Чтобы остаться конкурентоспособными

№34 (871) 24 — 30 августа 2018 г. 22 Августа 2018 5

Нельзя быть колонией

Американское издание The Washington Times обвинило Украину в том, что «одной рукой она берет деньги американских налогоплательщиков, а другой наносит удар ножом в спину военно-морским силам США».

Речь идет о поставках украинских авиадвигателей производства «Мотор Сич» Китаю, который их использует для самолетов своей палубной авиации. Как говорится в материале, «попытки скопировать оригинальные двигатели успехом не увенчались, и существующую проблему Китай закрывает за счет закупки техники украинского и российского производства».

Издание считает, что администрация Трампа просто обязана оказать давление на Украину, с тем чтобы положить конец поставкам двигателей и иной военной техники в КНР: «Мы однозначно не хотим, чтобы кто-то помогал китайским пилотам в ускоренном темпе обучаться методике приземления на борт авианосца».

При этом отмечается, что украинским вооруженным силам будет оказана военная помощь на $200 млн.: за американские деньги финансируются системы оперативного управления и командования, повышается мобильность войск, приобретаются средства защищенной радиосвязи, приборы ночного видения и военно-медицинское оборудование.

Цитируемая статья выдержана в стиле рекомендаций администрации Трампа, более похожих на изощренный троллинг хозяина Белого дома. Американцам действительно крайне не нравится рост военного потенциала Китая, особенно в сфере военно-морских вооружений, а как нынешний президент США умеет прессовать и продавливать интересы своей страны, знают уже государства и международные объединения (ЕС), неизмеримо более могучие и влиятельные, чем Украина.

При этом абсолютно никого не волнуют в Белом доме нормы международного права, в частности, то, что Китай не подвергнут никаким санкциям, что многие западные страны сотрудничают с ним, в т. ч. в военно-технической сфере. Да и у Украины есть в этом давний опыт, и отнюдь не только у ПАО «Мотор Сич».

В известной (по телевизионной экранизации) пьесе французского драматурга Эжена Скриба главный герой, лорд Болленброк, объясняет: «Когда маленькое государство оказывается под угрозой захвата со стороны намного более сильного, спасти его может только одно: появление конкурента, сравнимого с захватчиком». Поэтому с «многовекторной» Украиной, за которую конкурировали многие, приходилось быть на «вы» всем, и ни о каком прессинге не могло быть и речи. А это позволяло многим предприятиям украинского ВПК развиваться, открывая для себя новые рынки.

Впрочем, и тогда на свои рынки конкурентов пускали весьма неохотно. Показательна история действительно прорывного самолета Ан-70 (с двигателями «Мотор Сич», естественно). Украинцы пытались заинтересовать совместной доработкой и последующим производством Ан-70 европейцев, но те, изучив чертежи, от дальнейшего сотрудничества отказались. ...А через некоторое время «Эйрбас» представил «поразительно» похожий на Ан-70 самолет собственной разработки — А-400.

Интерес к Ан-70 проявила только Россия, но доработка машины и подготовка совместного производства шли медленно, в частности, были прерваны на 5 лет правления «оранжевого» президента Ющенко. Наконец, 11 апреля 2014 г. ГП «Антонов» завершило совместные государственные испытания модернизированного Ан-70, по результатам которых самолет был рекомендован к серийному производству. Однако в начале апреля 2014-го правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией, а с 27 августа 2014-го был установлен запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. В результате производство Ан-70 было остановлено.

После известных событий произошел полный разрыв отношений с Россией, а главное — Украина превратилась в зависимое от западных стран (прежде всего — от США) государство. Западные эмиссары в директивном тоне указывают, какие законы принимать, кого на какие должности назначать, а кого снимать. Верхом наивности было бы полагать, что там, где затрагиваются их интересы, экономические или геополитические, они будут более «либеральны». Скорее наоборот.

Тем более тревожит вероятность того, что вслед за запретом военно-технических связей с Россией кое-кто на Печерских холмах (принимая публикации, подобные статье в The Washington Times, за директивные месседжи Вашингтона и желая в демонстрации ему своего рвения разбить собственный лоб) может задуматься и об абсолютно лишенном здравого смысла и по сути антипатриотичном запрете аналогичного сотрудничества с Китаем. Который, говоря по-простому, ничего плохого Украине не сделал. И это оставит украинский ВПК (наиболее мощным на сегодня представителем его является «Мотор Сич») на голодном пайке. Ведь чтобы производство могло существовать, нужно его поддерживать на каком-то минимальном уровне, не менее 10—20% от потенциальных возможностей. Иначе издержки по поддержанию помещений и оборудования в рабочем состоянии, оплате простоев специалистам (чтобы сохранить кадровый потенциал) и т. п. сделают его совершенно нерентабельным.

А что останется у украинского ВПК после потери российского, китайского рынков, если и к прочим рынкам у западных партнеров (у тех же французов или немцев) возникнут претензии? Финансовые возможности украинского государства обеспечить заказами отечественный военно-промышленный комплекс оставляют желать много лучшего. К тому же не все предприятия являются производителями конечной продукции, что еще более осложняет их конкурентные возможности.

Не секрет, что украинский авиапром практически мертв. И даже разрекламированное производство в Саудовской Аравии глубоко модернизированного Ан-32 (под индексом Ан-132) предусматривает использование канадских двигателей.

Но в Вашингтоне и европейских столицах по поводу потери Украиной остатков своего научно-технического потенциала плакать уж точно не станут. Колония на то и колония, чтобы приносить доход метрополии, а не быть ее конкурентом. К слову, и причиной войны за независимость Соединенных Штатов стало то, что правительство Его Величества дискриминировало американских предпринимателей в интересах английских. А ведь тогда по обе стороны Атлантики были англосаксы: «виной» американских являлось только то, что они или их предки отправились за океан осваивать новые земли для Британской короны.

Так что нам остается — вслед за Тарасом Шевченко — ждать украинского «Вашингтона», который вернет нашей стране реальную независимость, право и возможность вести внутреннюю и внешнюю политику исключительно в собственных интересах.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Антимайдан в Париже

Промежуточным итогом акций протестов т. н. «желтых жилетов» во Франции стала...

Анбандлинг проведем, доходов от транзита не...

11 декабря в брюссельском медиацентре американского госдепартамента состоялся...

Бойко «накатал телегу»

Бывший лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко написал заявление в полицию...

Канадский юрист о «низменных настроениях» в...

В 1943 г. в украинском городе Самбор нацистами уничтожено и захоронено свыше 1 200...

Украина: большой войны не будет

Российско-украинский военно-морской конфликт в Черном море не перерастет в мировую...

Не дайте Украине втянуть Америку в войну

Перспектива выхода президента во второй тур (а он почти наверняка состоится) выглядит...

Загрузка...

Опасное вторжение

В потоке сегодняшних новостей невозможно избежать сообщений об угрозе...

Морской бой с конфессиональными последствиями

Военное положение позволит окружению президента быстро укрепить престиж новой...

Желанная пора автокефалии

Линией на пропаганду исторических успехов власти стало тиражирование «успехов»...

Главное — соблюдение обрядов

Вы узнаете: какие дивиденды получила Украина вследствие инцидента в Керченском...

Смертельно опасное непонимание

Москва и Киев пытаются нанести друг другу как можно больший ущерб, подталкивая самих...

Азовский конфликт: причины роста напряженности в...

Увенчавшаяся жестким приземлением история дерзновенной и успешной эвакуации...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка