Для проведения честных выборов Украине следует решить три неотложные задачи

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 15 Ноября 2018 3

В преддверии общенациональных выборов-2019 критической значимости парламент обновил состав Центральной избирательной комиссии Украины. 20 сентября депутаты уволили 13 членов ЦИК с истекшим сроком полномочий. Оперативным (а с точки зрения оппозиции — излишне радикальным) решением парламент расширил состав Центризбиркома с 15 до 17 человек. Верховная Рада одобрила назначение 14 кандидатов от президента, еще 2 человека перешли из прежнего состава ЦИК, а одно кресло в комиссии осталось вакантным.

Спикер Рады Андрей Парубий и Ирина Луценко, представитель Блока Петра Порошенко дружно пообещали, что оно достанется кандидату от Оппозиционного блока. А это означает представительство всех парламентских фракций в обновленном составе ЦИК. Чрезвычайно своевременный шаг, поскольку в Украине в марте состоятся президентские выборы, а в октябре — парламентские.

Теперь ЦИК предстоит решить три серьезные задачи. Во-первых, комиссии следует модернизировать собственные структуры и секретариат, а также кардинально пересмотреть сам подход к выполнению возложенных на ЦИК функций. Новому составу ЦИК необходимо вернуть утраченное в эпоху Януковича доверие к этому органу. Прежний состав комиссии не отличался особой публичностью и практически не поддерживал контактов с общественностью.

Гражданские активисты с давних пор критикуют ЦИК именно за это, призывая власть к учреждению при комиссии экспертного совета в качестве платформы для обмена мнениями с академическим и гражданским сообществом.

Более того, отечественные и иностранные наблюдатели за ходом выборов (в т. ч. и представители БДИПЧ*) давно настаивают на повышении прозрачности процессов принятия решений в ЦИК. Важно отметить — ни одна из упомянутых реформ не требует пересмотра действующего законодательства. Необходимо лишь четкое видение задачи руководством, готовность к пересмотру внутренней культуры и решительный настрой на практическую реализацию реформы всего ведомства.

Во-вторых, у ЦИК есть только центральный аппарат, а региональные структуры отсутствуют, что создает проблемы для столь крупного государства, как Украина. Датированный 2004 г. закон о ЦИК предусматривал формирование региональных представительств комиссии, но это новшество так и не было реализовано. При наличии региональных структур Центризбирком получил бы возможность полностью контролировать ситуацию на местах, к примеру, в процессе расследования жалоб. Сообщения о покупке голосов и злоупотреблении административным ресурсом на местном уровне стали тревожными трендами уже минувших и поводом для беспокойства за качество будущих выборов.

Новый состав ЦИК должен быть кровно заинтересован в совместной с правоохранителями борьбе против разгула электоральной несправедливости, а также во введении действенных санкций, отбивающих готовность идти на нарушения избирательного законодательства. В идеале обучить и сертифицировать необходимо всех людей, принимающих участие в работе избирательных комиссий. И эта задача могла бы войти в перечень обязанностей будущих региональных представительств ЦИК. Их существование позволило бы не только снять избыточную нагрузку на секретариат ЦИК и отдельных членов комиссии, но и обеспечить более высокую степень независимости местных государственных органов исполнительной власти.

В-третьих, ЦИК следует продолжать работу по укреплению кибернетической безопасности. С учетом реальности угроз, сформированных в ходе российской гибридной войны на востоке Украины, и перечня осуществленных РФ кибератак (в т. ч. вмешательство в работу системы «Выборы» в 2014 г.), рисковать в этом вопросе ЦИК не имеет права.

Комиссия обязана без промедления усилить меры кибернетической безопасности, обеспечить наличие необходимых технических и человеческих ресурсов для борьбы с будущими угрозами. Целью кибернетических атак является дестабилизация ситуации в стране, а ЦИК обязана находиться на передовом крае этой битвы. При необходимости в дополнительной поддержке информационно-технических систем и защите реестра избирателей от хакерских атак ЦИК следует без колебаний обращаться за помощью к парламенту и правительству.

Поскольку большинство членов ЦИК — новички, для успешной работы на протяжении первых самых сложных месяцев им потребуется квалифицированная экспертная поддержка. ЦИК необходимо разработать четкую и функциональную стратегию работы комиссии, а новому руководству следует без промедлений правильно очертить перечень стратегических приоритетов. Международное сообщество хотело бы видеть в ЦИК орган принятия коллегиальных решений, функционирующий в соответствии со стандартами принципов беспристрастности, прозрачности и профессионализма.

Послы стран «большой семерки» и представители ЕС в недавнем заявлении приветствовали обновление состава ЦИК и обещали мощную поддержку. С подобными дружественными заявлениями выступили и организации, представляющие гражданское общество. ЦИК следует воспользоваться возможностью и наладить тесное сотрудничество с отечественными и иностранными заинтересованными структурами, проявляя при этом здоровые амбиции.

В конце концов, от ЦИК зависит будущее Украины — ни больше, ни меньше.

Справка «2000»

Атлантический совет — американский аналитический центр. Является форумом для политических, деловых и интеллектуальных международных лидеров. Штаб-квартира располагается в Вашингтоне.

*БДИПЧ — Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Квинтэссенция инаугурационной речи Владимира...

Квинтэссенция инаугурационной речи Владимира Зеленского

Саша Боровик: «Моя личная ошибка в том, что я...

При определенных политических условиях Донбасс мог бы из военизированной...

Давайте по-русски. Вполголоса. Тише, еще тише

Руководствуясь здравым смыслом, Марина Порошенко не стала устраивать языковые...

Новый президент Украины – достойные особого внимания...

Украинским избирателям действительно удалось продемонстрировать всему миру...

На одной съемочной площадке с новым президентом...

Я болею за Зеленского - как иммигрант из бывшей советской республики и единожды его...

Украинская политика абсурда

Избрание комедианта президентом порождает непростые вопросы.  

Загрузка...

Human Rights Watch: министру Реве безразлична тяжелая участь...

Недавние слова главы Минсоцполитики Андрея Ревы демонстрируют отсутствие у него...

Саша БОРОВИК: "Вначале обеспечить консенсус, затем...

«После победы Зеленский и члены его команды сделали ряд заявлений, которые, как...

Сергей КУДЕЛЯ: "Для Путина Порошенко был куда более...

Президентство Зеленского открывает возможность формирования более позитивного...

Сергей КУДЕЛЯ: "Спроби закувати розмаїте українське...

Зневага держави до особистої автономії була одним з факторів, який привів громадянина...

Канадский историк: «Зеленский – чистый лист»

«Владимир Зеленский – чистый лист. И каждый жаждет что-то написать на нем»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка