Распределение международной помощи — ошибочность стратегии ЕС

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 15 Февраля 2017 0

Похоже, в Европе не слишком хорошо разбираются в том, как расставлять приоритеты в вопросе оказания международной помощи.

Несмотря на гражданские войны и крах систем госуправления в Ираке, Ливии, Сирии, а также в ряде стран юга Африканского континента, Евросоюз не уделяет достаточного внимания поддержке ближайших соседей. Вместо этого ЕС взвалил на себя роль глобальной структуры по оказанию международной помощи (и это при нынешнем стесненном бюджете).

Судя по самым свежим (за 2014 г.) статистическим данным и отчетам Еврокомиссии, ЕК несет огромные расходы на оказание помощи и осуществление разнообразных проектов в развивающихся странах, а также расходует средства на процессы интеграции в ЕС восточных и южных соседей. На обеспечение подобных программ в 2014—2020 гг. предусмотрено почти $68 млрд. И это без учета $32 млрд., выделенных на тот же период Европейским фондом развития (EDF), главным органом ЕС, отвечающим за распределение международной помощи. Еще $9 млрд. — в виде кредитов и грантов — ежегодно получают от Европейского инвестиционного банка (EIB) не входящие в состав ЕС государства.

По объемам выделяемой интернациональной помощи Евросоюз уступает только США: в 2014 г. Евросоюз потратил приблизительно 63% суммы расходов Агентства по международному развитию США (USAID).

Внимательное изучение практики распределения европейских фондов позволяет понять — явного единства в целях нет, что особенно заметно на примере деятельности EDF. К примеру, Великобритания предпочитает поддерживать государства Содружества, Франция горой стоит за франкофонов и военные операции на юге Африки, а Испания настаивает на выделении средств Латинской Америке. Более того, в то время, как континент старательно пытается решить проблему безопасности и мигрантов, ЕС не слишком спешит направлять ресурсы в те страны, где упомянутые проблемы зародились.

Инструмент развития и сотрудничества Еврокомиссии — структурное подразделение в составе ЕК, отвечающее за борьбу с глобальной нищетой, — за период с 2014-го по 2020 г. потратит около $21 млрд. И эти расходы — яркий пример европейской сумятицы в вопросе приоритетов. Из упомянутых средств 30,1% выделено Южной Азии, 22,7% — Северной и Юго-Восточной Азии, 19,8% — Латинской Америке, 8,5% — Средней Азии и лишь 6,6% Африке и 4,3% Ближнему Востоку.

Судя по статистике 2014 г., в деле распределения международной финансовой помощи ЕС следует положениям «Целей развития тысячелетия» ООН: заявленная задача состоит в «продвижении демократии, верховенства права, принципа ответственного государственного управления, а также уважения к правам человека ради главной цели — искоренения нищеты».

Тайфуны в Южной Азии, землетрясения в Латинской Америке и последствия поднятия уровня вод Мирового океана на тихоокеанские острова — вот что неизменно привлекает внимание Брюсселя! И хотя в ЕС пытаются распределять часть фондов в непосредственной близости от собственных границ, этих ресурсов явно недостаточно.

Так, в самом начале 2015 г. ряд сотрудников структур ООН и некоммерческих организаций, выезжавших в Иорданию, Ливан и Турцию, били тревогу в связи с потенциальным кризисом беженцев — задолго до его эскалации весной 2015 г. Однако Брюссель и сегодня с непозволительной медлительностью пересматривает географические приоритеты.

Европейский инвестиционный банк в выдаче в 2014 г. не входящим в состав ЕС странам кредитов на $9 млрд. тоже придерживается определенной географической модели распределения. Так, 28% ресурсов выделено ожидающим вступления в Евросоюз странам и Европейской ассоциации свободной торговли EFTA (Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), 21,5% — странам, расположенным на южной периферии союза, 18% — представителям Азии и Латинской Америки, 15% — государствам Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов и 15% — восточным соседям Европы.

Не удивительно, что Европейский инвестбанк («сохраняя независимость и самостоятельность в вопросе принятия решений») лишь наращивает объем средств, расходуемых Еврокомиссией в рамках оказания международной помощи. Иными словами, критерии, предъявляемые Европой к финансируемым проектам, главным образом основаны на целях и задачах ООН в борьбе с бедностью, а вовсе не на конкретной политической стратегии, разработанной с учетом актуальных вызовов для экономики, миграционной системы и безопасности континента.

Несмотря на необходимость выделять средства по определенным статьям, общий объем расходов ЕС по программе международной помощи наглядно демонстрирует: в Евросоюзе до сих пор упорно рассматривают развивающиеся страны в контексте откровенно устаревшей концепции «Третьего мира» — их воспринимают скорее как попрошаек, а не потенциальных и готовых к сотрудничеству партнеров.

Ради переориентации усилий Европы на решение проблем, существующих в непосредственной близости от границ союза, Европарламенту следует требовать пересмотра формулы распределения средств в сторону усиленного внимания к Восточной Европе, Балканам, а также к Африке и Ближнему Востоку. И несмотря на риски в сфере безопасности, Евросоюз вполне мог бы инвестировать существенно больше в дело стабилизации обстановки у восточных и южных соседей.

Кроме того, Еврокомиссии и странам—членам ЕС необходимо в целом сократить ассигнования на оказание помощи и развитие, а вместо этого нарастить расходы, выделяемые на стимулирование экономического сотрудничества. Одним из приоритетов должна стать финансовая поддержка компаний, ведущих бизнес на Ближнем Востоке и в Африке, — с помощью Европейского инвестиционного банка и других институтов.

Главное — не упустить открывающиеся для бизнеса возможности, в особенности в сфере энергетики, водоподготовки и в транспортном секторе. Следует стимулировать европейские компании, которые не готовы идти на риски, к ведению бизнеса на этих развивающихся рынках, где уже вовсю хозяйничают Китай и Россия.

В качестве примера можно рассмотреть Алжир: страна уже наращивает военное сотрудничество с РФ, а КНР строит здесь новый порт.

Предотвращать радикализацию европейской, арабской и африканской молодежи необходимо посредством создания постоянных рабочих мест, а не путем программ краткосрочной финансовой поддержки.

Еще одним приоритетом должно стать наращивание расходов на безопасность в рамках ассигнований на оказание международной помощи (сегодня на эту статью выделяется лишь 4% бюджета ЕС). Общая политика безопасности и обороны ЕС, обеспечивающая фундамент для проведения миротворческих миссий и предотвращения конфликтов, остается одним из наиболее слабо финансируемых инструментов во внешнеполитическом арсенале Брюсселя. Кроме того, в целом в Европе расходы на оборону за период с 2007-го по 2015 г. рухнули на 14,5%.

На первый взгляд, может показаться, что предложение о поиске возможностей ведения бизнеса за рубежом абсолютно противоречит идее увеличения инвестиций в собственный оборонный потенциал. Однако приступить к искоренению причин нынешних бедствий Европе удастся лишь путем максимально активного сотрудничества с собственным «ближайшим зарубежьем» при одновременном формировании потенциала, способного играть роль мощного сдерживающего фактора для тех, кто угрожает интересам континента.

Статья опубликована Foreign Affairs  9 февраля 2017 г. 

© Council on Foreign Relations. // Tribune News Services.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Сложные маневры на бездорожье

Противоречия между США и ЕС принимают принципиальный характер, но они не помешают...

Сплошные расходы

Хотя президентская кампания в России официально стартовала 17 февраля, ее приближение...

Стучимся в «Ворота будущего»

Постоянное представительство Украины при международных организациях в Вене приняло...

Военные преступления CША: игнорировать Международный...

Прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда сообщила о наличии...

Лондон не для ПЕПсов

Власти Великобритании займутся «политически значимыми лицами» (politically exposed person),...

Загрузка...

План для АСЕАН и сопилка из Тбилиси

В Мадриде открылась одна из крупнейших международных туристических выставок FITUR 2018,...

От санкций на дизеле на выборы на всех парах

Российские СМИ вошли в предвыборный период, но не забывают и об Украине

Первый год Трампа: ко второму сроку на волнах...

Разговоры об импичменте Трампа могут смениться рассуждениями о мрачных последствиях...

Ливан: будущее лишенной смысла миссии

Правительство страны боится, что более решительные действия миротворцев...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка