О некоторых итогах года прошедшего и о том, что нас ждет в ближайшей перспективе, беседуем с экономистом и политическим деятелем Алексеем Плотниковым — доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом Украины, ведущим научным сотрудником Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
— Алексей Витальевич, сегодня все мировые СМИ заняты двумя проблемами: события в Соединенных Штатах и локдаун, пандемия. Между тем экономика остается экономикой. Какова ваша оценка экономической ситуации в Украине на начало 2021 г.?
— Да, события в Штатах и пандемия отвлекают внимание. Я не хочу скатываться в конспирологию, что это, мол, сделано специально, но эти темы действительно затмевают ситуацию в стране. А ситуация у нас, мягко говоря, непростая. К сожалению, 2020-й стал годом нереализованных надежд, годом разочарования, прежде всего — в экономической сфере. Страна не перестроилась, не перешла на рельсы роста. Да, пандемия в некоторой степени оправдывает падение, но давайте вспомним, что у нас происходило до введения первого карантина: невыполнение бюджета и в январе прошлого года, и в феврале, и в марте. Собственно, то, что происходит сейчас, пусть в иной степени, но было бы без всякой пандемии и ограничений. К сожалению, страна продолжает деградировать в экономической сфере.
Что касается социальной сферы, то государство абсолютно не разворачивается в сторону собственных граждан. Государство остается замкнутым на самое себя и удовлетворяет интересы власти, а не граждан, которые эту власть выбирали. Тарифы, вопросы повышения пенсий и минимальной заработной платы, масса других проблем, которые не только не теряют свою остроту, но усугубляются.
— Может, это не совсем корректное сравнение, но тем не менее: после Октябрьского переворота 1917 г. и завершения гражданской войны новая власть начала с двух основных вещей — с подъема экономики (например, план ГОЭЛРО) и всеобщей ликвидации неграмотности. И у них получилось. Почему у нас не получается? Не стану приводить цифры — что было создано тогда за 30 лет и что создано в независимой Украине. Достаточно сказать, что у нас за три десятилетия не построено ни одной мощной электростанции, тогда как в Беларуси получилось построить даже атомную. У нас, кроме Шулявского моста (и тот с проблемами), не было крупных транспортных сооружений, не говоря о современных предприятиях в основных отраслях промышленности, которыми славилась Украина. С чем это связано?
— По всей вероятности, с непрофессионализмом государственного руководства, с непониманием того, как следует развиваться Украине и что для этого нужно делать. Я бы сказал — с временничеством тех, кто находится при власти. У нас ни одно правительство не приходит, чтобы выполнять свою стратегическую программу. Вот приходит любой премьер-министр и начинает писать стратегию на десять лет вперед, понимая при этом, что он эту стратегию выполнять не будет. Поэтому все идет исключительно в параметрах краткосрочной перспективы либо каких-то сиюминутных действий.
И действительно, похвастаться какими-то достижениями, какими-то предприятиями мы не можем. Зато малейшие подвижки максимально используются для пиара, а не для того, чтобы завершить сам процесс. Приведу пример злосчастных мостов в Запорожье: там с острова Хортица туда и оттуда по два моста реально строится. Сейчас открыли аж один мост, на его открытие приезжал Зеленский. А он что, будет еще три раза туда ездить? И что он открывает? О каких достижениях власти идет речь?
Я с вами совершенно согласен: нет реальных достижений, развития, переориентации отраслей национальной экономики, нет реальных рывков, скачков, прорывов. Мы до сих пор работаем на структуре, которая нам досталась от Советского Союза, т. е. необработанная продукция: химия, металлургия, стройматериалы, аграрный экспорт. За 30 лет все это надо было бы уже перестроить и пытаться экспортировать продукцию с большим весом добавленной стоимости.
— И что же будет дальше? Ведь невозможно бесконечно эксплуатировать предприятия, у которых закончился или заканчивается срок технической эксплуатации. Это относится и к атомным электростанциям, к металлургии, к предприятиям химической промышленности. Есть ли выход из этого тупика?
— Я все-таки не теряю оптимизма и полагаю, что появится власть более реалистичная, которая думает о стране, а не о своих выгодах. Думаю, что найдутся силы, которые способны заняться в т. ч. и этими предприятиями.
К примеру, касательно металлургии и химии. Эти предприятия перешли в частные руки, и какой-то собственник пытается модернизировать завод, а другой — выжать все из советского наследия. Нужно внимательно смотреть, что происходит с этими предприятиями, и многое здесь зависит от власти.
— Затяжка с выделением очередного транша от МВФ — это тактические шаги или стратегия ухода от помощи Украине?
— Это скорее не стратегия ухода, это стратегия давления на Украину, стратегия внешнего воздействия — как с помощью МВФ достичь своих целей. Поступала информация, что МВФ меняет свои требования, пытается навязать под этот транш выполнение еще каких-то условий. Думаю, что в любом случае эти транши используются для достижения целей, выгодополучатели которых находятся за пределами Украины. Будь это связано с рынком земли или экспортом леса-кругляка. Здесь могут быть самые разнообразные, казалось бы, не привязанные к этому кредиту факторы.
— Более года назад вы говорили о том, что надвигающаяся пандемия COVID-19 окажет существенное влияние на экономику. Прогноз, к сожалению, стал реальностью. Нашим малым предприятиям и ФОПам COVID-19, по-моему, готовит смертный приговор. Не случайно вышли предприниматели на майдан, их никто не организовывал, они сами вышли. Что же нужно сделать, чтобы минимизировать потери — в экономике в целом и конкретных людей? Ведь предпринимаемые государством меры явно недостаточны.
— Если смотреть на локдаун, то это в принципе показатель того, как не нужно реагировать на пандемию. Так, в странах Западной Европы ограничительные меры вводятся в зависимости от уровня, динамики заболеваемости. К примеру, правительство Франции 8 января приняло решение с 11 января усилить меры в восточных регионах страны — там всплеск заболеваемости, поэтому усиление ограничений оправданно. У нас локдаун был проанонсирован за полтора месяца. Т. е. он совершенно не привязан к динамике заболеваемости, он вводится потому, что другие страны так делают, давайте, мол, и мы тоже введем — покажем, что не отличаемся от других. Т. е. у нас — это меры весьма сомнительные.
Что касается компенсации, государственного возмещения потерь, которые испытывает малый и средний бизнес, естественно, Украина не может соревноваться с развитыми странами. Если в Бельгии заполняемость гостиниц меньше 10%, то государство выплачивает этим гостиницам существенную дотацию. Если Штаты выплачивали сначала по 2 тыс. долл. на домохозяйство, потом по 600 долл. на гражданина, если Евросоюз вводит определенные налоговые каникулы, то в Украине всего этого нет. Поэтому проблемы малого и среднего бизнеса, да и бизнеса вообще у нас будут более выражены, и они будут усугубляться. И те радужные показатели, о которых говорит Кабинет Министров (4,6% роста и пр.), они нереальны.
— Не складывается ли у вас впечатление, что люди, которые принимают решения, вообще оторваны от реальной жизни в стране? К примеру, в любом супермаркете открыты только продовольственные отделы, остальные полки, секции закрыты. Так люди одни и те же, помещения те же! Т. е. часть бизнеса работает, а часть закрыта на замок в одном и том же пространстве. Парадокс!
— Думаю, что они действительно оторваны от жизни, слабо представляют, как работает бизнес, как работает торговля. Если на торговлю ввели ограничения, то почему у нас функционировала главная елка на Софийской площади или елка с катком возле дворца «Украина»? Я уж не говорю про Буковель. Почему часть страны может выполнять ограничения, а другая не должна им следовать. Эти вещи, конечно, несоизмеримы с государственной дисциплиной в Китае, странах Западной Европы. А у нас власть слабенькая, непрофессиональная и достаточно смутно представляет, что следует делать.
— Вы человек и науки, и политики. Какова роль людей, занимающихся наукой? Ведь Украина — это страна, которая по праву гордится своими учеными. Но слышен ли сейчас голос ученых, нужны ли их знания для того, чтобы корректировать политику во всех основных сферах жизни?
— Для нынешней власти, которая пришла с Зеленским, стыдно быть образованным, стыдно иметь опыт работы, стыдно иметь какие-то профессиональные знания и навыки. Официально же декларируется, что они набрали в депутаты, во власть людей, к которым предыдущая власть никогда не обращалась. Между тем это показатели, которыми не стоит гордиться, ведь во власть пришли люди, которые не были интересны прежде в силу своих незначительных профессиональных способностей.
А что касается науки, то пока наука развивается, пока есть возможность для того, чтобы генерировать идеи, все нормально. Вопрос в другом — воспользуется ли власть этими идеями и наработками? Вряд ли в этом плане можно надеяться на нынешнюю власть. Но я, тем не менее, настроен позитивно на то, что результаты, в т. ч. научных исследований, будут когда-то реализованы на практике.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Рынки субрегионов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии имеют многообещающий...
Нынешняя власть приняла правила игры Запада, основанные на подачках МВФ. Это тот...
Политика полной и неограниченной свободы предпринимательства приводит к свободе...
Производство вакцины от коронавируса – это огромные деньги, и Украина могла бы...
Люди способны выйти на улицы ради свободы. Но происходит это тогда, когда у них нужды в...
«Внесудебное закрытие телеканалов государством – это иллиберальный подход к...
Чтобы Киеву стать столицей, надо вернуть во власть людей, которые искренне будут...
Государство Украина своих людей не защищает, оно их грабит
Аваков на совещании с силовиками Харьковской области объявил войну уличной...
Любое обострение в военном формате может привести Украину к окончательному расколу...
Саша БОРОВИК: «Я не считаю ни партию Порошенко, ни националистов проевропейской...
Возможна ситуация, при которой под вывеской демократии из состава народа может быть...
Комментарии 0