Самозванцы и самозадвиженцы

№40 (576) 7 - 13 октября 2011 г. 06 Октября 2011

Мало званых — больше самозваных. Но не все так просто с самозванцами в России, ведь и 300-летняя династия Романовых вышла в сущности из Тушинского лагеря самозванца. И вот снова Россия, похоже, входит в самозваную эпоху, поскольку процесс легитимизации выдвиженцев во власть в России вошел в некоторое противоречие как с внешним ее аспектом, так и с внутренним. Еще неизвестно, что хуже. В результате чего незаметно вошли не только в эпоху самозваную и самозадвиженную (что само по себе плохо), но и (что гораздо хуже) соскользнули в эпоху двоевластия.

А Украина тем временем напряженно размышляет о европейском выборе. И готовится подписать с Евросоюзом договор в том же духе, что и с ВТО.

Хотя никакого реального геополитического выбора в нынешней повседневной действительности у Украины (как страны) не существует. Ни европейского, ни евразийского. Никакого. Разве что какой-нибудь индивидуальный или корпоративный выбор. Выбирать на самом деле в настоящий момент некому и не из чего. Европейского выбора у Украины не будет никогда (по крайней мере в обозримом будущем), а интеграционный процесс с Россией никак невозможен, пока там политической основой власти остается успешный сырьевой бизнес-проект. Деньги от которого в свою очередь являются основой власти, персонифицированной на данный момент тандемом ВВП и ДАМ. То ли действующим президентом и действующим премьером. То ли наоборот: недействующим президентом и премьером, якобы негласным образом (а теперь уже и гласным) выполняющим конституционные обязанности президента России.

Но как бы друзья ни менялись местами (по дружеским договоренностям), для Украины эта перемена мест никакого значения не имеет. Да и для России она не имела бы никакого значения, если бы содержание (и сам факт) «дружеских договоренностей» не было вброшено в публичную политику Владимиром Путиным. Зачем он сделал этот вброс за полгода до окончания срока президентских полномочий — непонятно. Здесь остается только гадать. И можно предположить, что произошло нечто совсем из ряда вон выходящее. А вслед за этим ожидается следующее событие, еще более выходящее из ряда вон.

Например, вслед за увольнением Алексея Кудрина могло последовать увольнение не менее важного человека из окружения ВВП. А если сюда еще присовокупить имевшее место не менее решительное увольнение мэра Лужкова, то такой кадровый политический процесс, несомненно, начинает принимать угрожающий вид. И если ранее увольнение Юрия Лужкова можно было рассматривать как некую случайность, то в свете последних событий оно укладывается в один логический ряд с увольнением Алексея Кудрина. И получается, что ВВП лишился двух своих основных опор. Двух столпов, можно сказать. Кто будет следующим на выход по этой логике — мы увидим.

Чем еще мог остановить ВВП вышибание главных фигур своей команды с ключевых постов, как не срочным (алармистским) обнародованием «дружеских договоренностей», якобы лишающих ДАМа политических перспектив?

Такой шаг ВВП вряд ли входил в те «дружеские договоренности» и потому был для ДАМа явной неожиданностью. Чтобы не сказать громом средь ясного неба. Но, видимо, у ВВП не было иных инструментов давления на президента. А «дружеские договоренности» (если такие и существовали) перестали действовать по вполне естественным причинам.

Мир тоже как бы вздрогнул после информационного вбрасывания ВВП, но не так, чтобы сильно. Бывший посол ФРГ в США и Великобритании Вольфганг Ишингер даже согласился: «Путина в Европе знают хорошо. Мы не считаем проблемой его возвращение на пост президента России. Мы в Германии и вовсе разговариваем с ним буквально на одном языке...»

Одно из официальных объяснений нового выдвижения ВВП — это как бы его более высокий рейтинг. Однако, если посмотреть на рейтинги доверия за август текущего года (когда якобы и принималось это решение), у Медведева — 47%, а у Путина — 49%. То есть разница в рейтингах в пределах статистической погрешности. Иными словами, разницы в рейтингах практически никакой. Тогда в чем истинная причина события, очень похожего на переворот? Кроме той причины, которая приведена выше.

Признаки двоевластия

Официальный отказ ДАМ от претензии на переизбрание за полгода до окончания президентских полномочий (!) означает введение в России фактического двоевластия, когда существует официальная система власти, определяемая Конституцией и возглавляемая действующим президентом. И есть неофициальная (теневая) система власти, определяемая «дружескими договоренностями», о которых публично (на весь мир) поведал ВВП. И опирающаяся на команду премьера (за вычетом двух) и на его несомненную харизму. Двоевластие, как правило, не предполагает немедленного непосредственного конфликта между двумя лидерами. Но позволяет их командам безбоязненно преследовать собственные интересы. В этом вся опасность.

И дело уже не в личных неудовлетворенных амбициях ДАМ или Кудрина. Или даже ВВП. Дело в том, что Россия находится в опасной ситуации фактического двоевластия. Выходов здесь два: или ДАМ немедленно подает в отставку (как Ельцин в свое время) и назначает исполняющим обязанности президента ВВП, или он срочно объявляет о своем решении все-таки баллотироваться на второй президентский срок. В противном случае за полгода двоевластия (а то и больше) страна может быть демонтирована. Полностью или частично. Со всеми вытекающими последствиями.

По большому счету главная проблема двоевластия отнюдь не в существовании якобы давних «дружеских договоренностей» между премьером и президентом, а в том, что они («дружеские договоренности») были вынесены ВВП в плоскость публичной политики. Это сигнал бюрократическим командам (по крайней мере одной из них) переходить в наступление по всем направлениям. И чем бы в итоге ни закончилось противостояние двух частей российского политикума (премьерского и президентского) — полным разрушением существующей системы или ее частичным демонтажом, но к прежнему ее виду возвратиться уже не получится. И чем дольше будет сохраняться двоевластие, тем большие изменения произойдут в системе.

Относительно того, была ли при совершении маневра неуставных как бы «дружеских договоренностей» во время предыдущих выборов президента России нарушена Конституция — это может решить только суд. Но признаки такого нарушения основного закона очевидны хотя бы потому, что «дружеская договоренность» (хотя на самом деле мы с вами не знаем, насколько она была дружеской) существенно ограничивает конституционные права ныне действующего президента. Более того — обнародование договоренностей делает «хромую утку» хромой на обе ноги.

То, что Путин выбрал ДАМа своим преемником — еще не является признаком нарушения закона. Но дальше идут некоторые ветвления. Если Путин действительно «назначил» себе преемника на посту президента с целью обойти известное положение Конституции для своего возврата на этот пост (то есть назначил местоблюстителя), а не потому, что ДАМ действительно соответствует высоким требованиям, предъявляемым кандидатам на самый высокий государственный пост, то это называется уже не «дружеской договоренностью», а антиконституционным сговором. В котором повинны обе как бы договаривающиеся стороны. И такому сговору нет оправданий, с какой стороны ни посмотри. К тому же не может сговор (или дружеская договоренность) быть выше присяги, которую ДАМ принес народу России, вступая на пост президента.

В Европу через неоколонизацию

Очевидно, что находясь по-прежнему между Сциллой и Харибдой — для Украины никакие интеграционные процессы неневозможны. Ни с Европой (в ее нынешнем предынфарктном состоянии долгового коллапса), ни с Россией (опять-таки при ее нынешнем фактическом двоевластии) невозможны интеграционные процессы по сугубо принципиальным соображениям господствующего геополитического мейстрима. Поскольку в мире пока главенствуют и торжествуют процессы дезинтеграции. Кризис правит бал. Это и не хорошо, и не плохо — так есть.

Это главенство заметно не только на территории бывшего СССР, но и на территории еще до недавнего времени (пусть ни шатко, ни валко) интегрировавшегося Евросоюза. Хотя последний этап европейской интеграции шел через предварительную дезинтеграцию потенциальных клиентов. ЕС пережевывал их по частям. С Европой же интеграция невозможна еще и по причине существования между латинским миром и миром кирилличным труднопреодолимой суперкультурной границы. Потому более или менее равноправная интеграция Украины и Европы возможна только в виде неоколонизации Европой Украины.

Притом неоколонизация исключительно через Польшу. Иными словами, европейская интеграция будет на самом деле интеграций с Польшей. Ну не с Францией же?! Или Люксембургом. Что, собственно, и происходит на самом деле. Но и этот процесс в полной мере невозможен, поскольку невозможно будет в такой большой стране установить устойчивую колониальную администрацию. Возможно только овладение Евросоюзом украинским рынком в обмен на некоторые ничтожные (с точки зрения экономики и страны вообще) преференции украинской элите.

Например, обмен значительной части национальных интересов на послабление визового режима. Или пусть даже на введение безвизового режима с Евросоюзом. Хотя такое событие вряд ли когда-нибудь произойдет. Но если произойдет, то какой-то барьер все равно обязательно сохранится. Например, сохранится требование иметь при себе определенную (немалую) сумму на проживание при въезде — это же не виза. Это просто так. Для обеспечения цивилизованного демократического уровня жизни.

Для основной же массы граждан Украины никакого — ни теоретического, ни практического значения гипотетическая отмена виз в Европу (да хоть куда) не имеет. Ведь согласно статистике из Украины выезжают за рубеж не более 4%. Потому переговоры о введении безвизового режима имеют заведомо негативное коррупционное содержание. Откровенный подкуп Европой элиты и ее обслуги.

Да и о каких национальных интересах Украины при подписании договора с ЕС может идти речь, если там нет квот на украинскую сельхозпродукцию? Что же мы собираемся интегрировать в Европу? Украинскую элиту? Так она уже давно там.

Интеграция же с Россией невозможна сегодня из-за нежелания (и просто невозможности) ее власть имущих руководствоваться никакими иными принципами в политике, кроме сугубо прагматичных. А с прагматичной точки зрения (с точки зрения прибыли и денег) интеграция с Украиной целиком для российских властей невыгодна ни в каком ее виде: ни в виде союза, ни в виде даже поглощения. (Разве что поглощение нескольких отдельных регионов). России сегодняшней выгодно продавать Украине нефть и газ, а при интеграции внешний рынок существенно теряется (сокращается), внутренние же проблемы существенно (и однозначно) увеличиваются. У них и своих-то проблем день ото дня все больше.

И наконец. Отношения между странами, основанные на прагматизме, на прибыли, не имеют никакой долгосрочной перспективы, поскольку то, что прибыльно сегодня, завтра может быть убыточно. Даже безо всякого мирового кризиса. А с мировым кризисом и подавно. Прагматичный, «бизнесовый» подход в силу своей приземленности и зашоренности не позволяет увидеть выгод культурной и суперкультурной интеграции.

Однако нельзя же сидеть сложа руки и ждать, пока после либерально-прагматичного тандема в России появится власть, способная ориентироваться не только на прибыль, но и на культурные и цивилизационные перспективы. Власть, способная понять, что сегодня реальные проблемы безопасности для страны важнее призрачной, ускользающей в офшорах прибыли. Может быть, нам удастся раньше вызвать к жизни такую власть? По крайней мере сможем раньше определиться, каков же должен быть желаемый образ власти.

Любите путешествовать и хотели бы получить визу на въезд на территорию стран шенгенского соглашения? Вам нужна мультивиза, заказать которую можно здесь на сайте de-vis.ru

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Дискредитация божества

Трудно пропагандировать превосходства демократических процедур ввиду неприглядных...

Чужих не жалко?

Размежевание по водоразделу «свои--чужие» ещё долго будет управлять...

Горячий лед: россияне и чехи снова вспоминают...

Большой спорт и большая политика – вещи тесно переплетённые и взаимосвязанные

Удастся ли сберечь и развить стратегические отрасли

Олег Уруский: «Верю, что в депутатском корпусе ВР по-государственному мыслящих...

Экономическая субъектность плюс суверенизация...

Почему начинать восстановление субъектности нужно с возвращения монетарного...

Дмитрий Джангиров: Официальный Киев ведет себя так,...

По мнению политического консультанта Дмитрия Джангирова инициатива президента...

Куда ведут узкие коридоры

Ослабляя одного олигарха, президент делает другого олигарха сильнее. Поэтому — или...

Дальше, чем подземный туннель в Берлине

Харьковские соглашения надо отменить. Но привлечение к уголовной ответственности за...

Социальная апатия: тревожный симптом

Локомотивом выхода из кризиса будут базовые отрасли, а не IT-технологии

Не надо молчать!

Киев обрел в Исааке Трахтенберге не только преданного сына, но и блестящего летописца,...

Жесткая полемика как составная процесса

Каждая сторона считает, что потери, связанные с продолжением конфликта, ниже тех,...

Издержки «безальтернативного пути евроинтеграции»

Рынки субрегионов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии имеют многообещающий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка