Украина стремится стать частью Запада, но итоги выбранной стратегии неоднозначны

№4 (892) 25 — 31 января 2019 г. 24 Января 2019 3.5

В надежде на повышение шансов на переизбрание на второй срок президент Украины сделал три ставки. На кону — и будущее страны. Президент надеется, что выбранный путь навсегда разорвет связи Киева с Москвой и обеспечит Украину полноправным членством в сообществе западных государств, тем не менее стратегия его игры пока приносит неоднозначные результаты.

В 2014 г., после революции «евромайдана», увенчавшейся свержением Виктора Януковича с поста президента и его бегством в Россию, Кремль приступил к реализации амбициозного проекта по переориентации основных геоэкономических связей с Европой — полностью в обход Украины. Януковичу (несмотря на коррумпированность и все прочие недостатки) удавалось вполне успешно нивелировать подобные попытки россиян путем уступок в вопросах транзита газа и базирования Черноморского флота.

На первом этапе Еврокомиссия заняла сторону Украины, по сути заблокировав строительство «Южного потока». Более того, разлад в российско-турецких отношениях, спровоцированный в 2015 г. действиями ВВС Турции, которые сбили российский истребитель на сирийско-турецкой границе, судя по всему, вернул Анкаре интерес к привычному занятию — блокированию российских амбиций в Черноморском регионе. Впрочем, упомянутые тенденции оказались недолговечными.

Порошенко сделал ставку на гарантии США и ряда американских союзников из Центральной Европы (таких как Польша), обещавших навсегда положить конец проектам российских трубопроводов в Европу в обход Украины. Тем не менее России постепенно удалось полностью нивелировать упомянутые гарантии.

«Турецкий поток» уже обретает реальные черты, и Анкара, похоже, готова отказаться от всех поставок импортного российского газа через Украину. Да и ввод в эксплуатацию второй ветки этого трубопровода обеспечит РФ прямой выход на клиентов из Южной Европы. Но важнее всего уже начатая прокладка «Северного потока-2», позволяющего России в два раза нарастить объемы поставок в Германию и центральную часть Европы непосредственно по Балтийскому морю.

Посол США в Германии Ричард Греннелл адресовал европейским фирмам, задействованным в строительстве «Северного потока», безапелляционное предупреждение о грозящих им американских санкциях. В Киеве могут надеяться, что эти слова заставят европейские компании смириться с потерями в случае отказа от участия в проекте «Северный поток-2».

В то же время комиссар ЕС по вопросам бюджета Гюнтер Эттингер признает: похоже, проект находится на столь поздней стадии реализации, что отказаться от него уже невозможно. Более того, Анкара всегда готова перехватить у Украины эстафетную палочку главного транзитного центра поставок российских энергоносителей в Европу. При этом возможности строительства собственных соединительных трубопроводов для поставок газа из РФ в Турцию по европейской распределительной сети уже рассматривают в Греции и Болгарии.

В поиске решения возникших проблем Украине остается рассчитывать на усилия канцлера Германии. Меркель дипломатическими путями добивается от Москвы обещаний сохранить часть объемов транзита российских энергоносителей через Украину ради обеспечения украинской экономики столь необходимыми для нее поступлениями. В ответ Берлин гарантирует Москве дальнейшее участие Германии в реализации проекта «Северный поток-2».

Не менее неоднозначны и результаты Украины в сфере обеспечения безопасности. Наращивается объем поставок американского оружия и военной техники от других западных государств, расширяются проекты подготовки американцами украинских военнослужащих. Более того, Украина сегодня имеет и дополнительную поддержку — ей оказывают помощь в перестройке вооруженных сил и повышении их потенциала.

Но если ноябрьская «вылазка» в Керченский пролив задумывалась как демонстрация способности Киева защищать свои морские владения, то финальный результат оказался далеким от удовлетворительного. Украина не просто лишилась части кораблей, а ее моряки оказались в плену: Европейский Союз не наложил на Россию никаких дополнительных наказаний за это. Ярко проявились и существующие внутри НАТО разногласия относительно того, какова роль альянса в Черном море и какие гарантии безопасности допустимо давать Киеву.

И, наконец, вопрос православной церкви. Порошенко удалось добиться успеха в том, в чем потерпел крах его предшественник Виктор Ющенко, — убедить Константинопольского патриарха в необходимости признания каноничности двух независимых украинских церквей, впоследствии объединившихся в единую Православную церковь Украины, существующую независимо от Московского патриархата. Порошенко, очевидно, считает эти события личной выдающейся политической победой, раз уж он отправился в так называемый «томос-тур» — поездку по областям Украины ради демонстрации подписанного патриархом Константинополя Варфоломеем I документа о создании ПЦУ.

Президенту только предстоит пройти испытание и получить ответ на вопрос — готовы ли все еще остающиеся в составе Московского патриархата приходы, священнослужители и верующие к уходу из-под юрисдикции патриарха Кирилла и переходу в возглавляемую митрополитом Епифанием Православную церковь Украины. Судя по данным «Религиозно-информационной системы Украины», на текущий момент на переход решились лишь несколько десятков приходов (преимущественно в Западной Украине).

А что если остальные — с Киево-Печерской лаврой во главе — предпочтут остаться с Москвой? В конце концов, опыт Эстонии, где Константинопольский патриарх точно так же восстановил независимость эстонской православной церкви в 1996 г., демонстрирует — далеко не все православные христиане в обязательном порядке уходят из-под крыла Москвы. Перед руководством Украины встанет вопрос — то ли решиться на силовые методы, то ли пойти по пути Эстонии и принять как данность: православные граждане имеют право выбора между отечественной церковью и церковью, аффилированной с Москвой.

Вне зависимости от того, добьется ли Порошенко переизбрания или же президентом станет другой кандидат, если России удастся обрубить транзит энергоносителей через Украину, Киеву в 2019 г. придется искать способы компенсации утраты потенциальных доходов. Более того, президенту, помимо этого, придется заниматься и углублением отношений с Западом в сфере безопасности, а также решать церковные дилеммы по мере их развития. Революция на «евромайдане» завершилась пять лет назад, Украина сохранила западный вектор, но препятствия на пути никуда не исчезли.

Справка «2000»

The National Interest — американский журнал, выходящий раз в два месяца и освещающий вопросы международных отношений. Основан в 1985 г., издается организацией Center for the National Interest. Публикации National Interest регулярно перепечатываются ведущими американскими СМИ.

*Материал опубликован The National Interest 17 января 2019 г.

Николас К. Гвоздев,
Российско-американский эксперт по международным отношениям и национальной безопасности, профессор Колледжа ВМФ США, обозреватель издания National Interest, внештатный научный сотрудник Foreign Policy Research Institute и Carnegie Council for Ethics in International Affairs.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка