Победу на выборах Владимир Зеленский одержал благодаря платформе поиска компромисса с Россией. Общество, похоже, все так же твердо стоит на его стороне, тем не менее препятствия, ограничивающие свободу действий президента, так и не преодолены.
Следует ли ожидать в Украине полной перезагрузки, стимулирующей борьбу с коррупцией, реализацию реформ и диалог с Москвой? Судя по результатам соцопросов, именно этого ожидает подавляющее большинство избирателей, поддержавших кандидатуру Владимира Зеленского на пост президента.
27 июня в Центре за национальный интерес (CFTNI)* состоялся «круглый стол», посвященный Украине. Участники дискуссии делились мнениями о том, действительно ли Зеленский способен трансформировать электоральный успех в реальный прорыв в вопросе переговоров с Россией.
Участие в обсуждении приняли: Самюэль Чарап, старший политолог RAND Corporation (бывший сотрудник департамента политического планирования в администрации Обамы), Кит Дарден, доцент Школы международной службы Американского университета (Вашингтон), и главный редактор The National Interest Якоб Хейлбрунн. В роли модератора дискуссии выступил Джордж Биб, вице-президент Центра за национальный интерес (CFTNI), бывший главный аналитик ЦРУ по России, а также экс-помощник президента в администрации Джорджа Буша.
И хотя перспектива урегулирования российско-украинских отношений все еще выглядит лишь отдаленной перспективой, участники «круглого стола» озвучили оптимистичные взгляды на ход самого тревожного конфликта Европы. «Особо примечательно», -- по словам Дардена, -- что Украина даже после 5 лет войны «не пошла по балканскому сценарию, чреватому радикальной поляризацией украинского общества и полной невозможностью примирения».
Дарден, в частности, отметил: «Во многих аспектах эти выборы опровергают карикатурно ложное представление об Украине, циркулирующее в США и европейских столицах. Считалось, что страна, объединившаяся ради сопротивления России (занявшаяся согласованным процессом укрепления государственности, возрождения национального языка, создания единой автокефальной православной церкви – автономной и отдельной от Москвы), предпринимает все возможное ради полного разрыва с Российской Федерацией и совершенно не готова на уступки в вопросе собственной территориальной целостности или на иные уступки в поиске потенциального компромисса с российским агрессором».
Напротив, говорит Дарден, в реальности мы наблюдаем позитивное отношение украинских граждан к России и сохранение братских чувств к россиянам.
В копилку этой точки зрения (а также подтверждая спрос на курс на примирение с Россией) Чарап приводит данные опросов общественного мнения в Украине, свидетельствующие о смягчении взглядов украинцев. Так, по результатам майского соцопроса «75% украинцев поддерживают идею прямых переговоров с Россией по вопросу восстановления мира в Донбассе», а «55% готовы обсуждать эту тему напрямую с лидерами сепаратистов». Другие соцопросы свидетельствуют: «65% респондентов считают, что Украине следует идти на компромиссы ради восстановления мира и возврата утраченных территорий». Кроме того, «почти 50% украинцев поддерживают предоставление сепаратистским регионам автономии ради мирного урегулирования». Чарап уверен, что «это и есть одно из условий Минских соглашений».
Победу на выборах Владимир Зеленский одержал благодаря платформе поиска компромисса с Россией. Общество, похоже, все так же твердо стоит на его стороне, тем не менее препятствия, ограничивающие свободу действий президента, так и не преодолены.
Упоминая о недавнем инциденте (глава украинского МИД отверг предложение россиян относительно переговоров о судьбе задержанных в Керченском проливе украинских моряков – не поставив об этом в известность президента), Чарап констатирует отсутствие у Зеленского «всей полноты контроля над собственным правительством».
И это ощущение не ограничивается одним лишь Министерством иностранных дел – подобная ситуация наблюдается и в отношениях с парламентом. Нынешний состав ВР избран при бывшем президенте Петре Порошенко – буквально на волне протестов 2014 г. на евромайдане. Дарден приходит к выводу: этот парламент сегодня «совершенно не представляет население страны и не отражает популярные на данный момент в обществе мнения», а на выборах 21 июля «практически всех депутатов вышвырнут из их кресел».
Такие внутренние обстоятельства существенно снижают эффективность действий Зеленского, формируя у Москвы убежденность в том, что новый украинский лидер просто не способен вести переговоры о радикальном пересмотре сложившейся ситуации (даже если в конце лета он и получит все необходимые для этого полномочия).
Более того, отмечает Чарап, в России осознают, что позиции Зеленского по большинству ключевых внешнеполитических вопросов «практически ничем не отличаются» от позиций его откровенно антироссийского предшественника. Украина при Зеленском не отказывается ни от планов членства в ЕС и НАТО, ни от борьбы против немецко-российского проекта «Северный поток-2», ни от озвучивания общей обеспокоенности внешней политикой России.
Говоря о восприятии Украины в Европе и перспективах европейско-украинских отношений, Хейлбрунн заметил, что Зеленский не может чувствовать себя уверенным на фоне недавних шагов Европы, предпринятых в рамках процесса по реинтеграции России в институты континента.
С точки зрения Хейлбрунна, упомянутая реинтеграция стимулируется одновременно двумя факторами. Во-первых, возвращая Москву в Совет Европы, некоторые европейцы (особенно во Франции, Германии и Италии) рассчитывают на улучшение отношений с Россией и перезапуск двусторонней торговли. Хейлбрунн привел пример Германии: «87% членов российско-немецкой торговой палаты жаждут от Меркель более активной роли в деле стимулирования экономической активности в отношениях с Москвой».
Второй фактор олицетворяют США и администрация президента Трампа. По мнению Хейлбрунна, жесткие высказывания Трампа в адрес европейских союзников Вашингтона (например, он назвал Германию «заложницей России» из-за «Северного потока-2») вынуждают некоторые европейские страны, в частности Германию и Францию, «медленно добиваться» большей степени независимости от Америки.
А вот по словам Биба, Соединенные Штаты во многом следуют примеру Германии и Франции, открывающих перед Россией двери обратно в европейскую политическую архитектуру: «Несколько месяцев назад президент Трамп отменил ранее запланированную встречу с президентом Путиным из-за задержания Россией украинских моряков. Тогда он уверял, что не станет встречаться с Путиным до освобождения этих моряков. Тем не менее, их встреча проходит в данный момент – несмотря на то, что Россия продолжает удерживать украинцев».
Напомнив о чрезмерном и доминирующем влиянии РФ на украинских сепаратистов Донбасса, Кристофер Андерсон, сотрудник госдепартамента, работавший в команде специального представителя США по Украине Курта Волкера, задал вопрос: «Что еще можно предпринять ради восстановления мира между РФ и Украиной, учитывая, что в цели России входит создание автономных республик Донецка и Луганска, а также обретение права вето в отношении внешней политики Украины?»
Говоря об односторонних действиях Украины, способных сдвинуть процесс с мертвой точки, Чарап пояснил: разговоры о предоставлении Донбассу специального статуса ведутся на фоне «уже реально проходящей во всех регионах Украины децентрализации властных полномочий». Отмечая, что украинцы еще с 90-х рассуждают о необходимости децентрализации власти во всех аспектах, не связанных с внешней политикой, Чарап утверждает – положениям соглашений об урегулировании конфликта на Донбассе более всего соответствует высокая степень децентрализации в Украине. В противном случае, предупреждает Чарап, модель «крайне ассиметричной, практически конфедеративной структуры, в рамках которой две области страны получат абсолютно непропорциональные права в сравнении с остальными регионами», окажется нежизнеспособной.
Отвечая на вопрос Андерсона, президент Центра за национальный интерес CFTNI Дмитрий Саймс (на минувшей неделе он провел ряд встреч с российскими чиновниками в Москве), резюмировал:
«На мой взгляд, Соединенным Штатам первым делом следует оценить реальную степень гибкости (или же ее отсутствия) России: для этого вам с Куртом Волкером необходимо отправиться в Москву. У россиян есть определенное уважение к послу Волкеру. Я думаю, его приезд в Москву для оценки степени готовности россиян к серьезным переговорам они посчитают достаточно знаковым шагом.
На мой взгляд, сегодняшняя российская позиция выглядит очень жесткой, поскольку они не верили в жизнеспособность каких бы то ни было соглашений при Порошенко. Не верят в это и сейчас. Но сегодня, как мне кажется, может открыться окно возможностей. Мне сложно судить о реальности этих возможностей, как и о том, достаточно ли их для заключения какой-либо сделки. Тем не менее, почему бы не начать общаться с ними?»
И если Зеленский действительно выступает за примирение с Россией, ему следует приветствовать любые шаги Вашингтона, направленные на поиски дипломатических путей достижения этой цели.
Перевод Константина Василькевича
Источник -- The National Interest
* - Авторитетный аналитический центр в Вашингтоне, основанный в 1994 году экс-президентом Ричардом Никсоном. Центр CFTNI неизменно выступает за реалистичный подход к вопросам внешней политики.
Теги: Украина, Зеленский, Перезагрузка, Диалог с Москвой, Соцопросы, Центр за национальный интерес, Дмитрий Саймс, Самюэль Чарап, Кит Дарден, Якоб Хейлбрунн, Джордж Биб, США, Россия, братские чувства, минские соглашения, выборы 21 июля, Курт Волкер
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Президент Украины Владимир Зеленский назвал главные "болезни" системы правосудия в...
Президент Украины Владимир Зеленский примет участие во Всеукраинском форуме...
Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ относительно отдельных...
Президент Украины Владимир Зеленский заявил о создании Конгресса местных и...
Вскоре состоится телефонный разговор президентов США и Украины Джо Байдена и...
Президент Украины Владимир Зеленский предлагает принять закон о защите прав...
Рынки субрегионов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии имеют многообещающий...
Нынешняя власть приняла правила игры Запада, основанные на подачках МВФ. Это тот...
Политика полной и неограниченной свободы предпринимательства приводит к свободе...
Производство вакцины от коронавируса – это огромные деньги, и Украина могла бы...
Люди способны выйти на улицы ради свободы. Но происходит это тогда, когда у них нужды в...
«Внесудебное закрытие телеканалов государством – это иллиберальный подход к...
Комментарии 0