Дмитрий Марунич: «В следующем году счета за электроэнергию могут вырасти втрое»

№37 (874) 14 — 20 сентября 2018 г. 12 Сентября 2018 4.8

Cопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич

В Украине меняются правила игры на рынке электроэнергии. Одобренный парламентом в прошлом году закон «О рынке электроэнергии» в полной мере заработает 1 июля 2019-го. Суть данного закона в том, что он превращает электричество в товар, который будут продавать и покупать на свободном рынке, без вмешательства государственных структур. Компании делятся на производителей и транспортеров электроэнергии, они могут заключать между собой прямые договора купли-продажи.

Инициаторы закона уверяют, что энергореформа — благо для страны. Она позволит провести либерализацию рынка и смягчить ряд жестких нормативов, что положительно скажется на производителях электричества и крупных потребителях. Однако эксперты предупреждают, что рядовым украинцам пора в очередной раз затягивать пояса и готовиться к повышению цен на электроэнергию. Причем рост цен ожидается колоссальный — счета за электричество могут вырасти втрое.

О грядущих нововведениях и их последствиях для простых украинцев мы говорим с сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем.

— Дмитрий, какие перемены нас ждут после вступления в силу закона о свободном рынке электроэнергии?

— Кардинально изменится текущая модель рынка, которая функционирует уже более 20 лет. Заявленная цель реформы — ввести свободный рынок покупки-продажи электроэнергии, цены на котором будет устанавливать не государство, а сами игроки. Простыми словами — если будет избыток электроэнергии, она подешевеет, дефицит — подорожает. Еще один аспект: в рамках закона облэнерго должны быть разделены на два подразделения — сбытовое и транспортирующее.

В результате реформы рынок будет состоять из нескольких сегментов. Первый сегмент — продажа электроэнергии по прямым договорам между производителем и потребителем. Цена будет регулироваться договором. Второй элемент — это биржа, где торги будут проходить на сутки вперед и в пределах суток. И рамках биржевых торгов будут формироваться ценовые ориентиры для потребителей электроэнергии. Третий элемент рынка — услуги по балансированию энергосистемы производителями и рынок вспомогательных услуг. Появится новый созданный на базе «Укрэнерго» оператор, который будет управлять продажей электроэнергии, необходимой для балансирования системы.

Закон должен вступить в силу с 1 июля 2019 г. Сейчас длится переходной период. В рамках этого периода регулятор — Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергии и коммунальных услуг — готовит законодательную базу и принимает ряд подзаконных актов. На текущий момент Нацкомиссия подготовила и одобрила почти 90% необходимых подзаконных актов.

В поисках схем и ценовых ориентиров

— Видите ли вы слабые места энергореформы?

— На протяжении переходного периода, который длится до вступления закона в полную силу, оптовый рынок продолжит существование, однако в усеченном виде. АЭС будут продавать по регулируемому тарифу практически всю свою электроэнергию, а крупные ГЭС — 40% среднегодовой выработки. Покупать ее будет выделенный из «Энергорынка» Гарантированный покупатель (ГП). Он также будет обязан выкупать электроэнергию, произведенную возобновляемыми источниками энергии, цена на которую регулируется законодательно. Приобретенную электроэнергию, львиную долю которой будет составлять сравнительно «дешевая», он будет продавать бытовым потребителям и мелким небытовым. НАЭК «Энергоатом» уже выразила недовольство принятой схемой.

— Как данная схема отразится на стоимости электроэнергии?

— На сегодняшний день основным фиксированным финансовым ориентиром является оптово-рыночная цена (ОРЦ). Прогнозную ОРЦ рассчитывают в конце года на следующий год, затем корректируют. НКРЭКУ устанавливает тариф для всех видов генерации по утвержденной методологии. По сути ОРЦ дает возможность прогнозировать тариф — прежде всего для конечного потребителя. В текущей модели рынка это один из наиболее важных показателей, однако после реформы ОРЦ исчезнет. Участникам рынка понадобится другой прогнозный ценовой ориентир. Им станет цена на электроэнергию, определяемая на основе биржевых торгов на сутки вперед.

— Основным производителем электроэнергии в Украине является оператор атомных электростанций НАЭК «Энергоатом». Компания генерирует свыше половины электроэнергии (зимой этот показатель достигает 70%) и при этом указывает, что государство искусственно занижает тариф на электроэнергию, произведенную на АЭС. Изменится ли положение «Энергоатома» после проведения реформы?

— На сегодня для НАЭК «Энергоатом» тариф устанавливается директивно, и это действительно самый низкий тариф на рынке. Компания постоянно требует его повышения. После изменения рынка никакого директивного тарифа не будет. А следовательно, вырастет и роль НАЭК «Энергоатом» как самостоятельного и крупного производителя.

— Вы можете спрогнозировать, какой будет цена на покупку электроэнергии, произведенной на АЭС, после либерализации рынка?

— По нашим прогнозам, стоимость атомной и тепловой генерации сравняется. Цена для «Энергоатома» вырастет в сравнении с сегодняшним днем, поскольку сработает принцип маржинального тарифного образования. По этому принципу рынок подтягивается к самому высокому предложению, а это средневзвешенный тариф для ТЭЦ и ТЭС.

Сейчас НАЭК «Энергоатом» продает электроэнергию по 54 коп., а будет продавать, предположим, по 1,7 грн. Но пока электроэнергия дойдет до конечного потребителя, цена станет еще выше за счет посредников, ее повышающих. До сих пор неясно, кому компания будет продавать. Поскольку она производит электроэнергию ровным графиком, вероятнее всего — промышленным потребителям — заводам, работающим круглосуточно. Также поднимется в цене та часть электроэнергии, которую «Энергоатом» будет продавать не по прямому договору (такие договора смогут заключить только крупные промышленные потребители).

Субсидии должны быть ликвидированы

— Давайте все-таки от сложных схем и посредников вернемся к наболевшему — к тарифам, точнее — к ценам. Какой будет цена на электричество — замрет на сегодняшнем уровне, поднимется или, может быть, чудесным образом снизится?

— По нашим оценкам, есть все основания для повышения цен для основных потребителей внутри страны. В среднем цена для первого класса промышленных потребителей возрастет на 33—35%. Для второго класса промпотребителей — на треть. Для населения она будет привязана к самой высокой цене — для второго класса промышленных потребителей. От текущего тарифа она увеличится минимум в три раза, а это значит, что в следующем году счета за электроэнергию могут вырасти втрое.

— Но в таком случае нам следует ожидать и повышения тарифов на отопление?

— Да, поскольку там тоже есть доля электричества. И вырастут они прежде всего потому, что будут повышаться тарифы на газ — премьер уже назвал этот процесс неизбежным. Доля электричества там тоже есть, но она не столь значительна, как доля газа. Доля газа в тарифах на горячую воду, отопление крайне высока и превышает 80%. Электричество — достигает 7%.

— Существуют ли рычаги, с помощью которых государство могло бы если не остановить, то хотя бы смягчить рост тарифов для населения? Волевым решением, например.

— Государство может принять ряд мер. Допустим, ограничить повышение цены решением Кабмина. Но тогда теряется сам смысл задуманной реформы, и рынок нельзя будет назвать свободным. Возможно, для потребителей проработают программу компенсаций и будут покрывать увеличившиеся затраты при помощи субсидий. Правда, предполагается, что в рамках новой модели рынка субсидирование должно быть ликвидировано.

Сейчас тарифы для населения искусственно занижаются за счет дотсертификатов, которые входят в тариф для промышленности, — по сути работает система дотаций. Объем дотсертификатов достигает трети в тарифе для промышленного потребителя. Реформа отменяет любые виды дотаций и устанавливает свободный рынок, а разницу переложат на плечи населения. Это гигантский объем, около 1/4 общей стоимости продаваемой электроэнергии.

— Расчет на могучие плечи населения — традиционная тактика реформаторов. Неужели нет иных способов снизить цену на электроэнергию? Или все они уже использованы?

— Основной компонент при расчете цены — топливо, закупаемое электростанциями. Для тепловых электростанций это уголь, закупаемый по мировым ценам. Цена на уголь считается по формуле «Роттердам-плюс».

Для производства электроэнергии на украинских АЭС топливо закупается у двух компаний — российской ТВЭЛ и американской Westinghouse. Чтобы снизить себестоимость электроэнергии, нужно закупать самые современные модификации топлива, которые имеют не только улучшенные технологические характеристики, но и экономику. Благодаря чему можно сократить сроки простоя энергоблоков и нарастить мощности. На рынке ядерных технологий существуют новации, которые пока не используются в Украине. Известно, что последние разработки компании ТВЭЛ уже используются на атомных станциях как в России, так и Восточной Европе и показывают хороший результат.

Кроме того, НАЭК «Энергоатом» может удешевить себестоимость электроэнергии за счет урана собственной добычи. Этот уран уходит в цепочку производства топлива, закупаемого у ТВЭЛ. Правда, урана, производимого в Украине, хватает меньше чем на 20% топлива, которое потребляют наши АЭС. Остальное — импортный уран, цена на него формируется на мировых биржах, и Украина никак не может на них повлиять.

Энергомост с Европой: в ожидании синхронизации

— Так может, нам стоит закупать электроэнергию у соседей — в странах Евросоюза или, например, в Беларуси, которая строит собственную АЭС и ожидается, что после запуска БелАЭС в стране появятся излишки дешевого электричества?

— Импорт электроэнергии был бы отличным способом снижения цен на рынке электроэнергии. Но дело в том, что с 2021 г. Украина собирается рассинхронизироваться с энергосистемами России и Беларуси. В теории, если этого не произойдет, закупка электричества в Беларуси возможна, но в незначительных объемах, которые зависят от пропускной способности воздушных линий, соединяющих наши страны.

В планах Украины — синхронизировать свою энергосистему с ENTSO-E, т. е. с Евросоюзом. Но импорт электроэнергии из стран ЕС целесообразен в том случае, если они предложат меньшую цену. Здесь ситуация неоднозначна. Очевидных предпосылок к тому, что к моменту синхронизации на сопредельных с Украиной рынках элекроэнергия будет дешевле, чем в Украине, нет.

В настоящее время оптовая цена в Польше и Словакии сопоставима с украинской. Тем более если мы выделим из ОРЦ упомянутые выше дотсертификаты. При этом в странах Восточной Европы нет больших объемов электричества на продажу, в настоящее время они импортируют ее из Украины. Польша и вовсе может стать дефицитной страной — Европа принуждает Варшаву закрыть угольные станции, которые по объему производимой энергии являются основой польской энергосистемы.

— Но самое интересное, что при всей этой ситуации наше правительство заявляет о намерении развивать экспорт производимой в стране электроэнергии и продавать ее в Евросоюз через проект «Энергомост «Украина—ЕС». В частности, переориентировать на экспорт часть выработки Хмельницкой АЭС.

— Для начала нужно достроить третий и четвертый энергоблоки ХАЭС. А проект достройки станции все еще находится в подвешенном состоянии. Хотя подвижки есть — Кабмин недавно утвердил технико-экономическое обоснование достройки ХАЭС, в котором зафиксированы основные параметры новых энергоблоков. Известно, что это будут блоки типа ВВЭР, которые смогут построить чехи. Кроме того, прежде чем всерьез говорить об экспорте, нужно реанимировать воздушную линию от ХАЭС до Жешува (Польша).

— Давайте подытожим — можно ли, учитывая все, о чем мы с вами говорили, считать подготовку к энергореформе успешной, и как ее последствия отразятся на украинцах?

— Ключевой момент в реформе — это отказ от установленного государством тарифа за один киловатт электроэнергии. Теперь рынок будет диктовать свою цену и постоянно ее регулировать без вмешательства какого-либо органа.

Следующий момент — цены на рынке прямых договоров будут не ниже сегодняшних тарифов. Нет оснований полагать, что появится огромное предложение энергии из разных, независимых друг от друга источников, и таким образом цена вдруг резко упадет. Разве что в том случае, если будет обеспечен импорт электроэнергии из других стран. Но для этого нужны дополнительные мощности в направлении европейских стран. К 2019 г. завершить этот процесс нереально.

Если же синхронизация все же состоится и пойдет поток более дешевой электроэнергии (при условии, что она там будет) из европейских стран, то для промышленных потребителей тарифы могут снизиться. По крайней мере такой сценарий не исключает «Укрэнерго». Однако необходимо напомнить, что стоимость мероприятий по синхронизации только в «хозяйстве» «Укрэнерго» составляет 11 млрд. грн. Пока у «Укрэнерго» финансовых источников для покрытия этой суммы нет. Компания рассчитывает на кредиты европейских финансовых институтов, которыми, опять же, на сегодняшний день она не располагает.

Таким образом, основной вывод — рынок уходит в свободное плавание, а потребителям следует готовиться к существенному подорожанию электричества.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Демократия как удобный предлог

Новая норма международного права, введенная ООН в 2005 году и состоящая из нескольких...

Вашингтон тихой сапой наращивает поставки летального...

Чиновникам администрации Трампа не стоит рисковать созданием опасного и крайне...

Последний транш, он трудный самый

В повышении цены на газ заинтересованы крупнейшие инвестиционные фонды, которые...

Мой город у Черного моря не должен стать прибрежным

Основным инструментом «обеспечения будущего» города является самоорганизация...

Когда «охотники» придут за нами?

Среднему поколению жителей Украины, воспитанному еще в СССР, где не только...

Оксана Білозір: «На війні активно спрацювали суто...

Нещодавно наш тижневик публікував інтерв'ю з президентом Баварсько-українського...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка