Ощущение паралича в эпицентре кризиса

№29–30 (868) 3 — 9 августа 2018 02 Августа 2018 3 4.2

16.07.2018 в авторитетном американском издании The Atlantic вышел аналитический обзор «Украина — эпицентр кризиса в отношениях между Россией и Западом» авторства Роберта Мэлли, признанного гуру в области разрешения локальных и транснациональных конфликтных ситуаций.

«Пока Трамп с Путиным общаются в Хельсинки, сложившаяся конфронтация отображает еще более глубокий (и, скорее всего, на текущий момент непреодолимый) раскол. Приземляешься в Киеве и оказываешься в эпицентре нынешней конфронтации России и Запада», — пишет автор, прекрасно знакомый с украинской тематикой.

2 января Мэлли, руководитель Международной кризисной группы, в уже традиционный перечень «10 конфликтов 2018 года, достойных всяческого внимания» включил и противостояние в Украине.

«События на востоке — это еще не вся картина происходящего. Украинское государство остается хрупким — даже в сферах, избавленных от прямого вмешательства Москвы. Правительство Петра Порошенко не занимается борьбой с системной коррупцией, ставшей источником множества проблем страны. Многие украинцы утрачивают веру в законы, институты и элиты. Недовольство Минскими соглашениями (а украинцы видят в них уступку сепаратистам и Москве) лишь нарастает, даже в среде реформаторов... Вмешательство Европы жизненно необходимо — как ради достижения прогресса в переговорах о миротворческой миссии, так и ради продвижения идеи ведения более взвешенных дебатов в Украине», — писал Мэлли 02.01.2018.

В июльском обзоре оптимизма еще меньше, а некоторые высказывания известного американского эксперта у нас легко могут посчитать откровенной крамолой и «зрадой», хотя прислушаться к мнению г-на Мэлли все же стоит. Изложенные в материале мысли почерпнуты не с потолка: это результат общения с украинскими политиками (к примеру, встреча г-жи Тимошенко с Робертом Мэлли состоялась 10 июля, менее чем за неделю до выхода материала из печати), чиновниками и рядовыми гражданами:

«Достигший затяжного тупика украинский кризис отражает еще более зияющий разрыв — пожалуй, на нынешнем этапе и вовсе непреодолимый. Киев и Москва в принципе одобрили Минские соглашения: и они остаются единственными законными рамками решения конфликта. Упомянутые соглашения предусматривают прекращение огня, проведение местных выборов в Донецке и Луганске, придание этим регионам особого статуса самоуправления, их реинтеграцию в Украину, амнистию для повстанцев и вывод с территории страны всех иностранных вооруженных формирований.

Но помимо заявленной готовности сторон к диалогу, существует множество серьезных недомолвок и препятствий. Киевские власти (и немалое число украинцев) считают, что данная сделка заключалась под дулом пистолета. Особенно сложно им смириться с положениями об особом статусе и амнистии. Россия, со своей стороны, не проявляет особого рвения в деле воплощения в жизнь положений о безопасности, не демонстрирует готовности к выводу войск (продолжая полностью отрицать их присутствие) или к обеспечению Украины возможностью восстановления контроля над общей границей.

Ощущение паралича формирует еще и тот факт, что Киев не спешит интегрировать жителей Донбасса — в той же мере, в какой Москва не горит желанием брать на себя ответственность за них. С точки зрения украинского правительства и многих жителей запада страны, подконтрольные сепаратистам территории представляют собой место обитания миллионов враждебно настроенных избирателей, способных в ходе выборов привести к власти политиков, дружелюбных по отношению к Москве. С точки зрения Кремля, эти регионы остаются финансовой обузой, и заботу о них там готовы взвалить на других.

Один украинский политик в частной беседе со мной описывал Донбасс как «чемодан без ручки»: и нести неудобно, и выбросить жалко. Вот почему так непросто избежать формирования неприятного ощущения: складывается впечатление, что стороны ломают копья по поводу соглашения, которое обеим не по душе, а происходит это все ради территорий, заселенных ненужными этим сторонам людьми...

Тем временем влияние конфликта на жизнь простых граждан лишь усиливается. В зоне боевых действий Донбасса проживает свыше 4 млн. граждан — в условиях дефицита продовольствия, безработицы и отсутствия медицинской помощи. По обе стороны линии столкновения в откровенно небезопасных условиях ведут жизнь более 600 000 человек: они переживают ежедневные обстрелы, подрываются на минах, сталкиваются с ограничениями свободы перемещения, а еще они лишены доступа к базовым услугам.

Гражданские лица с обеих сторон приходят в отчаяние, осознавая, что разделительная линия, проведенная без учета существующего политического или культурного контекста, в конечном итоге стремительно превращается в практически неоспоримую данность.

Киевские власти предпринимают откровенно слишком мало. Они могли бы осуществить шаги, демонстрирующие, что власть считает жителей подконтрольных сепаратистам территорий полноправными гражданами — жертвами обстоятельств, а вовсе не провокаторами конфликта. Они могли бы упростить переход через линию соприкосновения и гарантировать жителям сепаратистских республик отсутствие бюрократических препон, а также возможность получения государственных субсидий. Но вместо этого Киев ограничивает их свободу передвижения, лишая их государственной поддержки и услуг.

Правительство Украины зачастую применяет силу без разбора, нанося ущерб безоружным мирным гражданам. Так и нет гарантий амнистии для простых людей (учителей, врачей и т.п.), просто занимающихся своей работой по ту сторону линии столкновения и нуждающихся в гарантиях своего будущего. Украинские чиновники слишком часто отметают любую критику, именуя ее проявлением российской пропаганды.

Украинские руководители стоят на своем: они не желают совершать никаких действий, обеспечивающих сепаратистские власти даже видимостью легитимности. Не намерены они и финансировать правление сепаратистов. Но при этом вопрос о том, как хорошо (или как плохо) складывается жизнь людей на этих территориях, не вызывает особой заинтересованности ни у фактических правителей отколовшихся республик, ни у их московских спонсоров. Они даже и не пытаются стать образцовыми руководителями. А вот расплачиваться за происходящее придется простым украинцам.

Такими темпами, когда дело дойдет до реинтеграции (если это вообще когда-либо произойдет), люди, проживающие восточнее разделительной линии, встретят возвращение Донбасса под власть Киева скорее с ужасом, а не со вздохом облегчения.

На текущий момент никто (как правило) ничего не хочет слышать. Киевские чиновники уверяют, что не они спровоцировали конфликт: происходящее они называют не гражданской войной, а войной между Украиной и воинствующей Россией. По их словам, у них просто нет возможности разрешить данный конфликт. Путешествуя по стране, выслушиваешь массу теорий о том, как США, Россия (или оба государства вместе) могли бы положить конец конфликту.

К примеру, Трамп и Путин подпишут некую сделку, разменяв Сирию на Украину или Крым на Донбасс. Или же Россия рано или поздно развалится, как Советский Союз, а оккупированные территории просто сами вернутся в объятия Украины. Или же Трамп поиграет мускулами, причем судьба Украины станет для него внешнеполитическим приоритетом США, и американцы в итоге «нагнут» Путина.

Вполне стройные на бумаге теории имеют крайне мало общего с реальностью. У Путина нет ни стремления, ни возможности изгнать Иран из Сирии (предположительная российская «разменная монета» для снятия американских санкций за Украину). Невзирая на намерения Трампа и его эксцентричные заявления, крайне сложно представить себе американского президента, готового официально смириться с аннексией Крыма в обмен на вывод войск из Донбасса.

Нет никаких сомнений в наличии у России бесспорных структурных слабостей, но это государство вовсе не стоит на краю пропасти. Следовательно, украинцам остается лишь уповать на Трампа. Но Трамп, проявляющий заботу о будущем Украины в достаточной степени, не имеет ничего общего с Трампом настоящим, а Трамп настоящий настолько иным быть просто не может, что он неоднократно доказывал собственным поведением.

Те украинские чиновники, с которыми мне довелось пообщаться, правы в одном: для окончательного разрешения украинского кризиса необходимо решать фундаментальные вопросы, разделяющие Москву и Запад. Но они ошибаются, полагая, что нечто подобное произойдет достаточно скоро, пребывая в уверенности, что время на их стороне, а на глубокие внутренние противоречия в стране, не обладающей мощной национальной идентичностью, можно не обращать внимания.

Они действительно могут просто сидеть, выжидая, пока Путин одряхлеет, а Трамп изменится. Но существуют и куда более безопасные и мудрые варианты действий, которые всегда можно контролировать: протянуть руку людям по ту сторону линии столкновения, заняться исправлением гуманитарной ситуации в Донбассе и инициировать всеобъемлющий национальный диалог о том, как должно выглядеть будущее страны», — резюмирует политолог.

Роберт МЭЛЛИ, американский юрист, политолог, специалист по урегулированию конфликтных ситуаций. Занимает пост президента и руководителя Международной кризисной группы ICG (Вашингтон, США). Член Совета национальной безопасности США при президенте Обаме (февраль 2014 — январь 2017), помощник советника президента США по национальной безопасности (1996—1998), директор программ демократии, прав человека и гуманитарных проектов Совета национальной безопасности (1994—1996). Эксперт по израильско-палестинскому конфликту, в качестве специального помощника президента Клинтона принимал участие в организации саммита 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. В 2015 г. — спецпредставитель администрации Обамы по Ближнему Востоку, а также специальный советник президента по вопросам борьбы с ИГИЛ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Зеленский требует больше антикризисных мер

Правительство готовит программы выхода из экономического кризиса после эпидемии. В...

Кабмин утвердил план стимулирования экономики

Кабинет министров представил план стимулирования экономики для преодоления...

Славянский базар: стало известно, кто представит...

Международный фестиваль искусств “Славянский базар-2020” в Витебске пройдет по...

Шесть областей Украины не готовы перейти ко второму...

Черновицкая, Ровенская, Львовская, Киевская, Закарпатская и Волынская области не...

Завтра в Украине сохранится тепло, а во вторник придет...

В ближайшие сутки, 11 мая, в Украине ожидается теплая погода без осадков, сообщает...

39% украинцев заявляют о финансовых трудностях в связи...

Около 90% украинцев отмечают, что с переходом на карантин в рамках борьбы с...

Подтянуть пояс и ускориться в развитии

Если план Меркель-Макрона по созданию Фонда восстановления экономики ЕС, впервые...

Кредитный аппарат искусственного жизнеобеспечения

Китайская идиома играть на цитре для коровы зачастую используется для описания...

Фань Сяньжун: «Помощь – это дорога в будущее»

Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине г-н Фань Сяньжун отвечает на вопросы...

Культурно-національні багатства України: болгари

Болгари – слов’янський народ з найбільш древньою розвиненою культурою, який...

Программа спасения

В США стартовала программа спасения малого и среднего бизнеса. Стоит за ней издали...

Не ждать разрешения на самостоятельность

Итак: враг Россией выбран очень точно и давно – нефтедоллар и политическая...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
04 Августа 2018, Валерий

Все конфликты подобного рода во всём мире заканчивались путём переговоров между
конфликтующими сторонами . Даже тогда , когда одна из сторон действительно применяли методы террора , чего нет в Донбассе . Всё упирается в упорное и упрямое нежелание Киева начать прямые переговоры с лидерами ЛДНР . Только прямые переговоры могут сдвинуть дело с мёртвой точки .

- 17 +
vitaliy

Вы правы, но есть один нюанс - кто и как может договариваться с невменяемыми?

- 0 +
pgrm

Поддерживаю. Нынешний Киевский режим абсолютно недоговороспособен. Любые гарантии, которые он в принципе способен родить не стоят бумаги на них потраченной. Европа поёт ту же песню, Янукович уже попался на эту удочку. Когда им удобно - они официальные лица, когда нужно в угоду коньюктуры - те же люди оказывается "выражают" лишь свою личную позицию, которая как это ни удивительно никак не связана с их официальной позицией как государственных деятелей. Очень удобное раздвоение личностей лишающее всякого смысла проведение с ними переговоров и достижение каких-либо договорённостей.

- 17 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка