Будущее ему открыли ангелы

№52(848) 29 декабря — 4 января 2018 г. 27 Декабря 2017 5

Прогнозы Уоткинса — точность, доказанная столетием!

Этот номер мы посвящаем возможностям и потенциалу комплексного прогноза. В качестве примера непревзойденной точности в оценке мнений авторитетных экспертов и консультантов вспоминаем о феномене Джона Элфрета Уоткинса — многие его предсказания сбылись с большой точностью в течение столетия. 

Люди всегда мечтали заглянуть в будущее. Поэтому так популярны сочинения Нострадамуса и предсказания Ванги, хотя они допускают многочисленные толкования и продолжают вызывать споры при их интерпретации. Да и можно ли разглядеть что-то через пелену времени? Можно, причем с ошеломляющей точностью.

Как это сделал американец Джон Элфрет Уоткинс более 100 лет назад. Уверен, что никто — ни до него, ни после — столь точных прогнозов не делал. Неужели ему помогали ангелы?

Как это ни удивительно, но имя этого человека у нас мало кому знакомо. Поэтому сегодня впервые на русском языке мы публикуем и комментируем полный текст его пророчеств. Долгое время они были неизвестны, вероятно, потому, что за 100 лет, на которые они были сделаны, в мире произошли великие потрясения, заслонившие собой многое из сказанного даже самыми прозорливыми людьми в начале XX в. К тому же прогнозы Джона Уоткинса были опубликованы в одном из женских журналов, на которые историки традиционно обращают мало внимания в своих исследованиях.

Итак, в декабре 1900 г. популярное в США дамское издание — The Ladies Home Journal — опубликовало показавшийся в те дни читателям откровенной фантазией материал-предсказание под названием «Что нас может ожидать в ближайшие сто лет».

Автор этого опуса — малоизвестный тогда американский инженер-железнодорожник (а с 1885 г. куратор транспортной секции Национального музея США) Джон Элфрет Уоткинс (1852—1903) — попытался спрогнозировать, как именно будет выглядеть наш мир в 2000 г. Поразительно, но основная масса предсказаний сбылась с абсолютной точностью. Как такое может быть?

«Эти прогнозы однозначно покажутся вам странными и даже невероятными», — писал Уоткинс, поясняя, что приведенные выводы основаны на его размышлениях после консультаций по 29 темам с представителями «величайших научных и учебных заведений» страны.

Лишь в декабре 2011 г. об удивительных предсказаниях инженера напомнил журнал Saturday Evening Post (США), достаточно подробно рассказав о точных попаданиях и явных — по мнению авторов этого издания — промахах американца. Тему подхватили другие СМИ (в т. ч. британская BBC), но все они ограничились лишь публикацией 10 уже однозначно сбывшихся прогнозов Уоткинса и кратким перечислением его «ошибок».

Мы намеренно взяли слово «ошибки» в кавычки, поскольку убеждены: американский инженер оказался прав практически во всем, и значительных неточностей в его статье нет, а объективно оценить прозорливость автора подавляющему большинству современных критиков мешают стереотипы, своеобразное высокомерие потомков и вполне объяснимый дефицит знаний о том, что сегодня происходит в других регионах мира.

А потому предлагаем читателям вместе проанализировать непосредственно оригинал без малого трех десятков предсказаний, занявших достойное место в коллекции архивов Смитсоновского института. Надеемся, в этом вам помогут и наши комментарии прогнозов Уоткинса.

ПРОГНОЗ №1. «Скорее всего, в Америке будет проживать от 350 000 000 до 500 000 000 человек, а американские владения в следующем столетии существенно расширятся. О вступлении в наш союз — после завершения строительства грандиозного канала — попросит Никарагуа. Примеру этой страны последует Мексика. Стремление Европы взять под контроль территории, расположенные к югу от нас, приведет к тому, что народы многих государств Южной и Центральной Америки сами инициируют голосование за вступление в наш союз».

Оценить точность этого прогноза помогут данные весьма авторитетного портала Worldometers (он признан одним из лучших бесплатных онлайн-справочников престижной Американской библиотечной ассоциацией, а данные портала используются ООН и ведущими СМИ мира). Численность населения США по Worldometers в 2017 г. достигла 324 459 463 человек, а к 2050 г. достигнет 389 591 663. Не менее авторитетный портал Statista приводит даже более оптимистичные цифры на 2050 г. — 416,8 млн. жителей. Иными словами, автор работы, опубликованной 117 лет назад, тут однозначно прав.

Поразительная мощь дара предвидения инженера ярко иллюстрируется фразой о Никарагуа и строительстве грандиозного канала. В декабре 2014 г. за этот проект взялись китайские подрядчики. Рано или поздно никарагуанскому каналу суждено соединить Тихий и Атлантический океаны, а итогом этого знаменательного события может стать вступление Никарагуа в тесный альянс с США (пусть вначале он будет сугубо экономическим).

Кстати, скепсис по поводу слов о Мексике, присоединении государств Южной и Центральной Америки к американскому союзу выглядит откровенно неуместным. Такой союз есть, просто уже в привычном для нашего времени формате. Экономики трех стран — США, Канады и Мексики — настолько тесно переплетены в рамках NAFTA (Североамериканского соглашения о свободной торговле), что разрубить этот гордиев узел не под силу даже необузданному президенту Трампу.

Кстати, проект экономического объединения всех Америк явно не за горами. США в августе 2004 г. подписали Соглашение о свободной торговле между Центральной Америкой, Доминиканской Республикой и США (CAFTA—DR), сумев привлечь в него 6 стран — Гондурас, Сальвадор, Гватемалу, Никарагуа, Коста-Рику и Доминиканскую Республику. В итоге к 2013 г. товарооборот между этими государствами возрос на 71% и достиг $60 млрд.

Ну разве это не практическая реализация смелых прогнозов Уоткинса, существенно опередившего не только свое, но и наше время?!

Растем по заветам Уоткинса!

ПРОГНОЗ №2. «Средний рост американца возрастет — на 1—2 дюйма. Более высоким ростом американец будет обязан улучшению состояния здоровья, достигнутому благодаря кардинальным реформам в сфере медицины, санитарной гигиены, питания и спорта. Человек будет жить 50, а не 35 лет, как сегодня, — а все потому, что проживать он будет в пригородах. Привычные нам городские дома практически исчезнут, а строительство многоэтажек запретят законом. Добраться из пригородного дома в городской офис можно будет за считанные минуты, а поездка обойдется в гроши».

И вновь в точку! Среднестатистический житель США действительно стал выше. В июле 2016 г. журнал ELife Sciences опубликовал итоги исследования «Столетие трендов в изменении роста человека». «Сто лет назад рост американца составлял 171 см, а сегодня в среднем он достигает 177 см. Рост американки век тому назад был 159 см, а в наши дни — 163,5 см». Иными словами, американцы стали выше на 4,5—6 см (практически на 1,77—2,36 дюйма, как и предсказал Уоткинс)!

Можно предположить, что автор несколько недооценил длительность жизни человека: в 2000-м в США этот показатель составлял в среднем 76,64, а в 2016 г. — 78,74 г. Но не стоит спешить с выводами — далеко не все регионы планеты могут похвастаться подобным долголетием. В мае 2016 г. портал List 25 привел перечень стран с самой короткой продолжительностью жизни: лидируют в нем ЦАР (45,91), Лесото (46,02) и Сьерра-Леоне (46,26), а замыкает Ботсвана, где люди в среднем живут по 53,3 г. Так что в глобальном масштабе прогноз более чем справедлив.

Фразу автора о том, что городские многоэтажки исчезнут, а люди будут жить в пригородах, подавляющее число СМИ назвали ошибкой, опираясь на данные переписи населения в США, констатирующие неуклонную урбанизацию страны.

Но это глубоко неверное представление: в ходе американской переписи населения учитывается лишь разница между городским и сельским населением, а жители пригородов попадают в обе группы. В 2016 г. эксперты по недвижимости двух известных порталов (FiveThirtyEight и Trulia Rent Moni-tor) провели общенациональный опрос. Выяснилось, что 26% американцев считают себя горожанами, 21% — обитателями сельской местности, а 53% — жителями пригородов! Подобные результаты приносят и другие исследования, а численность «пригородного» населения Америки сегодня — по разным оценкам — колеблется от 42% до 60%. Иными словами, на наших глазах происходит реализация еще одного прогноза Уоткинса.

Сложно поверить в запрет на строительство жилых многоэтажек? Зря, во многих странах это уже реальность. Вот лишь данные за последний год.

В апреле 2017 г. высший суд Пакистана подтвердил обоснованность мартовского запрета на строительство на территории столицы новых высотных жилых домов (выше двух этажей), а в августе местная ассоциация застройщиков, подавшая апелляцию, проиграла судебную баталию по этому вопросу, сообщает издание Tribune. В 2016 г., по данным издания YEN, парламент Ганы приступил к изучению законопроекта о запрете строительства нового многоэтажного жилья. 22 ноября 2017 г. малайзийская газета The Star сообщила любопытную новость: местному министерству финансов удалось продлить уже существующий запрет на строительство новых высотных жилищных комплексов. И если о сносе высоток речь пока не идет, то тренд ухода от многоэтажек уже начинает набирать популярность во многих странах.

От практичной гимнастики к флешмобам фитнес-челленджей

ПРОГНОЗ №3. «Гимнастикой начнут заниматься уже в детских садах, а игрушки и игры будут разрабатывать так, чтобы с их помощью укреплять мышцы. Физкультура станет обязательным предметом школьной программы. В каждой школе, колледже, в каждом районе появится полноценный спортзал, а общественные спортивные залы будут функционировать во всех городах. Человека (мужчину или женщину), не способного за раз преодолеть пешком 10 миль, станут считать слабаком».

Вряд ли у кого-то возникают сомнения в точности этого прогноза — особенно в нашу эпоху культа физической активности, ведь сегодня многие меряются не смартфонами и новомодными гаджетами, а количеством шагов, пройденных в день и зафиксированных мобильным приложением или умными часами.

Кстати, любопытно, что упомянутый тренд в полной мере раскрылся в ХХ в. в СССР и странах социалистического лагеря, где любовь к спорту, привычку заниматься физкультурой и просто вести активный образ жизни прививали буквально с пеленок, настойчиво закрепляя результаты в школах и вузах. Отстававший в этом смысле Запад постепенно сокращает разрыв, осознав, что истинной причиной глобальной эпидемии ожирения следует считать недостаток движения.

Главное же — давайте не забывать, в какое время (и в какой стране) автор писал эти строки: происходило это в Америке на рубеже XIX —XX ст., когда на спорт большинство населения смотрели лишь как на причуды высшего сословия и не видели в спорте никакого практического смысла. В то время связь между физическими упражнениями и здоровьем не была очевидной.

Интерес к физической культуре возник в первую очередь в Европе, причем задолго до того, как о ней заговорили по ту сторону Атлантики. В Англии роль одного из стимулов развития идеи физического воспитания сыграла знаменитая концепция Чарльза Дарвина («выживает сильнейший»). Большое внимание физкультуре и спорту во второй половине XIX в. стали уделять в Германии. Отдельного упоминания достойны также два национальных движения — «Чешские соколы» и «Польские соколы — учрежденные соответственно в 1862-м и 1867 г.

Почему же в Европе в отличие от США спорт приобретал популярность? Европейские страны тех лет жили в постоянном ожидании вторжения потенциального неприятеля, а потому националистические идеи и стремление развивать физическую силу оказались на континенте чрезвычайно востребованными. Спорт рассматривался в Европе как важный компонент в подготовке к будущим войнам.

В Америке же ничего подобного не наблюдалось, какая-либо угроза вторжения извне отсутствовала. Поэтому европейской массовости в американской физкультуре не было и подавно.

Уоткинс, проживавший в США, был чрезвычайно далек от европейской жизни, ориентировался на то, что происходило в Америке и в ее ближайшем окружении. Тем поразительнее выглядит точность его прогнозов: невольно задаешься вопросом — как можно было так точно предсказать взлет популярности физкультуры и фитнеса, наблюдая за вялым интересом американцев к европейской забаве!

Но и это еще не все: инженер сумел предвидеть даже популярность такого трендового сегодня явления, как «фитнес-челленджи». Яркий пример — ставший вирусно популярным в Украине флешмоб «отожмись 22 раза»: участие в нем приняли такие известные люди, как мэр Киева и начальник Генштаба. А как еще воспринять вот этот прогноз: «Человека (мужчину или женщину), не способного за раз преодолеть пешком 10 миль, станут считать слабаком», — если не как полный аналог современного челленджа!

От навозного кризиса в вездесущий смог автомобильным галопом!

ПРОГНОЗ №4. «С улиц крупных городов исчезнут легковые автомобили. В рамках городской черты все дорожное движение будет организовано либо над земной поверхностью, либо под ней. Городской транспорт в большинстве населенных пунктов останется в виде метро или туннелей, хорошо освещенных и отлично вентилируемых, а также высоких эстакад-лестниц с «движущейся дорожкой», ведущей наверх. На этих подземных и надземных улицах будет кипеть движение — вместительные пассажирские автобусы и грузовой транспорт на рессорах и мягком ходу. В метро и туннелях начнут курсировать экспресс-поезда. Таким образом города полностью избавят от шума».

Как говорится, ни добавить, ни убавить — многие мегаполисы мира сегодня развиваются именно по модели, описанной Уоткинсом. В число приоритетных целей входит не только разгрузка магистралей от загрязняющего атмосферу транспорта, но и стремление обеспечить покой горожан — по сути «избавить от шума».

Речь идет не только о прочно вошедшем в нашу жизнь еще в прошлом веке городском общественном электротранспорте, но и о его автоматизированном беспилотном собрате, пользующемся сегодня невиданной популярностью во многих странах. Все еще считаете, что общественный роботизированный транспорт — удел далекого будущего? Ошибаетесь! Так, с мая 2011 г. в лондонском аэропорту Хитроу действует программа ULTra Personal Pod — пассажиров от терминала №5 к городской автомобильной парковке доставляют роботизированные четырехместные автомобили, способные перевозить до 500 кг багажа на скорости до 40 км/ч. Протяженность маршрута беспилотников невелика — 3,9 км, но работающей без сбоев системой заинтересовались в ОАЭ и Индии.

В южнокорейском Сеуле (на территории местного университетского городка) с 2015 г. функционирует беспилотное такси Snuber. В греческой Трикале в октябре 2015г. французы провели успешные испытания (в реальных условиях небольшого города) городского автобуса-маршрутки CitiMobil2 (рассчитан на 10 пассажиров, максимальная скорость 20 км/ч). Эта технология прошла параллельную проверку на западе Франции, в швейцарской Лозанне и финском Хельсинки. В Голландии с 2016 г. на маршруте «Вагенинген—Эде» курсируют самоуправляемые 6-местные автобусы-электромобили WEpod — компактные, экологичные и бесшумные, неспешно перевозя местных жителей. Материнская компания Google — Alphabet — решает проблему куда более системно: ее дочерняя структура Sidewalk Labs, по словам премьер-министра Канады Трюдо, займется строительством «района будущего» в Торонто. И здесь будет работать только беспилотный транспорт.

Китайский проект Autonomous Rail Rapid Transit — городской общественный электропоезд, не требующий рельсового полотна, — это реальное воплощение идеи Уоткинса о транспортных средствах на «мягком ходу». В данном случае роль рельсов будут играть нанесенные на дорогу краской полосы, а колеса обуют в мягкую резину. Роботизированный поезд — 3 вагона — сможет перевозить до 300 человек, а первый маршрут протяженностью 6 км откроется в самом центре китайского города Чжучжоу уже в начале 2018 г. (Подробнее, см., пожалуйста, «2000», №44(840) от 3—9.11.1017, стр. В8, «Первый на планете безрельсовый поезд»).

А на дорогах США уже тысячи беспилотных автомобилей.

ПРОГНОЗ №5. «Как правило, скорость движения поездов будет составлять 2 мили в минуту, а экспрессов — до 150 миль в час. Поездка из Нью-Йорка в Сан-Франциско ночным экспрессом займет ровно сутки. Везти составы, состоящие из длинной череды вагонов, будут электровозы с кабинами в форме сигары. Автомобили — как и жилые дома — оснастят системами охлаждения воздуха. На железных дорогах не будет ни дыма, ни золы, поскольку мы перестанем возить и сжигать уголь. Делать остановки для дозаправки водой больше не придется. Проезжать жаркие или пыльные регионы страны пассажиры будут с закрытыми окнами».

Комментарии излишни: автомобильные системы кондиционирования давно стали обыденностью, как, впрочем, и скоростные поезда, а электрическая тяга упорно бьется за доминирующие позиции на рынке глобальных перевозок.

Человечество действительно постепенно снижает темпы потребления угля: по данным British Petroleum, «глобальные объемы потребления второй год подряд сокращаются на 1,73%, а максимальные темпы наблюдаются в Великобритании (52,5%), США (8,8%) и Китае (1,6%), причем в КНР эта тенденция актуальна уже 3 года подряд, несмотря на то, что страна сохраняет за собой позиции крупнейшего импортера угля на планете». Естественно, до идеального будущего в представлении Уоткинса нам пока далеко, но все идет именно в предначертанном им направлении.

ПРОГНОЗ №6. «Автомобили будут стоить меньше, чем сегодня лошади. У фермера будут автомобили для перевозки сена, грузовики, плуги, бороны и моторизованные рыхлители. Эти транспортные средства будут оснащаться двигателем весом в полкило, и он будет выполнять работу пары (или более) лошадей. Зимой дети будут кататься на механизированных санях. Автомобили постепенно заменят все существующие конные экипажи. Появятся (впрочем, они существуют уже и сегодня) автомобили-катафалки, полицейские патрульные авто, автомобили скорой помощи и автомобили для уборки улиц. Лошадь в упряжи станет редкостью, если не раритетом — примерно таким же, как сегодня вол в упряжке».

Сравнивать стоимость современного автомобиля и лошади образца 1900 г. — дело непростое. Судя по историческим данным, в те времена далеко не самая быстроногая лошадь обходилась американцу примерно в $70. Много это или мало? Оценить стоимость денег прошлого поможет «калькулятор инфляции», например Inflation Calculator: оказывается, доллару 1900 г. соответствуют $27 образца 2016 г. (другие источники говорят о 30-кратной инфляции).

Итого стоимость скакуна в сегодняшних ценах достигает $2100 — на скромное авто вполне хватит, а во многих странах новенький автомобиль бюджетного класса можно приобрести и дешевле. Так, вышедшая в 2008 г. в Индии миниатюрная модель Tata Nano вначале продавалась примерно по $1600, а затем ее цена возросла — до $2000 и более.

Похоже, на мысль о замене лошадей автомобилями Уоткинса натолкнула актуальнейшая для конца XIX ст. проблема под названием «Великий навозный кризис 1894г.». На тот момент на улицах Лондона насчитывалось свыше 1100 кэбов, а также несколько тысяч омнибусов: в целом людей по британской столице развозили более 50 000 лошадей. Нью-Йорк в те же дни обслуживало свыше 100 000 лошадей, а в 1890 г. каждый горожанин совершал в год в среднем 297 поездок на конном экипаже (забавно, но сегодня среднестатистический житель Нью-Йорка пользуется услугами такси всего 100 раз в год). К 1900 г. количество этих замечательных животных в Северной Америке перевалило за 24 млн.

Все бы ничего, но «экологически чистый транспорт» создал огромнейшую проблему: каждое животное ежедневно оставляло на улицах городов от 7 до 18 кг навоза и около 2 л мочи, пишет Historic UK. Лошадиное население Нью-Йорка в итоге за год засыпало и заливало улицы города примерно 1,15 млн. кг фекалий. В 1894 г. редакция газеты The Times констатировала: «Еще 50 лет, и каждая лондонская улица будет погребена под трехметровым слоем навоза». Великий навозный кризис в 1898 г. даже стал главной темой обсуждения на первой в мире международной конференции по вопросам урбанизации, состоявшейся в Нью-Йорке. Прийти к какому-то решению не удалось.

Точки над «i» в конечном итоге расставила история — появлением автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Тем не менее вытеснить лошадей полностью долго не удавалось, а реальной победы автомобилисты добились только в 20-е гг. Во времена же Уоткинса численность лошадей в США только возрастала солидными темпами: по данным American Equestrian, в 1900 г. в стране насчитывалось 21 531 635 лошадей, в 1905-м — 22 077 000, а пика численность скакунов достигла в 2015 г. — 26 493 000. Кстати, последний конный экипаж с улиц Нью-Йорка убрали в 1917 г., а его собрат в Мехико функционировал вплоть до 1932 г.

При этом тенденция на радикальное снижение наметилась только в 1930-м (18 885 856 особей), а исторический минимум — 3 089 000 — был достигнут в 1960 г. На сегодняшний день в США обитает чуть более 10 млн. лошадей, а в целом на планете — 58,5 млн.

При этом количество автомобилей в США при жизни Уоткинса сложно назвать значительным: в 1900 г., по данным State Motor Vehicle Registration Database, в стране в целом зарегистрировано 8000 авто, в 1901-м — 14 800, в 1902-м — 23 000, а в 1903-м (год кончины Уоткинса) — 32 920 машин. Миллионного показателя Америке удалось достичь только в 1913 г., 5-миллионный рубеж был преодолен в 1918-м, 10-миллионный — в 1922-м, а 20-миллионный — в 1927 г. Для сравнения: по данным Statista, в 2016 г. в США зарегистрировано 263,6 млн. автомобилей, а объем годовых продаж превышает 7,1 млн. единиц.

Иными словами, автомобили действительно вытеснили лошадей из повседневной жизни, но произошло это лишь через многие десятилетия после смерти автора прогнозов. Однако лошадь в упряжке действительно давно стала раритетом, а изобилие описанных Уоткинсом специализированных автомобилей просто поражает воображение. Итак, вновь верное попадание!

Кстати, многие его современники в вопросе оценки количества лошадей и авто с завидным постоянством попадали пальцем в небо. Вот лишь самый яркий пример: «Лошади были, есть и будут, автомобили — лишь новомодная причуда, мимолетная блажь», — такими словами в 1903 г. управляющий банком Michigan Savings Bank отговаривал юриста Генри Форда — Горацио Рекэма — от инвестиций в Ford. Тот не послушал финансиста и приобрел пакет акций за $5000, а позже реализовал его за $12,5 млн.!

ПРОГНОЗ №7. «Появятся и воздушные корабли, но в вопросе перевозки пассажиров или грузов они не смогут успешно конкурировать с наземным и водным транспортом. Все страны, ведущие войны, будут их использовать, главным образом в качестве смертоносного оружия. Некоторые воздушные корабли будут перевозить людей и товары, а остальные достанутся ученым — они начнут с их помощью изучать Землю с больших высот».

Воздушный транспорт уверенно удерживает достойные позиции на мировом рынке пассажирских и грузовых перевозок. Так, по данным Всемирного банка за 2016 г., в авиационной индустрии создано 63 млн. рабочих мест, а ее вклад в глобальный ВВП в 2016 г. составил $2,7 трлн.

Но успешно конкурировать с наземным и водным транспортом авиация действительно пока не может, как и прогнозирует Уоткинс — несмотря на мощный потенциал этой индустрии. Так, по данным Boeing за 2016 г., «на долю воздушных перевозок приходится менее 1% перевезенного во всем мире тоннажа, тем не менее в денежном выражении по воздуху перевозится 35% глобального объема торговли. В 2015 г. морем перевезено 10,8 млрд. т, а по воздуху только 52,2 млн. т. По весу на морской транспорт приходится 84% глобальных грузоперевозок».

И, естественно, прогноз об использовании авиации в качестве оружия полностью оправдывается. К счастью, определенная часть воздушного флота используется и в ходе мирных научных исследований.

Об устрашающей милитаризации

ПРОГНОЗ №8. «Боевые воздушные корабли и крепости на колесах. Гигантские орудия способны вести стрельбу на 25 и более миль, а падающие в этом радиусе снаряды будут разрушать и стирать с лица земли целые города. Стрельба из таких орудий — на суше и на море — ведется с помощью компасов и корректируется благодаря телескопам, используемым на больших высотах. В небе над городами, крепостями и морскими флотилиями будут парить армады боевых воздушных кораблей — успешно маскирующихся с помощью выбрасываемых ими на ходу облаков плотной густой дымки.

Они будут поражать неприятеля, ведущего на земле бои, сбрасывая ему на голову смертоносные заряды. Появление таких боевых воздушных кораблей станет толчком к строительству крепостей-бомбоубежищ: их крыши и стены начнут укреплять мощными стальными листами.

Гигантские крепости на колесах будут рассекать пустоши со скоростью современных экспрессов. Их станут использовать для проведения таких ударов, которые сегодня именуют стремительной кавалерийской атакой. Огромные механизированные плуги на колесах обеспечат оперативное рытье глубоких окопов, чтобы в них можно было сразу же размещать войска.

Стрельба из винтовки будет вестись беззвучными патронами, а находящиеся сутками под водой субмарины смогут прямо из морских глубин одним ударом уничтожить целый морской флот. Дирижабли и летательные аппараты оснастят телескопами, позволяющими видеть на сотни миль вдаль: на них установят фотографические камеры, позволяющие делать снимки позиций неприятеля в этом радиусе. Эти фотографии будут обладать такой четкостью и размером, как будто на них изображены объекты, снятые в непосредственной близости. Их станут пересылать с высот вниз старшим офицерам».

Смертоносная бронетехника с чудовищной разрушительной мощью, сверхзвуковые истребители и стратегические бомбардировщики, маскировочная технология Stealth, устойчивые к бомбежкам укрытия-бункеры, всевидящие камеры, удары ракетами с субмарин и т. п. — весь этот кошмар, описанный Уоткинсом, давно стал частью повседневной жизни человека. Даже пистолеты с глушителем — незаменимую вещь для киллера — он предсказал.

Неотъемлемой частью нашей жизни стала и возможность рассматривать во всех деталях и мельчайших подробностях территории любых уголков земного шара — с помощью спутников, невероятной мощи камер и, конечно же, таких программ, как Google Maps, — как в сугубо мирных, так и в военных целях.

Под контролем всевидящего ока

ПРОГНОЗ №9. «Фотографии начнут передавать с помощью телеграфа на любые расстояния. Если через 100 лет в Китае грянет битва, то снимки наиболее ярких событий будут опубликованы в газетах всего мира часом позже такого события. Даже сегодня фотографии передаются телеграфом на короткие расстояния, а в будущем на них будут отображаться все краски природы».

Поразительно, но инженеру удалось с высокой точностью и удивительно кратко описать, что такое «интернет-технологии» и «цифровая фотография», — и произошло это более ста лет назад. Благодаря этим инновациям сегодня любой владелец смартфона и ПК может обмениваться с людьми, проживающими на другом конце планеты, снимками, музыкой, видео, текстами — и все это за доли секунды в режиме реального времени — с помощью Skype, Viber, Facebook, WhatsApp, Telegram и великого множества других поражающих своим функционалом и бесплатностью приложений.

ПРОГНОЗ №10. «Человек получит возможность наблюдать за всем миром. Люди и все окружающие их предметы окажутся под прицелом камер, подключенных с помощью электричества к экранам, расположенным на противоположном конце таких сетей — в тысячах миль от камер. Американская публика в своих театрах на огромных экранах будет наблюдать за коронацией королей в Европе или за ходом битв, бушующих на Востоке. Техника, обеспечивающая передачу этих изображений издалека, будет подключена к гигантскому телефонному аппарату, транслирующему все случайные звуки из тех мест. А потому грохот канонады далекой битвы будет прекрасно слышен, а движения губ далеких актеров или певцов будут сопровождаться словами или музыкой».

Возможности всемирной телекоммуникационной паутины, опутавшей планету сетью ведущих неустанный мониторинг нашей жизни гаджетов, поражают даже нас. Остается только гадать, как можно было так точно предсказать это в те далекие годы.

К победе над кровососами и паразитами!

ПРОГНОЗ №11. «Никаких мух и комаров. Сетки от насекомых утратят актуальность. Комаров, домашних мух и тараканов истребят фактически полностью. Комиссии по вопросам здравоохранения ликвидируют практически все места обитания москитов и их рассадники, осушат все водоемы со стоячей водой, засыплют все заболоченные места, а ручьи со слабым течением обработают химикатами. Отказ от гужевого транспорта и закрытие конюшен приведут к сокращению количества мух».

Звучит невероятно? На самом деле мир давно ведет эту непростую борьбу и достигает в ней впечатляющих успехов. Вдумайтесь, 25 апреля 2016 г. Всемирная организация здравоохранения заявила о том, что Европа официально «свободна от малярии».

«С 1975 г. большая часть континента полностью очищена от кровососущих паразитов, переносящих этот недуг», — пишет HealthLine. «В 1995 г. в Турции, Грузии, Таджикистане и еще 7 государствах было зафиксировано свыше 90 000 случаев малярии, а сегодня это число сократилось до нуля», — сообщает ВОЗ. Успех проекта достаточно прост: сочетание политической воли с выделением адекватных ресурсов на борьбу с опасными насекомыми и неустанным контролем за эпидемиологической обстановкой.

Конечно, «полностью уничтожить всех комаров и москитов (а это более 3 500 видов), обитающих во всех уголках планеты, — непростая задача», — констатирует издание Vice. Во-первых, это непозволительно дорого. Во-вторых, влияние такого шага на экологию предсказать очень сложно.

Тем не менее, как это и представлял себе Уоткинс, борьба не прекращается — изменились лишь методы. Так, главным инструментом ученые сегодня считают систему эффективного контроля численности популяций комаров, москитов и других насекомых. Там, где она действует, количество заболеваний сокращается до минимума. В Малайзии и Бразилии успешно прошли испытания технологии британской компании Oxitex, создавшей генетически модифицированных москитов, не способных к продолжению рода. Результаты поражают — появление ГМ-москитов спровоцировало сокращение численности их опасных собратьев, переносящих малярию и вирус Зика, на 90%.

Программы борьбы с насекомыми в странах Запада проводятся на государственном уровне. Так, министерство сельского хозяйства США в октябре 2017 г. отчиталось о ходе проекта по выпуску в окружающую среду стерилизованных мух с целью сокращения численности популяций трех их опасных сородичей — мясной мухи, средиземноморской плодовой мушки и мексиканской плодовой мушки. Эксперименты (не только в США, но и в Мексике, Панаме и Гватемале) проходят успешно — численность переносчиков различных заболеваний радикально сокращается.

К невиданным высотам аграрной науки!

ПРОГНОЗ №12. «Горох размером со свеклу. Горох и бобы в размерах сравняются с современной свеклой. Из сахарного тростника будут извлекать в 2 раза больше сахара, чем мы сегодня получаем из свеклы. Тростнику суждено стать главным источником сырья для нашей сахарной промышленности. Из молочая выведут новый сорт каучуконосного растения. Сбором дешевого каучука по всей стране будет заниматься специальная техника. Эти растения будут устойчивы к болезнетворным микробам точно так, как у человека сегодня уже есть иммунитет к оспе. Обогащать почву будут растения, получающие питание из воздуха и обеспечивающие плодородие земель».

Производство каучука из молочая звучит как выдумка? Вовсе нет: ученые многие годы изучают каучуконосные свойства многих растений, в т. ч. и молочая. В 2012 г. группа исследователей канадского Университета Калгари опубликовала работу «Экстракция натурального каучука из молочая средиземноморского», отметив, что «содержание каучука составляет 14% — на уровне с остальными каучуконосами, но по этому показателю молочай уступает гевее бразильской (30%—35%)». Так что и эта идея Уоткинса не осталась без внимания современной науки.

Устойчивыми к болезням и вредителям сортами растений — спасибо генной инженерии — сегодня сложно кого-то удивить. По данным ISAA (Международной службы по приобретению агробиотехнологических приложений), в 2014 г. ГМ-культуры выращивались 18 млн. фермеров 28 стран на 187 млн. га. На территориях этих государств суммарно проживают около 4 млрд. человек — почти 60% населения планеты. При этом (по самым консервативным оценкам) глобальный рынок ГМ-семян оценивается в $15,7 млрд.

Только в США выращивается свыше 120 видов 10 генетически модифицированных и одобренных FDA культур: в т. ч. кукуруза (33 сорта), соя (20 сортов), хлопок (16), картофель (6), папайя (2), тыква (2), канола (2), люцерна (2), яблоки (1), сахарная свекла (1).

Иными словами, прогноз Уоткинса о горохе размером со свеклу сегодня никакого изумления у обывателей не вызывает.

ПРОГНОЗ №13. «Через сто лет наши праправнуки будут отмечать Рождество клубникой размером с яблоко. Не менее крупными будут малина и черника. Одна ягода заменит норму фруктов для одного человека. Клубнику и клюкву будут выращивать в виде высоких кустарников. Клюква, крыжовник и смородина по размерам не уступят апельсинам. Одной дыни будет достаточно для всей семьи. Арбузы, вишня, виноград, слива, яблоки, груши, персики и все ягоды не будут иметь ни семян, ни косточек, а инжир можно будет культивировать по всей территории США».

ПРОГНОЗ №14. «Соцветия роз по размеру сравняются с капустным кочаном, а фиалки по высоте начнут соперничать с орхидеями. Незабудка в диаметре станет такой же, как подсолнух, а ведь всего столетие назад диаметр цветка незабудки составлял менее 1,25 см. Появятся черные, синие и зеленые розы. Мы получим возможность выращивать цветы любого окраса и переносить аромат одного цветка на другой, не имеющий запаха. Может, незабудка будет пахнуть, как фиалка».

Проект под условным названием «Синяя роза» в 1990 г. стартовал сразу в нескольких странах (США, Японии и Австралии), но победителем из этого состязания вышли генетики японской компании Suntory совместно с коллегами из австралийской фирмы Florigene. Любопытно, но первым детищем японцев стали вовсе не розы, а синие гвоздики Moonseries: созданные в 1995 г. цветы в продажу поступили в 1997 г. К 2002 г. содержание синего пигмента в бутонах роз удалось повысить почти до 100%, а в июне 2004 г. Suntory представила вожделенный цветок всему миру. Так реализовался еще один прогноз Уоткинса.

Наличие технических высокорослых и высокоурожайных сортов клубники, клюквы и других ягод уже давно стало реальностью, а арбузы и виноград без косточек — обыденностью, да и инжир — благодаря современным технологиям — можно смело культивировать и в регионах, традиционно считавшихся совершенно непригодными для этой культуры.

Полагаете, незабудке никогда не сравняться размерами с соцветием подсолнуха? Возможно, вы глубоко ошибаетесь, напрочь упуская из виду процессы эволюции, подмеченные американским инженером. Возьмем обычный персик — обратите внимание на эти два фото выше.

На левом снимке — натуральный персик, датируемый 4000 лет до н. э. Диаметр — 25 мм, объем косточки — 36%, объем съедобной мякоти — 64%, вкус — явно оставляет желать лучшего. На правом снимке — его собрат, искусственно выведенный в 2014 г. Он в 64 раза крупнее: диаметр — 100 мм, объем косточки — 10%, объем съедобной мякоти — 90%. Вы все еще уверены в «ошибочности» прогнозов Уоткинса?

Всегда свежая еда

ПРОГНОЗ №15. «Пища не будет контактировать с воздухом. Владельцы магазинов, допускающие контакт продуктов с воздухом, выдыхаемым их посетителями, или с атмосферой с запруженных транспортом улиц, будут задерживаться. Под арест попадут и те, кто торгует залежавшейся или просроченной снедью. Хранящаяся в работающих на сжатом воздухе холодильниках пища будет долгое время сохранять свежесть».

Идея охлаждения сжатым воздухом реализована в т. н. вихревых или пневматических холодильниках: в роли генератора холода выступает вихревая трубка Ранка, разделяющая высокоскоростной турбулентный поток воздуха на холодный и горячий. Эта идея нашла практическое применение еще в 50-е годы прошлого века.

Что касается отсутствия контакта продуктов с воздухом, то на этом принципе построено немало ныне используемых человечеством технологий сохранения свежести пищи. Да и нерадивые торговцы и производители пищевых продуктов действительно могут попасть на скамью подсудимых за реализацию просроченных товаров — и, кстати, одними штрафами от ответственности не отделаться.

Необходимость исключения контакта пищи с воздухом — ради сохранения всех ее ценных свойств и свежести — давно стала мировым стандартом индустрии, и вакуумная упаковка сегодня используется повсеместно.

Страшный сон языковеда становится явью

ПРОГНОЗ №16. «Из повседневного английского алфавита исчезнут буквы C, X и Q по причине отсутствия потребности в них. Слова начнут писать так, как они звучат, и первыми это освоят газеты. Английский станет языком сжатых коротких слов, выражающих концентрированные идеи, и он получит гораздо более широкое распространение, чем остальные языки. Второе место займет русский язык».

Упомянутые инженером буквы пока еще числятся в алфавите, но спрогнозированный им тренд — «как слышим — так и пишем» — с каждым годом проявляется все явственнее (и не только в английском языке). Перечень причин востребованности разных модификаций «олбанского», по мнению специалистов, весьма широк — это и проявление бунтарского духа, и стремление жить по собственным правилам, а также прослыть своим в узком кругу избранных. Не последнее место занимает и вопрос удобства: человечество всегда стремилось к максимальному упрощению правил пользования различными вещами.

Нечто подобное происходит и с языком в глобальном масштабе — и Уоткинс весьма прозорливо спрогнозировал наступление эпохи лингвистической простоты. В конце концов, принцип «чем проще — тем лучше» никто не отменял, а простые слова порой позволяют доносить идеи гораздо четче, чем сложноподчиненные предложения. Отдельно упомянуть необходимо и актуальный тренд массового сокращения слов в устной речи: люди экономят время — обращаясь к врачу, американцы говорят «док», а не «доктор», в разговоре о конгрессменах употребляют «реп» (вместо «репрезентатив» или «представитель»), а о секундах отзываются откровенно свысока — «сек».

Ну и порой можно обойтись вообще без слов, ведь к нашим услугам — удивительно выразительные «смайлики»-эмодзи!

В международном общении английский, безусловно, получил гораздо более широкое распространение, чем остальные языки. А вот русский вряд ли можно назвать «вторым», но в любом случае он входит в пять рабочих языков ООН.

К идиллии в сфере образования

ПРОГНОЗ №17: «Как будут учить детей. Университетское образование бесплатно для каждого парня и девушки. Будет учреждено несколько огромных национальных университетов. Дети станут изучать элементарную английскую грамматику в соответствии с упрощенными правилами английского языка, а не с правилами, взятыми из латыни. Время начнут экономить, а для этого учащихся объединят в группы.

Бедных студентов будут обеспечивать бесплатным питанием, одеждой и учебниками — при наличии у них амбиций и способности к учебе, но при отсутствии средств для оплаты колледжа.

Медики-инспектора, регулярно посещающие государственные учебные заведения, будут раздавать детям бедняков бесплатные очки, бесплатно направлять их к дантистам и обеспечивать бесплатным медицинским обслуживанием любого рода. Самых бедных — при необходимости — будут доставлять в школу и отвозить домой, а на переменах между занятиями обеспечивать их едой. Во время каникул дети будут посещать самые разные уголки мира. Этикет и домоводство станут важными предметами в учебных планах государственных школ».

И добавить-то нечего — по сути еще сто лет назад этот человек описал именно ту систему образования, которую сегодня многие считают подлинным идеалом — причем вполне достижимым. В основе такой системы лежит понимание ценности времени и необходимости группового обучения ради его экономии, а также значимости отдельной личности для общества и четкое осознание того, что лишенные средств подростки могут (естественно, при финансовой и моральной поддержке общества) стать выдающимися учеными, врачами и инженерами. К счастью, именно по такому пути (естественно, со своими сложностями и проблемами) сегодня идут многие страны.

За счет социальных завоеваний в большинстве стран Европы и в Канаде высшее образование практически бесплатно. В Америке и в Канаде доступность образования обеспечивается отлично налаженным механизмом студенческих кредитов (ссуды под минимальный процент на длительный срок по принципу «учеба — трудоустройство — удобное погашение кредита»), действуют программы грантов и стипендий. В подавляющем большинстве стран школьные автобусы исправно и, как правило, бесплатно решают вопрос доставки детей в учебные заведения.

В наши дни стал обыденностью и студенческий туризм «в самые разные уголки мира», доступный большинству молодежи развитых стран.

К тотальной телефонизации и звуковому синтезу

ПРОГНОЗ №18. «Телефоны по всему миру. Мир будет опутан сетью беспроводных телефонов и телеграфа. Мужчина прямо с середины Атлантического океана сможет общаться с супругой, находящейся в спальне своего дома в Чикаго. У нас появится возможность совершать звонки в Китай так же обыденно, как мы сегодня дозваниваемся в Нью-Йорк или Бруклин. Соединение абонентов в конкретной местности будет осуществляться по автоматическому сигналу без вмешательства «телефонной барышни».

Бесспорное попадание «в десятку», не нуждающееся в особых комментариях.

ПРОГНОЗ №19. «С помощью телефона наслаждаться оперными спектаклями можно будет прямо из дома, а звучание окажется таким гармоничным, словно ты находишься в театральной ложе. Бесталанные получат возможность воспроизводить звучание оригинальных инструментов с помощью автоматических устройств, обеспечивающих их доступом к самой лучшей музыке. Находящиеся в одном помещении в Нью-Йорке великие музыканты смогут — манипулируя электрическими клавишами — одновременно извлекать звуки из инструментов, расположенных в театрах или залах Сан-Франциско или Нью-Орлеана. Великие музыкальные группы и оркестры смогут таким образом проводить концерты дистанционно с большого расстояния. В крупных городах откроются государственные оперные театры, а содержание их трупп будет оплачиваться за счет средств, выделяемых филантропами и правительством. Фортепиано сможет менять тональность звучания от жизнерадостной до печальной, а наличие множества устройств позволит усилить эмоциональный эффект от музыки».

В деле прогнозирования устройств, позволяющих имитировать (или синтезировать) музыку, речь, звуки, инженера Уоткинса — при всем нашем желании — сложно назвать первопроходцем. Можно сказать, что идея генерации синтетического звука посредством особых устройств впервые озвучена (и тоже в форме прогноза) в 1627 г. автором «Новой Атлантиды», знаменитым философом Фрэнсисом Бэконом. «Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой — ослабленным или пронзительным; можем заставить дрожать и тремолировать звук, зародившийся цельным. Мы воспроизводим все звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи приложены к уху, весьма улучшают слух... Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния», — писал он. Но именно Уоткинс максимально точно описал принцип работы современного синтезатора — вполне возможно, на это его вдохновил представленный в 1897 г. американским изобретателем Тадеушем Кэхиллом чудовищно огромный электрический имитатор церковного органа.

Можно еще приводить примеры того, как сбылся этот прогноз Уоткинса. Но нам достаточно лишь вспомнить, что государственные театры оперы или балета есть в таких крупных городах Украины, как Донецк, Одесса, Харьков, Львов, Днепр, а в Киеве их аж два!

ПРОГНОЗ №20. «Уголь перестанут использовать для отопления и приготовления пищи. Его будет очень мало (возможно, запасы угля вообще истощатся). Запасов антрацита хватит до 2050 или 2100 г., а резервы каменного угля закончатся к 2200 или 2300 г. При этом стоимость обоих видов угля будет возрастать все сильнее и сильнее. Люди придут к выводу: мощь воды позволяет генерировать существенно более дешевую электроэнергию. На каждой реке и ручье появятся водяные насосы, динамо-машины, производящие электричество. На морских побережьях установят множество резервуаров, постоянно заполняемых волнами и приливами. При этом поступающая вода будет вращать лопасти колес. Иными словами, вся эта морская и пресноводная стихия будет обуздана ради того, чтобы выполнять работу Ниагарского водопада — генерировать электричество для отопления, освещения и питания».

Человечество все еще использует уголь, но объемы потребления этого ископаемого вида топлива неуклонно сокращаются (смотрите комментарий к прогнозу №5), а его запасы реально уменьшаются. Любопытно, но по оценкам авторитетных аналитиков British Petroleum, «разведанных по состоянию на сегодняшний день мировых запасов угля хватит примерно на 153 года глобального использования».

Иными словами, при сохранении текущих темпов потребления мы можем исчерпать резервы этого топлива уже к 2170 г. — практически в полном соответствии с прогнозом Уоткинса. Любопытно и другое: судя по данным издания Focus Economics, стоимость тонны энергетического угля в период с декабря 2011-го по декабрь 2016 г. неуклонно снижалась — с $98,17 до $63,03.

Казалось бы, упомянутый тренд идет вразрез с прогнозом Уоткинса. Однако в самом конце июля 2017 г. аналитики BMI Research решительно пересмотрели прогнозную стоимость энергетического угля на конец 2017-го — начало 2018 г., подняв ее с $70 до $75. Причиной эксперты называют рост спроса в Китае, а также неблагоприятные погодные условия, негативно сказывающиеся на перспективах гидроэнергетики. Более того, BMI Research прогнозирует небольшой рост стоимости угля и на 2017—2021 гг. — на фоне роста спроса на это сырье на 1,7%. Все идет к тому, что и этот ценовой прогноз Уоткинса может стать реальностью.

ПРОГНОЗ №21. «Горячий и холодный воздух из водопроводных кранов. Регулировать температуру в домах мы будем с помощью кранов, подающих теплый или прохладный воздух точно так, как мы включаем краны горячей и холодной воды, чтобы набрать ванну. Подачу прохладного и теплого воздуха в городские дома обеспечат централизованные пункты — такие же, какие сегодня снабжают нас газом и электричеством. Ранний подъем ради растапливания дровяной печи станет уделом далекого прошлого. В домах не будет труб, поскольку в помещениях просто не станет источников дыма.

Безусловное попадание «в десятку», комментариев не требуется.

ПРОГНОЗ №22. «Покупки через трубы. Доставлять товары и покупки нам будут не магазинные тележки, а пневматические трубопроводы. Они будут собирать, сортировать и доставлять почтовые отправления на определенные расстояния — вероятно, на сотни миль. Вначале такие трубопроводы проведут в частные дома зажиточных людей, а затем и в остальное жилье. Крупные предприятия будут иметь собственные пневматические станции, похожие на современные отделения почты, а развозку покупок по домам будут обеспечивать быстроходные транспортные средства».

В данном случае автор прогнозирует рост популярности системы, уже существовавшей при его жизни. Пневмопочта пользовалась особой популярностью на закате XIX и на заре XX столетия. Системы, позволяющие с высокой скоростью перемещать контейнеры-капсулы с небольшими грузами (к примеру, деньгами), использовались магазинами, почтовыми службами, банками, крупными предприятиями, библиотеками, лечебными учреждениями, складами.

И тут налицо редкий случай — до всенародного использования этой технологии дело не дошло, а Уоткинс явно переоценил ее потенциал. Тем не менее сегодня пневматическая почта все же пользуется определенным спросом у узкого круга клиентов. Так, американо-канадская компания Aerocom реализует системы пневматической почты крупным торговым сетям Walmart, Ikea, Home Depot, особо выделяя два ценных качества этой системы — повышенная безопасность и высокая скорость организации оборота наличных на предприятиях розничной торговли.

В любом случае говорить о том, что провидческий дар Уоткинса дал осечку, считаем преждевременным, ведь именно сегодня в мире ряд новаторов и изобретателей заняты реализацией проектов принципиально нового типа общественного транспорта Hyperloop или Vactrain. Вдумайтесь — по сути это те же капсулы, перемещающиеся по пневматическому трубопроводу. Разница лишь в чрезвычайно высокой скорости транспортировки, размере капсул, а также в том, что им суждено будет перевозить не только грузы, но и людей.

ПРОГНОЗ №23. «В торговых заведениях, напоминающих современные пекарни, будут продаваться продукты-полуфабрикаты. Эти предприятия будут закупать сырье в огромных количествах, а затем продавать готовую к употреблению еду по ценам, существенно ниже тех расходов, что мы несем при индивидуальном приготовлении пищи. В частные дома блюда и продукты (как горячие, так и холодные) будут доставляться пневматической почтой или автомобильными фургонами. После завершения трапезы использованная посуда вновь запаковывается и возвращается на предприятия питания, где ее моют.

Такой оптовой кулинарией будут заниматься в лабораториях, а не на кухнях. Эти лаборатории оборудуют электрическими плитами, а также самыми разнообразными электрическими устройствами — кофемолками, машинами для разбивания яиц, смешивающими, взбивающими и разделяющими механизмами, устройствами для нарезки мяса, взбивания картофельного пюре, выдавливания сока из лимонов, посудомоечными машинами, сушками и т.п. Вся эта техника будет обрабатываться химикатами, уничтожающими болезнетворных микробов. А самостоятельная закупка продуктов и наличие персонального повара станет примером экстравагантного поведения».

Говоря о полуфабрикатах, автор прогнозирует то, что появилось только в 50-е годы прошлого века (как и большинство кухонной техники, перечисляемой им).

Пионером современной индустрии готовых блюд считается американская компания Swansons, в 1953 году на День благодарения удивившая сограждан необычным предложением — готовым к употреблению мясом птицы в сочетании с остальными непременными ингредиентами праздничного стола. Немалую роль сыграл удачный выбор упаковки первого готового блюда — алюминиевый лоток, похожий на те, в которых подавали еду на борту авиалайнеров. Разогреть замороженное блюдо можно было прямо в лотке. Только за первый год работы компания реализовала 10 млн. таких полуфабрикатов.

Рынок готовых блюд, красочно описанный Уоткинсом, представляет собой удивительный феномен: по словам аналитиков Insider Media, «на нем крайне редко наблюдаются цикличность спадов и взлетов, он постоянно растет солидными темпами». По данным Statista, прогнозируемый глобальный объем продаж только мясных полуфабрикатов составит $40,4 млрд., а к 2021 г. достигнет $45,7 млрд. При этом, по расчетам Allied Market Research, оборот глобального рынка замороженной готовой продукции к 2020 г. достигнет $112,7 млрд., причем 72% таких блюд будет приобретено в Северной Америке и Европе. Иными словами, Уоткинс предсказал зарождение мощной и чрезвычайно популярной отрасли пищевой индустрии, а также зарождение моды на домашнюю кухонную технику.

Многие занимающиеся доставкой полуфабрикатов на дом компании полностью следуют прогнозу Уоткинса, собирая и утилизируя посуду и использованные емкости. К примеру, фирма Terra's Kitchen привозит клиентам запас полуфабрикатов в широчайшем ассортименте (сразу на неделю) в специальном практичном и удобном контейнере, а в следующий приезд забирает его на утилизацию. И таких компаний — великое множество.

Украинцам тоже знаком подобный подход — к примеру, так действуют предприятия по доставке питьевой воды — ее привозят в больших бутылях, используя их как оборотную тару, и у клиента нет необходимости решать проблемы утилизации.

Зима станет летом, а ночь — днем

ПРОГНОЗ №24. «Выращивание овощей с помощью электричества. Фермер превратит зиму в лето, а ночь — в день. В холода он раскладывает под почвой своего участка проводящие тепло электрические провода — и так обогревает свои растения. При этом настоящие сады он выращивает под стеклом. Ночью его растения буквально купаются в ярком электрическом освещении, подобном солнечному свету, — ради ускорения их роста. Обработка почвы электрическим током позволяет ценным культурам вырастать быстрее и выше, уничтожая при этом опасные сорняки. Лучи света определенного цвета ускоряют рост многих растений, а обработка семян электричеством дает им возможность прорастать и развиваться невероятно быстро».

ПРОГНОЗ №25. «Апельсины можно будет культивировать в Филадельфии. Быстроходный холодильный транспорт (морской и наземный) обеспечит доставку деликатесов из тропиков и из южных температурных зон за считанные дни. Фермеры Южной Америки, Южной Африки, Австралии и островов Южного моря будут снабжать нас свежей летней продукцией на протяжении всей зимы — тем, что у нас в это время невозможно вырастить. Ученые найдут способы выращивания у нас множества видов фруктов, которые ранее росли только в гораздо более жарких или холодных климатических условиях. Такой деликатес, как апельсины, будет расти в пригородах Филадельфии. Лежкость дыни и летних фруктов настолько повысится, что их можно будет хранить всю зиму — так, как мы поступаем сегодня с картофелем».

Современное продвинутое тепличное хозяйство — именно так можно кратко охарактеризовать этот сбывшийся прогноз американского инженера. Он уже стал реальностью, а технологии подготовки почвы и культивации растений развиваются семимильными шагами и сегодня. Сроки хранения деликатных и сезонных продуктов благодаря техническому прогрессу радикально возросли — кроме того, упомянутая Уоткинсом холодильная техника обеспечивает свежесть и сохранение всех ценных веществ фруктов и овощей на протяжении немыслимо длительных периодов благодаря таким технологиям, как глубокая заморозка.

А на рынок западных стран (в первую очередь — Северной Америки) в зимние месяцы непрерывным потоком поступают свежие ягоды и фрукты с полей Южной Америки и Австралии.

К прозрачной медицине и целевому лечению

ПРОГНОЗ №26. «Мы практически не будем непосредственно пить лекарства — они будут попадать в желудок человека только при необходимости непосредственного лечения именно этого органа. К примеру, необходимые для легких лекарства будут непосредственно поступать именно в эти органы — через кожу и плоть. Доставлять их будет электрический ток: безболезненно и через кожу. Микроскопы позволят детально изучить сущность жизненно важных органов людей и животных, а все живые организмы — в медицинских целях — в итоге станут прозрачными. А потому врач сможет не только видеть в груди живое пульсирующее сердце, но и получит также возможность увеличить его изображение и сфотографировать любую его часть. Делать это можно будет с помощью невидимых световых лучей».

Читая этот удивительный прогноз, понимаешь: автор описывает самые современные методы медицины — в частности, целевую (таргетную) терапию, направленную исключительно на нуждающиеся в лечении органы, ткани и клетки и доставляющую препараты в эпицентр заболевания, что позволяет максимально эффективно и безопасно оказывать необходимую помощь в полном соответствии с принципом «не навреди».

Не стоит воспринимать слова о «прозрачных» телах буквально — они действительно уже стали практически прозрачными для врача благодаря таким популярным технологиям, как компьютерная спиральная томография и магнитно-ядерный резонанс. Точность выводов Уоткинса в данном случае просто поразительна.

Ни рогов, ни копыт...

ПРОГНОЗ №27. «Дикие животные останутся существовать только в зверинцах, а крыс и мышей ожидает полное истребление. Лошадей практически не останется: небольшое количество чистокровных скакунов будут содержать богачи — для скачек, охоты и прогулок. Автомобили полностью вытеснят лошадь из транспорта. Крупный рогатый скот и овцы лишатся рогов — они не смогут перемещаться со скоростью, большей скорости бега современного разжиревшего борова. А всего 100 лет назад дикий кабан с легкостью мог обогнать лошадь. Животных будут выращивать так, чтобы расходовать практически всю их жизненную энергию для выработки мяса, молока, шерсти и других побочных продуктов. Рога, кости, мышцы и легкие уже не будут представлять никакого интереса».

Сомневаться в правоте футуриста, уверяющего, что дикие животные останутся лишь в зверинцах, сегодня не приходится — достаточно обратить внимание на регулярный и непрерывный поток сообщений о том, как «Красную книгу» пополняют очередные виды представителей фауны, оказавшиеся на грани вымирания и полного исчезновения.

Чистокровных скакунов действительно содержат лишь весьма состоятельные господа, а крупный рогатый скот вполне может утратить один из своих главных видовых признаков. По данным журнала Science, по состоянию на 2016 г. рога удаляются у 80% американских молочных коров — для предупреждения травматизма в стаде и обеспечения безопасности животноводов. Жестокий и достаточно затратный метод обезроживания давно вызывает возмущение у активистов, ведущих борьбу за права животных. Сегодня существует альтернатива — исследователями ряда американских и европейских институтов разработаны методы разведения безрогих от природы коров — естественно, неоднозначными методами генной инженерии. Так в погоне за прибылью и эффективностью человечество вполне может окончательно лишить буренок привычного аксессуара. Впрочем, прогноз Уоткинса уже оправдывается на наших глазах.

А если фраза о том, что кости, мышцы и легкие уже не будут представлять особого интереса для потребителя, вызывает у вас только здоровый смех, спешим удивить: купить привычную нам требуху, ливер и кости в мясных отделах большинства продовольственных магазинов развитых стран уже не так-то просто по причине их полного отсутствия. Вполне возможно, скоро продавцы даже не будут знать, что именно ответить на подобную просьбу покупателя, заказывающего то, что в ассортиментном перечне не значится, а приобрести такой товар можно будет исключительно в неких специализированных торговых точках.

Вокруг света на подводных крыльях

ПРОГНОЗ №28. «В Англию за 2 суток. Быстроходные электрические корабли, рассекающие океанские воды на скорости более 1 мили в минуту, позволят добираться из Нью-Йорка в Ливерпуль всего за 2 дня. Корпуса этих кораблей будут находиться над водой, а сами они будут мчаться на полозьях, напоминающих современные сани.

Они будут обладать невероятной плавучестью, а под их днищем расположатся отверстия, извергающие струи воздуха. Благодаря этому судно от поверхности воды будет отделять воздушная пленка. Эта прослойка в сочетании с малой площадью поверхности полозьев позволит сократить силу трения о поверхность волн до минимально возможного значения. Корабли с каютами с искусственным охлаждением будут полностью защищены от возгорания. В шторм они будут опускаться под воду, чтобы там переждать непогоду и дождаться штиля».

Слова о появлении более скоростного наземного транспорта, признаться, не вызывают особого удивления — спрогнозировать нечто подобное было бы вполне логичным. Но детальное описание кораблей с электромоторами (в те времена, когда об этом даже и не помышляли), мчащихся по воде на подводных крыльях-полозьях подобно саням, не может не вызывать восхищения. Все дело в том, что первый прототип СПК (судна на подводных крыльях) испытан г-ном де Ламбером при жизни автора в 1897 г., но произошло это событие в далекой Франции, и в тот раз корпус корабля необычной конструкции даже не поднялся над водой — ему банально не хватило скорости.

Первая статья в американской прессе (в журнале Scientific Ameri-can) на эту тему вышла в 1906 г. — т. е. через 3 года после кончины Уоткинса, а первые испытания СПК Александра Белла и Фредерика Болдвина прошли в Италии в 1908 г. Первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях — Freccia d'Orro, или PT10 — спущено на воду в Швейцарии в 1952 г. И на этот раз Уоткинсу удалось невероятным образом опередить свое время...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка