Мира нет без общих интересов

№39(923) 27 сентября — 3 октября 2019 г. 26 Сентября 2019 5

Видимое оживление в процессе мирного урегулирования конфликта на Донбассе переводит его обсуждение в практическую сферу. И, несмотря на его специфику, заставляет обратиться к зарубежному опыту.

Ясности нет во многих аспектах, глобальных и локальных, принципиальных и сугубо формальных. Однако наиболее острое звучание приобретают три вопроса.

Какой международный (раз уж мы изначально пошли по этому пути) формат посредничества наиболее эффективен? Разговоры об изменениях в «нормандском формате» ходят едва ли не с момента его учреждения. Смена власти в Украине также оживила эти темы, так как сама по себе является публично приемлемым поводом для пересмотра предыдущих договоренностей.

Каким образом возможна реинтеграция жителей неподконтрольных территорий/украинцев, воевавших в вооруженных формированиях самопровозглашенных республик? И это вопрос не только условий для проведения местных выборов, который, однако, стал едва ли не главным препятствием на пути урегулирования. Это и проблема дальнейшего сосуществования в одном государстве тех, кто воевал по разные стороны. Недавнее убийство в Мариуполе Романа Джумаева (ранее воевавшего за «республики», а теперь находившегося под домашним арестом) показывает, что принятие исключительно нормативных актов без необходимого организационного подкрепления не спасет от угрозы «тихой войны» в городах.

И каким образом Украина может привлекать средства — как на необходимые мероприятия в русле мирного процесса, так и на последующее восстановление инфраструктуры?

В качестве примера для поиска возможных ответов выбрано урегулирование двух вооруженных конфликтов — прямо не похожих на донбасский, но имеющих (каждый свои) общие с ним черты: гражданская война в Колумбии и конфликт в Северной Ирландии.

Стена согласия

Наиболее показательным примером эффективной международной дипломатии при решении внутреннего конфликта является урегулирование конфликта между католиками и протестантами в Северной Ирландии.

Основным отличием от конфликта в Донбассе тут является его общепризнанно внутренний характер. Официальная Ирландия и сама была негативно настроена в отношении белфастских ирредентистов. Ну а предположения отдельных публицистов, что конфликт в Северной Ирландии мог использоваться США для давления на Соединенное Королевство, официального подтверждения не получили.

Тем не менее к урегулированию проблемы удалось прийти лишь в формате двухуровневого международного сотрудничества. И это ценный урок для Украины. Соединенное Королевство и Ирландия вели многолетние двухсторонние переговоры (и осуществляли практические совместные шаги), по мере желания/необходимости учитывая позиции североирландских республиканцев (католиков, сторонников объединения с Ирландией) и юнионистов (протестантов, сторонников единства с Великобританией).

Параллельно этому же осуществлялась деятельность международных структур — Европейского Союза, ООН. Безусловно, активное участие в урегулировании принимали и Соединенные Штаты Америки — в силу важности отношений с Соединенным Королевством и влиятельности американцев ирландского происхождения внутри США.

Соглашение в Хиллсборо в 1985 г. между Соединенным Королевством и Ирландией подтвердило, что Ирландия имеет консультативные права в этом формально внутреннем конфликте. И бойцы ИРА, и юнионисты Северной Ирландии расценили это чуть ли не как предательство — хотя документ был более чем реалистичным. Он фактически закреплял территориальную целостность Соединенного Королевства и одновременно формализовал границы допустимого вмешательства со стороны Ирландии.

Такая формула могла бы работать и в Украине: собственно, Минские соглашения, закреплявшие статус Донбасса как неотъемлемой части Украины, предусматривали именно такой подход. Там, в частности, содержится упоминание о необходимости обеспечить Донбассу возможность экономического сотрудничества с приграничными регионами России. А декларация лидеров государств «нормандского формата» предусматривала трехсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов сотрудничества Украины с ЕС, вызывающих обеспокоенность России.

В то же время еще недавно требования выполнения Минских соглашений в Украине могли рассматриваться чуть ли не как госизмена. Хватает сил, заинтересованных в продолжении вялотекущего конфликта, и в России. И здесь мы подходим к пониманию того, почему получилось у Ирландии и Соединенного Королевства и что необходимо, чтобы получилось у Украины и России.

Дублин и Лондон объединяло негативное отношение к деятельности Ирландской республиканской армии. Не следует забывать, что вскоре после того как Ирландия выиграла войну за независимость, в ней разразилась гражданская война — между сторонниками умеренного пути (постепенного обретения полной независимости эволюционным путем, согласия на включение Северной Ирландии в состав Соединенного Королевства) и радикальными республиканцами («единая Ирландская республика в 32 графствах» — т. е. на территории всего острова). Победили умеренные — а ИРА в Северной Ирландии является наследницей не просто радикалов, а радикалов, не смирившихся с поражением (так как принявшие «положение дел» радикалы в очень скором времени пришли в Ирландии к власти мирным путем). Их деятельность вызывала раздражение и у властей Ирландии — т. о. здесь интересы властей Соединенного Королевства и Ирландии совпадали.

При этом ирландское правительство, понятно, не могло оставаться безучастным к теме прав ирландцев в Соединенном Королевстве — безразличие вызвало бы негатив уже в самой Ирландии. Необходимость расширения культурных и политических прав ирландцев со временем осознали и правящие круги СК. Поэтому имело место и стратегическое совпадение интересов.

Т. о. без усиления влияния (что в Украине, что в России) группировок, заинтересованных в мирном разрешении конфликта в Донбассе, вряд ли удастся перейти к действенному мирному урегулированию. Международное вмешательство не заменит политической воли государств, наиболее близко соприкасающихся с проблемой.

В то же время североирландский опыт показывает важность международного вмешательства для восстановления экономики региона. И это, увы, то, на что вряд ли приходится рассчитывать Украине.

Важную роль тут сыграло членство СК и Ирландии в ЕС, ставшем одним из основных спонсоров «Международного фонда для Ирландии», созданного правительствами Ирландии и СК в 1986 г. для оперирования международной финансовой помощью. И, нужно отметить, распределять было что: общая сумма денежных средств, полученных из США, ЕС, Канады, Австралии и Новой Зеландии, достигла 890 млн. евро. Всего было профинансировано более 5800 проектов.

Помимо щедрой финансовой помощи из-за рубежа, большое значение для установления мира имело проведение амнистии для участников вооруженных формирований — и даже террористов (в полном смысле этого слова). Дорогу к их освобождению открыли Соглашения Страстной пятницы 1998 г. Амнистия происходила путем персонального пересмотра дел — причем на свободу отпускали и осужденных за тяжкие проступки (к примеру, сообщалось об освобождении одного из террористов, осужденных на 9 пожизненных заключений).

К этим непростым (и кажущимся для Украины сейчас невозможными) мерам пришлось приходить через тысячи жизней. Взаимопонимания не слишком прибавилось и сейчас: всемирно известны шестиметровые стены Белфаста, разделяющие католические и протестантские районы. Считается даже, что у жителя Белфаста до совершеннолетия гораздо больше шансов вообще не встретить члена другой общины, чем даже случайно натолкнуться на него. Однако это все же пусть и плохой, но мир — хотя и давшийся большой человеческой и денежной ценой.

Гарантий нет

Гораздо печальнее обстоят дела в Колумбии — с ее продолжающейся гражданской войной. С небольшими перерывами и разной интенсивностью так происходит с середины ХХ в.

Разгоревшаяся в 1948 г. «Ла Виоленсия» (исп. насилие) казалась лишь еще одной строкой в печальной истории вооруженных конфликтов между консерваторами и либералами, привыкшими решать политические споры с помощью гражданских войн. Однако в тот раз либералы пошли на стихийный альянс с левыми (набиравшими популярность среди бедного населения Колумбии). В результате — после завершения «Виоленсии» и даже после подписания пакта между консерваторами и либералами — в Колумбии появилась новая сила.

Опасения, что бедные крестьяне, получившие военный опыт в недавнюю гражданскую войну и все более симпатизирующие коммунистам, могут стать угрозой правительству, привела к атакам вооруженных сил на отдельные поселения. Те оборонялись. И вот так постепенно, без формального объявления войны складывалась мозаика гражданской войны в Колумбии — из правительственных вооруженных сил, правых «парамилитарес», левых повстанцев. А со временем в эту картину добавились наркокартели.

Для Украины ситуация, к сожалению, ближе, чем может казаться. Во-первых, Колумбия точно так же стала жертвой геополитических игр. Различные центры силы вели (и ведут) на ее территории ту самую «гибридную войну». Самую большую роль, безусловно, здесь играют США, сотрудничающие с правительством Колумбии, а также с правыми «парамилитарес».

В свою очередь обвинения в поддержке левых повстанцев ранее звучали в адрес СССР и Кубы, а теперь — в адрес левых правительств Эквадора и Венесуэлы. Колумбийцы не могут сами закончить свою войну — даже при том, что здесь, в отличие от Украины, речь о внешней агрессии вроде и не идет.

Вторая опасность состоит в распространенности насилия как средства решения политических проблем. Политические убийства в Колумбии широко распространены даже вне собственно гражданской войны.

Массовый характер в Колумбии обрели убийства социальных лидеров — активистов местных общин, отстаивающих локальные социально-экономические интересы. Для Колумбии остро стоит вопрос пользования природными ресурсами. И крупные корпорации, не заинтересованные договариваться с местными жителями, прибегают к услугам «парамилитарес». Те «легитимизируют» политические убийства обвинениями местных лидеров в связях с левыми партизанами. Убивают социальных лидеров и просто для запугивания.

А главным «оправданием» служат, разумеется, не обвинения в адрес жертв (которых бывает по нескольку на день). То, что убийства происходят как бы «вне» основной линии гражданской войны, позволяет СМИ их игнорировать. Массовые убийства социальных лидеров остаются практически вне внимания мировых медиа — и мотивации решения этой проблемы для властей практически нет.

И самое тревожное — колумбийское общество расколото по вопросу необходимости мирного урегулирования. Значительная часть колумбийцев уверены, что правительство способно подавить выступления партизан силой. Так, в 2016 г. мирное соглашение между правительством и FARC не получило одобрения на референдуме — противников и сторонников мира оказалось примерно поровну, при незначительном преимуществе первых.

Что также не способствует урегулированию.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Приглашение от Трампа – не повод для визита

Американские аналитики, сотрудники посольства и другие специалисты тщательно...

Фетиш слабого лидера

Поведение нашей элиты, готовой выкладывать сотни тысяч долларов за возможность...

"Ивана Грозного" Украина так и не дождалась

10 ноября 2019 года. Воз и ныне там – разрекламированное украинским посольством в...

Змеиное гнездо украинской прокуратуры

Глава ГПУ «вступил в сговор с коррумпированным чиновником» ради развала...

Как министр внутренних дел на генпрокурора в госдеп...

Юрий Луценко 9 января побывал с частным визитом в США, где встретился с Руди...

Загрузка...

Растет число "свидетелей звонка"

Ни Белый дом, ни Банковая так и не опубликовали полный и исчерпывающий перечень...

Перерождение или гибель

Демонстрация амбиций без создания условий для их реализации, мародерское отношение к...

Украина глазами Курта Волкера

Луценко пытался продемонстрировать США свою ценность и значимость, с тем чтобы США в...

Посол Йованович об украинских политиках и чиновниках

Особое место в откровениях бывшего посла США в Киеве Мари Йованович занимают четверо:...

Предвыборный капитал на промахах и ляпах

До дня голосования ровно год, и избирательный штаб Трампа кует финансовый и...

Конгресс сыграл на руку ультраправым Украины

Благодаря «Азову» Украина обретает статус нового логистического центра...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка