Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Украина и октябрьские выборы в Канаде

Глонасс как двигатель торговли

№8 (896) 22 – 28 февраля 2019 г. 21 Февраля 2019 1 4.7

Заявление о невыполнении РФ обязательств по свободе транзита украинская делегация сделала на прошлой неделе в рамках заседания Комитета Всемирной организации торговли (ВТО) в Женеве.

Как сообщила пресс-служба Министерства экономического развития и торговли Украины, речь идет о введении РФ режима запрета на ввоз на ее территорию через Украину продукции, произведенной в третьих странах, которые являются членами ВТО.

По мнению украинской стороны, такие процедуры нарушают положения ГАТТ 1994 (Генерального соглашения по тарифам и торговле) и Соглашения ВТО об упрощении торговых процедур и создают дополнительные препятствия для транзита.

Причиной осложнения транзита грузов стали введенные РФ перед новым годом ограничения на импорт товаров из Украины, к которым приравняли и товары из третьих стран, перемещаемые через Украину.

Постановление правительства Российской Федерации №1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. №592» российский премьер Дмитрий Медведев подписал 29 декабря 2018 года, и в тот же день оно вступило в силу.

Спустя полтора месяца стало понятно, что введенные Россией меры практически полностью парализовали автомобильные грузоперевозки между нашими странами.

Так, в компании «Витал Спец Сервис» рассказали, что не рискуют брать заказы на перевозки товаров в Россию. Точно так же поступают другие украинские транспортные предприятия. Из транзитных грузов в РФ через Украину сейчас идут только медикаменты, а 90% рынка простаивает.

Украинские грузы в Среднюю Азию (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) идут через Грузию и Азербайджан. Из Узбекистана в Украину доставить груз можно без проблем, но его везут узбекские водители. В общем, перевозчики ждут, пока украинские и российские власти сядут за стол переговоров и определятся с дальнейшим режимом перевозок и существующими ограничениями.

Как уже писали «2000», постановление правительства РФ №1716-83 содержит приложение почти из двух десятков товарных групп пищевой продукции, произведенной Украине, и вдвое больше — непищевой, которые запрещены к ввозу на территорию РФ.

К нежелательному украинскому продовольствию российские власти отнесли пшеницу, подсолнечное и хлопковое масло, рыбу, шоколад и кондитерские изделия, овощи, фрукты, орехи в различном виде, соки, пиво и спиртные напитки.

К подсанкционной непищевой продукции — гравий и доломит, моющие средства, плиты ДСП, ОSB и мебель, бумагу, картон и обои, широкий спектр электрооборудования и продукции машиностроения, в том числе сельскохозяйственного. В перечне много различных видов оборудования, закупаемого хлебопекарнями, сахарными заводами и строительными компаниями.

Изучение этого списка в начале текущего года позволило сделать вывод, что в среднесрочной перспективе российские санкции могут негативно повлиять не столько на агросектор и переработку, сколько на общее и среднее машиностроение, которое является потенциально привлекательным для инвесторов.

Если следовать букве российского документа, перевозки через территорию РФ санкционных товаров из Украины, конечным пунктом назначения которых являются третьи страны, возможно при условии обеспечения прослеживаемости перемещения грузов. Для этого на транспортных средствах и емкостях с товаром должны быть установлены электронные пломбы, функционирующие на основе технологии Глонасс (российская Глобальная навигационная спутниковая система).

Лоббирование Россией собственной спутниковой системы, проигрывающей по своим возможностям американской системе глобального позиционирования GPS (Global Positioning System), давно ни для кого не секрет. Вот уже несколько лет российские перевозчики не могут получить лицензию на перевозки, не купив оборудование для распознавания этой системой перемещения грузов.

При этом в Украине также не существует больших препятствий для использования Глонасс. По словам управляющего директора ООО «Гараж мониторинг» Дмитрия Драча, санкции на нее не распространяются. Хотя действуют внутренние распоряжения, запрещающие устанавливать оборудование Глонасс на автомобилях СБУ, МВД и других силовых структур. Однако в частном секторе использование Глонасс возможно. Другое дело, что эта система непопулярна среди перевозчиков и проигрывает американской GPS в точности обнаружения.

«В пределах Киева автомобиль, снабженный системой GPS, будет виден 14 спутниками, а Глонасс — 3. Примерно такая же картина будет в других точках земного шара, в том числе на территории России. Поэтому в наших реалиях Глонасс в основном используется для корректировки местоположения. Благо, почти все оборудование, представленное на рынке, — двухпозиционное и позволяет работать в двух системах», — утверждает г-н Драч.

Впрочем, вопрос применения Глонасс для украинских транзитных грузов выходит за технические рамки. Он никак не решается вот уже полтора месяца с момента вступления в силу постановления об ограничении ввоза украинских товаров и их перевозок через Россию, которые власти РФ распространили на продукцию, произведенную в третьих странах, перемещаемую через нашу территорию.

Советник президента Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) по правовым вопросам Валентина Мальчевская рассказала «2000», что российские власти требуют, чтобы перевозчики брали для транзита именно их электронные пломбы, оставляя за них приличный залог. Сама услуга тоже стоит недешево.

Однако вопрос транзита украинских товаров через РФ по-прежнему не решается. Ни один пункт перехода украинско-российской границы не располагает соответствующими возможностями.

По словам Мальчевской, в 2016 г. автоперевозки между Украиной и Россией по сравнению с довоенным периодом сократились вдвое — примерно до 80 тыс. поездок в год.

Тогда же российская сторона начала ограничивать транзит через свою территорию украинских товаров. За счет этого поездки украинских перевозчиков в Казахстан с продуктами питания также сократились примерно в два раза.

Подвергается дискриминации и продукция из третьих стран, ввозимая в РФ через Украину. К примеру, болгары возили в Россию вино через Украину. После того как россияне начали ограничивать эти перевозки, Украина стала менее привлекательной транзитной страной.

«Для наших перевозчиков это выразилось в сокращении разрешений на перемещение грузов через Болгарию», — утверждает г-жа Мальчевская.

С большой долей вероятности, следствием очередного торгового обострения между РФ и Украиной станет дальнейшее расширение списка санкционных товаров.

Как считает партнер и руководитель практики международной торговли юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Алена Омельченко, представители попавших под санкции украинских компаний будут добиваться введения запрета на ввоз аналогичных товаров в Украину для расширения внутреннего рынка.

В настоящее время список российских пищевых продуктов, запрещенных к ввозу в Украину, выглядит гораздо скромнее российского. В него входят лук репчатый, неферментированный зеленый чай, рыба, шоколад и желеобразные кондитерские изделия, в том числе мармелад, изделия из зерновых продуктов (печенье, хлебцы, кукурузные палочки и т. д.), кетчуп, соевый соус.

Помимо этого, ограничения распространяются на кукурузный крахмал, глюкозу и сироп, используемые для производства кондитерских изделий.

Нельзя в Украину также импортировать средства защиты растений и железнодорожное оборудование российского производства.

При этом спектр действия российских санкций гораздо шире украинских. «Россия вводит запрет на импорт товаров происхождением из Украины, товаров, которые отправлены из Украины, на товары, которые перемещаются через ее территорию. То есть под запрет попадают и товары из ЕС, которые перемещаются транзитом», — утверждает Алена Омельченко.

В ВТО уже слушается дело по ограничению Россией транзита из Украины в 2015 году. И хотя для ВТО вопрос свободы перемещения грузов является принципиальным, есть мнение, что, признавая сам факт ограничения транзита, ВТО признает за Россией право на это из соображений безопасности.

Для Украины это будет означать дальнейшее сокращение международных перевозок и ухудшение транзитного потенциала, а ответом станет зеркальное сокращение импорта товаров из России.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Деглобализация и ее подводные камни*

Ни один из иностранных авторитарных лидеров сегодня не имеет такого объема полномочий...

Торговля — двигатель прогресса

В период с 12 по 15 сентября 2019 г. центром «Социс 2000» проведен анкетный опрос 275...

Спасение рядового фермера

Украинский фермер не вписывается в земельную реформу

Осеннее торговое обострение

Публичные слушания относительно введения на китайские товары повышенных пошлин,...

США и Китай договорились возобновить переговоры о...

После недавней эскалации экономических споров Дональд Трамп и Си Цзиньпин решили...

Загрузка...

Пора выбираться из Украины

Украина никогда не представляла для США интереса с точки зрения обеспечения...

Внешний исторический консенсус

Левая идея может стать опасной для власти точкой притяжения разочарованных...

Георгий Крючков: «Неспособность найти общий язык...

Без восстановления нормальных отношений с соседями Украине не жить

Судьбоносное фото "Украинагейта"

Это фото шести счастливых мужчин сделано сразу после той судьбоносной июльской...

Неизбежен ли импичмент?

История с российским следом преследовала Трампа на протяжении первых трех лет...

Лидер или политическая пешка?

Зеленский стремится заключить с населением некий договор о выполнении пожеланий...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
vitaliy

Да... А про активистов почему-то забыли. "А нас за що" уже так надоело....

- 12 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка