Кабмин: вопросов больше, чем ответов

11 Февраля 2005 0

Кабмин: вопросов больше, чем ответов

Сергей ЛОЗУНЬКО

Жизнь, как известно, устроена таким образом, что каждый шаг имеет те или иные последствия. В политике то же самое — любое решение приводит к тем или иным действиям или поступкам, которые в свою очередь являются причиной чего-либо и приводят к следствиям, которые затем становятся причинами, вызывающими новые следствия, и т. д.

Для НАПУ портфелей не нашлось

4 февраля Юлия Тимошенко установила рекорд, собрав в свою поддержку 373 голоса. Нетрудно подсчитать, что даже если бы за нее не стали голосовать «Наша Украина» и СПУ, то ее кандидатура прошла бы, проголосуй за нее 250 депутатов. Более того, даже если бы собственная фракция Тимошенко не стала голосовать за нее, то и тогда рубеж 226 был бы пройден.

Нет сомнения, Тимошенко на посту премьера очень многих устраивает. Почему? А почему весной 2003го оппозиция (БЮТ и СПУ в полном составе, а «НУ» — 55 депутатов) проголосовала в поддержку программы Януковича, предоставив его Кабмину годовой иммунитет?..

Судя по всему, за Юлию Владимировну голосовали в первую очередь из-за ее лидерских качеств, из-за умения отстаивать свою позицию, вести собственную линию и... преследовать свои собственные цели — иными словами, для того, чтобы обеспечить Виктору Ющенко сильного конкурента в исполнительной власти и таким образом ослабить его авторитет посредством этого внутреннего соперничества.

Надо думать, процесс формирования Кабмина очень многим заинтересованным наблюдателям (в первую очередь из числа потеницальных конкурентов) дал пищу для размышлений. А наблюдать было за чем...

2 февраля (на утро 3-го планировалось голосование по кандидатуре премьера) Виктор Ющенко проводил совещание по разделению портфелей, которое продолжалось семь часов! Кроме него и Тимошенко, в нем принимали участие госсекретарь Зинченко, первый помощник президента Третьяков и Петр Порошенко. Присутствовал также Александр Турчинов, как сообщала «УП». Показательно, что Александра Мороза (и других представителей СПУ) не пригласили.

Но даже без них прийти к устраивающему всех консенсусу не удалось. После встречи из здания, где проходило заседание, вышел только Петр Порошенко. Он выглядел недовольным, и, закрывая дверцу автомобиля, сильно ею «грюкнул» (было известно, что указ о его назначении секретарем СНБО не подписан, поскольку не согласован с Президентом профиль его деятельности). Тимошенко, кажется, также была не в восторге...

На 12.003 февраля ожидалось голосование. Но его перенесли на 16.00 — к переговорам Ющенко решил подключить социалистов. Как поведал днем представитель Соцпартии Александр Баранивский, Ющенко и Мороз встречались один на один. И даже договорились о должностях: вице-премьера — для Иосифа Винского, министра образования — для Станислава Николаенко, главы Госкомитета связи — для Юрия Луценко, руководителя Фонда госимущества — для Валентины Семенюк плюс пара губернаторов (03.02.2005, 13.59, www.ПРАВДА. com.ua).

Мороз почти договорился с Ющенко, но тут «прилетела» Юля... и началось! — сообщал «Украинским новостям» источник в руководстве СПУ.В общем, проголосовать в тот день не получилось.

Но самое интригующее заключалось в следующем. Как сообщала «УП», голосование кандидатуры премьер-министра перенесли из-за переговоров между Тимошенко и лидером СПУ Александром Морозом относительно кандидатур руководителей силовых ведомств (03.02.2005, 18.01, www.ПРАВДА. com.ua). Т. е. вопрос о силовиках — эксклюзивная прерогатива Президента — решали Тимошенко и Мороз! Как теперь известно, они и поделили между собой главные силовые ведомства: бютовцам — СБУ, социалистам — МВД.Момент с силовиками весьма показателен: все-таки гарантом Конституции является Ющенко, а не Тимошенко и Мороз. С другой стороны, можно говорить о недоверии между социалистами и бютовцами, раз уж они сделали вопрос о силовиках таким принципиальным.

Известно также, что ближе к вечеру 3 февраля к переговорам подключались и представители Литвина. По информации «УП», в 20.30 в помещение Секретариата Президента прибыли руководитель фракции НАПУ Игорь Еремеев и один из лидеров фракции Сергей Касьянов... Теперь мы знаем, что в Кабмине портфелей для НАПУ не нашлось, хотя ранее эта фракция высказывала намерение делегировать троих министров. Но даже Минагропром им не дали.

Причем, если судить по ряду комментариев, к Литвину и его НАПУ отношение в лагере победителей осторожное. Скажем, Луценко заявил об опасности, когда «очень много кучмовских чиновников группируются под знаменами Аграрной партии» (02.02.2005, www.ПРАВДА. com.ua).

Действительно, часть политиков, которые поддерживали прежнюю власть, переориентировались на Владимира Литвина. Считать ли итоги формирования Кабмина неким «звонком» для спикера в том плане, что он утрачивает свое влияние? Следовательно, некоторые силы могут засомневаться в нем?.. Все-таки два губернаторских поста, которые связывают с протекцией Литвина (днепропетровский и хмельницкий), — маловато для такой фигуры. Видимо, многое будет зависеть от того, сколь долго продержатся (и продержатся ли?) в своих креслах его младший брат Николай (глава Госпогранслужбы) и Каленский (начальник Госналогслужбы). К тому же на последних в ряде СМИ уже появился компромат.

Не «НУ»,

а спикер против

Но вполне возможно, что опытный политический игрок, каковым является Владимир Литвин, сознательно решил некоторым образом дистанцироваться от новой власти. Не исключено, Литвин просчитал, что больших успехов нынешний «революционный», по его выражению, Кабмин не достигнет, а не за горами парламентские выборы. К тому же Верховная Рада находится под полным контролем спикера. И заявление фракции «НУ» о том, что она не намерена формировать постоянно действующее парламентское большинство до новых выборов в Раду — тому подтверждение (02.02.2005, proUA). Можно только уточнить: это не «НУ» не намерена формировать большинство, а спикер против...

Была одобрена и программа, представленная Юлией Тимошенко под названием «Навстречу людям». Полагаю, слушая ее, многие испытали такое же удовольствие, как когда-то от Программы мира и социализма — подписаться хочется под каждым словом. Видимо, подписались бы и под цифрами обещанного «удовлетворения растущих потребностей советских людей», да нету этих цифр...

Само постановление ВР об одобрении программы впечатляет. В этом документе правительству также на протяжении месяца поручено разработать и направить в ВР программу экономического и социального развития Украины. Т. е. как бы отдельно от одобренной «Навстречу людям».

Получается, что проголосованная программа (документ, за который будет отчитываться Тимошенко через год) — не только без цифр, но даже без программы экономического и социального развития страны!!! Т. е. сугубо политический проект Юлии Владимировны, преследующий политические цели — ее собственные.

Не зря она так подчеркивала, что программа-де рассчитана на 5 лет. До следующих президентских выборов, на которые, не исключено, пойдет Юлия Владимировна?.. Ведь с высокой долей вероятности можно говорить, что 5 лет Тимошенко в кресле премьера не усидит. И не только потому, что как минимум весной 2006го ей придется слагать полномочия (после выборов в ВР). Но даже если предположить, что Тимошенко продержится дольше, то перед президентскими выборами-2009 никто ей премьерскую (стартовую) площадку не оставит. Уж такие, как Роман Бессмертный, постараются.

Зато у Юлии Владимировны всегда будет возможность апеллировать к тому, что «не дали завершить начатое», запрограммированное на те самые пять лет... При этом она имеет неплохие стартовые возможности на первый год своего премьерства.

С другой стороны — а могла ли быть вообще некая цельная программа у политических сил с такими различными взглядами и видением путей развития страны? Мы недавно писали о сомнениях относительно наличия у Виктора Ющенко цельной стратегии, которой он намерен руководствоваться на высоком государственном посту. В Кабмин он ввел бютовцев и социалистов. Получится ли у них общее дело?

Скажем, накануне голосования по программе правительства этот документ раскритиковал социалист Николай Рудьковский. И заявил, что «если социалисты будут представлены в правительстве, то программа действий будет другой и будет рассматриваться позже». А вообще, сказал он: «...и чтобы правительство строило не либеральное государство, как предлагает и. о. премьера, а социальное» (www.ПРАВДА. com.ua, 3.02.2005). Так какое же будет государство?

Ведь это же просто смешно, когда премьер Тимошенко предлагает строить одно, а ее министры — совсем другое. Все равно что прораб требует построить гараж, а его подчиненные строят баню. И опять же вопрос, который нас мучает: Виктор Ющенко какое государство намерен строить — либеральное или социалистическое? Или по принципу: будем строить — авось что-нибудь да выйдет?..

Какова «стратегия» — такие и кадры. Подбор кадров в новую исполнительную власть во многом напоминал премьериаду, то же толкание локтями, интриги, взаимные обвинения и откровенный торг. Лидер социалистов честно признал, что во время встреч с Ющенко «наблюдалось желание Президента найти компромисс и сбалансировать интересы тех, кто работал на его победу» (03.02.2005, www.ПРАВДА. com.ua).

Бютовец Анатолий Матвиенко сказал, что ситуация, которая складывается в кадровой сфере, его «не вдохновляет»: «все эти претензии на портфели, автономное формирование силового блока, обиды и интриги настораживают». И вообще, по его мнению, «первая волна кадровых назначений — это не более чем раздача подарков и выплата долгов» (07.01.05, «КТ»). Действительно, Кабмин формировался победителями исходя из тактических задач — не поссориться на данном этапе и в то же время уравновесить друг друга.

Министерства клонируются

Взять, к примеру, сами должности. В прошлом правительстве Николай Азаров был первым вице-премьером и министром финансов одновременно. Сейчас эту должность разделили — «накормили» сразу два «рта»: А.Кинаха и В.Пинзеника... Ранее было Министерство экономики и по вопросам евроинтеграции. Теперь у этого ведомства вторую часть отберут, зато появился евроинтеграционный вице-премьер г-н Рыбачук. Опять располовинили одно кресло на два... Да и Министерство транспорта и связи, которое возглавил Червоненко, планировали расчленить надвое, выделив связь в отдельную структуру. Возможно, так и сделают — глядишь, еще один соратник при должности... И это на фоне речей о сокращении госаппарата.

Попутно можно добавить, что каждый дополнительный министр — это дополнительные замы (первые, вторые.., десятые) и прочий весьма многочисленный аппарат сотрудников, на содержание которых потребуются дополнительные средства. Но дело даже не в этом, все-таки чиновничий аппарат в Украине, если сравнивать его численность с европейскими аналогами, на самом деле не такой уж и большой. Была бы от него польза. Вопрос в другом: для чего и с какой целью изобретались новые посты?

Вот, например, как «УП» прогнозировала состав Кабмина, опираясь на информацию из кругов, близких к переговорному процессу: «Віце-прем'єр з адмінреформи (1. — Авт.): Роман Безсмертний». Однако: «Не виключено, що Безсмертний все ж не погодиться піти в уряд Тимошенко — або бачити його у себе в заступниках категорично не хоче сама Тимошенко. Тоді можливий варіант запровадження віце-прем'єра з соціальних питань (2. — Авт.) або з питань агропромислового комплексу (3. — Авт.). Це місце може посісти Йосип Вінський з Соцпартії. Також не виключений третій шлях — поява посади віце-прем'єра з питань паливно-енергетичного комплексу (4. — Авт.), яка поки вакантна» (03.02.2005, www.ПРАВДА. com.ua)...

Четыре разных направления работы, под которые «изобретали» вице-премьера!.. Как видим, речь даже не о том, что нет единства в команде, нет четкой стратегии, в соответствии с которой подбирается эта команда как инструмент ее реализации. Но даже должности на ходу придумывались с целью удовлетворить запросы соратников! Хотите — будет «віце-прем'єр з адмінреформи». Если нет, тогда «віце-прем'єр з соціальних питань». Тоже нет? А «віце-прем'єр з питань агропромислового комплексу»? Опять не подходит? Тогда пусть будет «віце-прем'єр з питань паливно-енергетичного комплексу»... Смешались в кучу кони, люди, кандидатуры, должности, направления работы, под которые эти должности изобретаются...

А как можно с точки зрения здравого смысла расценить момент, когда Юрий Луценко в течение нескольких дней фигурировал как кандидат на министра связи (ради этого и планировали вышеуказанное расчленение Минтранса и связи), а в итоге стал министром внутренних дел!..

Какие проблемы могут возникнуть перед новым Кабмином? Главная — его функциональность, т. е. способность эффективно выполнять возложенные на него обязаности.

Как сказано выше, не ясна до конца стратегия, которую намерена реализовывать новая власть, как и цели, которые она перед собой ставит (если, конечно, не считать таковыми победу на ближайших парламентских выборах). Программа, представленная в ВР, — это набор благих пожеланий. А формирование правительства продемонстрировало, что это был не подбор кадров под реализацию программы, а именно «раздача слонов» и попытка удержать ситуацию под контролем, дабы не перессориться уже на этом этапе (что, собственно, не отрицали и сами участники «торгов»). Плюс присутствие в исполнительной власти лиц с весьма отличающимся мировоззрением и видением развития страны (скажем, социалистов и либералов из «НУ»).

Обозначились явные тенденции к дублированию функций и направлений работы и даже к некоторой конкуренции друг с другом. К примеру, возглавить борьбу с коррупцией уже вызвались и министр юстиции г-н Зварыч, у которого, оказывается, готов и новый закон, и Генпрокурор Пискун (предложивший создать Национальное бюро расследований), и новый главный милиционер Юрий Луценко, и глава СБУ Александр Турчинов. Безусловно, каждое указанное ведомство должно быть задействовано в этом благородном деле. Однако борьба за лавры «грозы коррупционеров» (особенно если в основе лежит погоня за политическими очками), как не раз бывало в истории, приводила к тому, что у семи нянек дитя оказывалось без глазу...

Выйдет ли у них работать в унисон? Возможно, новый руководитель СНБО Петр Порошенко получит рычаги для координации их работы? Но проблемы с определением функций этого ведомства, противодействие предложенному Порошенко закону об усилении СНБО (в частности, со стороны Тимошенко) свидетельствуют о том, что желающих подпасть под «координацию» (и контроль) нет.

Видимо, дублировать функции друг друга будут г-да Рыбачук и Тарасюк (принимая во внимание как их должности, так и евроатлантические мировоззренческие установки). На этом фоне явный недостаток лиц, способных вести продуктивный диалог с Россией — не менее важным партнером для Украины, чем Запад.

Проблема — созданный новой властью своего рода «режим ожидания» (с его неопределенностью) как для чиновников различных ведомств, так и для бизнеса.

Заявление того же Юрия Луценко о предстоящих масштабных «чистках» в МВД независимо от намерений некоторым образом дезорганизует работу этого ведомства. Ждут определения своей судьбы начальники областных управлений (которых он огульно обвинил в непрофессионализме). Но у них есть подчиненные — начальники отделов, у тех в свою очередь — свои подчиненные... и так далее вплоть до самого низшего звена. Все ждут: кого уволят, кого назначат (к тому же пословица «новая метла по-новому метет» всем известна и не раз подтверждалась на практике), до основной ли работы (борьбы с той же коррупцией и преступностью в целом) в такой обстановке «на чемоданах»?.. Неизвестно, сколь долго продлится этот период.

То же в других ведомствах. Новые губернаторы, главы райадминистраций (и у всех «свои люди», именуемые командой) — таких масштабных кадровых ротаций в Украине давно не было. Однако каждому новоназначенному потребуется время, чтобы войти в курс дела, ознакомиться и вникнуть в проблемы, обозначить пути и механизмы их решения. И это, повторим, одновременно в масштабах всей страны.

При этом целый ряд лиц — люди, не имеющие профессионального опыта в тех сферах, которыми им поручено руководить: Юрий Луценко (МВД), Александр Турчинов (СБУ), Вячеслав Кириленко (министр труда и соцполитики), Павел Игнатенко (министр по вопросам окружающей среды), Юрий Павленко (министр по делам семьи и молодежи), многие губернаторы...

Знакомьтесь: микрохирург Кинах

В ожидании — крупный бизнес. Инициирована реприватизация «Криворожстали». И хотя делаются заявления, что, мол, другие объекты трогать не будут, однако аппетит, как известно, приходит во время еды. С другой стороны, неясны механизмы, с помощью которых новая власть намерена наполнять бюджет, с тем чтобы хотя бы частично выполнить свои предвыборные обязательства (да и выборы-2006 не за горами).

Во время представления Тимошенко в парламенте Виктор Ющенко заявил, что намерен пересмотреть режим функционирования свободных экономических зон и системы льгот, предоставленных некоторым предприятиям. Однако не секрет, что отмена льгот для ряда предприятий может обернуться снижением их конкурентоспособности на рынке и последующим банкротством (особенно если в будущем изменится благоприятная конъюнктура), не говоря уже о том, что снизятся возможности для их модернизации и инновационного развития...

Безусловно, в ближайшей перспективе бюджет можно существенно пополнить за счет «отъема средств». Это было бы выгодно нынешней власти и с точки зрения предстоящих парламентских выборов. Однако неплохо бы, чтоб нынешнее руководство предпринимало шаги, которые бы учитывали средне- и дальнесрочную экономическую перспективу, обеспечивали стабильный рост экономики. К примеру, тот же первый вице-премьер А.Кинах заявил «Известиям» (08.01.05): «У нового правительства хорошая база — со второй половины 1999 года в стране устойчивый экономический рост. В 2004-м ВВП увеличился на 12%. Теперь правительству надо провести микрохирургию экономики». Однако указанный выше пересмотр отношений в ряде сфер на «микрохирургию» мало похож. И в этом плане вымывание средств (если верить Ющенко, то он рассчитывает примерно на 15—17 миллиардов) у предприятий вряд ли можно считать продуманным стратегическим ходом.

И, конечно, к числу рисков следует отнести политическую конкуренцию в новой власти. Речи о «единстве», о готовности пойти на выборы-2006 единым блоком пока лишь разговоры, к тому же опровергаемые реальной практикой (формирование Кабмина, например, где столь явно обозначилось недоверие друг к другу, или реализация того же секретного соглашения «Ющенко — Тимошенко», которое Виктор Андреевич не очень спешил выполнять). Очевидно, что силы, представленные «Нашей Украиной», блоком Юлии Тимошенко и Соцпартией, будут стремиться гарантировать себе политическое будущее, причем независимое от воли (прихоти) партнеров.

В прошлом правительстве, безусловно, также была внутренняя конкуренция. Однако у политических сил было общее видение путей развития государства и не существовало таких разногласий, как, к примеру, между «НУ» и СПУ.С другой стороны, присутствовала такая мощная фигура, стоящая «над схваткой», как Леонид Кучма. Виктору Ющенко еще только предстоит стать таковой, если удастся. Пока же он сам находится внутри этой «схватки».

Как эти объективные моменты будут соотноситься с необходимостью делать общее дело, посмотрим.

P.S. Своего рода тестом на демократичность для новой власти станут довыборы в парламент. Как известно, на должности членов правительства, а также глав областных государственных администраций были назначены сразу 16 народных депутатов-мажоритарщиков. И народные депутаты, члены фракции «НУ» Юрий Ключковский и Виктор Пинзеник уже внесли на рассмотрение парламента проект изменений в закон «О выборах народных депутатов Украины», предусматривающий доизбрание депутатов в высвобожденных мажоритарных округах в апреле — мае.

Интересно, какая роль будет отведена админресурсу?

Опасные игры «заинтересованных сторон»

Без нейтрализации «партии войны», которая ощущает свою абсолютную...

О чем не сказал Трамп

Трамп перед выборами может заняться урегулированием донбасского конфликта, добиваясь...

Кривбасс штормит

Если добиться ухода с КЖРК «приватовской» команды не получается, то сделать это...

Долговая грусть

Оздоровление банковской системы позволило бы увеличить до 600 тыс. грн. гарантированный...

Виртуально и на самом деле

Россия и Германия не заинтересованы в переводе отношений в режим долговременной...

Налог с хомячков и попугаев

Новый законопроект от «Слуг народа» вроде бы прогрессивный, однако его...

Зе-команда в польском сиквеле «Огнем и мечом»

Активное участие Украины в польских восточноевропейских маневрах контрпродуктивно

Киев подражает и проигрывает

Украина могла бы стать идеальным модератором урегулирования внутриполитического...

Некоторые мысли о нынешних событиях

«Уходи!», которое прозвучало на улицах белорусских городов, — это не просто vox...

В Европу с черного хода

Мы не знаем, какая ситуация с потенциальными донорами внутри страны, но вывоз органов...

Рост напряженности по всем направлениям

Если российско-немецкий кризис не будет разрешен и дело дойдет до срыва СП-2, процесс...

Не согласны? Будем лечить принудительно

Законопроект дает возможность установить отдельный порядок, который позволит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка