Конституционная реформа: авансы и долги

№34 (522) 27 августа - 3 сентября 2010 г. 26 Августа 2010 0

Изменение конституции любого государства имеет историческую перспективу, если способствует развитию человека, формированию гражданского общества и созиданию правовой державы. Иными словами, всему тому, что обеспечивает защиту прав человека. В качестве классического примера подобных преобразований можно привести конституционную реформу Шарля де Голля (1890—1970), которая решила годами копившиеся социальные, экономические и политические проблемы Франции. Плоды этой реформы 1958—1962 гг. французы пожинают по сей день.

Если ревизия основного закона не служит благой цели, то, как говорится, жди беды: конституция обретает фиктивный характер, государство слабеет, народ — чахнет. Наглядный и поучительный пример подобного хода событий у всех на виду: бесславная кончина «могучей и непобедимой» советской державы, становление и защита которой стоили несметного количества человеческих жизней.

Если примерить сказанное к конституционным изменениям, внесенным Законом Украины от 8 декабря 2004 г. № 2222-IV, то нельзя исключать, что оные могут привести к тем же последствиям. Причина лежит на поверхности: эти изменения вопреки требованиям статьи 22 Конституции Украины (далее — Конституция) привели к очевидному сужению содержания и объема существующих прав человека. Вместе с тем права человека — это сердце Конституции. Оно еще не успело толком забиться, как крайне неумелые руки приступили к неуместному хирургическому вмешательству. Подобная «вивисекция» с первых же минут обернулась смертельной угрозой для живого организма неокрепшей державы.

За фактами далеко ходить не надо. Они налицо:

а) вопреки воле народа в одностороннем порядке был изменен объем полномочий Президента Украины. Но тем самым и содержание активного избирательного права граждан, поскольку в процессе прямых выборов главы государства они не просто опускают бюллетень в избирательную урну, а делегируют своему избраннику государственную власть с четко выраженным объемом полномочий. Согласно части 2 статьи 5 Конституции единственным источником власти в Украине является народ. Ему и только ему принадлежит право перераспределения полномочий между высшими органами власти. По сути же принятием указанного закона парламент фактически осуществил узурпацию власти народа. И, заметим, пока ему это сошло с рук;

б) установление срока полномочий высших органов государственной власти в такой же мере, как и их объема, также является исключительной прерогативой народа.

Один из «отцов-основателей» и четвертый президент США Джеймс Мэдисон (1751—1836) в свое время писал: «Гений республиканской свободы требует, с одной стороны, того, чтобы вся власть черпалась из народа, но, с другой — чтобы ее носители содержались в подчинении народу путем кратковременности их назначений и чтобы даже во время такого короткого срока власть находилась во многих руках». Поэтому право на периодичность смены избираемых органов власти является неотъемлемой частью принципа демократии, провозглашенного статьей 1 Конституции.

В 2002 г. народ делегировал парламенту часть своей государственной власти на четыре года. Вместе с тем парламент страны, избранный народом на сей срок, указанным законом в одностороннем порядке продлил свои полномочия до пяти лет. Продление срока своих полномочий, в равной степени как и расширение их объема не может осуществляться на основании решения заинтересованных в этом высших органов государственной власти. Ибо подобное именуется произволом, а не выражением народной воли.

В теории и практике конституционного права выработано понятие первоначальной учредительной власти, то есть власти народа на учреждение, а также изменение своего государства и конституции. В отличие от оной, государство признается властью учрежденной, которая не вправе без особых на то полномочий со стороны учредителя принимать, а также изменять конституцию и основанный на ней государственный строй.

Иными словами, государственные органы, созданные и действующие на основании конституции, не вправе сами себя реформировать, наделять или обделять себя полномочиями, изменять сроки своего пребывания у власти и так далее вопреки воле народа;

в) согласно положениям части 1 статьи 38 Конституции граждане имеют право свободно избирать, а также быть избранными в органы государственной власти.

Конституцию принимали парламентарии, избранные по мажоритарной избирательной системе. Юридический факт ее принятия этим составом парламента подразумевает, что именно они выразили политическую волю избравших их граждан. Тем самым мажоритарная избирательная система приобрела особую легитимность в качестве молчаливо одобренной народом. Так была заложена основа вполне определенного государственного режима, являющегося, между прочим, важнейшим институтом формы государства, которая не подлежит изменению по воле случая.

Упомянутым же законом устанавливается пропорциональная система выборов, где граждане Украины могут быть избранными в органы государственной власти лишь опосредованно через участие в избирательных списках кандидатов в депутаты от партий или избирательных блоков политических партий. То есть в одностороннем порядке был введен избирательный партийный ценз. Сей поразительный факт — вопиющее нарушение прав граждан, которые согласно статье 24 Конституции не подлежат ограничению по политическим или другим признакам.

Сейчас как никогда становится очевидным, что изменение избирательной системы одним из высших органов государственной власти без предварительного одобрения этого действа носителем суверенитета не может расцениваться иначе, как деформация конституционного строя и узурпация власти народа партийной системой. Тем самым, на наш взгляд, допускается очевидное сужение пассивного избирательного права граждан вопреки требованиям статьи 22 Конституции.

Имевшее место перераспределение полномочий между высшими органами государственной власти (в данном случае между главой государства, правительством и парламентом) с конституционно-правовой точки зрения означает по сути изменение формы правления — одной из важнейших составляющих конституционного строя державы. Иными словами, указанным законом, помимо прочего, осуществлено латентное изменение конституционного строя Украины.

На наш взгляд, с момента вступления в силу закона № 2222-IV государство погрузилось в период скрытой и длящейся деформации конституционного строя Украины, что по сути означает перманентный конституционный кризис!

Есть два способа выхода из тупика.

Первый, который весьма условно может быть назван деструктивным, направлен на упразднение правовым путем указанного закона.

Он возможен в двух вариантах:

а) отмена этого закона парламентом;

б) признание закона неконституционным решением Конституционного Суда Украины.

Однако такой путь имеет недостатки. При любом варианте он связан с политической борьбой. Продолжение же любого противостояния на фоне экономического, политического и нравственного кризиса может завершиться коллапсом политической системы Украины.

В качестве же весьма сомнительного преимущества этого пути можно упомянуть простоту (в первую очередь политическую) методов достижения цели. Однако не будем забывать народную мудрость — простота хуже воровства. Видимо, не следует и далее искушать судьбу подобным вариантом поведения.

Второй путь, который опять же условно можно именовать конструктивным. Он предполагает незамедлительное вынесение на суд общества привлекательного, созидательного проекта конституционной реформы. По своему содержанию и методам воплощения в жизнь он должен отвечать потребностям народа в историческом самосохранении и развитии. В этом суть, предназначение любого государства. Примером здесь, разумеется, со сноской на специфику места и времени, может служить «Новый курс» президента США Франклина Рузвельта (1882—1945). Воплощение этого курса в жизнь остановило тяжелейший в истории страны общенациональный кризис.

Аналогом подобной программы в Украине может стать кардинальная, широкомасштабная конституционная реформа. Ее сутью должно стать обеспечение надлежащих, реальных (а не фиктивных) правовых условий для реализации и защиты основных прав человека, созидание гражданского общества, демократическое формирование органов публичной власти, общественный контроль над силовыми ведомствами и так далее. Ядром подобной преобразовательной политики должны стать в первую очередь реформы судебной ветви власти и органов местного самоуправления, то есть именно тех институтов публичной власти, которые наиболее приближены к насущным нуждам людей, к защите их достоинства, свободы и прав.

Территориальные громады при этом должны быть наделены полномочиями избирать, а также отзывать судей и руководителей правоохранительных органов на местах, избирать, а также отзывать депутатов местных советов и руководителей регионов. Люди должны получить реальную возможность непосредственно формировать органы местного самоуправления и состав местных органов государственной власти и тем самым защищаться от любого нарушения их прав в местах непосредственного обитания. Ведь именно там протекают основные процессы жизнедеятельности, разворачиваются драмы и трагедии человеческих судеб.

Конституционная реформа, направленная непосредственно на демократизацию основ публичной власти в Украине, вдохнет надежду в разуверившихся людей, даст им ощущение собственного достоинства и значимости, осознание себя субъектом, творящим свою историю и страну, сформирует у них отношение к инициатору реформы как к лидеру нации.

Отличительной особенностью конституционной реформы должно стать как можно более широкое и полное вовлечение в ее обсуждение и проведение всего населения страны. Только в этом случае она станет одновременно общенациональной школой конституционных знаний, основой для формирования правовой культуры, отсутствие которой губит страну. При проведении любой конституционной реформы следует помнить справедливое суждение председателя верховного суда США Уоррена Бергера (1907—1995), подчеркивавшего, что «Конституция — это не дар правителей народу, находящемуся под их властью, — как Великая хартия вольностей, дарованная королем Иоанном Безземельным в Раннимеде в 1215 году, а передача народом власти правительству, которое он создал». В соответствии с этой логикой и должен выстраиваться алгоритм конституционной реформы в Украине.

В частности, представляется целесообразным его осуществление в три этапа:

1) организация общенационального консультативного референдума по ключевым вопросам конституционного строя;

2) созыв Конституционного совещания для разработки на основе его (референдума) результатов проекта новой редакции Конституции Украины;

3) принятие на общенациональном решающем референдуме новой редакции Конституции Украины.

Разумеется, на консультативный референдум должны быть вынесены только те вопросы, которые в соответствии с положениями статьи 5 Конституции Украины относятся к исключительной прерогативе народа. Эти вопросы должны прежде всего отражать ключевые элементы института конституционного строя. Наши предложения на сей счет нашли свое отражение в предыдущей статье «Что делать?» («2000», № 33 от 19.08.2010).

Излишне утверждать, что при проведении подобной реформы необходимо учесть волю народа. Люди, как правило, становятся сторонниками тех, кто изъявил готовность узнать их мнение и учесть его при проведении своей политики.

Обдуманно и творчески организованный процесс проведения конституционной реформы способен объединить граждан страны.

Необходимыми предпосылками воплощения в жизнь подобного проекта реформ являются наличие у правящего класса страны государственного мышления, последовательности, системности и бескорыстия, то есть именно тех качеств, в которых так нуждается Украина на протяжении всей своей новейшей истории.

Вышесказанное сделать непросто. Но, как говорится, игра стоит свеч, ибо обеспечивает самосохранение, самоуправление, самоидентификацию, а также развитие украинского народа. Неслучайно ведь третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826) утверждал, что «забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственно законная задача хорошего правительства».

Воплощение этой задачи в жизнь — долг любого государства. Смиренное ожидание оного нужно оценить в качестве аванса доверия со стороны даже самого терпеливого народа. Но, по всему видно, что в Украине пришла пора возвращать долги. И в этом случае не стоит забывать, что неумение платить по счетам очень часто заканчивается долговой ямой.

Институт демократии и прав человека:

Михаил Александрович БАЙМУРАТОВ,
доктор юридических наук,
заслуженный деятель науки и техники;

Олег Александрович ДОЛЖЕНКОВ,
доктор политических наук;

Юрий Витальевич МЕЛЬНИК,
кандидат юридических наук;

Александр Геннадьевич МУЧНИК,
заслуженный юрист Украины;

Георгий Борисович ЦЫРФА,
правовед и др.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Коэн: украинский языковой закон — шаг в неверном...

Средства массовой информации сегодня повсеместно испытывают немалые сложности: это и...

«Больше никогда»?

Для поклонников «европейских ценностей» военный переворот в ФРГ, да еще и с...

Российские санкции в контексте российско-украинских...

У нас вновь есть повод для обсуждения современного состояния украинско-российских...

Меркель: первый визит в новом качестве

Судя по итогу визита в Киев, никаких срочных дел у канцлера Ангелы Меркель (по крайней...

Радуга раскола и рябь вместо цунами

Подмеченная фотографом Reuters радуга, вспыхнувшая в небе над американским Капитолием...

Загрузка...

Две весны — два образа выборов

11 ноября на неподконтрольной территории Украины пройдет мероприятие, которое...

Звезды сближаются: Вифлеемская — с...

Вы узнаете: поступит ли в Киев транш МВФ до конца нынешнего года и почему фонд...

Украина и Trident Juncture 2018 — не участвуя поучаствовали...

25 октября 2018 г. в Норвегии стартовали стратегические учения сил НАТО Trident Juncture 2018...

Игра на три результата

Наша страна интересует американцев исключительно в контексте противостояния с...

5 способов вернуть украинцев на родину

За границей трудятся около 5 млн. украинцев, приблизительно 25% экономически активного...

2000 злотых за наши головы!

Крупнейшая строительная фирма Польши — Budimex — стала первым предприятием...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка