Дела (около)церковные: напряженность не спадает

№47(931) 22 — 28 ноября 2019 г. 20 Ноября 2019 1 4

Бурные события, происходящие в мировом православии, вызывают в Украине гораздо менее активную реакцию, чем это было бы еще год назад. В то же время и отечественные новости из этой сферы кажутся все более тревожными.

Религиозная ситуация в Украине становится ярким показателем нерешенных новой властью идеологических и гуманитарных проблем.

Ненациональное дело

Еще год назад известие о признании Александрийским патриархом, занимающим второе место в диптихе православных церквей, Православной церкви Украины вызвало бы — как минимум — масштабную информационную волну на государственном уровне. В обоих значениях этого слова. И было бы официально преподнесено в качестве успеха украинской внешней политики.

Пока же высшее руководство Украины продолжает придерживаться принципа невмешательства в церковные дела, и тем яснее становится, что в мировом православии разворачиваются опасные для него процессы, независимые от Украины. В данном случае «украинский вопрос» лишь наиболее ярко проявил уже существующие точки расхождения.

И именно последние месяцы, когда собственно Украина (как государство) не предпринимала каких-либо активных действий в данном направлении, интенсивность процессов возрастает. Поминать главу ПЦУ начинает сперва Элладская церковь, затем соответствующее заявление делает и Александрийский патриарх. Причем следует отметить, что окончательного официального решения о признании ПЦУ со стороны Элладской церкви так и не было — решение архиерейского собора ЭПЦ признавало право Константинопольского патриарха даровать автокефалию.

Затем поминать главу ПЦУ начинает архиепископ Иероним. А в случае Александрийской церкви соборного решения пока нет и вовсе, хотя патриарх Феодор заявляет, что решение было принято после долгих обсуждений внутри АПЦ.

Что касается Элладской церкви, то вполне можно говорить о том, что единого мнения среди верующих и церковнослужителей нет. На местах священнослужители ЭПЦ отказываются от сослужения с представителями ПЦУ, прибывающими в Грецию. Ряд епископов, священников публично заявляют о неприемлемости признания ПЦУ и направляют соответствующие обращения архиепископу Иерониму.

Собственно, это и обусловило решение синода Русской православной церкви прерывать евхаристическое общение с теми епархиями ЭПЦ, чьи архиереи признали ПЦУ, и сохранять с теми, кто не признал. Вопрос же об отношениях с Александрийским патриархатом синод РПЦ должен рассмотреть 22 ноября.

Данное решение, в частности, напоминает о том, что отдельная епархия во главе с епископом может считаться полноценной церковью — и первенство как предстоятеля поместной церкви перед своими епископами, так и «вышестоящих» в диптихе предстоятелей перед другими является первенством чести, а не власти. И таких вопросов церковного устройства нынешний кризис поднимает немало. В них, а не в противостоянии «греческого» и «негреческого» и заключается суть современной напряженности.

Ведь «греческая» по традиции, языку и культуре Кипрская церковь так и не признает ПЦУ, несмотря на давление на ее предстоятеля архиепископа Хризостома. А совместная литургия патриарха Феодора и кипрского митрополита Афанасия (очень уважаемого в православном мире молитвенника и проповедника) в Лимасоле и вовсе привела к информационному скандалу. Патриарх Феодор помянул на ней главу ПЦУ Епифания — несмотря на убедительные просьбы со стороны киприотов воздержаться от этого.

Митрополиту Афанасию пришлось выступить с отдельным заявлением о том, что его позиция неизменна и единственным каноническим киевским митрополитом он считает предстоятеля УПЦ Онуфрия.

Если ранее РПЦ, прервавшую общение с Константинополем, обвиняли в самоизоляции, то теперь Фокидская митрополия Элладской церкви выступила с заявлением, что не будет принимать священников и мирян РПЦ, которые не признают ПЦУ. Неясен вопрос — а как быть с представителями других церквей, также ПЦУ не признающих? «Украинский вопрос» все ближе подводит мировое православие к краю раскола.

Тревожные звонки

Если же говорить о делах украинских, то тут наблюдаем вереницу информповодов, свидетельствующих о готовности сторонников ПЦУ переходить в новое наступление на Украинскую православную церковь.

Не иначе как «укреплением тылов» выглядят попытки окончательной ликвидации УПЦ КП — теперь уже подкрепленные решением шестого апелляционного административного суда. Напомним, 4 сентября Окружной административный суд Киева признал незаконным решение Минкульта о ликвидации УПЦ КП — после чего Минкульт подал апелляцию.

11 ноября ее удовлетворили, и теперь неясно, что может удержать структуру Филарета от окончательного скатывания на обочину религиозных и политических процессов. ПЦУ, в отсутствие поддержки со стороны власти, вряд ли пойдет, скажем, на штурм Владимирского собора, который Филарет сохраняет за собой. Но это в ближайшей перспективе. А ускорить процессы маргинализации УПЦ КП теперь можно.

Следует отметить и публикацию данных опроса Центра Разумкова по религиозным вопросам, достаточно широко растиражированных в медиа. По заверениям социологов, украинцы не чувствуют религиозных притеснений, доверие к УПЦ падает, а почти 30% верующих УПЦ доверяют главе ПЦУ.

Кстати, данные выглядят направленными не только против канонической УПЦ. Значительно заниженными представляются «результаты» протестантских конфессий. А это вкупе с декларируемым высоким уровнем доверия украинцев к католичеству (папа Франциск оказывается наиболее авторитетным религиозным деятелем) может быть проявлением закулисной борьбы группировок, ориентированных на католичество, с «политическими протестантами», о чем не раз писали «2000».

Все это служит благоприятным фоном для анонсированной архиепископом и спикером ПЦУ Евстратием (Зорей) «новой волны переходов» общин УПЦ в ПЦУ. Но главное, на что стоит обратить внимание в заявлениях Евстратия, — как он видит процесс перехода. Прихожан УПЦ, по его мнению, должно смутить то, что они будут называться Русской церковью.

Ранее попытки переименовать УПЦ в «Русскую православную церковь в Украине» были заблокированы Окружным административным судом. Однако в начале ноября министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский заявил, что поддерживает это предложение: «Я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто. И мне кажется, что нельзя в этом контексте считать вмешательством».

В этих условиях вряд ли случайно глава СБУ Иван Баканов выступает с заявлениями, что он является прихожанином УПЦ (о чем в целом и так было известно). Это может свидетельствовать как об острых противоречиях очень разной президентской команды — так и о попытках все-таки демонстрировать собственную равноудаленность по принципу, что в президентской команде есть приверженцы как УПЦ, так и ПЦУ, а глава государства держится нейтралитета.

Но то, какую массовую — и вряд ли стихийную — волну негатива в медиа вызвали заявления главы СБУ, показывает, что президента и дальше будут тестировать на прочность в этом остром для страны вопросе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Прихожан ПЦУ больше, чем прихожан УПЦ МП, - опрос

38,6% жителей Украины относят себя к прихожанам Православной церкви Украины (ПЦУ/УПЦ),...

Нападение на прихожан Украинской православной церкви

Два десятка молодых мужчин из числа сторонников ПЦУ с битами напали на четырех...

Парламент Черногории принял скандальный закон о...

27 декабря парламент Черногории одобрил вызвавший ожесточенное сопротивление закон о...

Закон о религиозных общинах раскалывает Черногорию

26 декабря полиция перекрыла центральный район столицы Черногории в попытке сорвать...

В 2019-м кровь в храмах планеты лилась с ужасающей...

Самые чудовищные теракты в отношении храмов так и остаются безнаказанными

Загрузка...

«Украинский центризм» на перекрестке процессов

Отсутствие подвижек в вопросе Донбасса может привести к оттоку избирателей...

Решение языковой проблемы — залог единой...

На сайте еженедельника «2000» недавно опубликован обстоятельный и довольно острый...

«Слуга» скольких господ?

Закон — это акт общественного согласия. Соответственно — принятие закона,...

Коронавирус украинской суверенности

Главная проблема властной команды — абсолютное отсутствие привязанности к матрице...

Дмитрий Олейник: «Предлагаем президенту использовать...

Политика ОВГЗ, как пылесос, высосала деньги из реального сектора экономики: банкам...

Украина преуспевает в строительстве «аграрной...

Не читайте перед обедом статистику о промышленном производстве в Украине!

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
22 Ноября 2019, Виктор

Все происходящее свидетельствует только об одном, происходит спланированое наступление на мировое провославие. И как бы украинские раскольники не дули щеки, они только пешки, интересные как повод, поэтому все происходящее никак уже не зависит от смиуации в Украине. Даже если епифаний останется один, без паствы и приходов, будет выслан на луну, это уже ничего не изменит, украинский раскол должен был сдвинуть лавину, и он её сдвинул. Более того, ясно ведь, что православие в любом виде на Украине не нужно западу,, есть униаты, верные перебезчики. Им и будут скормлены остатки православия. Поэтому и повидение Филарет, вполне укладывается в план уничтожения православия на Украине. Разделяй и властвуй....

- 2 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка