Город путей и сообщений

№24(702) 13 — 19 июня 2014 г. 12 Июня 2014 0

Исторический центр Шанхая — район Хуанпу. Здесь находятся Большой театр и известные музеи мегаполиса. Район знаменит Нанкинской улицей — главной артерией розничной торговли. Только ее пешеходная часть тянется 1,2 км // Рейтер

Всего за 20 лет на месте бывших рисовых полей на восточном берегу реки Хуанпу вырос один из финансовых центров планеты — шанхайский район Пудун. Именно там находится знаменитая телебашня «Восточная жемчужина», окруженная огромными небоскребами. Говорят, что китайцы, проживающие там, не очень жалуют своих собратьев с западного берега — района Пуси, считая их избалованными. Традиционно старым кварталам Шанхая доставалась любовь туристов и финансовые вливания, тогда как пудунцы смогли за очень короткий срок своими руками фактически построить город будущего.

Мы публикуем финальный материал о китайской командировке издателя и главного редактора еженедельника «2000» Сергея Кичигина, который участвовал в работе XVI Всемирного конгресса русской прессы, проходившего 18—21 мая в Шанхае. (См., пожалуйста, «Два саммита в Шанхае и две ошибки экспертов», «2000», № 21, 2014, «Шанхай заговорил по-русски» и «Летайте самолетами «Аэрофлота», но никогда не пользуйтесь его услугами», «2000», № 23, 2014).

Мы расскажем об экономике мегаполиса и ответим на вопрос, почему именно Шанхай выбран для реализации одного из самых амбициозных проектов китайского правительства — зоны свободной торговли нового типа.

Самолетом, поездом, машиной

Международный аэропорт Пудун — первая достопримечательность, которую путешественник встречает по приезде в мегаполис — настоящее произведение искусства. Спроектирован знаменитым французским архитектором Полем Андре (он работал, например, над аэровокзалами Парижа — им. Шарля де Голля и Орли). Два терминала аэропорта тематически дополняют друг друга — №1 имеет форму волны, №2 — похож на чайку в полете. Открыт в 1999 г., находится на расстоянии 30 км от центра города и занимает площадь 40 кв. км.

Добраться до города можно несколькими способами. На такси, метро и маглеве (железнодорожная линия на магнитном подвесе). Такси различаются в цене и, к сожалению, эта разница отражается на качестве перевозки. Если к экипажам представительского класса особых претензий нет, то обычные машины поражают феерической неопрятностью. Этот нюанс необходимо учитывать, чтобы по незнанию не испачкаться по пути в гостиницу.

«Очень грязные такси, — улыбается Сергей Кичигин. — Резко контрастируют на фоне идеальной чистоты улиц, где дворники убирают тротуары специальными щетками с совками. Место водителя огорожено от салона толстым стеклом, видимо, для того, чтобы клиенты его не побили за антисанитарию».

Путь от аэропорта до центра мегаполиса на метро займет примерно 40 минут. Но воспользоваться услугами этого вида транспорта стоит хотя бы потому, что местный метрополитен является первым в мире по протяженности — более 500 км. Метро насчитывает 14 действующих линий, а до 2025 г. планируют построить еще 11.

Метрополитен работает с 5 утра до 12 ночи. Но важно знать, что ветки обслуживают разные компании, поэтому время работы линий неодинаково: на каждой станции свое расписание. Стоимость билетов зависит от дальности поездки — от 3 до 10 юаней (примерно 6—18 грн.). Пенсионеры старше более 70 лет пользуются правом бесплатного проезда, кроме часов пик в будние дни (с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 19.00).

Ездить в шанхайском метро удобно и комфортно — летом работают кондиционеры, зимой — отопление. Имеются пандусы и подъемники для удобства передвижения инвалидов. Вдоль платформ установлены защитные ограждения, чтобы в часы пик пассажиры не свалились, чего доброго, на рельсы. А на новых ветках перроны вообще отделены от путей прозрачной стеной с раздвижными дверьми. На всех станциях бесплатные и чистые туалеты.

На остановках есть плазменные мониторы, которые транслируют время прибытия сразу двух следующих поездов. Названия станций объявляют на китайском и английском языках. Внутри вагонов информация о следующей остановке отображается на специальном светодиодном табло. При выходе из метро не забудьте полакомиться клубникой в карамели. Здесь ее продают повсеместно.

Шанхайский маглев считается первой в мире коммерческой железнодорожной линией на магнитном подвесе. Разгоняется до 431 км/ч, поэтому он домчит вас от аэропорта до города всего за 7 мин. 20 сек. Правда, едет он лишь до станции метро «Лунъян Лу», поэтому добираться до центра города все равно придется с пересадкой.

Чудо скоростной перевозки построено в 2001—2003 гг. немецкой корпорацией Transrapid по заказу китайского правительства. Маглев начал функционировать с 1 января 2004 г. Цена семиминутного полета на магнитной подушке составляет 50 юаней (90 грн.). Для пассажиров в день вылета при предъявлении авиабилета стоимость проезда несколько дешевле — 40 юаней (72 грн.). На провожающих скидки не распространяются.

Впечатление о проезде двоякое. С одной стороны, появляется чувство превосходства, когда смотришь в окно на поезд наземного метрополитена, ползущий с черепашьей скоростью. С другой — преодолевая виражи с наклоном в несколько десятков градусов, ощущаешь себя пассажиром аттракциона «Американские горки».

В Шанхае более тысячи автобусных маршрутов, имеется одна из старейших в мире троллейбусных линий — первый электротранспорт появился в осенью 1914 г. В 2008 г. построен 36-километровый морской мост, соединяющий город с промышленной зоной Нинбо. Как и во всех китайских городах, здесь создана разветвленная сеть скоростных многоярусных автомагистралей, построена внутренняя и внешняя кольцевая дорога, несколько тоннелей и мостов.

Почти вся внешнеторговая деятельность города осуществляется морскими перевозками через порт — один из крупнейших в мире. На него приходится около четверти всего морского грузооборота страны. В 2010 г. мегаполис вышел на первое место в мире по товарообороту — установлены связи с 500 портами в 200 странах.

Именно наличие развитой, функциональной, многовидовой транспортной инфраструктуры и предопределило решение правительства создать в Шанхае зону свободной торговли (ШЗСТ). С другой стороны, организация передовой транспортной сети была бы невозможна без мощной экономической составляющей.

Индустрия населенного пункта представлена полным спектром современных отраслей промышленности. Кроме того, в городе несколько бондовых зон и парков логистики (бондовые логистические зоны предназначены для обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и хранения товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов), которые были использованы в качестве готовой инфраструктуры ШЗCT.

Наконец товарооборот Шанхая превышает показатели многих государств мира. К примеру, в 2012 г. он достиг $434,1 млрд. Для сравнения — объем внешней торговли Малайзии, которая входит в топ-20 мировых поставщиков товаров, в тот же период составил $424 млрд.

Сегодня инфраструктура мегаполиса дополнилась особенной для страны упрощенной процедурой регистрации компаний и специальными возможностями для разных видов бизнеса.

Опытный участок

Китайцы уже давно не бедная нация. А Шанхай — один из самых богатых городов КНР. Сегодня, к примеру, зарплата среднестатистического рабочего Поднебесной всего лишь на 1,5% ниже, чем у его коллеги из США. И, как показывает динамика последних лет, это далеко не предел.

«На конференции я познакомился с Дзиан Минь — диктором Пекинского радио. Она получает в месяц $700, что по шанхайским меркам довольно скромно — рассказывает Сергей Кичигин. — Причем, до того, как пойти работать в медиа, трудилась на заводе, где зарабатывала вдвое больше».

Жалование мужа — научного сотрудника — г-жа Минь не разглашает, но охотно сообщает, что пару лет назад их семья смогла себе позволить взять ипотечный кредит на квартиру в столице КНР площадью 70 кв. м стоимостью $300 тыс. С учетом стремительного удорожания недвижимости в Пекине их жилье выросло в цене уже в два раза.

Экономические реформы в Шанхае начались на десять лет позже, чем в южных регионах КНР (в 1992 г.). Хотя первая фондовая биржа на территории материкового Китая создана здесь еще в 1990 г. С того времени экономика населенного пункта ежегодно растет более чем на 10%. Раньше большая часть доходов города уходила в центральный бюджет, и даже после смягчения фискального бремени налоговые поступления от мегаполиса составляли четверть общекитайских!

В августе прошлого года Госсовет КНР официально утвердил создание Шанхайской экспериментальной зоны свободной торговли, которая объединила четыре района особого таможенного контроля общей площадью 28,78 кв. км. По замыслу властей, ШЗCT должна была стать площадкой для поиска новой модели политики реформ. В интервью местной прессе научный сотрудник Института международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР Мэй Синьюй сообщил, что «учреждение зоны свободной торговли объясняется тем, что в международной экономической конкуренции прежние преимущества Шанхая постепенно исчезают, поэтому необходим поиск новых козырей».

Еще в 2002 г. по инициативе Новой Зеландии, Сингапура, Чили и Брунея началась подготовка документа об учреждении зоны свободной торговли в рамках «Транстихоокеанского соглашения о партнерстве» (ТРР — Тrans Pasific Partnership Agreement). В 2011 г. о вступлении в ТРР начала переговоры Япония. Китай так и не пригласили для участия в данном соглашении. Поэтому руководство КНР приняло решение организовать собственный опытный участок для проверки конкурентоспособности государства в условиях новых правил региональной торговли.

Шанхайская зона — эксперимент по либерализации целого ряда секторов экономики, которые ранее были недоступны для иностранных инвестиций. Госконтроль ослабили в сферах финансовых услуг, транспорта и логистики, торговли, юридических и инженерных услуг, медицинского обслуживания и др.

Успех начинания стал очевидным мгновенно. Всего за первые полгода функционирования режима свободной торговли количество зарегистрированных в городе предприятий ежедневно увеличивалось на 100 единиц. По словам замглавы промышленного и коммерческого управления Шанхая Бао Лисюня, «за шесть месяцев мы подтвердили больше семи тысяч заявок на регистрацию компаний — в два раза больше, чем за последние двадцать лет».

В результате о готовности открыть аналогичные зоны заговорили власти еще нескольких городов Китая. Местные экономисты полагают, что в ближайшие десять лет зоны свободной торговли будут открываться в КНР практически повсеместно. Однако этот процесс начнется только после глубокого изучения шанхайского опыта.

Всего в ШЗСТ открыто 7492 новых предприятия, из них 628 — с иностранным участием. При этом средний уставный капитал каждой из компаний с зарубежными инвестициями составил более $4,5 млн. Хотя, чтобы открыть здесь фирму, иметь заоблачный уставный капитал вовсе не нужно. Власти упразднили любые финансовые лимиты, поэтому начинать там бизнес можно и без особо мощных инвестиций. И шанхайской площадкой заинтересовались компании, занятые в торговле и финансовой сфере.

Ажиотаж вокруг ЗСТ подтверждает и то, что очень быстро арендная плата за складские помещения с 1—2 юаней за кв. м выросли до шести (почти 11 грн.). Типичный комментарий китайского предпринимателя: «Сам бог велел переносить свой бизнес сюда».

Интересно, что отчетность компаний подается с учетом сознательности их руководства. Так, отменены ежегодные сертификации и проверки, а данные о результатах своей деятельности предприятия должны публиковать в открытом доступе самостоятельно. Эго удобно как коммерсантам, которым больше не нужно обивать многочисленные чиновничьи пороги с целью сбора массы подписей и печатей, так и властям.

«Если мы не увидим в нормативные сроки отчет той или иной фирмы, она автоматически попадает в черный список, — отмечают в промышленном и коммерческом управлении Шанхая. Т. е. о торжестве анархии в ШЗСТ речь не идет.

Раньше на оформление грузов требовалось как минимум трое суток. Получить накладную, пройти таможенный контроль и только после этого разгружать. Эту схему значительно облегчили. Теперь заявка подается заранее через интернет. Документы согласовывают также виртуально. После чего предприятие получает штрих-код, а груз доставляется по зеленому коридору — каждый контейнер таможенники досматривать не будут. В результате упрощения процедуры у многих компаний за год объем грузоперевозок вырос наполовину.

Еще одна важная миссия ШЗСТ — открытость финансового сектора. Хотя некоторые экономисты считают, что с соответствующими реформами торопиться не стоит. Впрочем, в интервью китайскому радио министр коммерции КНР Гао Хучэн заявил: «Шанхайская зона свободной торговли сделала огромный прорыв в таких областях, как реформа административного управления и менеджмента зарубежных инвестиций. Созданный здесь юаневый офшор служит дальнейшей интернационализации китайской валюты».

«В настоящее время Китай — страна с сильным правительством, — полагает Мэй Синьюй. — Можно сказать, что трудно представить себе развитие страны без такого высокоэффективного и сильного правительства. Это преимущество Китая. Но если за длительное время работа правительства идет по одной и той же модели, существует риск возникновения инерции. Не откладывая в долгий ящик надо делать операцию, чтобы излечить возникшие болезни и очистить организм, повысить эффективность правительства и улучшить условия экономического развития».

«В 1972 г., после того, как президент США Ричард Никсон совершил визит в КНР, было снято эмбарго на торговлю с Китаем, — продолжает г-н Мэй. — Наше правительство начало изучать зарубежный опыт развития свободных экономических зон. Впоследствии была создана СЭЗ в городе Шэньчжэнь, затем началось освоение района Пудун, и наконец настал черед учреждения зоны свободной торговли. На этом этапе строительство особых экономических зон в Китае достигло нового пика, даже можно сказать, что ШЗСТ стала их окончательной версией. Функционирование этого режима свободной торговли с наивысшим в настоящий момент уровнем открытости в материковом Китае показало, что правительство намерено превратить город из китайского населенного пункта во «всемирный Шанхай».

Смотрите, пожалуйста, фоторепортаж "Шанхай на высоте".

Виталий КРЫЛОВ

Справка «2000»
Что нужно знать украинскому предпринимателю о преимуществах Шанхайской зоны свободной торговли

Процедура регистрации фирмы

Отменено требование о минимальном уставном капитале в размере 30 тыс. юаней (54 тыс. грн.) для компаний с ограниченной ответственностью; 100 тыс. юаней (180 тыс. грн.) для компаний с единственными участником, 5 млн. юаней (9 млн. грн.) для акционерных компаний. Более не действует правило по оплате иностранным инвестором 15% капитала в течение первых трех месяцев и 100% капитала на протяжении первых двух лет существования. Акционеры компаний, учрежденных в ШЗСТ, могут по своему усмотрению решать, в каком размере, форме и в какой период оплачивать уставный капитал.

В ШЗСТ введена система «единого окна». Все документы на регистрацию принимаются одним органом по промышленности и торговле (AIC). Все справки и лицензии выдаются им же. Процедура регистрации фирмы для иностранных и для местных бизнесменов практически не отличается. Иностранцам лишь необходимо предварительно проверить, не требуется ли одобрение правительства на их деятельность.


Фискальная политика

На снижении налогового давления в ШЗСТ ставка не делается. Эксперты считают, что участники проекта смогут извлечь выгоду из других преимуществ — высокая эффективность администрирования, свободная конвертация юаня, возможность трансграничных операций в китайской валюте.

Так, действует стандартная для Шанхая ставка корпоративного налога — 25%, хотя и существует отсрочка по его уплате. Тем не менее введен ряд отраслевых льгот. Например, производственные предприятия освобождены от импортных пошлин при ввозе оборудования.


Права зарубежного инвестора

Иностранным инвесторам разрешено открывать банки и инвестиционные компании. Китайские финансовые учреждения могут осуществлять здесь зарубежные операции.

Заграничным страховым компаниям можно учреждать дочерние предприятия для оказания услуг медицинского страхования.

Для фирм, практикующих финансовый лизинг, отменены требования по минимальному уставному капиталу.

Больше не нужно соблюдать строгие пропорции участия иностранцев в логистических компаниях, занимающихся морскими грузоперевозками. Можно регистрировать предприятия со 100%-ным иностранным участием.

Народный банк Китая разрешил свободное перемещение средств

в юанях и иностранной валюте между банковскими счетами, открытыми в ШЗСТ и за пределами КНР.

Эксперты полагают, что корпоративное, налоговое и валютное регулирование будет постепенно меняться в сторону большей привлекательности для иностранных инвестиций.


Документы, необходимые иностранным гражданам для регистрации предприятия в ШЗСТ  

  •  Нотариально заверенное свидетельство об открытии предприятия;
  • свидетельство о кредитоспособности, выданное банком;
  •  аудиторский отчет за прошлый год;
  •  копия паспорта директора фирмы;
  •  название компании;
  • взнос в уставный капитал;
  • сфера деятельности предприятия;
  • копия удостоверения личности исполнительного директора, главного менеджера и аудитора новой компании;
  • адрес и копия договора аренды офиса.
Важно

Прежде чем учредить фирму в ШЗСТ, изучите т. н. Negative List. Это список исключений, содержащий перечень отраслей, в которые запрещено вкладывать иностранные инвестиции, либо допуск зарубежного капитала ограничен специальным одобрением правительства КНР. Например, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля, энергетика.

Итак, за учредительные документы, господа! Желаем вам удачи!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Развилка веры для президента

Попытка предотвращения силовых акций приводит к опасности мощных медиаатак на...

Зеркало в синей ладони

«Синяя рука», в сентябре 2018 г. водруженная в начале бульвара Тараса Шевченко в...

Многострадальный Чернобыль – теперь и в комиксах

Американская типография уже отпечатала первый тираж посвященного нашей трагедии...

Без Трампа и Путина: штаб Нетаньяху вынужден...

Украина и Индия — это не США и Россия, а визит в Киев для Нетаньяху равнозначен...

Тимошенко, Янукович и Пинчук: теперь эти имена звучат...

Крейгу было поручено составление отчета, оправдывающего вердикт украинского суда по...

Загрузка...

Государство в телефоне

Вслед за рухнувшим политикумом рухнул «моноолигархат». Парламентская осень по...

Местный депутат — лицо неизвестное

Борьба за депутатский мандат в Киевсовет будет бескомпромиссной

Успехи президента впереди

Причина нашей острой государственной недостаточности — крах проекта либеральной...

Work and Travel USA: "Отношение как к грязи"

Участники программы SWT регулярно становятся жертвами запугивания и мести –...

Как в Вашингтоне будущее Украины обсуждали

Хербст высоко оценил нового украинского лидера, назвав Зеленского «чрезвычайно...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Исследователи предупреждают: для ультраправых иностранных боевиков Украина стала...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка