«Налог на Google»: новые риски

№8(974) 25 февраля – 3 марта 26 Февраля 2021

Как показывают данные социологического опроса, проведенного RBG, интернет впервые опередил телевидение в рейтинге источников, откуда украинцы получают информацию.

По данным опроса, проведенного компанией Research Branding Group, 51% украинцев назвали интернет в качестве источника получения информации, телевидение — 44% опрошенных.

Можно спорить о том, каким источникам получения информации более привержены политически активные украинцы, и в этой связи — какие возможны политические последствия переориентации потребителей информации. Но нельзя оспорить экономических последствий подобных перемен. Как минимум — на рекламном рынке.

Переориентация потребителей на иные носители информации будет вынуждать бизнес (как, впрочем, и политиков) вносить коррективы в рекламные стратегии. Соответственно сфера интернет-рекламы будет привлекать больший объем средств рекламодателей. А значит — большее внимание государства к данной сфере, включая предметный интерес относительно возможностей дополнительного налогообложения.

Следует отметить, что во всех государствах—соседях Украины крупные цифровые компании, оказывающие те или иные платные услуги гражданам этих государств, платят налоги — либо налог на добавленную стоимость, либо налог на товары и услуги. Несмотря на расширение рынка интернет-рекламы и платных интернет-сервисов, в Украине данная сфера оставалась неурегулированной с точки зрения налогового законодательства. Собственно, это касается не только рынка рекламы и сервисов в интернете. В украинском законодательстве, к примеру, до сих пор нет внятного толкования статуса интернет-СМИ, и (в отличие от, к примеру, Беларуси) отсутствуют внятные правила работы с криптовалютами.

Но вот 17 февраля Верховная Рада в первом чтении 286 голосами «за» приняла законопроект №4184, которым предлагается обложить налогом на добавленную стоимость в размере 20% компании-техногиганты, не являющиеся резидентами Украины. Это, например, Google, Facebook, Megogo, Netflix и YouTube. На данный момент компании-нерезиденты НДС не платят. По мнению авторов законопроекта, данное постановление в некоторой степени уравнивает шансы украинских предпринимателей, работающих в сфере интернет-рекламы и интернет-услуг: в настоящий момент они (если, конечно, работают в полном правовом поле) должны платить НДС — чего, повторюсь, не обязаны делать крупные иностранные компании-нерезиденты.

О том, что речь идет в первую очередь о крупных компаниях-нерезидентах, свидетельствует порог в 1 млн. грн. в год — если сумма операций, произведенных на территории Украины нерезидентом, меньше этой суммы, нововведение их не касается.

Дополнительные налоги, позволяющие привлечь средства в бюджет на фоне пандемии коронавируса, пытаются ввести во многих государствах. Например, Группа левых республиканцев и демократов (GDR) в парламенте Франции предложила ввести временный (действующий в течение 2021 г.) «коронавирусный» налог в 15% для предприятий электронной торговли с товарооборотом, превышающим 750 млн. в мире и 25 млн. евро во Франции. Закон направлен преимущественно на компании торговли по интернету, такие как Amazon, резко богатеющие на фоне карантинных ограничений.

В случае же с законопроектом №4184 речь идет исключительно о распространении уже существующего закона на нерезидентов. Как это может работать, показывает опыт Беларуси и России. Так, в Беларуси «налог на Google» (как он широко называется в обиходе) в размере тех же 20 процентов НДС введен еще в 2018 г. Компании-гиганты должны были зарегистрироваться в налоговых органах; и практика показала, что они послушно выполнили это требование. Физического присутствия в стране представителей компании, открытия официальных представительств при этом не требовалось.

В России НДС в размере 16,67% обязаны платить компании-нерезиденты, оказывающие цифровые услуги гражданам РФ на ее территории. В ноябре 2020 г. в качестве мер поддержки для российского IT-бизнеса была введена возможность получить вычет по НДС в размере 20% — для тех компаний из РФ, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту. Компании-гиганты достаточно активно шли на сотрудничество с органами власти. В то же время периодически поступают жалобы на сложности работы с российскими электронными системами регистрации.

Т. о. залогом успешного внедрения «налога на Google» является доверие иностранных компаний к договороспособности государства (с одновременной готовностью государства), а также прозрачность регистрационных систем.

В то же время принятие законопроекта №4184 в первом чтении уже вызвало массовое беспокойство. В основном споры касаются того, что дополнительные налоговые издержки будут возложены на самих украинцев.

В законопроекте нет требования о том, чтобы компании не повышали стоимость своих услуг, действующую на данный момент. Иными словами, велика вероятность того, что дополнительную налоговую нагрузку просто переложат на потребителей — повысив цены на оказываемые услуги.

В первую очередь в «группу риска» попадает бизнес, заказывающий продвижение своих товаров и услуг в интернете, а также пользователи интернета, подписанные на платные сервисы. Однако, с учетом того, что данные издержки неизбежно будут закладываться в общую стоимость товаров и услуг, изменения могут почувствовать и прочие украинцы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Постскриптум ко Дню космонавтики

День космонавтики и 60-летие первого полета человека в космос президент Владимир...

«Кредитный марафон» на интерес

Заменить заимствования МВФ другими средствами вполне возможно

Оптимальный вялотекущий конфликт

Пауза, которую взяли в контактах с Зеленским Меркель и Макрон, показывает, что и там...

«Большое строительство» ушло в песок

Прежде чем запускать «Большое строительство», нужно было сформировать...

Геополитический реализм Турции и украинские иллюзии

Украине нужно учиться у Турции проводить политику в эгоистических национальных...

Приоритетная фантасмагория-2021

Судя по всему, такие примеры, где мужчина является формальным главой семьи и...

Как министр аграрной политики строил свой агробизнес

За год г-н Лещенко совершил головокружительный карьерный скачок – от депутата...

Игры на обострение

Игры на обострение, в которых каждая из сторон пытается получить свой тактический...

Табачный конфуз

Первым Авторизованным экономическим оператором в Украине стал швейцарский табачный...

«Твердая команда» из Вашингтона

«Застой» в урегулировании завершается, но в какую сторону пойдет развитие...

Нашествие невежества

«Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм – чернь», –...

«Танцы с Коломойским» и «Утро с Ахметовым»

Противоборствующие стороны готовы использовать все доступные методы для ограничения...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка