Безвизовые страдания

№1–2 (890) 11 — 17 января 2019 г. 09 Января 2019 4.5

Сокращая культурные и экономические барьеры между объединенной Европой и соседними странами, власти Евросоюза совершенно объективно способствуют импорту преступности, незаконной миграции и контрабанде. Именно этот вывод можно сделать, ознакомившись со вторым по счету докладом Еврокомиссии Европарламенту о действии безвизового механизма, опубликованным в декабре прошлого года.

В нем проанализированы некоторые последствия предоставления безвизового режима Албании, республикам бывшей Югославии, Молдове, Грузии и Украине.

Статистика собиралась с 30 стран Европы (26 членов ЕС и четверка стран, ассоциированных с Шенгенской зоной). Данные для доклада предоставили Евростат, Европол, Агентство береговой охраны, Евроюст и еще несколько ведомств.

Большое внимание в докладе уделено анализу преступности, нелегальной миграции и выполнения обязательств, взятых на себя правительствами бывших республик Югославии, Балканского и Восточного партнерства, в обмен на получение безвиза. В случае их невыполнения упрощенный режим пересечения границы может быть временно заморожен. Но пока что, думаем, этого не случится. Ведь после изучения доклада Еврокомиссии украинцев можно назвать едва ли не самыми добропорядочными европейскими соседями.

Начнем с того, что с точки зрения преступности Украина весьма выгодно отличается от большинства балканских стран. Организованные группировки из Албании неоднократно уличались в торговле героином и вербовке боевиков в зону военных действий в Сирии и других странах. Черногорские ОПГ наладили сотрудничество с наркокартелями из Южной Америки и снабжают Европу каннабисом и кокаином. Босния и Герцеговина, по мнению авторов доклада, является базой для похищенных авто со всей Европы. Кроме того, уроженцы этой страны занимаются рэкетом, наркоторговлей и контрабандой оружия.

Преступники из Молдовы «продолжают представлять серьезную угрозу безопасности, особенно в Австрии, Франции, Германии, Латвии и Польше». Основные направления их деятельности — наркотики (героин), преступления против собственности, карточное мошенничество (фродинг), мошенничество с акцизами, незаконная торговля сигаретами и отмывание денег.

Уроженцы Грузии среди «неевропейцев» оказались одними из самых вовлеченных в оргпреступность во Франции, Греции, Германии, Италии, Испании и Швеции. Сфера их активности — преступления против собственности, отмывание денег и незаконный оборот наркотиков.

Украинцы пока не столь масштабно представлены в международном криминальном интернационале. В докладе разве что упоминается о том, что граждане нашей страны управляют активными каналами контрабанды людьми в Турции и Греции на западнобалканском маршруте, а «русскоязычные киберпреступники вовлекаются во все более сложные операции цифрового подполья». Кроме того, Украина в глазах еврочиновников остается одной из потенциально опасных транзитных стран для ввоза незаконных товаров, особенно контрабанды сигарет.

Как известно, безвизовый режим Украины и ЕС начал действовать с 11 июня 2017 г. После этого резко возрос поток желающих побывать в Европе в обход ранее действовавших формальностей.

По состоянию на июнь 2018-го украинцы оформили 8,8 млн. биометрических паспортов. За год, по данным Госпогранслужбы Украины, по упрощенной процедуре в страны ЕС выезжали 555 тыс. граждан Украины. В начале сентября президент Петр Порошенко заявил, что безвизом воспользовались уже 1,29 млн. украинцев.

Неудивительно, что массовый исход украинцев в Европу сопровождался увеличением отказов туристам во въезде. По сравнению с 2016 г. этот показатель по итогам прошлого года вырос почти наполовину и составил 33 105 случаев.

Но этот факт, судя по всему, никого не тревожит. Как следует из доклада ЕК, увеличение отказов — общая тенденция для стран с безвизовым режимом. Что интересно, количество отказов, выданных украинцам, практически идентично показателям Албании, в которой проживают менее 3 млн. жителей. Таким образом, можно говорить, что потенциально неблагополучных туристов у нас в 10—15 раз меньше.

Тем более что украинские туристы, большинство из которых составляют рабочие мигранты, смогли быстро разобраться с требованиями к ним европейских властей. И если поначалу еще позволяли себе нарушение правил пребывания (в 2017-м таких фактов было выявлено на 13% больше, чем в 2016 г., — 33 485 случаев против 29 570), то затем быстро дисциплинировались.

По данным Европейского агентства пограничной и береговой охраны, в первой половине 2018 г. было зафиксировано значительное увеличение отказов украинцам во въезде. Вместе с тем наши сограждане не злоупотребляли гостеприимством европейцев. Незаконных мигрантов больше не стало, а 79% украинцев, нарушивших правила миграции, незамедлительно выполнили требование властей и вернулись на родину. У балканских государств гораздо худшие показатели.

И что традиционно радует еврочиновников — так это сокращение заявлений от граждан Украины на предоставление убежища. В 2017 г. число потенциальных беженцев из Украины по сравнению с 2016-м сократилось на 9% — до 10 075. А в первой половине 2018-го таких заявлений было 4710 по сравнению с 5280 заявками в январе—июне 2017 г. Тем более что, по данным ЕК, удовлетворяется лишь каждое пятое ходатайство.

Поэтому неудивительно, что имеющиеся у ЕК претензии по поводу несоблюдения соглашения о предоставлении Украине безвизового режима почти исключительно связаны с неспособностью украинской власти имплементировать антикоррупционное законодательство и создать эффективно действующие органы по расследованию коррупции.

Как указано в докладе, Высший антикоррупционный суд Украины должен быть создан в начале 2019 г., но группа международных экспертов, участвующих в отборе судей, до сих пор не имеет для этого достаточно информации.

Электронная система проверки активов чиновников подключена к большинству государственных реестров и работает, но пока с отставанием. ЕК тревожат попытки распространить действие закона о подаче электронных деклараций на активистов, разоблачающих коррупцию. В Европе это считают дурным тоном и давлением на гражданское общество.

Там также считают политически мотивированным назначение аудиторов для проверки Национального антикоррупционного бюро, которому до сих пор не предоставлена возможность независимого прослушивания телефонных разговоров и проведения расследований сложных коррупционных дел.

Судя по всему, к этим вопросам в ЕК относятся с большим вниманием. Из семи рекомендаций, сделанных авторами доклада, собственно темы миграции и обязанностей украинских туристов во время пребывания в Европе касаются две. Остальные пять связаны с обязательствами властей Украины по созданию антикоррупционных органов и имплементации соответствующего законодательства.

В общем, в отличие от простых граждан, украинские власти пока еще не вполне пережили соблазны, связанные с получением безвиза. Хотя такое, казалось бы, нездоровое внимание еврочиновников к чужим доходам вполне понятно. Они не в восторге от легализации у себя криминальных денег и весьма ревностно относятся к проектам Молдовы, желающей провести у себя налоговую амнистию. В ЕС негативно воспринимают, когда страны Балканского и Восточного партнерства упрощают пребывание у себя граждан третьих стран. Так, в докладе еврочиновники критикуют Сербию за предоставление безвизового режима Ирану и Индии, а Боснию и Герцеговину — Китаю.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Мерцающая звезда украинского томоса

Вы узнаете: отличается ли украинский томос от томосов других православных церквей;...

Праздничные декларации о намерениях

Украинская ситуация утратила для Кремля свою прежнюю значимость

Неужели Вашингтон выковал перстень Москве?

Вы узнаете: почему затягивают решение проблемы о «новогоднем перемирии» в...

Опасный новый мир, в котором нам предстоит жить

Международное положение Украины и экономическая ситуация в стране напрямую зависят...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка