Саша БОРОВИК: «Дигитализация глупости – занятие бесперспективное»

13 Ноября 2019 4.6

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК «2000»: В Украине все говорят о «дигитализации», «цифровизации», «стране в смартфоне». Этими терминами лихо жонглируют премьер-министр Гончарук, президент Зеленский и чиновники рангом поскромнее. Министр Кабинета Министров Дубилет предлагает отменить трудовые книжки и перевести учет стажа украинцев в цифровой формат. Дубилет выдвинул и идею отказа от правительственной спецсвязи — дескать, чиновников можно перевести на общение с помощью установленных на смартфоне неких специальных приложений (а мы уже видели, к каким скандалам даже в США приводит переписка посредством таких приложений, как WhatsApp).

Не окажется ли модная «фишка» команды ЗЕ мыльным пузырем, который лопнет с громким треском и катастрофическими последствиями для государства (утрата управляемости) и граждан (как минимум — потеря стажа, как максимум — утечка конфиденциальных личных данных)?

Чего в риторике украинских чиновников больше: практического смысла или желания попиариться? Можно ли вообще страну с такой численностью населения, как Украина, перевести в «цифровое измерение»?

Существуют ли уже действующие и эффективные рецепты «цифровизации»?

Саша БОРОВИК: -- Политики часто дают обещания, предназначенные лишь для того, чтобы привлечь внимание избирателя своей новизной и неожиданностью. Спустя какое-то время обещанные программы забывают. Потом даются новые обещания или же приходят новые политики со своими захватывающими и часто утопическими идеями. Очень редко политики приходят с хорошо продуманной, просчитанной и обоснованной программой, по которой нация может успешно развиваться.

Так, Порошенко провел весь 2015 г., рассуждая о своей стратегии устойчивого развития «Украина-2020», подразумевающей определенные реформы. Целью программы тогда было достижение европейских стандартов жизни.

Это была изначально невыполнимая программа, под которую подгоняли цифры роста благосостояния без учета экономических реалий и тенденций. Она так и не была подкреплена реформами.

Зеленский и его группа пришли в политику с очень немногими конкретными обещаниями. Но два из них стали их визитной карточкой: новый президент пообещал «государство в смартфоне», а его премьер — рост ВВП на 40% в течение следующих пяти лет.

Тема роста ВВП заслуживает отдельного внимания и анализа. Сегодня я хотел бы рассмотреть «государство в смартфоне».

Я начал свою карьеру в Пало-Альто в 90-х, когда этот маленький калифорнийский городок стал родиной первых интернет-компаний (а позже и столицей дигитального движения, впоследствии охватившего весь мир). Тогда же с профессором Нью-Йоркского университета я создал компанию, которая дигитализирует электрический сигнал человеческого мозга для его дальнейшей компьютерной обработки.

После этого в менеджменте Microsoft я был главным переговорщиком компании с Европейской Комиссией по внедрению облачных и цифровых технологий в ЕC. Первая адаптация Еврокомиссией облачных технологий стала одним из моих ведущих проектов. Я также работал над подобными проектами в Америке, Азии и Африке. Позже я был в менеджменте Akamai – компании, которую называют «позвоночником интернета». Два последних года я занимаюсь разработкой предназначенной для развивающихся стран технологии децентрализованной дигитальной идентификации личности. Мне хочется думать, что мой профессиональный опыт позволяет мне рассуждать о цифровых технологиях и о возможностях их применения в Украине.

В мире есть много примеров создания цифрового государства. И некоторые из них весьма успешны. Одни пока только в начале пути, а большинство из начатых проектов оказались провальными.

Одним из самых успешных примеров дигитализации называют Эстонию: там в первый год существования системы объединили более 50 баз данных и подключили к ним свыше 700 разных государственных и частных сервисов, сделав их открытыми для граждан в цифровом режиме.

Эта система была новой и достаточно недорогой. В то же время она уже устаревает и становится дороже. Появляются более современные альтернативы. Нельзя забывать, что в Эстонии проживает гораздо меньше людей, чем в одном только Киеве.

Я приветствую желание президента Зеленского и его Кабмина перевести Украину в цифру. Я желаю им успеха. Однако мне кажется, что они наобещали то, что выглядит уж очень амбициозным и большим, и что они не смогут сделать. Наблюдая за тем, как они это делают, не могу избавиться от скепсиса. Я искренне надеюсь, что просто чего-то не знаю, и они докажут мою неправоту.

Начнём с того, что Зеленский и его группа должны сначала объяснить, что именно они подразумевают под «государством в смартфоне». Если они переведут некоторые простые государственные функции в цифровой формат, это уже будет успехом.

Так, если некоторые государственные реестры станут централизованы, актуализированы и доступны в телефоне, а какие-то запросы по ним можно будет отправить через приложения без личного общения с бюрократами и тотчас получить ответ и разрешение вопроса — это уже было бы успехом. В то же время представить себе, что украинец — как гражданин Сингапура — сможет заполнить и подать налоговую декларацию через смартфон, или как в Австралии — получить медицинское обслуживание в дигитальном режиме, объединив все свои медицинские карты-файлы для обработки и диагноза, – это пока представляется маловероятным. Для этого необходимо сначала упростить налогообложение, создать условия для развития эффективного здравоохранения и провести реформу страхования.

Важно помнить, что любая программа -- это всего лишь набор цифр и знаков, обусловливающих в компьютерном языке определенную команду и действие. И если я запрограммирую какую-то глупость, глупостью она и останется — только уже в цифре.

Также и государство. Если оно не поумнеет, то перевод глупого, бюрократического и несправедливого государства в цифру не сделает его эффективнее. В Африке есть много бедных и не особо привлекательных государств, где уровень дигитализации выше, чем в Украине. Это не делает их ни богаче, ни свободнее, ни привлекательнее. Украина должна стремиться стать процветающим, эгалитарным и справедливым обществом со свободной экономикой и с небольшим, но функциональным государственным аппаратом. Это то, на чем следует сосредоточиться президенту и Кабмину.

Этот современный функционал им надо сначала создать на уровне человеческого фактора и процессов, отшлифовать, а потом закрепить в современных технологиях. Переводить архаичное, бюрократическое и зажатое в тиски собственных догм и процессов постсоветское государство в цифру — пустая трата времени и денег.

Как пример: нет смысла переводить трудовую книжку в дигитальную форму, как это сегодня предлагает вице-премьер. Просто потому, что нет смысла в трудовой книжке как таковой! Ее надо отменить в контексте пенсионной реформы и радикальных изменений в трудовом кодексе и закона о государственной службе!

Теперь давайте представим, что Украина -- это развитое и процветающее общество с малочисленным и функциональным государственным аппаратом. Такое государство должно делегировать дигитализацию общественной жизни в частный сектор. Это отнюдь не значит, что этот процесс надо отдать «ПриватБанку» или фирмам его бывших работников.

Дигитализация должна быть максимально децентрализованной, а участие в ней должно принимать большое количество компаний — как маленьких стартапов, так и технологических гигантов. Государство обязано лишь обеспечить их надежной инфраструктурой: дорогами, защищенностью инвестиций и безопасностью. Проект должен быть открытым, а личные данные людей защищены.

Потребуется заключение договоров по Safe Haven (безопасному хранению данных) с ведущими дигитальными государствами, так как Украине просто не хватит своей облачной инфраструктуры.

Государству следует простимулировать создание двух важных предпосылок. Первая -- это создание и адаптация надежного дигитального ID всеми гражданами. Сегодня 70% украинцев вообще не присутствуют в дигитальном пространстве, и у 100% нет надежного дигитального ID.

Вторая -- это стимулирование создания content delivery network (CDN или сети передачи данных).

Все это государство не должно делать само. Да оно этого и не сможет – это очень дорого. Это будет осуществляться частным сектором в контексте бизнес-моделей провайдеров таких сервисов, включая ID и CDN.

Потребуется законодательство по свободному перемещению капитала и законы, обеспечивающие простоту ведения бизнеса. Должна обеспечиваться интероперабельность данных и систем -- открытыми стандартами. Необходимы гранты и условия для венчурного финансирования стартапов -- продвигать инновации будут прежде всего именно они. Создав все это, государству следует отойти в сторону и обеспечить честную конкуренцию.

Я боюсь, что Украина сегодня, преследуя необдуманные и невыполнимые обещания политиков, начнет строить централизованную систему дигитализации глупого государства. Это будет убыточный проект, хотя он и принесет многомиллионные заказы друзьям правительства. Он сломает конкуренцию. Он создаст режим, при котором личные данные будут не защищены, а сконцентрированы где-то централизовано на государственных серверах. Я боюсь, что существующие монополии лишь усилятся. И самое главное -- что украинское государство так останется архаичным.

За пять лет кардинально реформировать государство и одновременно перевести его в цифру невозможно. Зеленский и его правительство должны сделать так, чтобы за это время их государственный аппарат стал малочисленным и при этом значительно поумнел. Они должны как можно быстрее открыть дорогу для бизнеса – для тех, кто и проведет дигитализацию.

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Милитаристское меньшинство объявляет себя народом

А что же большинство, проголосовавшее за президента и его партию? Что все его...

Постыдная история цинизма американских манипуляций...

Циничные манипуляции Трампа в отношении Украины стали лишь апогеем растянувшегося на...

Владимир Ворожцов: «Разведение войск — не гарантия...

Украинская власть совершает ошибку, в условиях вооруженного конфликта принимая...

Бухарестский чек давно аннулирован

Стратегию национальной безопасности Украине следует строить на новых реалиях, а не на...

Лучше бы Зеленскому не ехать

Ироничность ситуации в том, что если озвученная Пушилиным территориальная концепция...

Чем больше ZOPA, тем проще договориться!

Определяющее для Зеленского — то, что происходит внутри страны

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка