Для проведения честных выборов Украине следует решить три неотложные задачи

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 15 Ноября 2018 3

В преддверии общенациональных выборов-2019 критической значимости парламент обновил состав Центральной избирательной комиссии Украины. 20 сентября депутаты уволили 13 членов ЦИК с истекшим сроком полномочий. Оперативным (а с точки зрения оппозиции — излишне радикальным) решением парламент расширил состав Центризбиркома с 15 до 17 человек. Верховная Рада одобрила назначение 14 кандидатов от президента, еще 2 человека перешли из прежнего состава ЦИК, а одно кресло в комиссии осталось вакантным.

Спикер Рады Андрей Парубий и Ирина Луценко, представитель Блока Петра Порошенко дружно пообещали, что оно достанется кандидату от Оппозиционного блока. А это означает представительство всех парламентских фракций в обновленном составе ЦИК. Чрезвычайно своевременный шаг, поскольку в Украине в марте состоятся президентские выборы, а в октябре — парламентские.

Теперь ЦИК предстоит решить три серьезные задачи. Во-первых, комиссии следует модернизировать собственные структуры и секретариат, а также кардинально пересмотреть сам подход к выполнению возложенных на ЦИК функций. Новому составу ЦИК необходимо вернуть утраченное в эпоху Януковича доверие к этому органу. Прежний состав комиссии не отличался особой публичностью и практически не поддерживал контактов с общественностью.

Гражданские активисты с давних пор критикуют ЦИК именно за это, призывая власть к учреждению при комиссии экспертного совета в качестве платформы для обмена мнениями с академическим и гражданским сообществом.

Более того, отечественные и иностранные наблюдатели за ходом выборов (в т. ч. и представители БДИПЧ*) давно настаивают на повышении прозрачности процессов принятия решений в ЦИК. Важно отметить — ни одна из упомянутых реформ не требует пересмотра действующего законодательства. Необходимо лишь четкое видение задачи руководством, готовность к пересмотру внутренней культуры и решительный настрой на практическую реализацию реформы всего ведомства.

Во-вторых, у ЦИК есть только центральный аппарат, а региональные структуры отсутствуют, что создает проблемы для столь крупного государства, как Украина. Датированный 2004 г. закон о ЦИК предусматривал формирование региональных представительств комиссии, но это новшество так и не было реализовано. При наличии региональных структур Центризбирком получил бы возможность полностью контролировать ситуацию на местах, к примеру, в процессе расследования жалоб. Сообщения о покупке голосов и злоупотреблении административным ресурсом на местном уровне стали тревожными трендами уже минувших и поводом для беспокойства за качество будущих выборов.

Новый состав ЦИК должен быть кровно заинтересован в совместной с правоохранителями борьбе против разгула электоральной несправедливости, а также во введении действенных санкций, отбивающих готовность идти на нарушения избирательного законодательства. В идеале обучить и сертифицировать необходимо всех людей, принимающих участие в работе избирательных комиссий. И эта задача могла бы войти в перечень обязанностей будущих региональных представительств ЦИК. Их существование позволило бы не только снять избыточную нагрузку на секретариат ЦИК и отдельных членов комиссии, но и обеспечить более высокую степень независимости местных государственных органов исполнительной власти.

В-третьих, ЦИК следует продолжать работу по укреплению кибернетической безопасности. С учетом реальности угроз, сформированных в ходе российской гибридной войны на востоке Украины, и перечня осуществленных РФ кибератак (в т. ч. вмешательство в работу системы «Выборы» в 2014 г.), рисковать в этом вопросе ЦИК не имеет права.

Комиссия обязана без промедления усилить меры кибернетической безопасности, обеспечить наличие необходимых технических и человеческих ресурсов для борьбы с будущими угрозами. Целью кибернетических атак является дестабилизация ситуации в стране, а ЦИК обязана находиться на передовом крае этой битвы. При необходимости в дополнительной поддержке информационно-технических систем и защите реестра избирателей от хакерских атак ЦИК следует без колебаний обращаться за помощью к парламенту и правительству.

Поскольку большинство членов ЦИК — новички, для успешной работы на протяжении первых самых сложных месяцев им потребуется квалифицированная экспертная поддержка. ЦИК необходимо разработать четкую и функциональную стратегию работы комиссии, а новому руководству следует без промедлений правильно очертить перечень стратегических приоритетов. Международное сообщество хотело бы видеть в ЦИК орган принятия коллегиальных решений, функционирующий в соответствии со стандартами принципов беспристрастности, прозрачности и профессионализма.

Послы стран «большой семерки» и представители ЕС в недавнем заявлении приветствовали обновление состава ЦИК и обещали мощную поддержку. С подобными дружественными заявлениями выступили и организации, представляющие гражданское общество. ЦИК следует воспользоваться возможностью и наладить тесное сотрудничество с отечественными и иностранными заинтересованными структурами, проявляя при этом здоровые амбиции.

В конце концов, от ЦИК зависит будущее Украины — ни больше, ни меньше.

Справка «2000»

Атлантический совет — американский аналитический центр. Является форумом для политических, деловых и интеллектуальных международных лидеров. Штаб-квартира располагается в Вашингтоне.

*БДИПЧ — Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Михаил Погребинский: «Сдержанная позиция Кремля,...

Чтобы «инициатива» была поддержана ВР, нужна какая-то супер провокация, например,...

Об индустриализации можно забыть

В офис Союза химиков позвонили из Минэкономики с вопросом: «Аммиак — это жидкость...

Дэвид Марплс: «Не допустить превращения войны в...

Объемы товарооборота с Россией растут. Это говорит о том, что РФ открыта для общения с...

Дэвид МАРПЛС: «Деловые связи способны существовать в...

Участники организованной еженедельником «2000» конференции «Россия ставит на...

Зачем Госрезерву пиар, если в закромах Родины пусто?

Основные результаты работы Госрезерва за последние три года: на складах ничего нет,...

Госпереворот: свидетель обвинения

28 ноября — второй тур президентских выборов в Грузии, результат которых трудно...

Загрузка...

Александр Квасьневский: «Снова сделаем НАТО великим!»

«Даже самые сильные популистские партии могут в конце концов утратить власть»

Про заяви претендентів на папаху та «30 срібняків»

Сіре намагається робити своє оточення іще сірішим або ж підібрати когось собі «до...

Самородная угроза

На днях еженедельник «2000» провел конференцию на тему «Россия ставит на...

«Граница без проблем» звучит как анекдот

Может ли внешняя граница Евросоюза быть незаметной или функционировать без проблем? У...

Андрей Золотарев: «Российские санкции — пролог к...

Потеря полумиллиарда или миллиарда долларов, которые поступали из РФ, может оказаться...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка