Броненосец по имени «Хаммер»

№33 (85) 17 - 23 августа 2001 г. 17 Августа 2001 0

Львовские танкоремонтники перед отправкой в Косово усовершенствовали партию американских армейских джипов

Каждую машину приблизительной стоимостью 67 тысяч долларов облачили в мощный «бронежилет», за которым украинские миротворцы чувствуют себя в большей безопасности.

Американские крепости на колесах с украинским «панцирем» утюжат балканские серпантины, оберегая наших миротворцев от шальной пули

— Чем не красавец! — старшина Евгений Стадник бережно коснулся крыла бронеавтомобиля. — Около 800 километров прошел на марше, и ни разу не подвел. Надеюсь, будет служить верой-правдой и здесь, в Косово.

Старший водитель Стадник родился в Хабаровском крае. Из Комсомольска-на-Амуре приехал в Украину, осел на Львовщине, там же семьей обзавелся.

Попал служить механиком-водителем на знаменитый Яворовский полигон, где часто проводятся различные международные учения. К технике всегда питал слабость. Когда однажды увидел у американцев армейский джип повышенной проходимости «Хаммер», глаза загорелись — вот бы на таком поездить...

Мечтам иногда суждено сбываться. Нынешней весной на железнодорожную станцию Дубляны прибыл войсковой эшелон, груженый сразу 47 «Хаммерами».

Министерства обороны Украины и США заключили 7-миллионный контракт на поставку нашим Вооруженным силам этой техники. Вместе с джипами прибыли американские инструктора, которые и обучали наших водителей практике вождения.

— На Яворовском полигоне по 3 тысячи километров намотали, — рассказывал мне Евгений. — Хоть и тяжелая машина, до 5 тонн (неспроста называем ее «маленьким КамАЗом»), но показала себя превосходно. Не знаю, как поведет себя зимой, а сейчас чувствую себя на ней очень уверенно. На марше шли со скоростью до 80 километров в час. Могли бы и все 100 выжимать, да незачем.

Когда впервые заговорили о том, чтобы усилить «Хаммерами» украинскую часть миротворческого контингента в Косово, высокое армейское руководство задумалось. Сами по себе машины классные, мощные, современные, одна недоработка — как следует не защищены. Регион-то особенный, «горячий» — чай, не сафари на африканских львов.

И приняли командирское решение: для повышения безопасности экипажей нарастить на каждый из десяти армейских внедорожников по бронепанцирю весом около полутора тонн.

Модернизацию проводили на Львовском танкоремонтном заводе. Американцы, впервые увидев столь смелое воплощение инженерно-конструкторской мысли, сначала не узнали свои родимые джипы, а потом очень даже зауважали творцов-рационализаторов.

— Изготовленную по специальному заказу броню наращивали для защиты личного состава от возможного поражения огнем, — продолжает Стадник. — Сантиметровая толщина позволяет уберечься от пули и осколков снарядов — каждый панцирь проверен (на корпусе действительно видны следы испытаний и проставлены засечки-отметки. — А. И.). Стекла при необходимости закрываются наглухо. Крепость на колесах. Рабочие танкоремонтного завода сказали: «Хлопцы, не переживайте! Все сделано на совесть. Остальное зависит от вас!» Так что мы спокойны.

11 «Хаммеров» (один — санитарный, которого не коснулась переделка под броневариант) двигались в Косово своим ходом через территорию сопредельных государств. Колонна, в составе которой были и другие машины, со стороны выглядела более чем впечатляюще. Достаточно сказать, что болгарский парламент лишь накануне разрешил ее прохождение — колебался.

...Мы как раз ужинали в офицерской столовой, когда старший оперативной группы полковник Александр Пушкар докладывал кому-то по мобильному телефону в Киев:

— Нет, колонна еще не подошла. Ждем с минуты на минуту, она уже где-то поблизости.

И действительно, спустя полчаса темноту рассекли огни фар. Урча 300-сильными моторами, «Хаммеры» сворачивали с дороги и въезжали на территорию базы «Бреза», где разместился лагерь украинских миротворцев.

Местный серб, коротавший с подругой время в пиццерии напротив, спросил нас не без некоторой иронии:

— А что, разве «Хаммер» лучше БРДМ?

Мы неопределенно пожали плечами: время покажет, составит ли он конкуренцию боевой разведывательной дозорной машине украинского производства. То, что комфортнее внутри, факт. Имели возможность сравнить на собственном опыте (вшестером вповалку, кроме водителя и старшего, поездка на БРДМ оставила неизгладимые воспоминания!). Но удобства — лишь видимая часть айсберга.

— Теперь вас за американцев принимать будут, — заключил серб, который в сумерках не рассмотрел сильно поистрепавшиеся за многокилометровый марш сине-желтые флажки на крыльях джипов...

Наш журналистский десант изъездил Косово вдоль и поперек, убедившись, сколь непросты тамошние дороги — узкие, извилистые, с перепадами высот. И обычным легковушкам на отдельных участках, поворотах трудно разминуться. Каково будет по-американски широким, словно сексодром, «Хаммерам», к тому же утяжеленным броней? Первые дни вроде бы не выявили никаких вводных. Что будет дальше, неизвестно.

Уж не говорю о чрезвычайной «прожорливости» внедорожников. 33 литра солярки на 100 км — не шутка. Правда, особых проблем с топливом нет. Пока.

Куда серьезней видится проблема технического обслуживания джипов. Покуда машины новые, им бегать и бегать. А вдруг начнут лететь двигатели, отказывать системы — что тогда? Где ремонтировать? Откуда запчасти брать? Заковыка!

Мы попросили высказаться начальника отдела снабжения и ремонта автомобильной службы Западного оперативного командования полковника Тараса Пятничко.

— Будет обеспечено надежное обслуживание и качественное, безопасное вождение — никаких трудностей не возникнет, — ответил Тарас Андреевич. — Согласно задекларированным тактико-техническим характеристикам, машины нормальные. Солидный запас мощности позволяет им быть маневренными, вездеходными и с не меньшей эффективностью, чем те, которые нами уже используются, выполнять поставленные задачи.

— То, что из-за «бронежилета» они заметно погрузнели, — плюс или минус?

— А вот это уже задача со многими неизвестными. В одних условиях новшество может сыграть положительную роль, в других... Немало зависит от местности — горной, равнинной, пересеченной... От скорости, экипажа, погодных особенностей... Время покажет. И тогда скажем определенно о преимуществах и недостатках.

— Ваш личный водительский стаж?

— Более 30 лет.

— Какими были ощущения, когда впервые сели за руль «Хаммера»?

— Очень удобно. Уровень комфорта — на уровне «девятки», а то и лучше. Включил передачу, тронулся и знай себе жми на педаль (их всего две. — А. И.). Психологический барьер преодолевается быстро — минут за 20.

— Не подкачают усовершенствованные «Хаммеры» в Косово, как считаете?

— Не должны. Будем нарабатывать опыт. Перспектива такая. Это ведь рынок. И своего рода изучение спроса. Какие-то шаги всегда кто-то делает первым. Наши парни и выступают в роли первопроходцев.

Концепция «Хаммера» разработана и используется с начала 70-х. Серийное производство армейской модификации налажено компанией «Амдже-перал» с 1983 года. Заводская гарантия (по рекламным проспектам) — 12 лет. Очень эффективна система тормозов, к которой не сразу привыкаешь.

...На следующий после прибытия колонны день экипажи Евгения Стадника и его товарищей устанавливали на броне пулеметы, получали комплекты боеприпасов. Даст Бог, в реальной обстановке не пригодятся. А на всякий пожарный — лишними не окажутся.

Рабочие танкоремонтного завода, где каждую машину оснащали броней, так им и сказали: «Хлопцы, не переживайте! Все сделано на совесть, а остальное зависит от вас!»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Антимайдан в Париже

Промежуточным итогом акций протестов т. н. «желтых жилетов» во Франции стала...

Анбандлинг проведем, доходов от транзита не...

11 декабря в брюссельском медиацентре американского госдепартамента состоялся...

Бойко «накатал телегу»

Бывший лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко написал заявление в полицию...

Канадский юрист о «низменных настроениях» в...

В 1943 г. в украинском городе Самбор нацистами уничтожено и захоронено свыше 1 200...

Украина: большой войны не будет

Российско-украинский военно-морской конфликт в Черном море не перерастет в мировую...

Загрузка...

Не дайте Украине втянуть Америку в войну

Перспектива выхода президента во второй тур (а он почти наверняка состоится) выглядит...

Опасное вторжение

В потоке сегодняшних новостей невозможно избежать сообщений об угрозе...

Морской бой с конфессиональными последствиями

Военное положение позволит окружению президента быстро укрепить престиж новой...

Желанная пора автокефалии

Линией на пропаганду исторических успехов власти стало тиражирование «успехов»...

Главное — соблюдение обрядов

Вы узнаете: какие дивиденды получила Украина вследствие инцидента в Керченском...

Смертельно опасное непонимание

Москва и Киев пытаются нанести друг другу как можно больший ущерб, подталкивая самих...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка