Сергей Куделя: «Кто править будет нами?»

30 Июля 2019 1 4.3

После завершения цикла выборов-2019 Украина оказалась в нетипичном и неустойчивом состоянии. Отныне доминировать в исполнительной и законодательной ветвях власти будут представители лишь одной политической силы, всего два месяца назад существовавшей исключительно в виртуальном формате. Законодательную и исполнительную власть все чаще будут комплектовать людьми, своим новым положением обязанными исключительно талантам одного человека — Владимира Зеленского.

Ключевые должности в Офисе президента уже распределены между давними соратниками Зеленского, трудившимися либо продюсерами, либо сценаристами в его развлекательной империи. Многие депутаты-неофиты, нанятые СН, не просто новички в политике — у них практически нет аналогичного опыта работы либо впечатляющих достижений в сфере общественной деятельности. Примечательно, что часть из них связана с индустрией развлечений и комедийными шоу Зеленского.

Подобный подход вполне может послужить залогом их лояльности и субординации, но вряд ли обеспечит эффективный контроль или качественные сдвиги в законотворческой работе парламента. Ни Зеленский, ни его партия так и не сформулировали развернутых политических предложений по подлежащим реформированию ключевым сферам. Отсутствует и всеобъемлющее видение принципов развития страны.

Идеологическая платформа СН сочетает противоречащие друг другу цели — максимальное дерегулирования и «малое правительство» в духе Милтона Фридмана при сохранении модели «социально ответственного» государства всеобщего благосостояния в соответствии с идеалами «прогрессивного капитализма» Джозефа Стиглица. Максимум внимания уделяя разнообразным выходкам в период предвыборной кампании, команда ЗЕ не представила никаких новых предложений, способных обеспечить прогресс процесса урегулирования конфликта на Донбассе или внести изменения в политику Порошенко в отношении данного конфликта. Вместо этого Зеленский вернул в переговорную группу тех, кому в предыдущие годы никак не удавалось добиться прогресса на Минских переговорах. И, наконец, сохраняется неопределенность в вопросе состава будущего правительства и фамилий ключевых государственных чиновников, в том числе, спикера и премьер-министра. Нет пока и прозрачности в процессе отбора кандидатов на упомянутые должности, а сам процесс селекции, остро напоминающий об эпохе Януковича, монополизирован президентом, группой партийных лидеров и сотрудниками Офиса президента.

И хотя с точки зрения конституции Украина остается парламентско-президентской республикой, нежданное доминирование пропрезидентской партии способно превратить существующую систему фактически в президентский режим с ограниченной подотчетностью исполнительной власти и не менее ограниченной системой сдержек ее активности. Страна переживала нечто подобное только раз: в 2010–2013 гг., когда «Партия регионов» и коммунисты контролировали большинство мест в парламенте, а регионалы практически единолично контролировали правительство.

Впрочем, в то время существовала мощная и громогласная оппозиция, оказывавшая сопротивление наиболее недемократическим порывам Януковича. Оппозиция в этом парламенте может оказаться гораздо слабее, поскольку остальные партии (например, «Батькивщина» или «Голос») мечтают о должностях в исполнительной власти и готовы к вступлению в коалицию «супер-большинства» с СН. При этом, масштабный уровень недоверия общества к Порошенко, скорее всего, лишит его партию возможности оказания значимого влияния на новый парламент.

Все еще хаотичный характер государственного управления и отсутствие четких директив со стороны правящей команды указывают на вероятность реализации нескольких краткосрочных сценариев. Первый сценарий: аккумулирование неформальных властных полномочий в руках Офиса президента порождает искушение подчинить правительство Офису для вмешательства в сферы его исключительной компетенции. Учитывая стратегическую слабость президента и некомпетентность или продажность (а, возможно, и то, и другое) его непосредственных подчиненных, все это может спровоцировать серьезную политическую нестабильность и давление снизу ради запуска внеочередного цикла выборов. Подразумевается и крах центристского политического проекта, а также откат к политике поляризации, характерной для предыдущего десятилетия.

Второй сценарий: премьер-министром Зеленский назначает независимую фигуру (ранее не имевшую никаких связей ни с ним, ни с его бизнесом), дает добро на кандидатуры министров, никак не связанные с крупными олигархическими группировками, и проявляет уважение к установленным конституцией границам, отделяющим власть правительства от власти президента. Вместо прямого руководства или вмешательства в работу правительства президент осуществляет функцию институционального надзора за деятельностью правительства.

Этот сценарий все еще способен спровоцировать определенную напряженность в межведомственных отношениях внутри исполнительной власти, но он формирует пространство для более широкого плюрализма и прозрачности, а также стимулирует более сбалансированное распределение бремени нагрузки между различными группами в составе пропрезидентской партии.

При третьем возможном сценарии всю полноту ответственности за социальную и экономическую сферу Зеленский делегирует правительству технократов, а сам сосредотачивается на ключевых сферах, не выходящих за рамки его конституционных полномочий. В их число входит вопрос ре-интеграции Донбасса, организация многосторонних переговоров с Россией и Западом, реализация широкомасштабных антикоррупционных инициатив, позволяющих в конечном итоге привлечь к ответственности «большую рыбу».

В результате реализации такого сценария жажда власти некоторых из нынешних соратников президента может оказаться неутоленной. Но это, пожалуй, единственный способ, позволяющий Зеленскому отслужить весь президентский срок и оставить после себя осязаемое и позитивное наследие.

Американський Forbes визнав Петра Порошенка другою...

Сьогодні американський Forbes визнав Петра Порошенка другою найбагатшою людиною в...

Ипотека в банках должна быть не выше 10%, - Зеленский

Президент Украины Владимир Зеленский убежден, что коммерческие и государственные...

Деркач обнародовал новые записи разговоров с...

Народный депутат Украины Андрей Деркач обнародовал в четверг в Киеве новые записи...

В Раде появился новый нардеп вместо Вакарчука

В среду, 8 июля, состоялось очередное заседание Центральной избирательной комиссии, во...

Суд не стал избирать меру пресечения Порошенко

Суд оставил без рассмотрения ходатайство прокуратуры об избрании меры пресечения...

Зеленский не задекларировал прибыль от ОВГЗ

Президент Украины Владимир Зеленский лично проинформировал Национальное агентство...

Украинская альтернатива российскому либерализму

На днях исполнилось двадцать пять лет трагическим событиям в городе Буденновске (в...

От населения – к нации

О рождении нового международного – многополярного – устройства планеты, о месте...

Тимур Хромаєв: «Відсутність ліцензії не означає, що...

З 1 липня Національна комісія з цінних паперів та фондового ринку розширить свій...

Культурные коды Украины

Задумываемся ли мы, ради чего живем? И какой сегмент жизни является для человека...

Кирилл Куликов: «Не умение надевать вышиванку, а...

Пресс-конференция президента Зеленского показала слабые и сильные стороны не только...

Баланс соблюден

Президентская трехчасовая конференция – тема нашей сегодняшней беседы с...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Теренин
31 Июля 2019, Владимир Теренин

На данный момент большинство Зе не объединено некой обобщающей идеей или программой, а потому, фактически, представляет собой карточный домик. Здесь имеется небольшое ядро приближенных и, видимо, преданных лично плюс остальная группа людей случайных, вплоть до шарлатанствующих приспособленцев. Думается, что этим уже предопределяется его будущность. Оно должно рассыпаться и поделиться на часть, поддерживающую интересы своего народа, которая хотя и шла под брендом Зе, но сохраняет народу свою верность, а значит не пойдет по пути европеидного колониализма, и, видимо, большей частью присоединится к более близкой ей группе «За жизнь», частично к «Батькивщине» (тем более, что эти две группы, в отличие от Зе, хорошо структурированы, воинственно-наступательны, имеют конкретные собственные программы), и часть нацеленную на холуйское прислужничество США и Западу. Количественно разделение определится уже в ближайшее время. Тогда и можно будет судить об истинной расстановке сил в нынешней Раде. Пока же хотелось бы надеяться, что прогрессивно-патриотические силы наберут достаточную мощь, чтобы суметь поставить действенный заслон экспансионистским планам Запада.

- 12 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка