«Зеленая клякса» стратегического моделирования

13 Апреля 2020 5

В материале «Чудовища экономических «стратегий» мы рассмотрели основные аспекты экономического блока проекта программы правительства. Сегодня –  анализируем планы Кабмина относительно энергетики и АПК.

В целом эти вопросы можно было бы отнести в первый экономический блок, поскольку они неразрывно связаны с общей экономической матрицей планирования долгосрочных государственных политик. Однако об этих важнейших секторах необходимо поговорить более детально и обстоятельно. Как и первый блок, вторую часть программного видения правительства мы символически соотнесем с художественным полотном – «Зеленой кляксой» американского художника и скульптора, представителя школы минимализма Эльсуорта Келли.

Картина «Зелёная клякса» американского живописца Эльсуорта Келли. Коллекционеры уплатили за неё 1,6 млн долларов.

 Скудость программного мышления

Энергетика – один из столповых секторов экономики. Планирование развития энергетической отрасли – важнейшая составляющая моделирования будущей экономической структуры государства. Ключевыми понятиями здесь должны выступать планирование энергобаланса и стратегическое развитие направлений генерации с описанием долгосрочных программ их реализации.

В правительственной программе собственно вопросу энергетики отведен лишь небольшой раздел в три абзаца. Во-первых, Кабмин Дениса Шмыгаля планирует снизить энергетическую зависимость страны, диверсифицировать источники получения энергоресурсов и обеспечить экологичность и доступность энергии для всех потребителей. Во-вторых, планируется внедрение эффективных правил и механизмов работы энергетических рынков вместе с коммерческим учетом ресурсов, обеспечение интеграции отечественных и европейских рынков. В-третьих, предусмотрено повышение энергоэффективности и внедрение технологических новаций.

Этот набор весьма размытых благих пожеланий не дает даже приблизительного понимания, что власть намерена делать с энергетической отраслью. Каким должен быть энергетический баланс, какие мероприятия планируются в ключевых секторах, за счет каких видов энергии будет обеспечен долгосрочный рост выработки и потребления энергии – на эти и другие вопросы ответы в программе можно не искать.

Наболевшей, требующей решения уже сейчас, проблемой является ситуация в угольной промышленности. В государственной собственности более 30 угольных шахт, и их будущее по-прежнему остается туманным. Практически каждый месяц поднимается вопрос невыплаченных долгов по заработной плате пред украинскими горняками.

25 февраля президент Зеленский поручал: «Задача профильного министра – определить энергобаланс страны и долю тепловой генерации. Должен быть гарантированный рынок сбыта для украинского угля. Государство должно защитить украинский уголь. Нужно понять, сколько нужно угля в стране».

До сих пор нет конкретной государственной программы по реформе угольной отрасли. Власть не определилась, нужна ли ей угольная промышленность и угольная генерация вообще. Если нужна, то какие меры и программы предусмотрены для ее развития? Если нет, то каковы предложения по консервации отрасли? Эти планы также нуждаются в финансировании, как и проекты по развитию отрасли.

Меры по закрытию или консервации шахт требуют немалых средств с учетом экологических нюансов (откачка воды из горных выработок, предотвращение проседания почвы и т.д.). Отдельные проблемы возникают с производственным перепрофилированием населенных пунктов и целых регионов, для которых шахты являются социально-экономическим базисом функционирования. Это целый ряд комплексных затратных и довольно сложных мероприятий, требующих конкретных программ и стабильного финансирования.

Пропасть энергетической бедности  

Нет ответа на еще один вопрос-вызов о будущем атомной генерации в Украине. Будут ли вводиться в строй новые атомные блоки, как будет обеспечиваться процесс продления ресурсов действующих блоков? Что делать в долгосрочной перспективе с отходами АЭС, стоит ли рассматривать вопрос финансирования замкнутого цикла производства собственного топлива и переработки ядерных отходов? 

В 2020 г. у 12 из 15 атомных блоков на украинских АЭС закончится проектный срок работы, к 2023 г. встанет вопрос прекращения работы первого блока на Южно-Украинской АЭС. В зависимости от того, будет  развиваться или постепенно сворачиваться атомная генерация, правительством должны быть разработаны соответствующие долгосрочные планы.

Такие же вопросы возникают в отношении длинных стратегий по увеличению собственной добычи газа и нефти. Необходимо сформулировать основные параметры развития отрасли, исходя из запасов ресурсов и введения в строй новых добывающих мощностей. В комплексе с этими задачами стоит и вопрос развития нефтепереработки и обеспечения внутреннего рынка топливом.

Предстоит решить задачу относительно «зеленой энергетики», о которой так много говорилось в последнее время. Экс-министр энергетики Алексей Оржель, заявлял, мягко говоря, абсурдные планы по переходу Украины на 100-процентный энергетический баланс из возобновляемых источников энергии к 2050 г. Украине нужны четкие и понятные стратегические планы по развитию энергетической отрасли, а не подобного рода научно-фантастические изыскания.

Комплексное планирование и сосредоточение ресурсов на развитии нескольких приоритетных направлений в энергетике возможно только за счет внутренних капиталовложений государства. Выстраивать какие-либо прожекты, уповая на «привлечение инвестиций», равносильно формированию очередных, нежизнеспособных заклинаний в отношении важнейшего сектора экономики. Только длинные государственные программы и государственные ресурсы способны дать толчок модернизации и развитию энергетического комплекса.

Вторая часть энергетического вопроса – доступность ресурсов для потребителей. В зависимости от того, есть ли у государства энергетическая стратегия, зависит и то, какую модель потребления и обеспечения ресурсами получают граждане. Если это модель социальной ориентации, то потребитель должен быть обеспечен ресурсами по приемлемой цене, которая учитывает  уровень его доходов. Если же это «рыночная» модель, и энергетика рассматривается в формате бизнеса, то потребителю не предлагается ничего, кроме долгов и энергетической бедности в угоду «рынку».

Парадокс продовольственной безопасности

Отдельного внимания в правительственной программе заслуживает раздел «Обеспечение продовольственной безопасности». Здесь также указано три шага в качестве «комплексных мер». Первый пункт – поддержка развития украинских фермеров как основы возрождения села. Второй – привлечение инвестиций в аграрный сектор. Третий – реализация принятого закона об открытии рынка земель сельскохозяйственного назначения.

В голове правительственных «стратегов» плохо сочетается понимание того, что третий пункт противоречит первому, а второй – очередная фантазия на тему «доброго и богатого инвестора». Открытие рынка земли вообще сделает невозможными какие бы то ни было качественные преобразования АПК, а закрепит существующий формат экспортно ориентированных больших производств, дефицитного внутреннего рынка продовольствия и вырождения социального базиса сельской местности.

Разговоры о развитии украинского фермерства – это «старые песни о главном», которые не имеют под собой никакого стратегирования и осмысления понятий долгосрочного развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны. «2000» уже неоднократно писали о сложностях базовых трансформаций отечественной отрасли сельского хозяйства. 

Существующая модель чрезмерной концентрации земельных ресурсов нуждается в перераспределении. Запуская земельный рынок, Зе-команда и готовит такое перераспределение, только с заведомо ожидаемыми результатами: еще большая степень концентрации ресурса крупными корпорациями и контроль значительной доли агросектора иностранным капиталом.

Альтернативой всеукраинского земельного аукциона по Зе-плану может стать модель перераспределения пользования землей через госрегулирование. Государственный земельный банк должен быть единственным субъектом с правом покупки земли и четким ценовым диапазоном стоимости гектара.

Для начала можно опробовать вариант аренды земли госбанком. Регулируемый процент по аренде, например, можно привязать к показателю уровня средней зарплаты в стране. Это создаст реальную конкуренцию среди землепользователей. Зачастую в территориальной общине или в целом районе работает только один агрохолдинг, и пайщику больше некому предлагать аренду своего участка.

Накопление прав пользования на землю госбанком с возможностью передачи ее в субаренду создаст механизм перераспределения пользования ресурсами. В первую очередь это позволит достичь разукрупнения агрохолдингов и снизить их влияние. Ограничительное разделение отечественных агрогигантов позволит снизить критическую зависимость АПК от экспортно-примитивной «зерновой лихорадки».

Именно разрушение создавшейся модели крупных аграрных монополий должно стать основой качественного преобразования аграрного сегмента.

Банановая модель   

Взгляд правительства на перспективы таких важнейших отраслей, как АПК и энергетика, увы, свидетельствуют о том, что власть не предлагает никаких новых рецептов развития страны, идя в русле процесса примитивизации экономической модели.  В рамках такой «стратегии» Украина сохраняет курс на становление полноценной банановой республики, которой не нужны высокоразвитые отрасли промышленности, развитый энергетический сектор и современный, технологичный сегмент АПК.

Для построения модели банановой республики не нужен мощный энергетический сектор. Сельскому хозяйству достаточно производить и экспортировать три-пять основных сельскохозяйственных культур, а уровень мышления правительства может ограничиваться продуцированием «зеленых клякс» вместо стратегических программ развития.   

Интриги, сценарии, спектакли

Неделю назад мы констатировали, что состоявшаяся в Берлине встреча представителей...

Проблема паразитизма

О сворачивании социальной составляющей украинского государства мы предупреждали...

Опасная связь?

В последние годы много дискутируют по поводу того, опасна или нет мобильная связь, как...

Ставки высоки: ничего случайного

3 июля в Берлине состоялась встреча представителей «нормандского формата» по...

Паутина виртуала: как интернет вещей влияет на нашу...

По информации агентства Bloomberg, фитнес-индустрия, с суммарным доходом $368 млрл. в год,...

Пульт управления карантином и «защита от дурака»

Власть, стоя у кризисного пульта управления государством, не учла, что у системы...

Живой товар

Карантин одну за другой выявил неприглядные истории, о которых мы если и догадывались,...

Надежда здоровых сил

Множество признаков указывает на то, что система управления Украины пребывает в...

Дорога домой

Карантинные меры не позволяют вернуться тем, у кого закончился контракт, с кораблей...

США – Украина: полицейские параллели

Смерть никому не известного прежде афроамериканца Джорджа Флойда стала триггером для...

Постыдная известность

Победа Израиля в войне 1967 г. имела неожиданный ответ в Украине. В 1968 г. появилось...

Не «вертухай» с наганом, но – партнер

После успешного старта ракеты «Фалькон-9» с космонавтами на борту и стыковки...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка