Кто подставил президента?

05 Ноября 2020

Неделю назад, комментируя первые итоги местных выборов, я пришел к выводу, что вся система власти в Украине превратилась в хрупкую конструкцию, которая, тем не менее, может оказаться весьма долговечной, поскольку ни у кого нет достаточного ресурса, чтобы изменить ее в свою пользу. Но, как оказалось, желающие ковать железо пока горячо, причем располагающие большими возможностями, нашлись очень быстро.

Конституционный Суд совершенно неожиданно, что называется, на ровном месте, выносит вердикт о несоответствии Конституции закона об обязательном электронном декларировании расходов и доходов чиновников, депутатов и других представителей власти.

Успехи модераторов кризиса

Это решение стало сильнейшим ударом по всей выстраивавшейся в постмайданные годы антикоррупционной системе, фактически подконтрольной Западу: она создавалась под руководством и давлением западных партнеров и предназначалась не столько для искоренения этого явления, сколько для того, чтобы посадить всю украинскую элиту на крючок.

Естественно, последовала весьма резкая реакция Запада, выразившаяся в многочисленных заявлениях, недвусмысленных угрозах прекратить всякую финансовую поддержку и даже отменить «сакральный» безвиз. «Мы получили сразу много сигналов от наших западных партнеров, мы получили сигнал от МВФ, никакого сотрудничества не может быть, никакой миссии можете не ожидать, а я не хочу скрывать от нашего общества, о чем идет речь. Если не будет миссии, то у нас есть и будет дырка в бюджете, о которой мы все открыто можем говорить», — сообщил президент. Понятно, об этом говорилось и на экстренной встрече послов G7 с главой Офиса президента Андреем Ермаком, и, судя по всему, в целом «взбучку» президент независимой державы получил предельно серьезную.

Как известно, серьезные претензии к Зеленскому касательно его отношения к «антикоррупционной системе» возникли еще некоторое время назад. По информации наших источников, западные представители прямо высказали подозрение, что за решением КС стоит сам Зеленский, и пригрозили всеми вытекающими последствиями. Отсюда и беспрецедентное рвение в попытке исправить ситуацию.

Зеленский созвал заседание Совета национальной безопасности и обороны, на котором были приняты «меры по восстановлению доверия к Конституционному Суду». Во-первых, решили возбудить против всех судей КС уголовные дела за попытку узурпации власти, а во-вторых — внести на рассмотрение парламента проект закона об увольнении судей КС, запятнавших честь мундира.

По сути это законопроект о государственном перевороте. Вопрос не только в том, что ни президент, ни парламент не могут лишить полномочий члена КС (это вправе сделать только коллеги по КС двумя третями голосов). Весь смысл существования КС — в его независимости от всех прочих ветвей власти, в том, что он является высшей третейской инстанцией в стране, решения которой может отменить только сам КС.

Между тем президент развил беспрецедентную активность по продвижению своего законопроекта — сначала обратился к депутатам своей фракции по видеосвязи, потом приехал к ним лично. В обращении, которое быстро стало достоянием гласности, в частности, говорилось: «Странное поведение судей Конституционного Суда в считанные часы поставило страну на грань катастрофы. Или страна снова будет втянута в кровавый хаос, или государство снова как система прозрачных правил и договоренностей прекратит свое существование. Или мы наконец-то станем действительно мощной политической силой и скажем свое слово — «нет». Нет вранью.

Надо принять жесткие решения по Конституционному Суду. Обязательно. Это даже не просьба. Никаких просьб, когда уничтожают ценности. Проживем и без просьб. История не судит победителей. И если я решу, что путь разрешения кризиса возможен только через предложенный закон, — надо обязательно поддержать».

А в эфире «Свободы слова» он уточнил: «Если будет политический коллапс и реальный политический конфликт и если я увижу, что в Раде и в «Слуге народа» в первую очередь, депутаты которой попали в Раду благодаря мне и поддержке общества, полный разнос, я допускаю в том числе и тот вариант, который вы озвучили о досрочном прекращении полномочий парламента».

Такая прыть Зеленского, похоже, стала неожиданностью даже для Запада. Все-таки открытый антиконституционный переворот там сочли перебором. Поэтому через 24 часа Евросоюз обратился к спикеру Разумкову с требованием не рассматривать антиконституционный закон Зеленского, отрицательно высказалась и Венецианская комиссия. А итоговым стало заявление послов США, ЕС, Германии, Канады и Японии с призывом всем сторонам «объединиться в диалоге, принять этот вызов и найти решение кризиса».

Ну а КС, явно чтобы добавить перца, сообщил, что на текущей неделе рассмотрит еще два крайне резонансных вопроса — о соответствии Конституции одиозного «закона об украинизации» и закона об обороте земель сельхозназначения (купле-продаже земли). Относительно того, какие на сей счет готовились решения, инсайды противоречивые (а это и не столь важно — любое решение сильно добавит напряженности в обществе), но на момент написания этого материала стало известно, что их рассмотрение отложено.

Остерегусь делать прогнозы в данной ситуации, лишь отмечу, что самым «вегетарианским» выглядит компромисс, при котором КС попросту отменит вызвавшее столь резкую реакцию решение и все, включая судей КС, останутся при своих интересах.

А вот определенные выводы уже можно сделать.

Во-первых, Конституционный Суд себя действительно полностью дискредитировал. Ну всем, абсолютно всем очевидно, что своей активностью он просто сыграл на стороне кого-то из крупных игроков, и персональный интерес судей достаточно понятен. А главное — этот крупный игрок и играть решил по-крупному (извините за тавтологию), а может, пошел ва-банк.

На сей счет Давид Жвания уже заявил, ссылаясь на свои источники в окружении Порошенко: «В Украине готовится государственный переворот. Готовится он давно — примерно с начала лета этого года. Но раньше это были во многом пустые разговоры. Теперь же, после выборов, все стало намного серьезнее. Я знаю, что заговорщики приняли решение действовать, и у них есть четкий план.

Он разрабатывался давно, но раньше сам Порошенко не верил в его осуществимость. Все изменили местные выборы. Порошенко сделал вывод, что власть слаба, что народ больше не поддерживает Зеленского. Также Порошенко получил контроль за несколькими облсоветами на Западной Украине, которые в нужный момент по команде Порошенко откажутся выполнять распоряжения центральной власти».

Кроме того, по данным бывшего нардепа, Петр Порошенко верит в победу Джо Байдена в США и уверяет свое окружение в том, что Байден в курсе и поддерживает его план: «Поэтому сразу после выборов в США и победы Байдена планируется начать атаку на президента Зеленского. Это будут информационные атаки и уличные акции. Цель — расшатать ситуацию в стране, сделать ее неуправляемой и вынудить президента досрочно уйти в отставку».

Конечно, считать Жванию надежным источником нельзя — он ведет свою игру. Но очевидно и то, что, кроме Порошенко, разве что Игорь Коломойский может быть кандидатом в организаторы нынешнего кризиса, но, как я отмечал неделю назад, для него особые выгоды в обострении не просматриваются — риск потерять куда больше.

А вот амбиции экс-президента видны невооруженным глазом, о готовящейся «горячей осени» много говорилось некоторое время назад. И логично, что ее старт «подгадали» под завершение неудачной для Зеленского избирательной кампании. И нужно констатировать, что значительные результаты модераторами кризиса уже достигнуты.

Во-первых, заметно подорвано доверие Запада к нынешнему президенту. Если ему не удастся так или иначе выполнить требования Запада, там действительно могут заморозить поддержку Киева, а значит — активировать процесс замены высшего руководства страны. И уже одним своим законопроектом о роспуске КС Зеленский дал готовый повод для импичмента.

Во-вторых, наглядно продемонстрирована потеря Зеленским контроля над собственной фракцией и парламентом в целом, притом что спикер Разумков уже позиционирует себя в качестве самостоятельной фигуры. Несмотря на все увещевания, найти достаточное количество голосов так и не удалось, пришлось ограничиться обращением депутатов к судьям КС с призывом подать в отставку. И это большой минус в «карму» действующему президенту, чьи проблемы, похоже, только начинаются.

Несвоевременная дорожная карта

Между тем очень важное событие произошло в Трехсторонней контактной группе. Как стало известно, сторона самопровозглашенных республик внесла на рассмотрение свой проект дорожной карты по реализации Минских соглашений. Документ достаточно объемный, чтобы газетная площадь позволяла разместить его полностью, поэтому укажу ключевые моменты.

Главное, он детализирует политические пункты, которые в собственно Минских соглашениях прописаны чрезвычайно схематично. За прошедшие с момента их подписания без малого шесть лет мы неоднократно отмечали, что именно эти т.н. детали могут стать камнем преткновения, даже если стороны всерьез займутся реализацией договоренностей.

И вот республики внесли проект, детализирующий Минские соглашения, с положениями, которые четко указывают на то, что «отдельные районы» после его реализации будут находиться под суверенитетом Киева, жить в украинском правовом поле, пусть и в «особом статусе», с большими полномочиями местных властей, но в рамках, данных им украинскими законами.

Показательно, что даже снятие экономической блокады Донбасса, которое — по идее и согласно Минским соглашениям (а они были подписаны еще до ее введения и предполагали «восстановление экономических связей») — призвано было бы стать одним из первых шагов по урегулированию, должно произойти через два месяца после установления украинского контроля над границей, одновременно с возвращением на территорию ОРДЛО украинских госучреждений. Т.е. дается понять, что сторона самопровозглашенных республик не прибегает к тактической хитрости — получить желаемое, а затем начать бесконечные проволочки.

Более того, значительной уступкой Киеву выглядит то, что согласно этим предложениям особый статус устанавливается не навсегда, а до 2050 г. Правда, этот пункт сопровождается дополнением: «эта статья Конституции, а также дополняющий ее закон не могут быть изменены без согласия жителей отдельных районов, которое выражено на референдуме, за который высказалось не менее 20% их жителей». Проводить такой референдум нельзя раньше 2045 г. и позднее 2049 г.

Видимо, казуистическая формулировка призвана замаскировать то, что ближе к истечению указанного срока жители «районов» могут сами определить на референдуме, продлевать ли особый статус. Помощью Зеленскому выглядит и пункт о полном обмене удерживаемыми лицами через три дня после принятия Радой одобряющего этот план постановления, ведь президент любые «подвижки» оправдывает необходимостью скорейшего освобождения наших людей.

В общем, документ конструктивный и рабочий, но главное — сама его подача показывает кардинальное изменение позиции «противоположной стороны»: впервые предложен план реальной реинтеграции ОРДЛО в Украину. Ведь ранее позиция сводилась к «выполняйте Минские соглашения», и было достаточно оснований считать, что политика саботажа со стороны Киева Москву (тем паче — республики) вполне устраивала — возврат мятежных регионов в «лоно» Украины на любых условиях мог стать имиджевым ударом по российской власти, особенно внутри страны.

Как мне представляется, такой поворот мог стать в т. ч. следствием истории с Алексеем Навальным. Разгоравшийся вроде бы скандал достаточно быстро сошел на нет, «Северный поток-2» уцелел, ЕС ограничился малочувствительными персональными санкциями в отношении пяти лиц, окончательно бить горшки с Москвой Европа в лице Берлина и Парижа не стала.

Но, видимо, в первую очередь такая «мягкость» связана с тем закулисным торгом, который стороны, безусловно, вели, пока обменивались резкими публичными заявлениями. В частности, я обращал внимание на состоявшуюся в самый разгар скандала встречу советников глав стран — участников «нормандского формата», притом что Россия очень долго от нее отказывалась ввиду полного тупика в переговорном процессе. На мой взгляд, она была лишь поводом для визита в Берлин помощника российского лидера Дмитрия Козака, медийным «прикрытием» его переговоров с германскими представителями, о которых, понятно, не сообщалось.

Все указывает на то, что Россия согласилась на определенные уступки по «украинскому кейсу», но, как следует из предложенного проекта, все эти уступки полностью лежат в формате Минских соглашений. Т. е. Россия попросту пообещала постараться их выполнить и демонстрирует свою добрую волю.

Правда, если Киев не примет предложения, то вся ответственность за срыв мирного урегулирования в глазах Берлина и Парижа ляжет на него. Ведь подвижек в плане ключевых возражений украинской стороны в дорожной карте нет — по-прежнему «граница после выборов»?

Кроме того, новые предложения предусматривают весьма сложные домашние задания для Зеленского. Мало того, что остается проблема внесения изменений в Конституцию (для чего нужно 337 голосов в Раде), так карта дополняет историю с особым статусом Донбасса новыми законопроектами, которые должен внести Зеленский: о разграничении налогов и сборов, собственности, полномочий между Нацполицией и Народной милицией.

А также об амнистии и недопущении дискриминации лиц, которые принимали участие в событиях на Донбассе. Еще один законопроект касается проведения внеочередных выборов в ОРДЛО. И наконец — отмена или изменение трех скандальных украинских законов: об образовании, о государственном языке и о реинтеграции Донбасса.

Реакцию радикалов, перед которыми нынешняя власть испытывает просто животный страх, представить совсем несложно. Их «принципиальная позиция» в том, что реинтеграция должна проходить по принципу «шок и трепет», и лучше совсем никак, чем по-другому. Да и голоса в Раде под сложные законопроекты находить все труднее.

Наконец, обозначившийся внешнеполитический поворот Украины в сторону наиболее антироссийских государств, особенно Великобритании, подразумевает и курс на максимальную конфронтацию с Россией (исключительно для которой этим «друзьям» Украина и нужна), а также на охлаждение отношений с теми западными державами, которые настроены на сотрудничество с Россией, развитию чего, как неоднократно указывали лидеры Франции и Германии, как раз и мешает неразрешенный конфликт на Донбассе.

Поэтому поводов для оптимизма я пока не вижу. По сообщению российской делегации, Леонид Кравчук пообещал через неделю предоставить украинский вариант дорожной карты, но по совпадению или нет, уже через день Алексей Арестович был назначен советником украинской делегации в ТКГ по Донбассу по информационной политике (известно, что этот пост предлагался Маркияну Лубкивскому — оба яркие представители «партии войны»).

По его словам, он назначен «с полномочиями «единого голоса» по информированию СМИ, международных партнеров и народа Украины». Также Арестович сообщил, что назначен по решению Леонида Кравчука, но, судя по всему, это всего лишь жест вежливости в отношении первого президента Украины, окончательно превратившегося в свадебного генерала, которому к тому же попросту заткнули рот.

И, наконец, вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников назвал неподконтрольные территории Донбасса «больными территориями» и сравнил их с онкологической опухолью. «Нам главное не взять его обратно, как опухоль, с которой мы не знаем, что делать. Но мы понимаем, что у нас есть два варианта. Это больные территории, ментально в том числе. Есть вариант резекции полной, ампутации, или лечить. Я за терапию и полное восстановление нашего организма».

Арестович тут же прокомментировал, что Резников-де «сказал это как частное лицо. Он же не сказал, мол, «моя официальная позиция как члена делегации ТКГ заключается в том, что...». На возражение журналистов о том, что публичное интервью нельзя назвать неформальной беседой, а Резников занимает государственную должность, представляя Украину в ТКГ, Арестович также ответил метафорично: «А что важнее — должность или человек? Это заявление официального лица в неофициальной обстановке».

Ну и, конечно, не стоит ожидать больших подвижек, пока не разрешится нынешний внутриукраинский кризис, который, судя по всему, только разгорается.

Физика и лирика ситуации

Зеленский стал неким объединяющим и стабилизирующим для страны фактором — вроде...

Расстояние до народа

Толчком к сворачиванию остатков социального государства стало углубление т. н....

Утилизация елок

После праздников от символа Нового года начинают массово избавляться. Национальный...

За занавесочкою лжи

Распространение доллара по всему миру было необходимым, но недостаточным условием...

Сигнал всем игрокам

В роли «доброго следователя» должны выступить президент Зеленский и...

«Голос» и его новогоднее «чудо»

Ставка на сырье, даже если оно содержит наркотики, ни до чего хорошего бедные страны...

Мятеж и цифровой переворот?

Цензура в традиционном правовом понимании – это, действительно, акт государства.

«Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь»

Пока все ломают головы и копья по поводу достройки в водах Балтики эпохального...

Есть ли основания для оптимизма?

Ушедший в вечность 2020-й многие, по их словам, не проводили, а спровадили, поскольку он...

Дед Мороз, Кристкиндл, святой Миколай — было бы...

Скоро фейерверки ознаменуют вхождение в третий десяток ХХI века — мир вступил в...

Бабушка с дедушкой рядышком

МВФ абсолютно безразлично, за чей счет будут сокращать расходную часть —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка