее Украины обсуждали

Хербст высоко оценил нового украинского лидера, назвав Зеленского «чрезвычайно...

National Interest о перспективах вооруженных сил Украины

Формировать новые пакеты поставок летальной помощи необходимо на основании более...

Дипломатия канонерок: США и союзники помогают Украине...

В июне Пентагон анонсировал выделение Украине дополнительной военной помощи на $250...

В поисках мира

Бывшие европейские империи превратились в сателлитов, зависимых от товарных кредитов...

Новый президент Украины заслуживает дополнительной...

Дэвид Петреус и Джон Хербст подчеркивают необходимость продолжения финансирования...

Загрузка...

Украина Кувейту обеспечит «Монако»

Экипажи 831-й бригады тактической авиации Воздушного командования «Центр» ВС ВСУ...

Почему американцы нанесли удар по Гонконгу

У кого-то еще есть сомнения в том, что нельзя ездить на слоне в магазине фарфоровой...

Индустрия туризма помогает избавиться от бедности

Опережающий рост электронной коммерции наблюдается именно в деревнях, что...

Сад длиною в жизнь

Китайские власти всячески поощряют волонтерские проекты, а местные СМИ делают их...

Польша готовит трибунал над ОУН-УПА?

Выпячивание национализма, явно противоречащего европейским ценностям, не...

Стройка на безымянных останках

История урочища Куропаты должна стать предметом изучения иностранных исследователей,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка