Раскол украинской и русской церквей демонстрирует политическую значимость православия

№4 (892) 25 — 31 января 2019 г. 23 Января 2019 1 3.2

Недавнее решение украинской православной церкви об отколе от РПЦ3, принятое по прошествии более чем трех столетий взаимной связи, — не просто реакция на непрекращающийся уже несколько лет вооруженный конфликт между двумя странами, но еще и демонстрация значимости политической роли православия в регионе.

Для Украины характерно полное доминирование православного христианства: почти 78% совершеннолетних украинцев считают себя православными (для сравнения — в России этот показатель составляет 71%). Данные получены исследовательским центром Pew Research Center в 2015 г. по итогам соцопроса, проведенного на большей части территории страны (мы не оценивали ситуацию в ряде спорных регионов Восточной Украины).

Это гораздо выше, чем в 1991-м, ставшем годом распада формально атеистического Советского Союза и обретения Украиной независимости: тогда православными христианами себя называли 39% украинцев. По численности православного населения (приблизительно 35 млн. человек) Украина занимает третье место в мире — после России и Эфиопии.

Мало того, в Украине православие тесно переплетено с общественной и политической жизнью. Примерно половина граждан (51%) полагают, что настоящему украинцу «в определенной степени важно» быть православным. Подобное наблюдается и в России: тут принадлежность к православной вере важным атрибутом истинно русского человека называют 57% респондентов.

Почти половина населения обеих стран (по 48%) считают, что религиозные лидеры обладают минимум некоторым влиянием на политику. Но такая ситуация не по душе 61% украинцев и 52% россиян.

Раскол между православными церквями двух государств — неотъемлемый компонент масштабной истории политической напряженности, формируемой геополитическими амбициями России в регионе и неприятием этих амбиций Украиной. При этом ряд некоторых стран Восточной Европы, где доминирует православие, признает за Россией лидерство и в политике, и в вопросе веры.

К примеру, большинство православных христиан таких стран, как Сербия (77%) и Грузия (62%), считают, что Россия обязана защищать православных христиан и за пределами своей территории. Число украинцев, разделяющих эту точку зрения, существенно меньше — 41%.

Действительно, несмотря на то что наш опрос проходил в 2015 г. (когда православная церковь находилась под юрисдикцией РПЦ), очень многие украинцы (46%) и тогда высшей инстанцией православия считали лидеров украинской национальной церкви (либо патриарха Киевского, либо митрополита Киева и всей Украины4). Лишь 17% граждан своим духовным лидером признавали Московского патриарха Кирилла. Еще меньше число тех, кто высшим авторитетом считал патриарха Константинопольского Варфоломея — 7%, хотя с чисто технической точки зрения именно он является главным лидером почти 300 млн. православных.

Но в отношении украинцев западных и восточных регионов страны к политической и религиозной верхушке России наблюдается огромная разница. Восточные украинцы демонстрируют более позитивное отношение к РФ, чем их западные соотечественники.

Например, по результатам опроса 2015 г. свыше половины жителей востока (55%) уверены в том, что Россия обязана защищать православных, проживающих за пределами РФ. В то же время на Западной Украине с этой точкой зрения не согласны 58% респондентов.

Московский патриарх также пользуется более широкой поддержкой в восточной, а не в западной части Украины. Западные украинцы в большей степени склонны ориентироваться на собственных патриархов5 и видеть в них высшую инстанцию православия.

Из-за боевых действий на востоке Украины между пророссийскими силами и правительственными войсками социологический опрос 2015 г. охватил только 80% территории и населения страны — за исключением аннексированного Россией в 2014 г. Крыма, а также восточных районов Донецкой и Луганской областей.

С учетом непрекращающейся геополитической напряженности между двумя странами отношение жителей Западной Украины к России вряд ли могло измениться к лучшему. Но данные о поддержке России Восточной Украиной вполне могли бы оказаться выше, если бы у нас была возможность провести опрос и на спорных территориях страны.

Cправка «2000»

Pew Research Center (PRC) — американский независимый центр социологических исследований, авторитетная структура, учрежденная в 2004 г. в Вашингтоне некоммерческим благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts (основан в 1948 г.). Центр анализирует социологию и демографию веры большинства регионов планеты.

1 Материал опубликован 14 января 2019 г. Pew Research Center.

2 Журналист, историк, аналитик, старший редактор Pew Research Center, эксперт по вопросам культуры, религии, науки и взаимоотношений церкви и государства, колумнист ряда ведущих американских СМИ.

3 Так у автора. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе. До недавнего времени на территории Украины действовали три крупные православные церкви — каноническая Украинская православная церковь, а также канонически не признанные УПЦ (КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). 15 декабря 2018 г. в Киеве по инициативе властей состоялся церковный собор, участие в котором приняли иерархи УПЦ (КП) и УАПЦ, экзархи Вселенского патриарха Константинополя. Самая многочисленная по количеству прихожан каноническая Украинская православная церковь участвовать отказалась. Рабочим языком на соборе был английский с синхронным переводом на украинский. Была учреждена Православная церковь Украины (ПЦУ), митрополитом (но не патриархом) Киевским и всея Украины избран Епифаний. 6 января с. г. он вместе с президентом Порошенко получил томос от Константинопольского патриарха Варфоломея.

Т. о. в настоящее время в Украине действуют каноническая Украинская православная церковь и новосозданная ПЦУ.

Что касается Русской православной церкви (поместной церкви России), то синод РПЦ заявил о прекращении евхаристического общения с патриархом Варфоломеем, поскольку считает его действия неканоническими, политизированными и направленными на раскол православия. (Ред.)

4,5 Очевидно, автор имеет в виду предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Онуфрия либо митрополитов — глав УПЦ (КП) или УАПЦ. (Ред.)

Дэвид МАССИ

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Американская разведка бьет тревогу – в космосе все...

В России и Китае ведутся разработки космического оружия, представляющего серьезную...

«Тарас Бульба» подсластит «Слово надежды»

Авиационное сообщение между Львовом и Ригой поможет латышам больше узнать об отдыхе в...

Дразним русского медведя зонтиком НАТО?

Складывается впечатление, что некоторые разрушительные идеи навечно прописались во...

Стена ниже — shutdown длиннее

«Гуманитарный» фастфуд для государственных служащих стал символом их...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Denis

Обычно исторические мифы появляются по прошествии многих лет, а тут прямо сходу фантастические сюжеты гуляют, ложность которых очевидна, но которые продолжают проталкивать со страниц сми

>>Недавнее решение украинской православной церкви об отколе от РПЦ
УПЦ от РПЦ не откалывалось и решений онного не принимало. Структуры Филарета (Денисенко) и Макария изначально в РПЦ не состояли, поэтому отколоться физически не могли. Что от чего откололось - совершенно непонятно, но тем не менее нужный посыл сделан....

- 7 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка