Украина преуспевает в строительстве «аграрной супердержавы»

№05(939) 31 января - 6 февраля 2020 г. 29 Января 2020 5

К сожалению, когда речь идет об украинской экономике, то предмет дискуссии оказывается весьма примитивным: отечественная модель экономики такова по системе распределения труда, спектру производимой продукции, экспортному потенциалу и другим параметрам.

Эта примитивность обуславливает критическую зависимость экономики от неблагоприятных факторов: небольшой шторм в мировой экономике приводит к эффекту цунами в украинских реалиях. О том, какие вызовы стоят перед украинской экономикой в 2020 г., чего следует ждать рядовым гражданам, наша беседа с экономическим экспертом, вице-президентом Украинского союза промышленников и предпринимателей Виктором Скаршевским.

Продаем землю и добиваем промышленность

— Начнем с основных вызовов и угроз, которые могут создать экономические «сюрпризы» для Украины. Условно разделим их на внешние и внутренние факторы.

— К сожалению, кроме внешних вызовов, которые больше всего влияют на развитие украинской экономики, существуют и внутренние проблемы. Если проанализировать динамику развития украинской экономики в период независимости, то становится очевидной практически функциональная зависимость между мировыми ценами на металлы и зерно и динамикой развития украинской экономики по такому показателю, как ВВП.

Однако основная проблема в том, что когда растут мировые цены, то Украина растет медленнее, чем остальные страны. А когда внешняя экономическая конъюнктура ухудшается, то Украина падает намного глубже, чем весь остальной мир. Украинская экономика еще ни разу не восстановилась после какого-либо из кризисов, и она движется по лестнице, но ступеньки ведут не вверх, а вниз.

Это происходит потому, что Украина — страна с маленькой, открытой, сырьевой, аграрной, деиндустриализированной, монопольной экономикой. Мы зависим от экспорта сырья, а не от экспорта нашей готовой продукции.

— Опасность внешних факторов в том, что мы никак не можем на них влиять. Но какие угрозы исходят изнутри системы?

— Я не видел ни одной инициативы нынешней власти относительно развития промышленного потенциала, преодоления деиндустриализации экономики.

Вместо этого — инициативы по продаже земли, по рынку земли. Я не оговорился, когда сказал о продаже земли. Потому что в конечном итоге, если посмотреть законопроект, который сейчас подготовлен ко второму чтению, он написан в интересах крупных агрохолдингов и транснациональных компаний. Там не отражены интересы фермеров, развитие фермерского хозяйства, т.е. нет развития села как такового, ведь без малых фермерских хозяйств этот процесс невозможен.

Риск в том, что не учтено такое понятие, как продовольственная безопасность. Я ни разу не слышал в дискуссиях нынешней власти этого словосочетания, этого понятия. Продовольственная безопасность может быть в Украине под угрозой: государство перестанет контролировать огромные площади сельскохозяйственной земли, а там будет выращиваться сельхозпродукция, которая сразу же пойдет на экспорт. Такие проблемы есть в других странах (прежде всего в латиноамериканских), где подобная модель земельного рынка была внедрена. Ведь речь вообще не идет о том, что рынок земли вводится с целью развития фермерского хозяйства, для того, чтобы решить социальные вопросы и продовольственную безопасность в т.ч. Это уже было бы хоть какой-то аргументацией. Но власть говорит: для того, чтобы иностранные инвестиции пришли, чтобы вырос ВВП. Но ВВП к этому не имеет никакого отношения, особенно если учитывать качество этого роста.

А что касается иностранных инвестиций, то простой гражданин их не увидит и не прочувствует. Огромные площади используются агрогигантами для выращивания монокультур, и этот процесс практически не требует никаких рабочих и никаких сотрудников, там почти все автоматизировано. А инвестиции тут где? Инвесторы будут покупать украинские компании, украинские комбайны и семена? Конечно же, нет. Т.е. не будет никакого эффекта на смежные отрасли, не будет развития фермерских хозяйств.

А то, что фермеры вообще на десятом плане у власти, можно увидеть на примере закона о бюджете-2020, где на дотации сельского хозяйства выделено 4 млрд. гривен. Это в полтора раза меньше, чем в 2019 г.

Ликвидированы также некоторые программы по поддержке сельхозмашиностроения, которые работали с 2016 г. Фермерам выделялось миллиард гривен на компенсацию до 40% стоимости украинской сельхозтехники. В 2020-м этого уже нет. Между тем программа по поддержке сельхозмашиностроения с горем пополам, но приносила положительные результаты, объемы производства увеличивались там, где программа работала. А теперь имеем еще один из элементов деиндустриализации.

Посольская «методичка» в действии

— Вопросы поддержки фермерства и развития сельскохозяйственного машиностроения неразрывно связаны. Большие агрохолдинги могут себе позволить купить или взять в лизинг зарубежную тяжелую технику. А отечественные фермеры как раз формируют покупательный спрос на более доступную и простую в обслуживании технику украинского производства.

— В Украине порядка 30 тыс. фермерских хозяйств, в Польше — 1,5 млн. Если бы в Украине было 1,5 млн. фермерских хозяйств, то спрос на сельхозтехнику, другие материалы и продукцию был бы намного выше.

Но и крупные агрохолдинги могли бы покупать украинскую технику, если бы была программа по развитию сельхозмашиностроения. Да, это кажется прошлым веком, все эти программы. Но в разных странах есть и льготы, и прямые дотации, и субсидии. Если что-то угрожает национальному производителю, к примеру, в США, то сразу включаются прямые и непрямые способы поддержки. Я уже не говорю о сельском хозяйстве в Европе: половина бюджета Евросоюза уходит на дотации сельскому хозяйству.

Т.е. если мы хотим развивать свою экономику, мы должны применять те меры, которые применяли и применяют развитые страны для того, чтобы стать развитыми странами. А либерализация, дерегуляция, приватизация не работают. Покажите мне развитую страну, которая из бедной превратилась в богатую благодаря подобным либеральным инструментам. Нет такого примера в мире, чтобы через либерализацию, дерегуляцию и приватизацию был какой-то экономический рост, было какое-то чудо. Везде был протекционизм и субсидии. А еще раньше были и военные методы для того, чтобы продвигать свою продукцию и чтобы не дать своим колониям развивать собственное промышленное производство.

Приведу наглядный пример. В 1770 г. будущие Штаты, тогда еще колония Великобритании, решили запускать свое производство. Так вот, тогдашний премьер-министр Великобритании Уильям Пит-старший произнес знаменитую и очень емкую фразу: «Я не допущу развития промышленности в Североамериканской колонии, мы не дадим разрешения на производство даже одного гвоздя для подковы». Почему он это сказал? Да потому, что понимал: если промышленность будет развиваться, то колония станет сильной и независимой.

Точно по Адаму Смиту: «Абсолютное преимущество Североамериканских колоний — это сельское хозяйство, а промышленность у вас не пойдет, так что живите сельским хозяйством». Аналогия один к одному. Наглядный пример того, как метрополии относились к колониям. Точно так же сейчас относятся к нам. Бывший посол в Украине Джеффри Пайетт сказал практически то же: «Украина, становитесь аграрной сверхдержавой».

Если мы хотим вырваться из этого аграрно-сырьевого круга, необходимо проводить активную промышленную политику, развивать собственное производство. Прежде всего — ориентированное на экспорт. У нас маленький, бедный и ограниченный внутренний рынок. На нем мы не построим рывка и быстрого развития. Необходимо развивать экспорт. Поэтому надо использовать такой инструмент, как экспортно-кредитное агентство, например. В Украине оно существует с 2017 г., но не финансируется. И даже в меморандумах с МВФ, подписанных прошлой властью, указывалось: «мы не будем финансировать экспортно-кредитное агентство, оно нам и не нужно».

У нынешней власти, насколько я знаю, есть возможность изменить ситуацию, но их позиция такова: мы не будем это финансировать, надо пересмотреть в будущем. Но без развития экспорта высокотехнологичной продукции, без его стимулирования нет роста. А ведь еще надо рынки сбыта найти, и этим должны заниматься правительство, государство, официальные власти.

У украинской власти нет понимания, что необходимо иметь собственную экономическую стратегию, с собственными приоритетами, с национальными интересами.

Буквально недавно вышли новые данные по промышленности за год. Промышленность — минус 1,8%, перерабатывающая — минус 2%. 7 месяцев подряд (а перерабатывающая — 8 месяцев) промышленность сокращается. Это уже можно называть рецессией и углублением деиндустриализации. Правительство же не предпринимает ничего для решения проблемы. Как показывают все предпосылки, промышленное падение продлится и в 2020 г. Зато принята программа, утвержденная ВР, предусматривающая 40%-ный рост экономики за 5 лет! Дай бог остаться на том же уровне, с которого стартовали.

Земельно-банковский Франкенштейн

— Иными словами — заветам Пайетта верны. Возвращаясь к вопросу земли. Во втором чтении принята поправка, согласно которой банки получат право на землю. И ограничений для них нет. Каковы риски в процессе открытия рынка земли и допуска туда банков — не только украинских, но и иностранных?

— В данной редакции ограничений нет. Это могут использовать как один из инструментов перераспределения земельных участков. Могут быть специальные банкротства — чтобы перераспределить землю по более дешевой цене. Если кто-то обанкротился, банки получают в свое распоряжение сельхозземлю, и они обязаны в течение двух лет ее продать. А как они будут продавать, кому — здесь большое поле для злоупотреблений.

— В поправке записано, что получать право на землю имеют банки и кредитные учреждения. Согласно закону «О финансовых услугах» есть определение кредитного учреждения. Т.е. согласно этой норме право на землю могут получать и финансовые учреждения внебанковского сектора — кредитные союзы, частные кредитные компании и даже ломбарды.

— Тут самое главное, что в принципе землей сможет спекулировать большое количество игроков, и никаких ограничений на то, например, кто ее сегодня купил, а завтра продал, нет. Чтобы избежать спекуляций, необходимо облагать большими налогами операции, если в короткий промежуток времени ты хочешь купить и продать землю. Или же, как в других странах, устанавливать ограничения: если ты сегодня купил сельскохозяйственную землю, то имеешь право ее продать только через 5 или 7 лет.

А то, что и другие кредитные учреждения могут участвовать в схемах перераспределения земли, — это нехорошо. Если уж допускать такие моменты, то необходимо предохранители ставить. Предохранителей в этом законе вообще никаких нет.

Да, можно надуть финансовый пузырь: разогреть рынок, продать землю. Но потом он обвалится. Те, кто будет его разогревать, — это крупные игроки, они заработают на этом много денег. Что станет с украинским сельским хозяйством, их это не интересует.

Возьмем пример самой богатой страны Европы — Германии. В Восточной Германии больше земель сельхозназначения, чем в Западной. После присоединения ГДР там началась активная спекуляция с земельными активами, и в отрасли, как говорят, начался «занепад». Поспекулировали немножко, и все.

Нам рынок земли нужен, легальный оборот земли нужен, потому что нелегально он уже существует больше 20 лет, несмотря на мораторий. Пока он длился, умерло больше 400 тыс. пайщиков, и безвозвратно потеряно около миллиона гектаров, которые никому не достались.

Наиболее прагматичный вариант — ограничение не более 500 га в руки. Не 10 тыс. и россказни власти, что они уменьшили концентрацию в 20 раз — с двухсот тысяч. Это все равно очень много, и это не имеет никакого отношения к фермерам, к реальным малым фермерских хозяйствам. Т.е. в одни руки 500 га — как в Польше, и лишь физическим лицам. Юридические лица нельзя допускать сейчас.

В Венгрии, например, запрещено покупать землю юридическим лицам. И нужно создать наконец земельный банк. Если нет спроса на рынке, а кто-то хочет продать свою землю, то ее может выкупить государство.

Также очень важно поднять стоимость нормативной оценки сельхозземли, чтобы была соответствующая аренда. Вот говорят реформаторы, что «низкая аренда». Так поднимите — это легко делается постановлением Кабмина, вам никто не мешает!

Кстати, социсследования показывают, что среди пайщиков готовы продавать землю только 5—7%. Т. е. не будет больших сильных продаж. А вот где сейчас государство обязано наводить порядок, так это с государственной землей. Ее около 10 млн. га: называется цифра от 7 до 11 млн. га. Государство не знает, сколько у него земли. И там не только полный бардак, там процветает коррупция. И есть крупные латифундисты, агрохолдинги — у них по 400—500 тыс. га.

И есть крупнейший латифундист, о котором практически никто не говорит, который вообще ни за что не платит. Он выращивает на своих полях огромный урожай, и все это в теневом, коррупционном рынке вращается. У этого латифундиста в распоряжении 400 тыс. га. И знаете, как этот латифундист называется? Национальная академия аграрных наук. А государство этого не видит, оно почему-то не замечает тут проблем. Для того, чтобы там навести порядок, никакого закона о рынке земли не нужно. Тут просто надо включить правоохранительные органы и навести порядок.

Еще один нюанс. Если, например, фермер приходит в государственный банк взять кредит на покупку украинской сельхозтехники, ему говорят: «Да, мы можем. Кредит будет 20% годовых».

— ...но у нас есть предложения от белорусов...

— Абсолютно верно. И это будет обходиться в 6—7% годовых. Белорусское правительство дотирует процентные ставки для того, чтобы развивать экспорт продукции машиностроения в другие страны. В Украине если кто заикается о таких программах, то его обвиняют: «вы не либертарианец, вы против рынка, вы вообще советский человек, вы социалист».

Сейчас мы маленькая монополизированная экономика колониального типа, но мы стремимся стать инновационной, промышленной, экспортно ориентированной по высокотехнологичной продукции страной. В такой структурной экономике создаются рабочие места, причем высокооплачиваемые. Такая структура экономики почти не подвержена сырьевым мировым циклам. Однако я не слышал ни от одной власти, что мы с этим намерены что-то делать. Нет, просто давайте все отпустим, продадим, и оно само по себе образуется.

Если таким образом действовать, точнее — бездействовать, то это называется консервация бедности. Консервация неэффективной, сырьевой структуры экономики. Это приводит к примитивизации структуры экономики. Т.е. мы производим монопродукт — металл, руду и зерно. Примитивизация экономики приводит к примитивизации образования. Т.е. это распространяется на другие сферы. И для аграрной экономики не нужно так много людей — миллионов 12—15 хватает для обслуживания всего процесса. Кроме того, большее количество людей такая структура экономики не прокормит.

Есть у ООН список стран, которые с наибольшей вероятностью подвержены голоду. Я обратил внимание на долю сельского хозяйства в этих странах — она самая высокая в мире. Т.е. чем выше доля сельского хозяйства в экономике страны, тем больше она подвержена риску голода. Все очень просто: неурожай, а денег на покупку импорта у них нет, потому что другие сектора экономики не работают. Самая бедная страна имеет самую большую долю сельского хозяйства. Это Сомали. Кстати, по площади такая, как Украина, и проживает там 15 млн. человек. В данном контексте я ни на что не намекаю, и это просто совпадение.

Мир в ожидании кризиса

— Сейчас много рассуждают о начале нового цикла мирового кризиса. В прогнозе говорится, что триггером станет падение цен на сырьевые товары и проблемы на сырьевых биржах. Это сильнейшим образом ударит по Украине. У нас есть еще один фактор, который может усугубить спад. Речь идет о спекулятивной пирамиде из гривневых ОВГЗ, которую накачивают сейчас деньгами иностранных инвесторов.

— Сначала о мировом кризисе. Есть много индикаторов. Но одна из причин — его давно уже не было. Потому что обычно раз в 10 лет происходят потрясения. Последний кризис был в 2008-м, и вот уже 12 лет затишье, все ждут, что вот-вот должно что-то случиться. Если не в 2020-м, то в 2021-м. Но что-то должно произойти, и я с этим согласен.

Но тут еще один момент. Когда кризис произойдет, нет инструментария в мире, никто не знает, как с ним бороться. Неважно, какой будет триггер. Последствия будут независимо от триггера. Это снижение доходов, сокращение производства, девальвация в сырьевых странах. В т.ч. и в Украине. Но с прошлым кризисом 2008—2009 гг. борьба была простой — все залили деньгами и т.н. программой количественного смягчения, напечатав триллионы долларов. Напечатали в США, сотни миллиардов евро напечатали в ЕС. Нам нельзя, а им позволены такие методы.

Но это не дало никакого эффекта. Все равно промышленность и реальный сектор экономики не развиваются. Все эти деньги абсорбировались на фондовых рынках. Вот почему индекс Доу-Джонса уже сейчас практически до 30 тыс. доходит, а когда был кризис, в Штатах он составлял чуть более 6 тыс. пунктов. Т.е. в пять раз изменился индекс, а экономика так и не ожила. Мировая экономика, особенно европейская, продолжает еще стагнировать. В Германии уже рецессия, минус 2%, а это самая мощная экономика в Европе. Еще раз накачать деньгами систему не получится, потому что эффекта не будет. Что делать? Они не знают. Это подтверждает и глава МВФ, которая уже спрогнозировала не просто мировой финансовый кризис, а экономический кризис и сравнила его с Великой депрессией 1929 — 1933-х годов. Потому что спад наблюдается длительное время, и непонятно, какими инструментами с этим кризисом бороться.

Теперь что касается ОВГЗ и притока спекулятивной валюты в Украину. Обычно когда прогнозируются какие-то потрясения, то все стараются избавляться от валютных зависимостей.

У нас, с одной стороны, кажется, что идет переориентировка госдолга с доллара в гривню, потому что продаются гривневые ОВГЗ. Но это не соответствует действительности. Потому что этот гривневый долг находится в руках нерезидентов. И в любом случае для них основная валюта — это доллар. Получается, что переориентировка с более дешевого валютного долга перешла в более дорогой валютный долг, потому что можно приравнять к валютному долгу эти гривневые ОВГЗ. Это еще большая валютная зависимость Украины перед возможным мировым финансовым кризисом.

А это означает, что как только он начнется или будут негативные признаки, спекулянты, нерезиденты захотят сразу же вывести деньги, конвертировать ОВГЗ в гривню, гривни в доллары и бежать с Украины. Резко это сделать у них не получится, потому что у нас не очень развит вторичный рынок, но это все равно будет мощным негативным фактором. А таких денег (с учетом января) уже зашло 5 млрд. долл. Исходя из тренда, доля нерезидентов на украинском рынке доллара будет и дальше увеличиваться.

Т.е. проблемы дисбаланса перед возможным финансовым мировым кризисом будут в Украине нарастать, и тем болезненнее будут для украинских граждан. Потому что в конечном итоге мы платим долги из своих карманов — то ли падением доходов, то ли девальвацией, то ли всем вместе взятым.

Иллюзии дешевых тарифов

— Очень многих волнуют меры правительства по снижению тарифов на отопление. Премьер-министр Гончарук обещал, что люди будут видеть в платежках менее пугающие цифры. Стоит ли ожидать реального эффекта от этих обещаний, действительно ли будут снижены тарифы?

— Сначала рассмотрим, на каком фоне это все происходит с точки зрения ситуации с жилищно-коммунальными услугами. Последняя статистика есть только за ноябрь 2019 г. Но что мы наблюдали в ноябре? Задолженность населения за услуги ЖКХ за один ноябрь выросла на 8 млрд. грн. — с 52 млрд. до 60 млрд. Когда появятся данные за декабрь, я думаю, что прирост будет такой же, в 7—8 млрд.

Кстати, это полностью соответствует показателям 2018 г. Т. е. у людей не хватает денег для оплаты услуг. Потом, на протяжении неотопительного сезона, долги постепенно погашаются, но не до конца. За прошлый отопительный сезон, если брать с 1 октября 2018-го до 1 октября 2019 г., задолженность выросла на 20 млрд. грн., т.е. это чистый прирост долгов населения за услуги ЖКХ. Это говорит о том, что тарифы завышены, а доходы низкие.

Буквально недавно премьер-министр опубликовал на своей странице в соцсетях следующую информацию: 124 города снизили тарифы на тепло от 5 до 30%. Когда дается такая информация, то хотелось бы, чтобы был и перечень городов с тарифами на тепло в соотношении «до и после». Снялась бы целая куча вопросов.

В перечне городов, которые снизили тариф на тепло, есть Днепр. Я зашел на сайт Национальной комиссии по регулированию тарифов на электроэнергию и тепло. Так, в городе Днепр есть «Теплоэнерго», и на сайте указан тариф без НДС за гигакалорию — 1302 грн. Это было до декабря, а с декабря — 1314 грн., т.е. плюс 12 грн. Хотя Днепр входит в список снизивших тарифы. Т.е. проверить все невозможно по той причине, что теплокоммунэнерго почему-то не опубликовали на своих сайтах информацию по снижению тарифов. Это что касается плохой подачи информации правительством. Мы не видим четкой картинки, поэтому нет доверия к тому, что говорит власть.

— Увы, но украинцам не впервые навязывают принцип: «Денег нет, но вы держитесь». А других вариантов у нас, к сожалению, нет. Виктор, спасибо вам большое за очень интересную и содержательную беседу!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Украину идут морозы до -16 градусов

В понедельник днем ​​в Украине от 3° мороза до 5° тепла.  В то же время в течение...

ВАС разработал «дорожную карту» аграрных инициатив...

В 2021 году ВАС будет работать над внедрением инициатив, способствующих развитию...

Украина сократила экспорт из-за кризиса всего на 1,7%

Торговый дефицит Украины по итогом 2020 года снизился более чем вдвое - с $10,22 млрд до $4,9...

В Украине начала свою работу миссия МВФ

Миссия Международного валютного фонда (МВФ) начала работу в Украине.

Сухо и до +5 тепла: прогноз погоды на сегодня

В пятницу, 18 декабря, погода в Украине будет облачной и без осадков. Температура...

Украина попала в топ-5 стран Европы с критической...

Украина остается среди пяти европейских государств с наиболее критической ситуацией...

Арсен Аваков: «Никакие националисты, никакие бандюки,...

Аваков на совещании с силовиками Харьковской области объявил войну уличной...

Патриоты власти vs патриоты страны

Любое обострение в военном формате может привести Украину к окончательному расколу...

Мэйнстрим и сложные файлы

Саша БОРОВИК: «Я не считаю ни партию Порошенко, ни националистов проевропейской...

Мировой стандарт лицемерия

Возможна ситуация, при которой под вывеской демократии из состава народа может быть...

Гибридный колониализм

Байден мечтает завершить свою миссию развалом РФ, создать новый гибридный глобальный...

Миротворцам мир не нужен?

Все переговоры должны вести не временные группы, организованные любителями, а...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка