Голосовое общение — признак элитности

03 Марта 2021

Одной из наиболее популярных тем для обсуждения в феврале стал резкий взлет социальной сети Clubhouse.

Приложение было запущено весной прошлого года компанией Alpha Exploration Co, и уже в январе этого года оно оценивалось в 1 млрд. долл. Причина в том, что на него обратили внимание популярные персоны, в то же время приложение нельзя назвать общедоступным. Во-первых, его установка возможна лишь на смартфонах, работающих на iOS, во-вторых, доступ туда осуществляется лишь по приглашению тех, кто уже пользуется приложением.

Такая иллюзия элитарности заставила активно искать возможности по присоединению к сообществу пользователей данного приложения. В особенности эти процессы ускорились, когда в ток-шоу The Good Time Show, проходящего в рамках социальной сети, появились миллиардеры Илон Маск и Марк Цукерберг.

И вот тут уже стоит более подробно остановиться на эффекте причастности, возникающему благодаря особенностям данной социальной сети.

В этой новой социальной сети общение построено исключительно на аудиоформате. И основа — т. н. «комнаты», в которых происходит общение. «Комнаты» — не беспорядочное пространство для общения, в которое вмешаться может каждый. Во-первых, они могут быть публичными или приватными, во-вторых, изначально количество тех, кто имеет право говорить, ограничено, по умолчанию пользователи присоединяются к «комнате» «без права голоса», и затем уже они могут обратиться к модератору «комнаты» с просьбой разрешить поучаствовать в обсуждении (в терминологии приложения — «поднять руку»).

Т. о. приложение больше всего подходит для проведения лекций и для организованных дискуссий. Формат «комнаты» совершенно необязательно будет предоставлять возможность самому пообщаться с именитым «лектором». Однако теоретическая возможность привела к тому, что социальная сеть в начале 2021 г. переживает всплеск притока новых пользователей.

Поскольку присоединиться к социальной сети возможно только по приглашению уже существующих пользователей (к тому же количество приглашений у каждого из них на начальном этапе ограничено тремя), то само приглашение уже стало ходовым товаром. Им торгуют и в других социальных сетях, и на сайтах для продаж в интернете. И если изначально подобное правило облегчало создание профессиональных сообществ на базе приложения, то с приходом медийно значимых персон наличие учетной записи в Clubhouse становится признаком «престижности» — с соответствующим стремлением получить это «отличие» обходными путями.

В Украине количество пользователей Clubhouse ограниченно. По оценкам различных исследователей, оно не превышает 100—150 тыс. пользователей. Это не удивительно — как минимум потому, что количество пользователей смартфонов на системе Android в Украине в четыре раза превышает количество пользователей смартфонов на системе iOS. Традиционным является и запоздание, с которым глобальные тренды доходят до Украины.

В то же время черты «элитарности», присущие новому приложению, способствуют его популярности у украинских «элит» среднего и молодого поколения, а также стремящихся войти в их число представителей медиа- и среднего класса. А это уже открывает перспективу использования данной социальной сети для целенаправленного влияния на лидеров мнений среднего звена.

Например, достаточно успешным примером подобной стратегии является первая президентская кампания Петра Порошенко, начавшаяся задолго до собственно выборов 2014 г., и даже еще до начала евромайдана. Тогда его технологам удалось успешно закрепить в сознании заметного количества представителей украинского медиа- и среднего класса идею относительно того, что именно «успешный бизнес-менеджер» Порошенко сможет стать тем президентом, который обеспечит спокойное и поступательное развитие Украины. Далее подобные мысли они уже транслировали совершенно бесплатно.

Обострение политической обстановки, да и общая профессиональная деградация, привели к тому, что подобные инструменты украинскими политиками перестали использоваться — не считать же аналогом подобной работы весьма грубую скупку лидеров общественных мнений из социальных сетей. В то же время целенаправленная работа по формированию настроений среднего звена элит и тех представителей «гражданского общества», которые стремятся в эти элиты попасть, может быть очень эффективной даже в среднесрочной перспективе — что мы особенно ярко наблюдаем с 2019 г.

Так что Clubhouse, вполне вероятно, станет достаточно эффективным (пусть и специфическим) политическим инструментом, так и сохраняясь в качестве не то «клуба для избранных», не то эдакой «популярной игрушки» для них же (впрочем, вероятность второго сценария даже меньше — ведь «игрушки», не имеющие практического значения, достаточно быстро надоедают).

Однако это не значит, что данный формат не будет востребован среди других социальных групп.

Одновременно у популярного приложения начинают появляться конкуренты. Речь идет о китайских разработчиках из Xiaomi, которые уже заявили, что их приложение MiTalk является конкурентом Clubhouse. Основным конкурентным преимуществом является то, что приложение будет доступно не только пользователям іPhone, но и пользователям смартфонов на платформе Android.

Приложение MiTalk уже можно было найти в списке программ для смартфонов Xiaomi. Оно было запущено еще в 2010 г. Уже по состоянию на 2014 г. только активных пользователей было около 7,5 млн. (зарегистрированных было почти в 10 раз больше). Однако затем интерес к нему заметно упал. Во многом из-за того, что оно так и не смогло продемонстрировать своих преимуществ перед другими, гораздо более популярными мессенджерами. Xiaomi пытались привлечь внимание то энергосбережением, то возможностями для текстовых сообщений, то возможностями группового общения. Но предельное количество участников этих групп было ограничено пятью сотнями, что в десять раз меньше, чем теперь предлагает Clubhouse.

Так что приложение было отправлено на доработку, а на фоне ажиотажа вокруг Clubhouse его обслуживание прекратилось. Хотя не подлежит сомнению, что это лишь хороший информационный повод, позволяющий напомнить, что приложение должно «вернуться». И главный упор теперь будет сделан именно на возможность голосового общения в группах — аналогично Clubhouse. Вот только — в отличие от «элитной» сети — приложение, доступное как пользователям іPhone, так и Android, обещает быть гораздо более популярным.

Если, конечно, окажется востребованным. Т. о. именно успех или неудача MiTalk в своей «обновленной» версии позволит говорить, востребована ли сама идея социальной сети, основой которой является голосовое общение. А в этом есть определенные сомнения.

Не секрет, что для многих людей необходимость осуществлять по работе телефонные звонки является фактором стресса. Поэтому — с появлением возможности активно использовать переписку с помощью компьютеров и смартфонов — «текстовый» сегмент общения непрерывно расширялся. Под это постепенно формировались и правила нового делового этикета: если можешь не звонить — не звони. Находилось и рационализирующее это правило объяснение: переписку при случае можно просмотреть, а общение по телефону, в случае возникновения разногласий, не дает возможности выяснить, какими все-таки были договоренности.

Однако в теории поколений склонность к переписке проявляли те самые миллениалы (рожденные в 1980—1990-х гг.) и наиболее молодые представители предшествующего им «поколения Х» — в отличие от более возрастных лиц, уже привыкших к живому или хотя бы телефонному общению.

Однако уже у более молодого «поколения Z» (рожденные в конце 1990-х и далее) проявилась склонность к отправке голосовых сообщений — из-за сформированной с детства привычки к работе с мультимедийным, а не текстовым содержанием. Поэтому им, привычным к общению в аудиоформате, подобные социальные сети могут прийтись кстати.

В то же время большинством пользователей рассматривается не столько возможность повседневного общения в аудиоформате, сколько расширение практики аудиоподкастов. Ведь широкие возможности для размещения видео в глобальной сети, открывшиеся в середине «нулевых», не привели к исчезновению практики передач в аудиоформате — подкастов (т. е. записей в формате радиопередачи, размещаемых в интернете).

Более того — многие веб-порталы используют подкасты для придания себе имиджа «элитности» и «интеллектуальности». Ведь они требуют чуть меньше усилий, чем подготовка текстовых материалов, от которых традиционно ожидаются бо'льшая серьезность и основательность. Нужно гораздо меньше усилий для обработки и монтажа, чем качественных видеороликов, что позволяет не разочаровать тех, кто обращает внимание на форму. И одновременно они могут прийтись по душе тем, кто ценит как раз содержание, не желая отвлекаться на форму.

Новые же социальные сети в аудиоформате позволяют и вовсе создать ощущение причастности к авторам подкастов, а то и реальную возможность общения с ними. Поэтому такая «элитность», доступная массам, может иметь спрос. И даже «простое» общение, отмеченное признаком «элитности» и «современности», уже является товаром, на который будет спрос.

Конечно, итоговый результат определят многие факторы. В т. ч. и столь важный, как безопасность. Первые проблемы в этом направлении уже обнаружены. В конце февраля в Clubhose подтвердили, что одному из пользователей удалось попасть в несколько «комнат» и получить доступ к разговорам, которые он потом транслировал на посторонний сайт.

Сезон охоты на старушек

У пожилого человека выбор невелик: подписать договор пожизненного содержания с...

Распад постсоветского пространства

Разделенная Украина остается гарантом продолжения разрушения постсоветского...

Как StopFake Адольфа Алоизовича не дал «подставить»

В украинском экспертном и околоэкспертном сообществе множество различных структур...

Демонстративные бунты и скрытые интересы

Ермак стал ключевой фигурой в системе украинской власти и фактическим лидером группы,...

Куда могут завести Владимира Зеленского мечты о...

В своем парламентском послании Владимир Путин ясно дал понять, что Россия полностью...

Памяти Александра Чистякова

26 апреля скончался Александр Владимирович Чистяков, глава Ассоциации рыболовов и...

Баттлы и намеки

Заявлениями Резникова и Ермака перейден очень важный рубеж – пожалуй, впервые за...

Ценою жизни

При проведении опытов в муках ежегодно погибает 150 млн. животных.

В декларациях «брехня», а в головах разруха

15 апреля на внеочередной сессии Верховной Рады в первом чтении был принят...

Быстрых «прорывов» ждать не стоит

Проявлять оптимизм чрезвычайно рано. На пути к «разрядке-2», который лежит через...

Интеллект гегемона

Ввиду того, что правящие в Украине силы открыто проявляют готовность следовать в...

Цифровая валюта рождает новый финансовый порядок

Цифровые валюты станут одним из тех инструментов, которые создадут форму и правила...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка