Экс-пленники требуют компенсации

№32 (134) 9 - 15 августа 2002 г. 09 Августа 2002 0

В приморском Мариуполе начался громкий судебный процесс: группа местных моряков требует от крюингового агентства «Азовтехтранс» возмещения материального и морального ущерба, который они понесли, находясь в плену у современных африканских пиратов.

«Как в нашу гавань заходили корабли...»

«Азовтехтранс» — частная структура, предоставляющая услуги по трудоустройству морских специалистов за границей (крюинг). Именно она, утверждают истцы, наняла их на судно «M. V. Princess Sarah», принадлежащее компании ливанского бизнесмена Тоуфика Иссы. Однако ходила «Принцесса Сара» под флагом Камбоджи, а экипаж почти полностью состоял из украинских «мореманов».

Напомним (об этом широко сообщали отечественные масс-медиа), что 14 января 2002 г. в территориальных водах Сомали торговое судно было захвачено местными флибустьерами. Две недели заложники провели под дулами пиратских автоматов на раскаленной тропическим солнцем палубе, пока террористы связывались с судовладельцем и передавали ему свои условия освобождения плавединицы и людей: 200 тысяч долларов наличными.

Спас моряков от смертельной опасности военный корвет Франции: увидев его пушки, пираты быстренько попрыгали в свои скоростные моторные лодки да и были таковы. Впрочем, на этом африканские приключения моряков из Украины не закончились. Вскоре им по радио сообщили, что экипаж полностью освобожден не только от пиратов, но и от работы. Более того, адвокаты владельца «Принцессы Сары» (старое судно, кстати, так и осталось покинутым у дикого сомалийского берега) пригрозили недовольным морякам, что их привлекут к суду, чтобы выяснить, не были ли они... в сговоре с непойманными чернокожими бандитами.

Вода кругом, как беда...

С именем ливанского судовладельца Тоуфика Иссы в Мариуполе связывают еще одну весьма скандальную историю. Почти год на рейде захолустного индийского городка Тутикорина простояли под арестом за неуплату портовых сборов торговые теплоходы из Мариуполя: «Аlexander» (ранее — «Рубежное») и «White Clipper» (известный как «Матвей Муранов»). В свое время мы посвящали читателей «2000» в некоторые эпизоды этой непридуманной одиссеи: как Азовское морское пароходство передало суда в аренду ливанской фирме «АССА», полномочным представителем которой выступил хорошо известный в Мариуполе Исса. Как, загнав корабли на край света, владелец в один прекрасный день просто бросил их на произвол судьбы. Такой прием, к слову, был чрезвычайно популярен для продажи за бесценок в результате процедуры искусственного банкротства десятков торговых судов, полученных Украиной в наследство от СССР.

Но на этот раз против возможной сделки выступили три десятка членов экипажей «Аlexander» и «White Clipper». Они отказались покинуть борт, пока им на руки не будет выдана «заныканная» хозяином зарплата, а также возмещена дорога домой. Прожив в лишенных не только кондиционеров, но и вентиляции, электрического света каютах долгие месяцы, питаясь подачками местных благотворительных организаций и портового отделения международного профсоюза моряков (в него украинцы, как правило, «не вхожи»), мариупольцы все же сумели добиться почти невозможного: местный арбитражный суд постановил продать «посудины» и выплатить иноземцам вожделенную денежную компенсацию.

Казалось бы, редкая удача улыбнулась азовским «мореманам». Но два обстоятельства не позволяют радоваться результату сполна. Во-первых, сегодня, почти через месяц после заседания индийского арбитража, в Азовском морском пароходстве до сих пор не знают, за какую же сумму пущены с молотка его бывшие суда. Хотя нетрудно догадаться, что это жалкие копейки (в смысле — рупии). Во-вторых, моряцкая забастовка стоила жизни одному ее участнику. В минувшем мае 50-летний механик Александр Главатский из-за резкого ухудшения состояния здоровья решил выйти из акции и вернуться в родной город. Он умер по пути из Индии в самолете, совершавшем промежуточную посадку в московском аэропорту. Тамошние врачи, проводившие судебно-медицинскую экспертизу, вынесли шокирующий диагноз: общее истощение организма. Проще говоря, моряк скончался от голода.

Фигура умолчания

Этот случай, по-видимому, и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения азовских моряков. Четверо вернувшихся из плена (трое до сих пор не смогли найти новую работу) подали в суд на крюинговую компанию, которая направила их на «Сару». Иск основан на ст. 3 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которому, считают истцы, они имели право на получение за собственные деньги (ведь рекрутированные обязались «делиться» с крюинговым агентством определенной долей доходов) качественной услуги, которая бы гарантировала безопасность, приличные условия труда, а также предоставление полной информации о корабле, фрахте, возможных маршрутах.

Между тем, утверждают заявители, при заключении соглашения они были вынуждены подписать контракт на английском языке, их не предупредили, что «Принцесса Сара» — это фактически металлолом, перекупленный за бесценок в каком-то европейском порту, в силу чего плавединица не имела даже соответствующего набора сертификатов на международное судоходство. Истцы требуют взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере от 1200 до 7000 долларов. Кроме того, свои потери от неожиданно аннулированного контракта они оценили в 15 тыс. гривен каждому плюс дорожные расходы.

Независимые эксперты из региона, к которым мы обращались за разъяснениями, считают, что хотя соответствующих прецедентов отечественная судебная практика пока не знает, вероятность удовлетворения иска достаточно высока. Косвенно последнее подтвердило и неожиданное прибытие в Мариуполь таинственного ливанца Тоуфика Иссы. Однако он не столько интересовался судебными коллизиями (пока что имеющими к нему косвенное отношение), сколько срочно сворачивал свои деловые контакты по аренде мариупольских торговых судов. А под конец шокировал местные СМИ публичным заявлением о том, что знаменитая фирма «АССА», мол, только наполовину является его личной собственностью, а 49 процентов ее принадлежит... Азовскому морскому пароходству. Реакции директора АМП Сергея Прусикова на такое сенсационное признание пока что нет. Но понятно, что отмолчаться в острой ситуации не удастся. Если Исса сказал правду, получается, руководство пароходства само себе передавало в сомнительный фрахт азовские торговые теплоходы и под «крышей» дочерней фирмы эксплуатировало своих вчерашних рабочих, а может, даже и юридических «фундаторов» (АМП по уставу — арендное предприятие, учрежденное трудовым коллективом).

Ключ к шифру: приватизация

Впрочем, и сам первый руководитель пароходства в последние месяцы ведет себя довольно странно. Нынешней весной по предложению тогдашнего министра транспорта Прусиков увольняется из пароходства и отправляется в Одессу формировать «с нуля» задуманную в недрах Кабмина «Украинскую судоходную компанию». Однако неожиданное известие о начале приватизации АМП срывает его с необсиженного нового кресла и срочно возвращает в Мариуполь. При этом пришлось не весьма джентльменски вытолкать менеджера, исполнявшего обязанности «генерала» АМП, самим же Прусиковым перед отъездом и назначенного. Но, по-видимому, нечто, которое «светило» в результате продажи уцелевшего госимущества, стоило того.

Увы, все старания оказались в итоге напрасными. Фонд госимущества Украины на днях отменил приватизацию пароходства в Мариуполе, сделав это столь же неожиданно и без дополнительных пояснений. Впрочем, комментарии удалось получить у региональных знатоков процессов приватизации. Они утверждают: если АМП не выставить на приватизационный кон в самом ближайшем будущем, то потом продавать станет просто нечего.

В Донецком региональном отделении ФГИ нас заверили, что приватизация пароходства все равно-де должна состояться. Когда? Вот на этот вопрос у чиновников пока нет четкого ответа. Между тем сегодняшние мариупольские события вряд ли добавят привлекательности этому многострадальному предприятию в глазах потенциальных «белых» инвесторов. Однако, очевидно, найдется немало желающих растащить «по-черному» остатки некогда крупнейшего отечественного пароходства.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Опасные игры «заинтересованных сторон»

Без нейтрализации «партии войны», которая ощущает свою абсолютную...

О чем не сказал Трамп

Трамп перед выборами может заняться урегулированием донбасского конфликта, добиваясь...

Кривбасс штормит

Если добиться ухода с КЖРК «приватовской» команды не получается, то сделать это...

Долговая грусть

Оздоровление банковской системы позволило бы увеличить до 600 тыс. грн. гарантированный...

Виртуально и на самом деле

Россия и Германия не заинтересованы в переводе отношений в режим долговременной...

Налог с хомячков и попугаев

Новый законопроект от «Слуг народа» вроде бы прогрессивный, однако его...

Зе-команда в польском сиквеле «Огнем и мечом»

Активное участие Украины в польских восточноевропейских маневрах контрпродуктивно

Киев подражает и проигрывает

Украина могла бы стать идеальным модератором урегулирования внутриполитического...

Некоторые мысли о нынешних событиях

«Уходи!», которое прозвучало на улицах белорусских городов, — это не просто vox...

В Европу с черного хода

Мы не знаем, какая ситуация с потенциальными донорами внутри страны, но вывоз органов...

Рост напряженности по всем направлениям

Если российско-немецкий кризис не будет разрешен и дело дойдет до срыва СП-2, процесс...

Не согласны? Будем лечить принудительно

Законопроект дает возможность установить отдельный порядок, который позволит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка