Дела (около)церковные: напряженность не спадает

№47(931) 22 — 28 ноября 2019 г. 20 Ноября 2019 1 4

Бурные события, происходящие в мировом православии, вызывают в Украине гораздо менее активную реакцию, чем это было бы еще год назад. В то же время и отечественные новости из этой сферы кажутся все более тревожными.

Религиозная ситуация в Украине становится ярким показателем нерешенных новой властью идеологических и гуманитарных проблем.

Ненациональное дело

Еще год назад известие о признании Александрийским патриархом, занимающим второе место в диптихе православных церквей, Православной церкви Украины вызвало бы — как минимум — масштабную информационную волну на государственном уровне. В обоих значениях этого слова. И было бы официально преподнесено в качестве успеха украинской внешней политики.

Пока же высшее руководство Украины продолжает придерживаться принципа невмешательства в церковные дела, и тем яснее становится, что в мировом православии разворачиваются опасные для него процессы, независимые от Украины. В данном случае «украинский вопрос» лишь наиболее ярко проявил уже существующие точки расхождения.

И именно последние месяцы, когда собственно Украина (как государство) не предпринимала каких-либо активных действий в данном направлении, интенсивность процессов возрастает. Поминать главу ПЦУ начинает сперва Элладская церковь, затем соответствующее заявление делает и Александрийский патриарх. Причем следует отметить, что окончательного официального решения о признании ПЦУ со стороны Элладской церкви так и не было — решение архиерейского собора ЭПЦ признавало право Константинопольского патриарха даровать автокефалию.

Затем поминать главу ПЦУ начинает архиепископ Иероним. А в случае Александрийской церкви соборного решения пока нет и вовсе, хотя патриарх Феодор заявляет, что решение было принято после долгих обсуждений внутри АПЦ.

Что касается Элладской церкви, то вполне можно говорить о том, что единого мнения среди верующих и церковнослужителей нет. На местах священнослужители ЭПЦ отказываются от сослужения с представителями ПЦУ, прибывающими в Грецию. Ряд епископов, священников публично заявляют о неприемлемости признания ПЦУ и направляют соответствующие обращения архиепископу Иерониму.

Собственно, это и обусловило решение синода Русской православной церкви прерывать евхаристическое общение с теми епархиями ЭПЦ, чьи архиереи признали ПЦУ, и сохранять с теми, кто не признал. Вопрос же об отношениях с Александрийским патриархатом синод РПЦ должен рассмотреть 22 ноября.

Данное решение, в частности, напоминает о том, что отдельная епархия во главе с епископом может считаться полноценной церковью — и первенство как предстоятеля поместной церкви перед своими епископами, так и «вышестоящих» в диптихе предстоятелей перед другими является первенством чести, а не власти. И таких вопросов церковного устройства нынешний кризис поднимает немало. В них, а не в противостоянии «греческого» и «негреческого» и заключается суть современной напряженности.

Ведь «греческая» по традиции, языку и культуре Кипрская церковь так и не признает ПЦУ, несмотря на давление на ее предстоятеля архиепископа Хризостома. А совместная литургия патриарха Феодора и кипрского митрополита Афанасия (очень уважаемого в православном мире молитвенника и проповедника) в Лимасоле и вовсе привела к информационному скандалу. Патриарх Феодор помянул на ней главу ПЦУ Епифания — несмотря на убедительные просьбы со стороны киприотов воздержаться от этого.

Митрополиту Афанасию пришлось выступить с отдельным заявлением о том, что его позиция неизменна и единственным каноническим киевским митрополитом он считает предстоятеля УПЦ Онуфрия.

Если ранее РПЦ, прервавшую общение с Константинополем, обвиняли в самоизоляции, то теперь Фокидская митрополия Элладской церкви выступила с заявлением, что не будет принимать священников и мирян РПЦ, которые не признают ПЦУ. Неясен вопрос — а как быть с представителями других церквей, также ПЦУ не признающих? «Украинский вопрос» все ближе подводит мировое православие к краю раскола.

Тревожные звонки

Если же говорить о делах украинских, то тут наблюдаем вереницу информповодов, свидетельствующих о готовности сторонников ПЦУ переходить в новое наступление на Украинскую православную церковь.

Не иначе как «укреплением тылов» выглядят попытки окончательной ликвидации УПЦ КП — теперь уже подкрепленные решением шестого апелляционного административного суда. Напомним, 4 сентября Окружной административный суд Киева признал незаконным решение Минкульта о ликвидации УПЦ КП — после чего Минкульт подал апелляцию.

11 ноября ее удовлетворили, и теперь неясно, что может удержать структуру Филарета от окончательного скатывания на обочину религиозных и политических процессов. ПЦУ, в отсутствие поддержки со стороны власти, вряд ли пойдет, скажем, на штурм Владимирского собора, который Филарет сохраняет за собой. Но это в ближайшей перспективе. А ускорить процессы маргинализации УПЦ КП теперь можно.

Следует отметить и публикацию данных опроса Центра Разумкова по религиозным вопросам, достаточно широко растиражированных в медиа. По заверениям социологов, украинцы не чувствуют религиозных притеснений, доверие к УПЦ падает, а почти 30% верующих УПЦ доверяют главе ПЦУ.

Кстати, данные выглядят направленными не только против канонической УПЦ. Значительно заниженными представляются «результаты» протестантских конфессий. А это вкупе с декларируемым высоким уровнем доверия украинцев к католичеству (папа Франциск оказывается наиболее авторитетным религиозным деятелем) может быть проявлением закулисной борьбы группировок, ориентированных на католичество, с «политическими протестантами», о чем не раз писали «2000».

Все это служит благоприятным фоном для анонсированной архиепископом и спикером ПЦУ Евстратием (Зорей) «новой волны переходов» общин УПЦ в ПЦУ. Но главное, на что стоит обратить внимание в заявлениях Евстратия, — как он видит процесс перехода. Прихожан УПЦ, по его мнению, должно смутить то, что они будут называться Русской церковью.

Ранее попытки переименовать УПЦ в «Русскую православную церковь в Украине» были заблокированы Окружным административным судом. Однако в начале ноября министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский заявил, что поддерживает это предложение: «Я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто. И мне кажется, что нельзя в этом контексте считать вмешательством».

В этих условиях вряд ли случайно глава СБУ Иван Баканов выступает с заявлениями, что он является прихожанином УПЦ (о чем в целом и так было известно). Это может свидетельствовать как об острых противоречиях очень разной президентской команды — так и о попытках все-таки демонстрировать собственную равноудаленность по принципу, что в президентской команде есть приверженцы как УПЦ, так и ПЦУ, а глава государства держится нейтралитета.

Но то, какую массовую — и вряд ли стихийную — волну негатива в медиа вызвали заявления главы СБУ, показывает, что президента и дальше будут тестировать на прочность в этом остром для страны вопросе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Синод РПЦ принял решение по Элладской Церкви

Синод решил сохранять молитвенное общение с теми греческими архиереями, которые...

Греческие новости не только для Украины

Решение Элладской церкви усиливает позиции Константинополя, с 1948 г. выступающего...

Развилка веры для президента

Попытка предотвращения силовых акций приводит к опасности мощных медиаатак на...

Зеленский призвал предстоятелей церквей к диалогу

Поздравив всех с годовщиной крещения «Киевской Руси-Украины», президент...

В Одессе продолжился конфликт из-за собора УПЦ КП

В ночь на 25 июня Виталий Сеник, бывший настоятель кафедрального собора Рождества...

Латвия ввела ценз оседлости для православных...

Теперь митрополитом или епископом Латвийской православной церкви может быть только...

Загрузка...

Милитаристское меньшинство объявляет себя народом

А что же большинство, проголосовавшее за президента и его партию? Что все его...

Постыдная история цинизма американских манипуляций...

Циничные манипуляции Трампа в отношении Украины стали лишь апогеем растянувшегося на...

Владимир Ворожцов: «Разведение войск — не гарантия...

Украинская власть совершает ошибку, в условиях вооруженного конфликта принимая...

Бухарестский чек давно аннулирован

Стратегию национальной безопасности Украине следует строить на новых реалиях, а не на...

Лучше бы Зеленскому не ехать

Ироничность ситуации в том, что если озвученная Пушилиным территориальная концепция...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
22 Ноября 2019, Виктор

Все происходящее свидетельствует только об одном, происходит спланированое наступление на мировое провославие. И как бы украинские раскольники не дули щеки, они только пешки, интересные как повод, поэтому все происходящее никак уже не зависит от смиуации в Украине. Даже если епифаний останется один, без паствы и приходов, будет выслан на луну, это уже ничего не изменит, украинский раскол должен был сдвинуть лавину, и он её сдвинул. Более того, ясно ведь, что православие в любом виде на Украине не нужно западу,, есть униаты, верные перебезчики. Им и будут скормлены остатки православия. Поэтому и повидение Филарет, вполне укладывается в план уничтожения православия на Украине. Разделяй и властвуй....

- 2 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка