Институт мира США: «Предотвращение насилия на выборах-2019 в Украине»

№9 (897) 1 — 7 марта 2019 г. 28 Февраля 2019 3.6

Американский Институт мира (USIP) опубликовал 25 февраля специальный 20-страничный доклад «Предотвращение насилия на выборах-2019 в Украине», выдержанный далеко не в самом оптимистичном тоне.

Институт мира USIP — основанная указом президента Рейгана и финансируемая исключительно государством авторитетная структура, которая на протяжении почти 35 лет принимает самое непосредственное участие в урегулировании конфликтов в горячих точках планеты.

Особое внимание институт уделяет Украине — и не только в связи с выборами. Так, 12 февраля в вашингтонском офисе института министр внутренних дел Арсен Аваков провел презентацию (своеобразные смотрины) украинской программы деоккупации Донбасса — т. н. стратегии «малых шагов». В тот же день свое видение путей выхода из тупика украинского конфликта экспертам Института мира изложил и спецпредставитель по Украине Курт Волкер.

На основании собранных данных аналитики USIP готовят тематические докладные записки, которые нередко играют определяющую роль в принятии Вашингтоном тех или иных решений, связанных с Украиной. Ознакомление со специальным докладом позволяет сформировать представление о том, как именно воспринимают текущую ситуацию в нашей стране американские чиновники, а также оценить целесообразность и эффективность мер, которые Вашингтон настойчиво предлагает Киеву.

Оценку риска проявления насилия на выборах в Украине USIP проводил с сентября по декабрь 2018 г. — «изучая общенациональные тренды, особое внимание уделяя динамике, присущей Донецкой, Харьковской, Одесской и Закарпатской областям. Дискуссии в формате фокус-групп проводились в Краматорске, Донецке и Ужгороде. Дополнительно проведено 71 собеседование с представителями избирательных органов и службы безопасности, наблюдателями, кандидатами и представителями гражданского общества упомянутых областей».

Доклад — очень объемный документ из 4 частей («Вступление», «Риски электорального насилия», «Сценарии насилия в 2019 году» и «Рекомендации по минимизации случаев проявления насилия на выборах в Украине»). Поэтому мы знакомим вас лишь с наиболее содержательными и информативными выдержками из документа.

Отметим сразу — американские эксперты рисуют чрезвычайно мрачную картину предвыборной Украины: похоже, в Вашингтоне понятия «украинские выборы» и «насилие» уже стали однозначными синонимами, и надежд на мирное завершение избирательного процесса в нашей стране там явно не питают.

Вступление

Несмотря на то, что риск масштабного проявления насилия на выборах минимален, насилие малой интенсивности вполне вероятно — особенно по мере приближения даты парламентских выборов. Мы предполагаем, что связанное с выборами насилие будет проявляться в форме запугивания кандидатов и избирателей, российского вмешательства и протестов против результатов выборов. Риск усугубляется отсутствием явного лидера президентской предвыборной гонки.

Проблему несколько иного рода таят в себе октябрьские выборы в парламент, поскольку конкурентная борьбы за власть на местах проходит яростнее, а контролировать ее сложнее. В ряде областей сильно влияние криминала, и не сумевшие одержать победу на президентских выборах партии могут прибегнуть к насилию для увеличения численности своего представительства в парламенте — в качестве компенсации.

Риски проявления насилия на выборах

В Украине большинство рисков, способных спровоцировать насилие (или подтолкнуть к насилию), носят внутренний характер. Масштабное присутствие экстремистских группировок правого толка таит в себе угрозу физического насилия. Потенциальный сговор политиков, сотрудников правоохранительных органов и представителей организованной преступности на местном или областном уровнях может спровоцировать запугивание или проявление насилия в процессе конкурентной борьбы. Многие украинцы прогнозируют бурные и грязные выборы. Вероятность интенсивного и масштабного насилия на выборах, к счастью, невысока, тем не менее она заслуживает большего внимания.

Побочные результаты войны на Донбассе

Проведение выборов на фоне непрекращающегося военного конфликта формирует особые вызовы в вопросе безопасности, поскольку избирательный процесс обеспечивает вооруженные группировки, стремящиеся к подрыву политической стабильности, новыми мишенями. Кроме того, конфликт ограничивает возможность доступа представителей гражданского общества и наблюдателей за выборами. Наличие тяжелого вооружения, незаконных небольших армий, особенно в граничащих с зоной конфликта областях — Донецкой, Луганской и Харьковской — повышает степень жесткости потенциального насилия.

Непрекращающаяся война, собственно, лишает 5 млн. украинских избирателей из аннексированного Крыма и неконтролируемых правительством районов Луганской и Донецкой обл. возможности участвовать в голосовании. Несмотря на то, что жители Крыма и неподконтрольных районов имеют возможность зарегистрироваться и проголосовать на контролируемой территории, сопутствующие этому процессу риски (а также финансовые и административные издержки), скорее всего, спровоцируют существенное снижение явки таких избирателей. Кроме того, примерно 1,6 млн. внутренне перемещенных лиц сталкиваются с немалыми трудностями, добиваясь участия в избирательном процессе: проблема кроется в сложности регистрации и процедур голосования.

Тревожным явлением стал рост толерантности украинского общества к насилию как к легитимному методу урегулирования конфликтов. И хотя в целом уровень поддержки насильственного пути разрешения конфликтов остается низким, он все же растет. Наиболее явно этот фактор проявляется в готовности к участию в сопряженных с насилием уличных протестах.

Ощущается дефицит общественного обсуждения всех издержек насильственных протестов, а также дефицит обсуждения ненасильственных альтернатив. Зачастую в Украине прославляются известные своей жестокостью исторические фигуры, а также павшие в период протестов на евромайдане. При этом ненасильственные методы разрешения конфликтов воспринимаются как инструмент слабаков.Порочные связи политики и криминала

Насилие во время выборов — эффективный и не слишком рискованный инструмент организованных преступных групп, стремящихся заручиться содействием власти и органов правопорядка и втянуть их в сговор. Связи местных чиновников с криминальными структурами существенно повышают риск запугивания и физического воздействия на местном уровне.

Предположительно большая часть проявлений насилия будет происходить без огласки: конкурирующие криминальные структуры будут выступать в роли инициаторов конфликта, угрожающих претендентам на политические должности ради гарантии доступа к власти и ресурсам. Выбор жертв и мест проявления насилия будет иметь стратегический характер — чтобы обеспечить устойчивое влияние криминалитета на местные власти, а также создать взаимозависимые отношения. Конкуренция различных групп за доступ к власти и ресурсам обычно обостряется в преддверии выборов.

В качестве примеров областей, где существует мощное влияние криминальных группировок на местную власть, упоминаются Ровенская и Житомирская обл. — там процветает нелегальная добыча янтаря. Политико-криминальные сети и система патронажа хорошо развита в Закарпатье, а также в восточных и южных регионах Украины.

Помимо этого, политические кандидаты от самых разных сил традиционно используют тактику запугивания — либо с помощью своих тайных вооруженных группировок, либо путем найма «титушек». В таких крупных городах, как Одесса, Харьков и Киев, муниципальные органы правопорядка периодически берут на себя функции по обеспечению безопасности местных чиновников, временами конкурируя (или же вступая в сговор) с представителями полиции.

Опрошенные нами жители Одесской, Донецкой обл. и Закарпатья называли внутренние распри между кандидатами и их партиями (особенно в сфере пересечения деловых и криминальных интересов) главным провоцирующим фактором насилия. Один из представителей гражданского общества охарактеризовал происходящее так: «Имеет ли полиция право войти на территорию городского совета, определяет муниципальная охрана. Эта частная армия может дать полиции разрешение или же отказать».

Милитаризация ультраправых группировок

После революции достоинства 2013—2014 гг. число лиц, совершающих насильственные действия, заметно чаще пополняется ветеранами и представителями ультраправых экстремистских организаций. Ультраправые группы угрожают избирателям и кандидатам, представителям этнических и религиозных меньшинств, левым политическим силам, ЛГБТ и правозащитникам. Такие группы, как добровольческое движение ОУН, «Братство», «С14» и «Карпатская Сич» действуют независимо, но их можно нанять для запугивания или провоцирования насилия в политических целях. В начале войны на Донбассе — в качестве ответной реакции на рост численности поддерживаемых Россией марионеточных сил — националисты сформировали несколько воинских подразделений.

Несколько ультраправых группировок поддерживают связи с правоохранительными органами и госчиновниками, что ведет к недопустимо снисходительному отношению властей к некоторым актам насилия, совершаемым этими группировками, а также провоцирует острый дефицит ответственности. Даже когда такие группировки публично рекламируют в соцсетях свои нападения и берут за них ответственность, правительство и правоохранительные органы реагируют на подобные факты сдержанно либо вообще не реагируют.

Один из участников фокус-группы в Ужгороде отметил: «Группы вроде «Карпатской Сичи» — это хорошие ребята, очень патриотичные, но временами они заходят слишком далеко». Между тем на выборах ультраправые партии («Свобода», «Национальный корпус» или «Правый сектор») демонстрируют достаточно слабые результаты.

Ограничения в отношении гражданского общества и местной оппозиции

Несмотря на некоторый прогресс, Украина остается неконсолидированной (частично свободной) демократией с ограниченными возможностями для гражданского общества и местной оппозиции на фоне взаимного недоверия между чиновниками и гражданскими активистами. С одной стороны, в последние месяцы зафиксировано рекордное количество случаев физического нападения на гражданских активистов. С другой — наблюдается критика неадекватности хода расследований этих правонарушений и неадекватности наказания для совершавших их лиц.

Гражданские активисты — важные участники избирательного процесса благодаря их роли в обеспечении прозрачности работы чиновников и их подотчетности. При этом активисты с неохотой выдвигают свои кандидатуры на выборные должности, опасаясь кампаний клеветы и черного пиара. Потенциальные кандидаты (особенно те, кому предстоит столкнуться с сильным соперником из представителей действующей власти) затягивают дату объявления о своем участии в выборах из опасения оказаться объектом клеветнических кампаний.

Религиозный раскол

В последнее время Украина не переживала всплеска насилия, спровоцированного расколом по линии веры. Однако создание единой православной церкви Украины — независимой от Москвы — углубило существующий религиозный раскол, и ситуация потенциально способна увенчаться эскалацией насилия.

Лидеры церкви традиционно дистанцируются от политики и воздерживаются от раскалывающих общество высказываний. Но именно степень влиятельности могущественных институтов веры повышает степень уязвимости религиозных лидеров перед политическим влиянием. Заявлениями о неких угрозах политики сплачивают свой электорат. При этом они готовы эксплуатировать любые существующие разногласия — этнические, религиозные, культурные и экономические.

Президент Порошенко, президент Путин и поддерживаемые Россией политические силы превратили процесс предоставления автокефалии в инструмент важной политической стратегии в борьбе за электорат, углубляя при этом раскол между прихожанами и порождая у людей неуверенность в личной безопасности. Политические игроки в Украине все чаще эксплуатируют церковные общины в качестве пропагандистских платформ в стремлении сформировать нужные предпочтения избирателя в ходе предвыборной кампании. Раскалывающая сущность предвыборного периода способна спровоцировать не только радикализацию в вопросе веры, но и риторику ненависти.

Органы власти — сильны, но уязвимы

ЦИК Украины, правоохранительные структуры и местные органы власти играют важнейшую роль в обеспечении мирных выборов. Избирком Украины обладает необходимым потенциалом и профессионализмом для организации мирных и честных выборов. Однако ни многообещающая реформа полиции, ни смена состава ЦИК, ни зашедшая в тупик реформа избирательного законодательства так и не помогли решить проблему кризиса доверия к украинским органам власти.

Некоторые респонденты с тревогой говорили о значимой роли обладминистраций в процессе подготовки планов по обеспечению безопасности выборов. Они опасаются злоупотреблений, в частности ситуаций, когда влияние этих органов власти может быть направлено на запугивание оппозиционных кандидатов и даже на формирование желаемых результатов выборов. Другие уязвимые места электоральной системы, которые могут сформировать у избирателей апатию и недоверие, можно минимизировать реформами, справедливостью процесса выборов и адекватным присутствием полиции.

Сомнения в справедливости электоральной системы

Граждане имеют право на подачу жалоб в избиркомы всех уровней, а также непосредственно в суды. Этот процесс регулируется законом о выборах. Соответствующие избиркомы обязаны незамедлительно передавать жалобы или информацию о нарушениях в компетентные правоохранительные органы для расследования (или же — при наличии такой возможности — сами рассматривать упомянутые жалобы). О результатах расследований или о мерах, предпринятых правоохранительными органами, заявителей необходимо проинформировать в течение трех дней с момента завершения расследования.

В то же время суды, заваленные потоком жалоб, могут просто не успевать рассматривать их в оговоренные сроки. Расследование жалоб полицией тоже может надолго затягиваться. Несмотря на взятые на себя обязательства, компетентные органы не в состоянии обеспечивать справедливость электорального процесса и вести адекватную борьбу против таких нарушений, как скупка голосов и злоупотребление админресурсом. Грубые злоупотребления (как реальные, так и мнимые), а также задержки в рассмотрении и расследовании связанных с выборами жалоб относятся к числу потенциальных провоцирующих факторов сопряженных с насилием протестов.

Обеспечение безопасности на выборах и подготовка сотрудников правоохранительных ведомств

Защиту официально зарегистрированных кандидатов в президенты обеспечивает государство, но из-за отсутствия адекватных мер по защите кандидатов на местных и парламентских выборах многие потенциальные кандидаты могут отказаться от участия в выборах.

Несмотря на наращивание численности правоохранительных органов, эти ведомства испытывают хроническую нехватку сотрудников. Недостаточная численность полицейского присутствия на ключевых этапах избирательного процесса (особенно в Донецкой и Луганской обл.) чревата недостаточностью обеспечения хода и безопасности выборов.

Складывается впечатление, что офицеры полиции плохо подготовлены к работе в условиях электоральных инцидентов. Они прошли общую подготовку по пресечению массовых беспорядков, по деэскалации ситуации и по правилам применения силы. Но при этом сотрудникам полиции не хватает критически важных знаний о специфических избирательных процессах и о стратегии действий полиции в условиях электоральных инцидентов. Слабое знание избирательного законодательства и собственных полномочий может провоцировать излишнее применение силы и даже эскалацию насилия (в тех случаях, когда полиции следует адекватно реагировать на незначительные электоральные нарушения). Недавняя реформа полиции несколько сократила вероятность проявления насилия на выборах, но недостаточная независимость полиции и низкий уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к работе на выборах вызывают серьезные опасения.

Неудовлетворенность и недоверие избирателей

Несмотря на значительные улучшения (как в работе органов власти, так и в совершенствовании законодательства), глубоко укоренившаяся коррупция, сговор и безнаказанность создают стойкое ощущение несправедливости и формируют у избирателей апатию. По данным соцопроса, проведенного Международным республиканским институтом в декабре 2018 г., 38% украинцев уверены в том, что предстоящие президентские выборы окажутся «отчасти несвободными и несправедливыми», а еще 22% респондентов считают, что они «вообще не будут свободными и справедливыми». Уровень доверия к центральным органам власти особенно низок на востоке Украины и в неподконтрольных районах.

Недовольство избирателей усугубляется предчувствием грядущего и затяжного экономического спада (вопреки тому, что рост ВВП достиг 2,5% в год), а также недавним резким повышением тарифов на газ в рамках усилий правительства по выполнению требований МВФ ради продолжения монетарной поддержки. Неудовлетворенность экономической ситуацией массовая, но лишь отдельные респонденты нашего исследования высказывали беспокойство относительно возможных общенациональных протестов, сопряженных с насилием. Этот вывод полностью соответствует данным соцопроса Международного республиканского института, выяснившего, что лишь 20% украинцев считают вероятность уличных протестов на президентских выборах «отчасти высокой», и только 5% говорят о том, что этот риск «очень высок». В условиях отсутствия в Украине политического лидера-объединителя новый евромайдан выглядит маловероятным — если не произойдут неожиданные события, которые могут стать катализатором такого протеста.

Непредсказуемость предвыборной гонки

Исход президентских выборов остается непрогнозируемым — из-за большого числа неопределившихся избирателей, а также потому, что ни один кандидат, судя по всему, не набирает большинства голосов. Подобная неопределенность способна породить боязнь поражения и повысить привлекательность насилия как инструмента изменения баланса сил.

По прогнозу нескольких респондентов, неформальные переговоры с участием перспективных кандидатов на парламентских выборах, местных властей и криминальных группировок могут послужить толчком к перераспределению сфер влияния в областях сразу после объявления результатов президентских выборов. А неспособность заключить такие соглашения приведет лишь к повышению вероятности проявлений насилия на парламентских выборах.

Зоны особого риска

Киев — одна из вероятных мишеней электорального насилия, осуществляемого не связанными с государством игроками. Высокая вероятность насилия стимулируется высокой плотностью избирателей, концентрацией государственных ведомств и критически важных объектов инфраструктуры, а также символической и исторической значимостью майдана Незалежности как излюбленного места проведения протестных акций. К факторам, снижающим вероятность насилия со стороны полиции или властей, относятся: мощное присутствие в столице представителей гражданского общества, международных организаций и СМИ.

Донецк (и другие области востока и юга Украины) — особо уязвим перед сопряженным с избирательным процессом насилием. Причины — непрекращающийся вооруженный конфликт, популярность оппозиционных кандидатов и невозможность противостоять распространяемой Россией дезинформации. Новые военные маневры Кремля и его марионеток на неподконтрольных территориях способны дополнительно осложнить ход избирательного процесса на контролируемых Украиной территориях, а в итоге — подорвать легитимность киевского правительства. Популярность оппозиционных кандидатов повышает вероятность запугивания избирателей и остальных кандидатов.

Мощное присутствие СБУ и военных воспринимается одновременно и как способ защиты, и как возможный инструмент давления.

Особое беспокойство у избирателей в Донецкой обл. вызывают патриотическая и националистическая риторика, а также действия ультраправых и полувоенных организаций. Эти страхи дополнительно подогреваются недавними нападениями на офисы «пророссийских» политических партий. Респонденты в Донецкой обл. с тревогой говорят и о чрезмерном негативном влиянии на Восточную Украину разрыва экономических связей с Россией. Слухи о сокращении рабочих мест и закрытии заводов продвигаются российскими телеканалами и радиостанциями, зачастую выступающими в роли рупоров пропаганды.

Харьков — возможность запугивания избирателей и кандидатов в результате снижения популярности партийного блока Порошенко «Солидарность». Наличие давно устоявшихся сетей патронажа в сочетании с доступностью оружия на местном черном рынке вызывает серьезное беспокойство по поводу высокой вероятности столкновений с применением насилия, особенно в период парламентских выборов. Не следует недооценивать железную хватку местных «патронажных» сетей. Один из оппозиционных политиков сказал нам: «Тут есть районы, где одни и те же люди годами — и даже десятилетиями — избираются в депутаты. Им удалось создать собственные феодальные вотчины, они назначают своих людей на посты глав сельских советов и других органов местной власти. Помимо финансовых возможностей, в их распоряжении имеется и админресурс».

Одесса — регион характеризуется высоким уровнем поддержки «пророссийских» кандидатов как населением, так и властью. Город страдает от удушающей коррупции и глубоко укоренившихся политико-криминальных сетей. Частые нападения на активистов и клеветнические кампании против них привели к сокращению количества гражданских активистов. Жители Одессы не доверяют правоохранительным органам и правосудию, считая, что эти структуры просто не хотят предотвращать насилие и обеспечивать подотчетность чиновников. Ответственность за большую часть нарушений на выборах тут возлагается на власть.

Закарпатье — многоэтничный регион. Область издавна славится электоральными нарушениями: запугиванием со стороны полиции и уничтожением бюллетеней. В прежние времена местные чиновники и полиция практически ничего не предпринимали с целью привлечения нарушителей избирательного законодательства к ответственности. Респонденты отмечают наличие связей между политическими партиями, местной властью и криминальными группировками.

Несмотря на перечисленные выше вызовы в целом вероятность интенсивного и масштабного насилия в связи с выборами остается невысокой.

СЦЕНАРИИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В 2019 г.

Запугивание избирателей и кандидатов

Запугивание избирателей и кандидатов — распространенная форма насилия в Украине: о ней говорится мало, но она оказывает значительное влияние на избирательный процесс и конечный итог голосования. Следует ожидать постоянно предпринимаемых усилий по насаждению страха и запугиванию части электората ради снижения явки избирателей и устранения политической оппозиции в определенных округах. В период избирательного сезона прогнозируется увеличение количества кампаний клеветы, физического нападения и даже попыток убийства кандидатов и местных партийных активистов. По мере приближения дня голосования возможно применение перечисленных мер и в отношении сотрудников избирательных комиссий.

Все политические силы используют клеветнические кампании для дискредитации оппонентов и уничтожения их репутации. Дезинформация и риторика ненависти распространяются как традиционными СМИ, так и интернет-изданиями. Для запугивания и давления на кандидатов и избирателей нанимаются боевики. Количество случаев физического нападения на гражданских активистов уже бьет все рекорды, причем такие инциденты редко расследуются надлежащим образом. Безнаказанность подобных действий снижает порог недопустимости самых экстремальных видов насилия. Политические убийства, теракты или масштабные убийства во время митингов маловероятны, но полностью исключать эту тактику устранения оппонентов, создания нестабильности и срыва легитимности всего избирательного процесса не следует.

Злоупотребление государственными ресурсами и оказание административного давления на местных оппозиционных кандидатов обеспечивает представителей действующей власти электоральным преимуществом. На потенциальных кандидатов от оппозиционных партий оказывается давление с целью снятия ими своих кандидатур или перехода в ряды других партий. Подобные методы распространены там, где у правящей партии меньше рычагов давления на электорат — например, в восточных и южных областях Украины. В Харьковской и Одесской обл. сотрудников запугивают и руководители предприятий.

Гибридное российское вмешательство

Гибридное российское вмешательство не прекращается с 2014 г. В преддверии выборов-2019 можно прогнозировать, что Кремль будет раздувать агрессию против правительства президента Порошенко и т. н. «проевропейских» кандидатов посредством кибератак, кампаний дезинформации и иных форм ведения гибридной войны. Оппозиционные партии, тайные агенты, ангажированные СМИ, РПЦ и боты в соцсетях сыграют главную роль в распространении слухов и теорий заговора, а также в подрыве доверия к украинским органам власти. Низкий уровень медийной грамотности электората обеспечит эффективность этих усилий.

Венгрия — по примеру России — может попытаться использовать свои информационные каналы для углубления раскола между венгерской и украинской общинами Западной Украины. Тем не менее эта напряженность в отношениях вряд ли перерастет в конфликт с применением насилия.

Российская военная агрессия

Открытая военная агрессия Кремля, направленная на срыв избирательного процесса, маловероятна, но готовиться к ней следует заранее. Открытая агрессия может выражаться в концентрации дополнительных сил на украинской границе, создании препятствий украинскому судоходству, эскалации боевых действий по линии соприкосновения или же в организации абсолютно новых видов наступательных действий — как со стороны РФ, так и со стороны марионеток России. Потенциальное расширение масштаба военных операций Москва может оправдать необходимостью защиты этнических или религиозных меньшинств. Несмотря на явную привлекательность хаоса в период выборов, открытая агрессия со стороны России способна одновременно усилить антироссийские настроения в остальных регионах Украины, снизить электоральные шансы кандидатов, открытых для сотрудничества с РФ, спровоцировать осуждение со стороны международного сообщества и новые санкции против Москвы.

Срыв дня голосования

На предыдущих выборах в Украине зафиксировано несколько попыток срыва голосования, направленных на запугивание избирателей и препятствование избирательному процессу. 31 марта, скорее всего, нас ожидают отдельные попытки блокирования доступа к избирательным участкам, похищение или уничтожение бюллетеней, нападения на сотрудников избиркомов, социологов и наблюдателей. Представители кандидатов могут появляться на избирательных участках под видом наблюдателей или журналистов — с целью срыва избирательного процесса или запугивания избирателей.

Во все еще контролируемых правительством районах Донецкой и Луганской обл. можно ожидать дальнейшего снижения явки или даже полной отмены голосования под предлогом введения очередного военного положения, угрозы теракта или общей нестабильности ситуации.

Протесты после голосования

Риск перерастания протестных акций в акты насилия существует, поскольку сторонники потерпевшего поражение кандидата вымещают свой гнев касательно реальных или мнимых фальсификаций. Скорее всего, народными протестами будет сопровождаться каждый случай грубого вмешательства в ход выборов и подсчет голосов, а также явного злоупотребления админресурсом ради электоральной выгоды. Протесты против результатов президентских выборов вероятны и в том случае, если во второй тур выйдет кандидат, считающийся лояльным по отношению к России. Наиболее высокой вероятность протестов с акциями насилия сразу после оглашения результатов президентских выборов выглядит на территориях с большой плотностью населения и доминирующей поддержкой проигравшего кандидата.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ НА ВЫБОРАХ В УКРАИНЕ

Всем — гражданскому обществу, правоохранительным органам, госучреждениям и иностранным дипломатам — отводится важная роль в деле предотвращения и минимизации проявлений насилия на выборах-2019 в Украине.

Максимальными возможностями по предотвращению электорального насилия в Украине обладают ЦИК и правоохранительные органы — обеспечивается это путем проведения честных, безопасных и справедливых выборов. ЦИК и спецслужбам следует задействовать адекватные меры обеспечения равенства доступа и безопасности участия в избирательном процессе для всех кандидатов, активистов, сотрудников избирательных участков и наблюдателей.

Правосудие в период избирательного процесса должно стать приоритетом для избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов. Необходимо объективно и всеобъемлюще расследовать электоральные правонарушения и нападения на активистов, кандидатов, избирателей, а также соответствующим образом привлекать виновных к ответственности.

Координирующему штабу — во главе с министром внутренних дел — следует привлекать правоохранительные ведомства и ЦИК к совместному анализу ситуаций в горячих точках для выявления вероятных рисков и принятия превентивных мер на протяжении всего избирательного цикла.

К процессу планирования безопасности выборов следует также привлечь представителей гражданского общества, наделив их полномочиями на контроль за деятельностью органов центральной и местной власти. Организация ЦИК масштабной независимой программы обучения гражданских активистов и избирателей позволит развить у электората способность видеть проблемы в ходе избирательного процесса и противостоять дезинформации.

Дипломатам следует координировать свои публичные и частные заявления с целью формирования нового стандарта честности выборов и борьбы с российским вмешательством, а также ради реального привлечения к ответственности за коррупцию и насилие.

Институт мира США (USIP)  некоммерческая организация, основанная в 1984 г., по предложению конгресса соответствующий закон подписал президент Рональд Рейган. Заявленная миссия — «предотвращение сопряженных с насилием конфликтов и сохранение мира». Годовой бюджет института в 2018 г. составил $37,8 млн. Финансируется исключительно государством — «во избежание внешнего влияния». Сотрудники института сегодня работают в 51 стране мира.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Канадскому парламенту об украинских выборах

Дорогостоящее финансовое бремя деловых отношений президента с олигархами легло на...

Мовна політика: азіатчина vs європейськість

Справжній сучасний європейський підхід передбачає сприяння культурному розмаїттю...

ПЦУ на новых аренах

Церковь живет по особым правилам и своими временными промежутками. Об этом в прошлом...

Наркотик войны: почему иностранные наемники рвутся в...

Украина – далеко не первая в числе стран, ассоциирующихся с термином...

Hungary Today: Пересмотрит ли Украина отношение к...

Украинская Верховная Рада приняла вызвавший немало споров языковой закон,...

Из комедиантов получаются отличные лидеры – и вот...

Обладает ли шоумен набором качеств, необходимых для успешного руководства...

Загрузка...

Победа. Одна на всех

Телеканал «Интер» не изменяет своей традиции — достойно и широко отмечать...

Совет как любовь

Финишная прямая президентских выборов в Украине несколько заслонила одно важное...

Оглушительное молчание

Кремль дал понять, что пока не готов вести политические переговоры, но не возражает...

Региональные перемены:

Местные выборы в новых условиях могли бы стать индикатором перспективности...

Цирк уехал, дрессировщики остались

Коррупция — не причина бед, а симптом глубокого кризиса общества. Ее нельзя...

Околонулевая опасность

Действовать команде Зеленского нужно в направлении переизбрания парламента —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка