«Бук» с белым пятном на щитке

30 Мая 2018 1 3.4

24 мая в голландском городке Бунник (провинция Утрехт) объединенная следственная группа (ОСГ), которая расследует катастрофу малайзийского «Боинга» рейса MH17, произошедшую в Донецкой области 17 июля 2014 г., представила последнюю выявленную ею информацию о трагедии. В частности, в ней сказано:

«Объединенная следственная группа убеждена, что самоходная установка «Бук», с которой сбили MH17, происходит из 53-й зенитной ракетной бригады, подразделения армии Российской Федерации, находящегося в Курске, РФ. ОСГ пришла к этому выводу после всестороннего сравнительного анализа.

На сегодняшней встрече была показана анимация этого сравнительного исследования. В наличии есть ряд фото установки «Бук», с которой был сбит MH17. Их анализ дает ряд характерных признаков. Сочетание этих признаков настолько специфическое, что его можно считать аналогом отпечатка пальцев. Этот отпечаток был сравним с многочисленными изображениями установок «Бук», как украинских, так и российских. Единственная установка «Бук», где была обнаружена такая же комбинация признаков, это «Бук», что несколько раз попал на видеозаписи в составе конвоя 53-й бригады 23-25 июня 2014 года».

Что же это за отличительные признаки, в сообщении ОСГ на сайте голландского минюста не говорится, однако они приводятся в материале корреспондента российской «Новой газеты» Павла Каныгина, который беседовал со специальным прокурором Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фредом Вестербеке

Например, на правом борту установки -- это «белое пятно на щитке гусениц; крупный разрыв в щитке левее белой полосы; отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе» и т.п. Т.е. все эти признаки, по утверждению следственной группы, с одной стороны, есть у установки «Бук», которая в составе конвоя из 6 аналогичных машин проследовала из Курска в Миллерово 23--25 июня 2014 г. А с другой стороны -- у той установки, которая наблюдалась позже в неподконтрольной части Донбасса, в частности, была сфотографирована 17 июля 2014 г. по дороге из Донецка в Снежное корреспондентом «Пари Матч», и заснята на видео группой скрытого наблюдения МВД Украины 18 июля в Луганске уже после крушения «Боинга».

Старая версия о «новейшей ракете»

В России, разумеется, говорили о манипуляциях с этими снимками, однако эта тема поднималась неактивно, напротив -- основные аргументы сводились к тому, что самолет мог быть поражен либо украинским самолетом, либо украинской ракетой из такого же «Бука». При этом версия о самолете господствовала изначально, но с 2015 г. была вытеснена ракетной версией. В свою очередь Украина подчеркивала, что данные следствия показывают, что самолет мог быть сбит только российской установкой.

Вот что писал в марте 2015 г. известный украинский журналист Юрий Бутусов: «Внешний вид поражающих элементов ракеты был довольно быстро идентифицирован. Извлеченные поражающие элементы очень похожи на поражающие элементы «Бук-М1». Такие «Буки» есть и в нашей ПВО -- но, разумеется, под Торезом, в глубоком тылу оккупированной зоны, наших «Буков» быть не могло -- только российские. Форма элементов -- похожая. Но размер -- отличается. Спецслужбы НАТО параллельно осуществили масштабный поиск поражающих элементов современных российских ракет «земля-воздух». Путем одной операции, детали которой пока не разглашаются, боевая часть «Бук-М1-2» российского производства оказалась в руках следователей. И когда ее раскрутили, оказалось, что поражающие элементы, поразившие «Боинг», в точности совпадают с начинкой боевой части именно этой новейшей российской зенитной ракеты. Комплекс «Бук-М-1-2» был разработан в 1997 году, поставлен на вооружение ВС РФ в 1998-м и никогда не поставлялся в Украину.

Таким образом, прокуратуры Нидерландов и Австралии подготовили весьма убедительную доказательную базу, в которую входит еще и целый ряд других деталей, пока не подлежащих огласке.

Идентификация «Бук-М1-2» чрезвычайно важна для следствия не только потому, что позволяет точно установить -- поставку ракеты осуществила Россия, и ее ответственность за гибель 298 человек доказана. Это также свидетельство, что пуск был осуществлен действующими военнослужащими Российской Федерации. Поскольку применять «Бук-М1-2», который никогда не поставлялся в Украину, могут только военнослужащие, имеющие практику и пребывающие на действительной военной службе». 

Тему развивает другая статья Бутусова на том же сайте к первой годовщине крушения «Боинга». В ней, в частности, утверждается, что «у ракет «БукМ1-2» есть свои отличительные черты -- поражающие элементы типа «двутавр» применяются и в старой зенитной ракете старого советского «Бук М1». Но они меньше размером. И у них оказался другой химический состав. Поэтому следствие надежно исключает всякую возможность поражения лайнера украинскими ракетами». 

Однако в обнародованных на днях материалах объединенной следственной группы это важное обстоятельство обходится стороной. Там говорится лишь об установке «Бук», без уточнения ее типа, тогда как существуют и комплекс «Бук», принятый на вооружение в СССР в 1977-м, и «Бук М1», принятый на вооружение в СССР в 1983-м, и «Бук М1-2», и другие модификации комплекса, которые принимались на вооружение в России и в Украину не поставлялись. Но при отсутствии таких уточнений можно думать, что речь идет об изначальной модификации.

Впрочем, само употребление понятия «Бук» в таких материалах неточно. «Бук» во всех модификациях -- это комплекс, состоящий из более чем десятка машин: командного пункта, системы обнаружения целей и целеуказания «Купол», а также нескольких самоходных огневых установок (СОУ) и пуско-заряжающих установок (и те и другие способны действовать автономно).

А ту машину, которая фигурирует на фото и видео как сбившая самолет, следует называть именно самоходной огневой установкой. Эти установки различны в различных комплексах: 9А310 для «Бука», 9А310М1 — «Бука-М1» и 9А310М1-2 для «Бука-М1-2». Различия заключаются в основном не во внешнем виде, а в «начинке» (так, у 9А310М1 по сравнению с базовой машиной дальность захвата и сопровождения целей увеличена на 25-30%).

Правда, в оригинале сообщения ОСГ на сайте минюста Нидерландов используется понятие BUK-TELAR, что означает именно СОУ для комплекса «Бук». Но все равно отсутствие уточнений относительно типа как установки, так и самого комплекса является явным недостатком публикации.

Кроме того, доказательством российской причастности к крушению «Боинга», по словам Бутусова, является именно «новейшая ракета», тип которой, однако, там не указан -- в отличие от типа комплекса. В то же время в материале на сайте нидерландского минюста говорится: «В сентябре 2016 объединенная следственная группа уже сообщала, что MH17 был сбит ракетой БУК серии 9M38».

9M38 -- это ракета еще советских времен, она имеет ряд модификаций (а этот вопрос ОСГ в публичных материалах не проясняла ни тогда, ни сейчас). И ее может использовать и «Бук М1-2», но ее никак нельзя назвать новейшей. Этот комплекс (точнее -- его СОУ и ПЗУ) используют также ракеты другой серии, принятые на вооружение уже в прошлом десятилетии. Т.е.о версия Бутусова была опровергнута.

Почему производитель «Бука» скорректировал позицию

Впрочем, слова о «новейшей» ракете, возможно, сразу были преувеличением. Доказательством того, что это была «новейшая ракета», считались двутавры, поражающие элементы в виде бабочки. Но они есть и в ракете 9М38М1, выпускавшейся еще в советские времена. Три таких двутавра были предоставлены следственной группой российскому концерну «Алмаз-Антей», который производит комплексы «Бук». Концерн проводил дорогостоящие эксперименты, которые призваны были доказать, что поразившая «Боинг» ракета запускалась с подконтрольной Киеву территории. И еще в мае 2015 г. в «Алмаз-Антее» утверждали, что в связи с наличием двутавров речь идет именно о ракете 9М38М1.

В июне того же года там заявили, что у Украины должна быть 991 такая ракета, а вот в России их производство прекратилось еще в 1999-м (т.е. вскоре после появления новой модели «Бука»), но последние 4 года они шли исключительно на экспорт, в войска не поступали с 1995 г., а сейчас вообще не состоят на вооружении.  

Но уже в октябре того же года гендиректор концерна Ян Новиков изменил свои выводы. «Однако в обломках «Боинга» эксперты «Алмаз-Антея», побывавшие в Голландии, отверстия в форме бабочек не обнаружили. По словам Новикова, наличие «двутавров» среди вещественных доказательств остается «непонятным вопросом». Поэтому «Алмаз-Антей» скорректировал тип ракеты: теперь в концерне уверены, что это была ЗУР 9М38 с боевой частью 9Н314, без «двутавров»» -- говорилось в «Новой газете». Там же приводились его слова: «Последняя ракета 9М38 была выпущена в 1986 году. Ее использование было запрещено распоряжением генерального конструктора через 25 лет, в 2011 году, по соображениям безопасности. Ракета снята с вооружения».

Возможно, на самом деле на корректировку его взглядов повлияла публикация группы Bellingcat, чьи материалы широко использует и международная следственная группа. Она в июне 2015 г. в день публикации об отсутствии в российских войсках ракет 9M38M1 привела подборку фото и видео, которые говорят о том, что в том же 2015 г. эти ракеты проходили на параде Победы в Чите, а в декабре 2013-го были замечены на российской военной базе в Гюмри в Армении.

Но в сделанной на следующий день публикации Bellingcat, чья версия событий обычно выгодна Киеву, поместил обильно иллюстрированный материал, который показывает, что те же ракеты 9M38M1 есть и у украинской армии и присутствовали в зоне АТО. Это говорит о неправоте Бутусова.

Главная новость. Ракета 1986 года

Впрочем, за прошедшие после этих публикаций три года ОСГ так и не уточнила тип ракеты, поразившей «Боинг» (9M38 или 9M38M1). Зато 24 мая сообщение о найденных деталях ракеты стало главной новостью. На сайте нидерландского минюста говорится:

«На территории Восточной Украины были найдены две части этой ракеты. Это так называемый «диффузор» и «корпус», которые были продемонстрированы сегодня на пресс-конференции. Соответственно, это компонент сопла ракеты (диффузор) и корпуса ракетного двигателя (корпус). На обшивке ракетного двигателя обнаружен номер 9д1318869032. Расследование ОСГ расшифровало такое значение этого номера. 9131 означает серию двигателя ракеты типа 9M38 и/или типа 9M38M1. Цифра 8 означает код производителя, а именно: Долгопрудненское научно-производственное предприятие в Москве. Номер 86 указывает на год изготовления, 1986-й. А номер 9032 является уникальным идентификационным номером именно этого ракетного двигателя.

ОСГ установила, что они принадлежат ракете от «Бука» серии 9M38. В данный момент еще неясно, принадлежат ли оба эти фрагмента ракете, выпущенной СОУ комплекса «Бук» 53-й бригады».

Главное внимание обратим на год выпуска – 1986-й. Едва следственная группа огласила новую информацию, ТАСС и другие российские СМИ распространили версию Минобороны РФ. «Одним из аргументов следователей о якобы возможной причастности Вооруженных сил РФ к трагедии является продемонстрированная на пресс-конференции уцелевшая обшивка двигателя зенитной ракеты комплекса «Бук», -- сообщили в министерстве. При этом отмечается, что о дате и месте обнаружения двигателя или лицах, передавших его следственной комиссии, выступавшие предпочли умолчать.

«Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе», -- сообщили в министерстве. При этом в ведомстве уточнили, что гарантийный срок эксплуатации зенитных ракет данного типа составляет 15 лет, предприятие-изготовитель может продлить предельный срок еще на пять лет, но не более двух раз.

«После 25 лет эксплуатации все без исключения ракеты комплексов «Бук» подлежат списанию и утилизации. Дальнейшее использование данных изделий прежде всего из-за небезопасности пороховых зарядов двигателей несет прямую угрозу жизни для военнослужащих», - продолжили в военном ведомстве. В минобороны уточнили, что предельным сроком эксплуатации ракеты, двигатель от которой продемонстрировали 24 мая, был 2011 г. После этого все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию, добавили в ведомстве.

Там подчеркнули, что эти сроки касаются только российских ПВО. «В то же время с момента прекращения существования СССР в 1991 году и последовавшего раздела военного имущества на Украину, получившую в собственность около двадцати дивизионов ЗРК «Бук», не было поставлено ни одной новой зенитной ракеты», -- сказали в оборонном ведомстве. В министерстве полагают, что единственной причиной замалчивания голландской следственной комиссией происхождения показанного двигателя является его более чем вероятная принадлежность ВС Украины». 

Понятно, что каждая из сторон конфликта в момент появления такой информации не только будет выставлять выгодные для себя факты, но может и придумывать их. Поэтому надо прежде всего обратить внимание на более раннюю и не связанную с крушением «Боинга» информацию, которая помогла бы прояснить – могут ли реально использоваться сейчас ракеты, произведенные в 1986 г., -- как в России, так и в Украине.

Что касается России, то если Bellingcat, как сказано выше, сверх оперативно опровергла версию об отсутствии в России ракет 9M38M1, на момент подготовки этой статьи она так ничего и не сообщила ни о наличии у нее ракет более ранней модификации, ни о том, есть ли там на вооружении какие бы то ни было модификации этой ракеты, выпущенные в 1986 г. или ранее. В принципе ракеты, выпущенные так давно, действительно должны были быть списаны, так как в условиях интенсивного перевооружения российской армии совсем не нужно было продлевать им срок службы.

Старая новость о просроченных ракетах

Что же касается Украины, то интернет-издание «Обозреватель» еще 18 ноября 2015 г. опубликовало статью под названием «ПВО Украины: небо страны прикрывают просроченные ракеты».

 Она во многом сделана по материалам беседы с одним из самых известных украинских военных аналитиков Сергеем Згурцем. В частности, в ней говорится:

«Возраст» наиболее «старого» зенитного ракетного комплекса в составе зенитно-ракетных войск Воздушных сил Украины превысил 40 лет. А самому «молодому» ЗРК -- более 25 лет», -- объяснил ситуацию Сергей Згурец. Кроме самих пусковых комплексов и радарных систем, истекает и срок эксплуатации ракет, без которых зенитно-ракетный комплекс бесполезен. «Боеспособность комплекса зависит и от исправности зенитных ракет. Их общее количество значительное, но ресурс гарантированного использования к 2015 году уже исчерпан», -- установил эксперт. При этом по данным эксперта Украина еще в 2012 году приняла программу по восстановлению ракетного потенциала, но она не была выполнена, и ее отменили в 2015 году…

В украинских Военно-воздушных силах «Обозревателю» уточнили ход программы по продолжению срока службы ракет для ЗРК.

«Работа по продолжению срока ракет ЗРК С-300 и «Бук-М1» проводится с 2012 года. На 2015 год было запланировано проведение заключительного этапа контрольно-летных испытаний и продолжение конечного термина использования ракет для С-300ПТ/ПС до 30 лет. В связи с аннексией Крыма и полигона Чауда, где должны были проводиться испытания, работы перенесены на 2016 год. Касательно ракет для «Бук-М1» работы планируются начать, начиная с 2016 года», -- заявил Роман Юрчинов, пресс-секретарь Военно-воздушных сил».

Эта же информация подтверждается и обнародованной весной 2017-го статьей начальника зенитных войск воздушных сил ВСУ генерал-майора Дмитрия Карпенко «Состояние и перспективы развития зенитного ракетного вооружения воздушных сил вооруженных сил Украины», которая опубликована на многих сайтах, в т.ч. за пределами страны.

В ней, в частности, говорится: «ЗУР 9М38М1 (9М38) для ЗРК «Бук-М1», которые стоят на вооружении Воздушных Сил, изготовлены в 1982--1991 годах, значительная часть из них исчерпала назначенные сроки службы. В 2017 году министром обороны Украины принято решение о проведении работ по продлению назначенных показателей ЗУР 9М38М1 (9М38) ЗРК «Бук-М1». В соответствии с этим решением разработано и утверждено техническое задание на проведение работ, разрабатывается программа работ по продлению назначенных показателей. Планируется, что по результатам выполнения работ срок хранения изделий 9М38М1(9М38) в контейнере будет составлять 35 лет».

Т.е. Украина официально признает, что продлевает срок службы ракет, в т.ч. выпущенных в 1986-м. Этот факт, казалось бы, работает на версию министерства обороны РФ.

Однако в России отнюдь не все сторонники украинской вины хватаются за эту версию. Так, надо обратить внимание на статью хорошо известного нашим читателям Владимира Корнилова на сайте федерального агентства новостей. В ней акцент делался на том, что: 1) предъявленный сейчас ОСГ корпус двигателя вряд ли мог сохраниться в столь хорошем состоянии после взрыва ракеты; 2) ранее об этом фрагменте ничего не говорилось; до 24 мая 2018-го самым крупным обнаруженным фрагментом ракеты называлось ее сопло; 3) никак не уточняется, когда и при каких обстоятельствах был обнаружен корпус двигателя. Создается т.о. впечатление, что этот корпус всплыл специально, чтобы расследованию двигаться по ложному следу…

Кстати, возможна и следующая версия (хотя она отдает конспирологией): произведенные в 1986-м ракеты не были к 2014 полностью утилилизированы в России и были специально поставлены на проследовавшую в Донбасс установку, чтобы в случае ее захвата ВСУ объявить ее украинской, что должен подтверждать срок выпуска ракет. Однако такая версия пока что не фигурирует и, возможно, она слишком сложна для современного мира. Так, многие западные издания -- и это подчеркивается в статье Корнилова -- довольствуются логикой – раз ракета выпущена в Долгопрудном, она могла быть на вооружении только российской армии.

Объективно новые материалы следствия по «Боингу» дают больше вопросов, чем ответов. Однако на Западе они стали поводом не для вопросов, а для требований к России.

Так, 25 мая заместитель представителя правительства Германии Мартина Фитц на традиционной правительственной пресс-конференции сама подняла тему «Боинга», заявив: «Объединенная следственная группа сейчас установила, что MH17 был сбит зенитной ракетной системой типа «Бук», которая несомненно принадлежит вооруженным силам Российской Федерации. Доклад устанавливает конкретную ответственность российского воинского подразделения, которое в соответствующее время находилось на украинской территории.

Россия должна признать свою ответственность, чтобы полностью прояснить трагедию и привлечь к ответственности тех, кто ее совершил... Поэтому мы крайне сожалеем о том, что объединенная следственная группа до сих пор не получила от российских властей удовлетворительный ответ на свои просьбы о правовой помощи».

А 28 мая перед встречей министров иностранных дел Еаросоюза верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини сказала: «Все 28 стран--членов еще раз подтвердили нашу полную поддержку последних результатов этого следствия и всех усилий, чтобы найти тех, кто это совершил. Мы призываем Россию взять на себя эту ответственность и присоединиться к усилиям по установлению виновных».

Т.о. и сообщение ОСГ, и прежде всего реакция на него благоприятны для Украины, однако Киев не может этим обольщаться. Строительство «Северного потока-2» эта информация никак не остановит, как не остановило его и дело Скрипаля, имевшее куда больший резонанс.

Читайте еженедельные обзоры политических новостей Сергея Бурлаченко на сайте «2000».

Читайте последние новости на страницах «2000» и в социальных  сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
31 Мая 2018, Валерий

Постоянно упоминаются некие засекреченные доказательства . Это просто смеху подобно
- я могу написать всё , что в голову придёт , а источник объявить секретным . Дескать ,
верьте мне люди ! Серьёзные люди в серьёзных делах так не поступают . Отсюда и степень
доверия нидерландской комиссии .

- 37 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка