Владимир Быстряков: «Главная проблема нашей страны в том, что она 28-й год развивается как коммерческий проект»

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 1 4.7

Украина не едет на Евровидение. Разразившийся во время национального отбора скандал перечеркнул мечту молодых артистов, вышедших в финал, представлять свою страну в престижном музыкальном конкурсе. Стране, как оказалось, не до музыки. Иначе как объяснить то, что миллионы телезрителей увидели в эфире 23 февраля во время финала?

Собственно, музыки во всем этом не было. Отбор проходил в популярном жанре политического ток-шоу, когда оценивался не вокал, а политическая позиция исполнителя. И было уже не важно, что певица MARUV получила максимальный балл от телезрителей, главное, что она гастролировала в России. Дуэт крымчанок ANNA MARIA не смог правильно ответить на два ключевых вопроса, которые сегодня стали маркером для выявления «врагов народа», — «чей Крым?» и «является ли Россия агрессором?» Более того, выяснилось, что их родители «работают на оккупационный режим», что не могло не вызвать бурю негодования, прокатившуюся по соцсетям и властным кабинетам. Вице-премьер Кириленко назвал нацотбор-2019 частью гибридной войны России против Украины.

«В этом году голосование станет зеркалом того, что происходит в нашем обществе», — заявил ведущий мероприятия Сергей Притула. С этим трудно не согласиться. Скандальную историю с национальным отбором еще долго будут обсуждать, пытаясь разглядеть в ней причины и возможные последствия сотрясающих Украину процессов. Попробуем разобраться и мы. Вместе с известным музыкантом и композитором, заслуженным артистом Украины Владимиром Быстряковым.

Владимир Быстряков, заслуженный артист Украины

— Владимир Юрьевич, какой была ваша реакция на то, что произошло во время национального отбора на конкурс Евровидение-2019? Как вы можете прокомментировать эти события, и насколько они были предсказуемы?

— К сожалению, это было вполне предсказуемо всей идеологической политикой нашей страны. Мы движемся по линии абсурда, которая все сильнее закручивается. Абсурд ведь не может рассосаться, он может только достигнуть своего апогея.

То, что произошло, — это стыдоба. И еще есть такое слово, как «гнусность». Ну как можно превращать отбор к песенному конкурсу в подобие политсобрания, на котором выявляют врагов народа с последующим их распятием?! Когда девочки из дуэта ANNA MARIA сказали, что все это напоминает 30-е годы, разгар сталинских репрессий, я вспомнил старые киножурналы, где показывали, как толпы сидят на заводских или колхозных собраниях, горячо аплодируют каждому слову с трибуны, а оттуда раздается: «Распните их! Расстрелять, как гадину, этих врагов народа!»

Во-первых, люди, которые организовали конкурсный отбор на Евровидение, меньше всего думали о том, чтобы найти талантливых исполнителей, которые достойно будут представлять нашу страну. Скорее всего, они преследовали цель в очередной раз продемонстрировать свою политкорректность и лояльность к власти. Иначе просто невозможно объяснить то, что творилось.

До финала был еще эфир на одном из телеканалов, где человек, называющий себя журналистом, с иезуитской ухмылкой и пристрастием энкаведиста допрашивал двух сестричек из дуэта ANNA MARIA, очень хороших, кстати, исполнительниц, которые могли вполне достойно представлять Украину. Да и песня у них была одна из лучших.

Кульминацией же всей этой гнусности была реакция самовлюбленного ведущего, когда он стал предъявлять претензии девочкам, требуя сделать выбор: или они отрекаются от родителей, или отрекаются от конкурса. Вот это уже было ниже плинтуса! В лучших традициях средневековой инквизиции. К чести девочек, они не отреклись от родителей, и слава богу, потому что, по большому счету, для них это был момент истины.

Отказ от конкурса — пощечина режиму

— И не только для них, но и для других финалистов, которых поставили перед выбором: или ты соглашаешься участвовать в политической промо-акции во время конкурса, или остаешься дома. Кстати, как вы оцениваете уровень финалистов? Есть там, кроме сестер Опанасюк, талантливые ребята?

— Я болел за два коллектива — за девочек из ANNA MARIA и группу Freedom jazz — тоже очень интересные исполнительницы, и номер у них весьма позитивный. Они напомнили мне почему-то героев известной комедии «В джазе только девушки». Что касается MARUV, то я ее как-то «не догнал». Могу только сказать, что это не мое, хотя номер абсолютно в формате.

Мне кажется, вся беда в том, что в последние годы большинство наших исполнителей старается подобрать или сочинить себе песни в формате западного шоу-бизнеса. Но западный шоу-бизнес, на мой взгляд, переживает большой кризис. У них огромный дефицит хитов, песен, которые запоминаются. Последнее, что мне запомнилось, это песня в исполнении британской певицы Адель. Все остальное — безликое, без мелодии и без гармонии, какие-то ноющие интонации у всех этих многочисленных «бейонсе». Как по мне, это не впечатляет.

Такая же история с MARUV. Ну, спела девушка и спела. Но моментально поднялся такой гвалт вокруг: «Да она просто порвала соцсети!» и т.д. Но мы все прекрасно понимаем, что порвать соцсети можно и песней «Остановите! Вите надо выйти», автор которой показал, как можно стать популярным, используя всего пару нот.

— Это вы про нашумевший вирусный трек, который заразил плейлисты? Говорят, этого «Витю» слепили из обычного дурачества на студии.

— Ну да. Мало того, они эту песню записали и отправили ее катать в тур, не имея больше ничего. Я был свидетелем этой истории. Встретился как-то с их оператором, а он с гордостью сообщает: «Мы в туре сейчас сидим!» Я удивился: «А что же вы написали?» «А мы написали песню «Вите надо выйти»...

Или возьмите шлягер «О боже, какой мужчина!», который тоже порвал соцсети. Все это — примитивные песни-однодневки. И таких примеров можно сотни приводить!

А подражание Западу — это путь в никуда для нашей эстрады. Нам нужно искать свой путь, нужно диктовать моду, а не слепо идти за ней. Следуя за модой, ты всегда будешь находиться в ее хвосте — это непреложное правило. Поэтому все эти монатики и дорны — это майклы джексоны для бедных, как я их называю.

— Володя, существует мнение, что нынешний нацотбор со срывом участия Украины в Евровидении — это репетиция предстоящих выборов президента. Опытная модель, так сказать. Неважно, как и за кого мы будем голосовать, потому что в итоге возьмут и помножат наше волеизъявление на ноль...

— Согласен, история с нацотбором — это репетиция. Точно так же отнесутся к нашему с вами выбору 31 марта. С той только разницей, что мы не будем платить за смс-ки. Ведь люди потратили свои кровные, рассчитывая, что их оценка важна, они болели за своих фаворитов, на что-то надеялись... А политкомиссары сказали им нет, и все! Нажали кнопку, и все это дело рухнуло!

Но к чести наших артистов надо сказать, что они проявили определенное мужество, когда после истории с MARUV начали отказываться от участия — Freedom jazz, а вслед за ними KAZKA. Их отказ — это пощечина режиму, потому что хамов надо наказывать и указывать им на их место. Ведь руководство НТКУ, которое ни копейки не вложило и не собиралось вкладывать в поездку нашего участника, решило диктовать свои условия, предложив им подписать кабальный договор, который сводился к тому, что артист не мог ни шагу ступить без согласования с НТКУ. Это верх цинизма!

— А вам не кажется, что отказ может быть связан с боязнью потерять возможность гастрольной деятельности в России, а не с гражданской позицией?

— Я думаю, что общество постепенно просыпается. Народ доводят до того состояния, в котором он проснется — рано или поздно. Лишь бы это не было сопряжено с большой кровью. Потому что все эти удавки в виде увеличения тарифов по коммуналке и обнищания населения, которое сопровождается скандалами на идеологической почве, наводит на тревожные мысли об очень мрачном исходе. Мне не хочется развивать эту тему, но я пессимист.

И президентские выборы вряд ли что-то поменяют, хотя многие надеются, что наступит «украинская весна» — обновление, перемены. Я в это не верю. Но то, что народ постепенно просыпается, — это однозначно. Правда, меня очень удивляют сограждане, которые, сидя по горло в дерьме вместе со страной, заявляют, что революция продолжается, страна идет правильным путем, идеалы майдана живы и т. д.

Во времена строительства коммунизма у нас была такая болезнь — мы видели одно, а слышали совсем другое. Сейчас повторяется та же история. Мы слышим ура-патриотические призывы, красивые лозунги о том, что у нас полным ходом идет сплошное покращення, а жизнь при этом стремительно ухудшается. По всем направлениям — в экономике, в социальной сфере, а теперь еще и в идеологической. Я просто не понимаю, какую страну строит нынешний режим и что все эти люди, которые управляют государством, хотят получить в результате.

«Патриоты» с дулей в кармане

— Возможно, проблема как раз в управленцах, в уровне их компетентности и профессионализма? И отбор на Евровидение это в очередной раз продемонстрировал. Решение об отстранении певицы MARUV принимали определенные люди...

— Решение принимали люди, которые призваны у нас руководить духовностью. Вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко, например. И те, кто сидит в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания, решая, что нам с вами слушать и смотреть. Вы думаете, эти люди заботятся о нашей духовности? Все они прежде всего держатся за свои кресла и подобострастно обслуживают власть, выполняя ее установки. Этими людьми движет единственная цель — как можно дольше продержаться на своих должностях и как можно больше заработать. Все сводится исключительно к меркантильному интересу. И когда такого человека копнешь... Сидишь, бывает, на каком-нибудь телешоу, а оппонент напротив брызжет слюной, аж заходится, возражая тебе! А после эфира подходит: «Юрич, ну вы же понимаете, это ток-шоу! Я вынужден занимать такую позицию, у меня же должность...» И это не единичный случай, таких «патриотов» с дулей в кармане сейчас очень много.

Но знаете, что меня больше всего настораживает и пугает? Что все губительные для страны процессы идут с низов. Когда у нас появляется очередной «запретный» закон, я вижу в этом аналогию со сталинскими временами. Как только Сталин дал отмашку репрессиям, на низовом уровне очень рьяно взялись за дело. Тот же Хрущев многократно умножил расстрельные списки, потому что низовые руководители всегда стараются переплюнуть руководство и стать святее Папы Римского.

То же происходит у нас сегодня: достаточно появиться какому-то законопроекту — о языковых квотах, например, как какая-нибудь дама, которая именует себя «дитячою письменницею», отправляется в магазин и бросает мелочь в глаза кассиру, ответившему ей на русском языке. Наша беда в том, что все поганые инициативы власти мгновенно подхватываются на низах и интерпретируются в самой уродливой форме.

— Вы правы, у этих процессов исторические корни. В советское время даже поговорка такая была: «Когда в Москве стригут ногти, в Киеве рубят пальцы». Об этом ваш друг Армен Джигарханян лет десять назад большое интервью дал. Оно так и называлось: «Меня пугают исполнители».

— Да, так оно и есть, к сожалению. Времена меняются, но традиции остаются.

— Возвращаясь к теме Евровидения, хочу спросить: когда произошел скандал с дуэтом ANNA MARIA, появилась информация о том, что в свое время девушки очень активно поддержали майдан. Теперь же люди, которые пришли к власти благодаря майдану, заблокировали их. Получается, сами виноваты — «за что боролись...»?

— Я не согласен. Когда майдан только начинался, многие действительно верили в возможность перемен. Люди видели, что Янукович превратил Украину в финансовую империю своего старшего сына, когда отжимался бизнес, когда были нарушены все законы в отношениях между властью и людьми. Конечно, это не могло не вызвать протест. И многие ходили тогда на майдан искренне, из чувства протеста. Возможно, и сестрички Опанасюк были среди них.

В те годы я тоже довольно часто бывал там. Не с речами выступал, не боролся с режимом на баррикадах и не бросал «коктейли Молотова», я разговаривал с людьми. Мне было интересно понять их мотивацию, поговорить с ними в то время, когда, как мне казалось, приходили в движение тектонические плиты в нашем государстве.

Я встречал там многих крымчан — из Феодосии, из Керчи, и все они возмущались, что их на трибуну не пускают, потому что они на русском языке говорят. Вопрос языка уже находился «под одеялом», хотя через весь Крещатик висел лозунг на русском: «Поймите! Нас задолбало!»

А сейчас уже говорят: «Вот вернуть бы время Януковича, когда был доллар по восемь!» Я отвечаю: «Ребята, вы извините, но нам, как всегда, не из чего выбирать». Мы выбираем из аферистки на доверии и бандита, который крал шапки. У нас все двадцать восемь лет независимости не было выбора, всякий раз мы были поставлены перед фактом. И плюс еще знаменитая фраза: «Неважно, как проголосуют, важно, как пересчитают», которая ставит крест на всех надеждах.

Поэтому, что касается сестричек, вполне возможно, что они могли на первом этапе поддержать майдан. Но я уверен, что они не были в числе тех, кто позже, во время второй и третьей волны майдана, получал там деньги. Это нормальные, умные девочки, с юридическим образованием, и они прекрасно понимали, что ходят по лезвию ножа, имея таких родителей.

Я, кстати, знаю эту семью — дружную, трудолюбивую и порядочную. И то, что родители девушек остались жить и работать в Крыму, так извините, точно так же остались 95% наших военных, которые находились там. И дело тут вовсе не в политике. У людей был налаженный быт, жилье, дети учились в школах и вузах. Они что, должны были бросить все это, сорваться с места и начинать с нуля?

У нас во всем ищут политическую подоплеку и измену Родине, вместо того чтобы понять простые вещи, понять людей.

Вообще мне наша странная политика в отношении соседней страны напоминает анекдот: «Сема, ты или надень трусы, или сними крестик!» Потому что мы одной рукой сейчас увеличиваем торговые обороты с Россией как с одним из самых перспективных партнеров, но это как-то так не особо афишируется. Как и то, что Россия лидирует по объему инвестиций в экономику Украины, их доля составляет больше 34%. А с другой стороны, как только речь заходит об артистах, о которых можно ноги вытирать, все сразу напоминают, что у нас с Россией война, что она агрессор и т. д. Ребята, вы ж определитесь в конце концов: или трусы наденьте, или крестик снимите! Не получается быть немножко беременным, так не бывает.

В этой связи я вспоминаю, как нас с покойным Колей Караченцовым принимал Виктор Степановича Черномырдин — тогдашний посол РФ в Украине. Во время нашей беседы под чаек-коньячок он сказал: «У вас удивительные политики в Украине. Все они живут с дулей в кармане. Это так чувствуется, когда ты с ними разговариваешь! А стоит только повернуться спиной, как он тебя уже продал». Я до сих пор помню эти слова. И они до сих пор актуальны.

Коммерсанты в роли президентов

— Отразится ли на репутации Украины скандал с Евровидением и его итог — неучастие в конкурсе?

— Думаю, да. Но в нынешних украинских реалиях иного выхода не было. Знаете, я бы вообще предложил, чтобы они проводили конкурс-отбор среди сотрудников правоохранительных органов — у них там с анкетами все в порядке. Можно не копать, кем работала бабушка, была ли она в кордебалете у Махно, поддерживала ли февральскую революцию или участвовала в подавлении мятежа 1905 г. Это тот абсурд, к которому мы пришли, дно, куда скатились. Конечно, это позор для всей нашей страны.

— Владимир, вы не состоите ни в одной политической партии, хотя я знаю, что вас не раз пытались ангажировать. Вы талантливый музыкант, известный композитор, но в последнее время все чаще говорите о политике, выступаете в телепроектах, критикуете власть. Что вами движет?

— То, что происходит в стране. Политика внаглую вторглась в нашу жизнь непрерывным повышением коммунальным платежей, бесконтрольным ростом цен, циничными действиями власти. Ты страдаешь от беспредела, видишь воров при должностях, которые сидят на газе, на электроэнергии и не несут никакой ответственности. Кто-то же должен об этом говорить!

Наше молчание очень на руку тем, кто в этой мутной воде делает большие деньги. Они хорошо заработали на понятии «независимость» и продолжают кормить нас патриотическими лозунгами — броскими, яркими и трескучими. Это патриотизм на голодный желудок. Тем временем принимаются всяческие ограничительные законы, нарушающие наши права, заставляющие молчать. Куда мы скатываемся? Какую модель государства строим — сталинскую, полпотовскую? Диктатуру без диктатора внедряем? Сидят четыреста болтунов в Раде, принимают законы — один нелепее другого, скопом борются против русского языка или против канонической православной церкви. Как нормальный человек может спокойно за всем этим наблюдать!

Я не создаю террористическую организацию и не готовлю покушение. Но считаю себя вправе высказывать свое мнение о том, что происходит в моей стране, главная проблема которой в том, что она 28-й год развивается как коммерческий проект. У нас не было президентов. Всякий раз эту должность занимали коммерсанты со своей камарильей, которые приходили в Украину, как в лавку, для того, чтобы грабить и нажиться.

— Происходящее отражается на вашем творчестве? Какая музыка звучит сегодня в душе?

— Я стараюсь поменьше думать о политике, когда занимаюсь творчеством. Если будешь постоянно оглядываться по сторонам, видеть тот ужас, который творится, ты ничего талантливого не создашь.

Когда занимаешься творчеством, нужно в себе ощущать какое-то детство, «белый лист», как это делал Моцарт. Это сложно. Сложно абстрагироваться от того, что тебя окружает. Жена зудит, что не оплачена квартира, что придут и свет отключат, а ты в это время сидишь и думаешь о высоком.

Вот поэтому политика и врубилась в мою жизнь — так же, как и в вашу, и в жизнь любого человека в этой стране. Раньше, когда у нас мужики собирались и разливали на троих, о чем говорили? О бабах. А сейчас о чем? О политике. Вы поговорите с любым таксистом. Это самая эрудированная категория граждан, камертон общественных настроений, так сказать. Стоит только сесть в такси, как он начинает так на политические темы душу изливать, как будто власть ему больше насолила, чем родная теща.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Maruv получила в России награду «Прорыв года»

Финалистка украинского Нацотбора на песенный конкурс Евровидение MARUV получила в...

Стали известны требования НОТУ к украинским...

Среди прочего фигурируют запреты на высказывания по политическим вопросам, а также на...

Украина не будет участвовать в Евровидении-2019

В НОТУ свое решение пояснили «уважением к выбору зрителей»

Сердючка готова спасать страну – четвертый финалист...

Данилко: участники нацотбора отказались от участия в конкурсе из-за его политизации

Загрузка...

Генеральный секретарь Европейского института...

Экономика диктует нам правила международных отношений. Государство не должно идти на...

Валентин Гайдай: «На кону большие ставки, но Запад...

Отличительная черта нынешней президентской кампании — недостоверные соцопросы

Сергей Куделя: «Впервые в Украине решающее влияние на...

Результаты свежего соцопроса (проведен 19—28 февраля) свидетельствуют: самую высокую...

Глонасс как двигатель торговли

Украина обвиняет Россию в нарушении международных правил свободы транзита. Новое...

Дмитрий Джангиров: «Козырей у Порошенко нет, но у него...

Я не удивлюсь, если в марте под казацкий марш и с развернутыми знаменами украинская...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
08 Марта 2019, Валерий

Владимир Быстряков настоящий представитель украинской интеллигенции , которым народ
может гордиться , чего он , к сожалению , не делает . Жаль , что Быстряков, наверное ,
политик - одиночка . Он из тех людей , понимающих , что если ты не занимаешься политикой , то политика займётся тобой . Заниматься политикой ( честной политикой ) , на Украине очень трудно , так как постоянно сказывается менталитет той самой хаты ,
которая с краю . " Времена меняются, но традиции остаются " и это очень верно .
Никакой надежды на положительное развитие дел в стране . Всё очень запущено .

- 5 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка