Греческие новости не только для Украины

№42(926) 18 — 24 октября 2019 г. 16 Октября 2019 3.7

12 октября состоялось заседание архиерейского собора Элладской православной церкви, на котором наконец было принято решение по вопросу признания автокефалии Православной церкви Украины, в то же время оставляющее простор для разночтений.

Формулировка, принятая греческими епископами, не позволяет говорить о прямом признании ими ПЦУ. Однако они признают право Константинопольского патриарха даровать автокефалию без одобрения другими церквями в целом — а значит, и для ПЦУ. Передача томоса ПЦУ оценена как полезный акт, способный укрепить отношения «между братскими православными церквями Великой Руси и Украины». Предстоятель Элладской церкви, постановил архиерейский собор, получает привилегию заниматься вопросом признания ПЦУ.

Достаточно запутанное решение: признание притязаний Константинополя в то же время еще не означает признания ПЦУ со стороны Элладской церкви. Свершившимся фактом оно станет лишь тогда, когда Епифаний будет помянут предстоятелем ЭПЦ и/или иерархи ЭПЦ проведут совместную службу с представителями ПЦУ. Не случайно те немногочисленные епископы греческой церкви, которые не поддержали постановление собора, продолжают призывы к предстоятелю ЭПЦ архиепископу Иерониму не вступать в литургическое общение с ПЦУ (в частности, следует отметить обращение митрополита Кифирского Серафима).

Подобная неопределенность не позволяет (на момент написания этих строк) даже приблизительно предсказать решение синода Русской православной церкви, заседание которого должно состояться в четверг, 17 октября. Будет ли (и в какой степени) разорвано общение с ЭПЦ, или же будет решено ограничиться прочими мерами и/или призывами?

В любом случае решения ЭПЦ усиливают угрозу раскола мирового Православия. И речь идет не об отношении к ПЦУ и «украинскому вопросу» в целом — не случайно решение архиерейского собора ЭПЦ в первую очередь касается признания привилегий Константинопольского патриарха. На повестку дня выносится вопрос принципа принятия решений, возможности особой роли предстоятеля одной из поместных церквей (что оппоненты патриарха Варфоломея считают сползанием к «новому изданию» папства) и собственно понятия соборности Церкви, зафиксированного в символе веры.

Не менее важным является и вопрос апостольского преемства священнической иерархии (непрерывной последовательности канонических рукоположений, восходящей к апостолам, — что отсутствует у ПЦУ), создания параллельных иерархий (что запрещается канонами, но фактически пробуют осуществить в Украине — ведь каноничность Украинской православной церкви той же ЭПЦ не оспаривается). Не слишком интересные для стороннего наблюдателя, именно эти вопросы для православного мира стоят очень остро и имеют первоочередное значение. И украинский вопрос лишь показал существующие разногласия — которые, с точки зрения веры, не могут решаться политическим путем.

Однако без политики, понятно, не обошлось. Не подлежит сомнению важная роль дипломатов США в именно таком итоговом решении архиерейского собора ЭПЦ. Решение усиливает позиции Константинополя, с 1948 г. (смены патриарха Максима V на Афинагора) выступающего стратегическим союзником США.

Новость о решении архиерейского собора Элладской церкви не осталась незамеченной и в украинском политикуме, хотя и не получила того резонанса, что имела бы еще год назад, при президентстве Порошенко. Последний назвал известия из Греции «прекрасной и вдохновляющей новостью». «Армия. Язык. Вера. Вот наша сила!» — написал экс-президент.

Действующий же глава государства Владимир Зеленский вполне предсказуемо отмолчался по данному вопросу, уже традиционно проводя принцип невмешательства государства в дела религии. Стоит отметить, что возможности высказаться по церковным вопросам ему не предоставили и журналисты на пресс-марафоне: за 14 с лишним часов ни одного вопроса, касающегося религии, поставлено не было.

Тема «дальнейшего мирового признания ПЦУ» пока не используется сторонниками прошлой власти для давления на Зеленского. Во-первых, с точки зрения политтехнологий совершенно нет нужды размывать новой темой тему «капитуляции». Во-вторых, неоднозначного решения Элладской церкви не хватает для информационной кампании по типу «весь мир с нами».

В то же время подобный информационный повод наверняка придаст уверенности исполнителям атак на каноническую Украинскую православную церковь «на местах». Раз ПЦУ обретает дополнительное международное признание — то деятельность по незаконной перерегистрации общин, да и просто по захвату храмов, можно-де продолжать. А значит — имеем дополнительный фактор дестабилизации внутренней ситуации в Украине.

Конечно, главная причина того, что установившийся со сменой власти религиозный мир может оказаться недолговечным, — действия этой самой новой власти. Или, возможно, бездействие. Как и в других вопросах, не только религиозном. Тот же принцип невмешательства государства в дела религии, как не раз говорилось и на страницах «2000», требовал более активного вмешательства. Так, государственная дискриминация канонической Украинской православной церкви была прекращена — но свои должности, в т.ч. достаточно высокого уровня, сохранили активные ее проводники при старой власти. «Кадровые выводы» коснулись лишь некоторых исполнителей атак на УПЦ в регионах — да и то без акцентирования на том, какую роль в их отставке сыграло нарушение религиозных свобод.

Как и в вопросе мирного урегулирования конфликта в Донбассе, команда Зеленского пока не выработала четкого видения разрешения тлеющего религиозного конфликта. Более того, не исключено, что и в этом вопросе со временем она начнет уступать требованиям «активного меньшинства». Ведь особой разницы нет — кроме того, что, повторимся, тема религии пока (!) еще не так актуальна на фоне более весомых обвинений в «капитуляции».

Дополнительной причиной, почему решение Элладской церкви может подстегнуть противников Зеленского к активизации религиозной проблематики, является роль США в этих процессах. Получение широкого признания ПЦУ рассматривается заинтересованными кругами американского политикума как способ уменьшения влияния РПЦ, а с ней и России — значит, для украинской «партии войны» это выгодно со всех точек зрения. И публичной — возможность заявить себя (в противовес Зеленскому) истинными союзниками США в глобальном противостоянии с РФ. И непубличной — возможность в процессе работы над общими задачами укрепить личные связи с американскими и глобальными центрами силы.

Здесь, однако, следует напомнить, что «коллективный Запад» и «коллективные США» существуют весьма условно. Непонимание глубины противоречий между различными западными группами влияния стоило украинской элите многих ошибок. Но в этом случае представители украинской правой оппозиции действуют достаточно разумно. Активное взаимодействие Константинопольского патриархата с Римским престолом, нескрываемое стремление к единению ПЦУ и украинских греко-католиков, ориентация команды Порошенко на американских демократов стоят в одном ряду.

Да, ставить знак равенства между Ватиканом и глобалистами (что распространено в православной публицистике) — большое упрощение. Те же структуры Джорджа Сороса немало (и достаточно публично) делают для подрыва влияния Католической церкви в таких консервативных странах, как Ирландия (более успешно) и Польша (менее успешно). Однако связанные с глобалистами демократы не менее традиционно связаны с католиками. Да, заинтересованность Ватикана в активно растущем левом крыле Демпартии создает риски для отношений с традиционной элитой демократов. Но это уже частности. А в целом активная поддержка ПЦУ украинской правой оппозицией абсолютно укладывается в логику взаимодействия с конкретными группами влияния в США.

Ну а оппонент демократов, президент Трамп, активно опирается на поддержку религиозных консерваторов, в первую очередь представленных различными протестантскими деноминациями. Имеющий исторические корни и в Украине, протестантизм в нашей стране активно развивается в последние десятилетия и скоро также сможет стать фактором политического процесса.

Хорошая же попытка соблюдать принцип разделения государства и религии с обеспечением религиозных свобод не имеет поддержки извне — а внутри не обеспечена политической волей действующей власти.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

В церковь предлагают пускать по 10 человек

Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций предлагает Кабинету министров...

Турция готовит 6 кораблей с нелегалами, - Греция

Береговая охрана Греции утверждает, что они ведут наблюдение за не менее, чем шестью...

В нескольких регионах Греции из-за коронавируса...

Министерство здравоохранения Греции подтвердило десятый случай заболевания...

Суд Греции отпустил экс-командира батальона «Айдар»,...

Бывшего командира батальона «Айдар» и народного депутата Верховной Рады...

Прихожан ПЦУ больше, чем прихожан УПЦ МП, - опрос

38,6% жителей Украины относят себя к прихожанам Православной церкви Украины (ПЦУ/УПЦ),...

Президентом Греции впервые в истории стала женщина

Парламент Греции 22 января впервые избрал президентом женщину главу высшего...

Загрузка...

Чудовища экономических «стратегий»

У правительства нет ни малейшего представления о политике национального...

Страна в огне

В Украине участились случаи пожаров. За первые месяцы 2020 г. произошло более 10 тыс....

Тестирование миропорядка

Мы являемся очевидцами исторически значимых событий, когда рушатся основополагающие...

Ликбез простыми словами

Итак, принят закон об открытии рынка земли в Украине – якобы, как нам твердят, по...

Деклассирование глобального неолиберализма

Кризис обнажил главную проблему нынешнего миропорядка –либеральная демократия...

Апофеоз момента

Надеюсь, дошло-таки до властей: не заграница, а исключительно национальный...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка