Время не ждет

№3(850) 19 — 25 января 2018 г. 18 Января 2018 4.4

Постоянно накапливающиеся и не решающиеся проблемы украинской ядерной энергетики ежедневно приближают нас к катастрофе в сфере выработки электроэнергии на атомных станциях и, как следствие, — в экономике страны.

От редакции

Сегодня мы публикуем материал, который подготовил уважаемый эксперт, заслуженный энергетик Украины Михаил УМАНЕЦ.

Безусловно, одним из мотивирующих для написания статьи именно для нашей газеты стал тот факт, что без малого за 20 лет работы «2000» неоднократно обращались к темам, важным как для отрасли атомной энергетики, так и для простых граждан страны.

В начале 2000-х мы много писали о рисках строительства хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). Материалы вызывали не только большой резонанс в читательском сообществе, но и напряженное общение редакции с не всегда адекватными представителями власти. Речь идет, например, о материалах «ЧАЭС: сколько еще жить с «тенью» Чернобыля?» (октябрь 2005 г.), «Еще раз и откровенно о «сухом хранении» ядерных отходов» (март 2006 г.) и «Совет по безопасности для Совета Безопасности» (август 2008 г.).

Мы скрупулезно мониторим ситуацию в атомной энергетике и сейчас, в сложное для украинско-российских отношений время, так как наши АЭС по-прежнему зависимы от ядерного топлива из РФ.

Оцениваем перспективы и риски его замены на западный аналог производства компании Westinghouse «Одной таблетки недостаточно» (апрель 2017 г.), «Россия «искалечила» наши отходы» (сентябрь 2017 г.), «Позволит ли Запад доминировать России на ядерном рынке» и «Рокировка монополистов» (август 2017 г.).

Наш преданный подписчик киевлянин Алексей Дмитрук даже подсчитал, что за последние 15 лет в «2000» опубликовано 132 статьи (без учета новостей) об атомной энергетике, в т. ч. в качестве главных материалов номера.

* * *

Деятельность в сфере атомной энергетики регламентируется законодательной базой. В нее входят:

- Концепция государственного регулирования безопасности и управления ядерной отраслью в Украине, утвержденная Верховной Радой 25.01.1994 г.;

- Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», принятый ВР 08.12.1995 г.;

- постановление «О национальной энергетической программе Украины до 2010 г.» (далее — Программа), утвержденное ВР 15.05.1996 г. (атомная энергетика представлена в Программе в разделе 5.10);

- Закон Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы».

Хочу особо подчеркнуть, что утверждение концепции и программ — исключительная компетенция Верховной Рады, и ВР ни один из этих документов не отменяла.

Сегодня можно констатировать, что выполнение раздела 5.10 Программы по основным направлениям полностью провалено. Программу тихо похоронили. Крестик на могилке не поставили. Похоронная команда поименно не названа. Заслуженное возмездие никого не настигло.

А вот закон «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины» позволил т. н. «Энергорынку» оплачивать электроэнергию от атомных станций ниже ее себестоимости. В результате в стоимость электроэнергии от АЭС не включены расходы на:

— выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности эксплуатации АЭС (300 млн. долл./1 блок);

— дорогостоящие работы по продлению сроков эксплуатации энергоблоков сверх проектных (300 млн. долл./1 блок);

— создание фондов на вывод из эксплуатации отработавших блоков и обращение с радиоактивными отходами (дальше — РАО).

Реально можно констатировать, что НАЭК «Энергоатом» — банкрот, что атомная энергетика из дойной коровы превращена в ахиллесову пяту электроэнергетики и, как следствие, экономики Украины.

А атомная энергетика еще дышит и борется. Достроены и введены в эксплуатацию запорожский 6-й, ровенский 4-й и хмельницкий 2-й блоки. Продлены на 20 лет сроки эксплуатации блоков ВВЭР-440 на Ровенской АЭС, продлены на 9 лет сроки эксплуатации четырех реакторов ВВЭР-1000. К великому сожалению, продлить этот срок на 15 лет не удалось.

Установленная мощность реакторов ВВЭР при разных сроках продления эксплуатации

К сожалению, потому что только продление сроков эксплуатации сверх проектных снижает скорость падения уровня генерации электроэнергии на АЭС. Из графика «Установленная мощность реакторов ВВЭР при разных сроках продления эксплуатации» (см. рис.) следует, что уже в 2021 г. нам нужно ввести в эксплуатацию первый замещающий энергоблок, а до 2025 г. — 4 «миллионника». А как это сделать, если:

— капитальные затраты на строительство одного блока составляют, по разным оценкам, от 3,5 до 5 млрд. долл.;

— продление сроков эксплуатации атомных энергоблоков — 300 млн. долл./1 блок.

А самое главное, на пути решения этой важнейшей задачи замаячили две проблемы, которые могут сорвать реализацию продления сроков.

Первая проблема. В начале июля 2015 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейская комиссия (ЕК) получили письмо, подписанное 22 членами Европарламента с требованием отложить кредитование украинских АЭС. Украина обвиняется в том, что нарушает подписанную ею Конвенцию Л1РСС «Об оценке воздействия на окружающую среду в транспограничном контексте». Такая оценка должна быть предусмотрена и выполнена при продлении сроков эксплуатации атомных блоков. Но в украинском законодательстве отсутствует требование проводить такую оценку.

Согласно конвенции Украина должна была предупредить соседние страны о своих планах продлевать работу реакторов, но не предупредила. В целом, как констатируется в документе, европейские эксперты придерживаются мнения, что лучший сценарий для украинских «просроченных» энергоблоков — их закрытие.

С высокой степенью вероятности можно сказать, что инициатором этого письма является западный хищный ядерно-энергетический бизнес. Явно просматривается «накатанная дорожка», приведшая к закрытию Чернобыльской и Игналинской АЭС. В Литве на отвоеванном рынке этот бизнес уже запланировал строительство своей АЭС.

Вторая проблема. Продление сроков эксплуатации ВВЭР-1000 на 9 лет выполнено без проведения специальной технологической операции — отжига корпуса реактора.

По информации Института сварки им. Патона НАН Украины, главный конструктор ОКБ «Гидропресс» и научный руководитель Института атомной энергии им. Курчатова (оба — Россия) заканчивают разработку технологии и оборудования отжига. И в 2017 г. выполнение этой операции было предусмотрено на Балаковской и Ростовской АЭС. Следует ожидать, что после успешного отжига россияне по праву главного конструктора и научного руководителя начнут масштабную кампанию по критической необходимости проведения отжига или закрытию атомных блоков. Эта позиция будет благодатно лить воду на мельницу западного бизнеса.

Пути преодоления этих проблем надо найти сегодня. И если мы их не найдем, нас ждет катастрофа.

Преступное невыполнение раздела 5.10 Программы создало угрожающий дефицит времени для строительства замещающих мощностей и создания замкнутого ядерно-топливного цикла Украины. Уже упоминалось, что для сохранения уровня генерации электроэнергии на АЭС первый замещающий атомный энергоблок надо включить в сеть через 4 года. Даже в странах с мощным экономическим потенциалом, где строительство АЭС поставлено на поток, такие темпы немыслимы. Сроки от выбора площадки до включения энергоблока в сеть реально составляют от 7 до 10 лет. Мы же бездарно угробили мощный строительный комплекс в составе пяти специализированных строительно-монтажных управлений, по одному на каждой из пяти АЭС Украины. Так что строить некому.

Да и что мы собираемся создавать и строить?

С конца 2014 г. НАЭК «Энергоатом» раскручивает программу строительства на простоявших 30 лет под открытым небом фундаментах недостроенных 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС на базе реакторов российского проекта ВВЭР-1000/392Б. Это устаревший реактор второго поколения. Утверждение, что проект реконструирован чешской «Шкодой», не что иное, как очковтирательство. «Шкода» сегодня — это российская компания на территории Чехии, полным ее собственником является российская компания «Объединенные машиностроительные заводы», которая принадлежит российскому газовому банку.

Спрашивается: зачем тащить устаревший хлам в будущее украинской атомной энергетики?

И кто и зачем похоронил результаты выбора перспективного реактора третьего поколения для использования в атомной энергетике Украины?

В 2008 г. межведомственная рабочая группа в составе экспертов Минтопэнерго, НАН, СНБО, НКЯР Украины, НАЭК «Энергоатом», представителей проектных институтов провела сравнительный анализ по 60 параметрам канадского реактора КАНДУ ЕС6 с перспективным российским реактором ВВЭР-1100 и пришла к выводу, что канадский реактор ЕС6 может быть использован в атомной энергетике Украины наравне с перспективными реакторными установками Франции, США, России и Республики Корея.

Но только этот реактор — ЕС6 — отвечал безусловному требованию Украины, лишь на его базе возможно создание своего национального независимого ЯТЦ, так как он работает на природном уране, что не требует создания самого дорогостоящего звена ЯТЦ — обогащения по урану-235.

И наряду с этим имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими реакторами третьего поколения:

— реакторы КАНДУ ЕС6 работают в режиме непрерывной перегрузки топлива, что позволяет довести коэффициент использованной мощности до 95%;

— реакторы ЕС6 требуют значительно меньших (в 1,3 раза) капитальных вложений;

— эти реакторы потребляют природного урана на 40% меньше, чем реакторы РЛ/К/ВЛ/К;

— они нарабатывают отходы ядерного топлива (ОЯТ), которые имеют отвальное содержание урана-235 (0,2—0,25%) и плутония-239 (0,25—0,3%), что значительно удешевляет строительство и эксплуатацию системы хранения этого топлива, переработка такого топлива в обозримом будущем нецелесообразна.

Эти реакторы обладают способностью маневрировать мощностью в диапазоне 60—100—60% и устойчиво работают в режиме поддержания частоты в системе.

В 2009—2011 гг. совместная украинско-канадская рабочая группа в составе специалистов НАЭК «Энергоатом» и компании АЕС1 (Канада, главный конструктор) провела углубленное изучение технологии КАНДУ ЕС6 по шести направлениям:

— безопасность;

— экономика;

— опыт эксплуатации;

— ЯТЦ;

— лицензирование и нормативная база;

— инфраструктура.

Эта группа сделала основной вывод: заявила о возможности применения энергоблоков ЕС6 на новых АЭС Украины наравне с реакторами 3-го поколения ведущих мировых производителей.

Еще раз подчеркну, что только этот реактор, работающий на природном уране, даст возможность создать независимый национальный ядерно-топливный цикл.

Прошло 5 лет. Где же решение о выборе канадского КАНДУ ЕС6 в качестве реактора будущего атомной энергетики Украины?

Почему руководство НАЭК «Энергоатом» порвало сотрудничество с канадскими компаниями?

Или у кого-то есть желание, освободившись от российской петли, сунуть голову в американскую или европейскую? Есть надежда, что банкротство компании «Вестингауз» просветит эти головы.

Сегодня на практике подтвердилось еще одно многозначительное преимущество реакторов ЕС6. В 2006 г. Китай построил два таких реактора и успешно освоил технологию 011Р11С — дожигания в реакторах ЕС6 ОЯТ из водо-водяных реакторов. Это преимущество дает нам шанс на долгие годы обеспечить АЭС с реакторами ЕС6 регенерированным ядерным топливом.

Но шанс этот может быть упущен, если мы не создадим систему хранения ОЯТ из наших реакторов у себя в стране и не покончим с отправкой в Россию ОЯТ из наших реакторов, которая, мало того что осуществляется на кабальных для Украины условиях, но и в любое время российская сторона может прекратить прием нашего ОЯТ. И по праву, так как Украина не выполняет условия контракта по приему высокоактивных радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе переработки ОЯТ наших реакторов.

Нова ли эта проблема? Да нет! Раздел 5.10 все той же Программы, утвержденной в 1996 г., предусматривал строительство пристанционных хранилищ ОЯТ на Южно-Украинской, Ровенской и Хмельницкой АЭС. Проигнорировав указанную программу, с грубейшим нарушением законодательства, руководство НАЭК «Энергоатом» в 2005 г. признает фирму «Холтек Интернешнл» победителем тендера по строительству не пристанционных, а централизованного хранилища ОЯТ «под ключ» в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и подписывает с ней без директив Кабинета Министров контракт. Дальнейшие отношения НАЭК «Энергоатом» и фирмы «Холтек Интернешнл» заслуживают особого изучения соответствующими органами.

Для нас сегодня важен результат. Прошло 20 лет, а кроме бумажной бюрократии, ничего нет.

Нет необходимости рассматривать подробно состояние выполнения других пунктов Программы. Они сорваны точно так же, как и описанные выше.

И вот сейчас, в условиях острейшего дефицита времени, отсутствия у НАЭК «Энергоатом» денежных средств, предлагается уму непостижимая, никого и ни к чему не обязывающая энергетическая стратегия Украины до 2035 г. «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» (далее — Стратегия).

О достоинствах и недостатках всех разделов и в целом Стратегии я и мои коллеги-атомщики судить не имеем права, так как считаем недопустимым уподобляться тем экспертам, которые давали в Стратегии рекомендации по развитию атомной энергетики, не имея ни необходимого образования, ни опыта работы в этой сфере. Эти рекомендации не стоят бумаги, на которой они изложены.

Неужели не ясно, что срочно необходима программа спасения и развития атомной энергетики, утвержденная Верховной Радой, и конкретные мероприятия по ее реализации, утвержденные Кабинетом Министров.

Стратегия — это путь в никуда, это благодатная почва для махровой бюрократической эквилибристики, это преступное наращивание дефицита времени.

Программа и мероприятия были необходимы вчера. Но их не окажется и завтра, если не будет разрушена стена непрофессионализма и не будет учреждена новая система управления отраслью, способная поддерживать на должном уровне постоянное информирование руководителей государства о состоянии в отрасли, способная реализовать основной принцип использования ядерных и радиационных технологий — принцип приверженности культуре безопасности всех занятых в этой сфере: от руководителей государства до оператора и слесаря.

И первым шагом должна стать замена руководителей НАЭК «Энергоатом», показавших неспособность видеть перспективу и бороться за нее.

Позитивных сдвигов можно достигнуть только при условии:

— немедленного объявления чрезвычайного положения в области атомной энергетики и промышленности;

— создания постоянно действующей в течение двух лет правительственной комиссии;

— запрета как минимум на 20 лет на приватизацию АЭС и других объектов ЯТЦ, дабы никто из занятых в этой сфере и около нее не мечтал поставить личные интересы выше государственных;

— немедленной отмены положения о т. н. перекрестном субсидировании;

учреждения новой государственной корпорации «Укратом», с возложением на нее ответственности за спасение и развитие атомной энергетики и создание ядерно-топливного цикла Украины;

— создание при «Укратоме» общественного совета, с привлечением неработающих профессионалов и допуском его членов к документации по всем видам деятельности, в т. ч. коммерческой, находящейся сегодня за семью замками.

Это чрезвычайные меры, но они оправданны. Ведь речь идет о спасении почти 70% генерации электроэнергии в Украине в условиях жесткого дефицита времени, финансовых и материальных ресурсов и крайне плачевного состояния тепловой энергетики.

А время не ждет и работает против нас!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Валентин Симоненко: Государственное управление —...

Планы и стратегию развития пишем для МВФ и под их диктовку, принимаем законы и делаем...

Донбассу уготована судьба Западного берега

Свет в конце туннеля появится только после достижения Украиной и Россией некоего...

Максим Шевченко: «Левая идея — это сочетание...

«Я никогда не был сторонником «русского мира». Я был сторонником народной,...

Чего ждать Украине-2

Могучим соседям на востоке и на западе тоже выгодно продолжать игру в шашки с...

Чумак о самодержцах и кактусах

Сегодняшние рейтинги партий как температура мертвого в больнице

Семен Глузман: «Не лечитесь у профессоров!»

Психоневрологические интернаты — это грех психиатров

Загрузка...

Доктор Комаровский: «Неужели наша национальная идея...

«Я предупреждал о грядущей вспышке кори год назад, но общество мои слова...

Илья Пономарев: «Европа не простит России разрушения...

Крымскую проблему вполне можно решить, но для этого нужно, чтобы в Киеве и в Москве...

Украинская революция буксует: в Киеве говорят языком...

Петр Порошенко взялся за решение сложнейшей задачи по защите Украины от агрессии...

Отец сказал мне: «Боюсь, що України знову не буде»

Покажите мне страну, которая считается цивилизованной, культурной и которая ввела бы...

Вьятрович о «четвертом майдане» и «чистоте крови»

«Говорити, що «хай собі українська й російська мови розвиваються однаково», це...

Подарок для проигравших

Россия готова вернуть Украине военную технику из Крыма — правда, находящуюся в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка