Нет обсуждения — нет проблемы?

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 1 4.8

1 марта стало известно, что предстоятель Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей отказал во всеправославном обсуждении вопроса о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины.

Соответствующая информация содержалась в ответе на письмо предстоятеля Антиохийской церкви Иоанна Х.

«Великая Святая Церковь Христова, взирая в любви и самопожертвовании, без своего интереса или давления, с одной целью единства украинского народа и прекращения разделения и раскола в собрании миллионов верующих, к объятиям канонической Церковью после того, когда они были вне ее несправедливо, следуя церковной традиции и канонам, наградила автокефалией Церковь Украины тем же способом, как получили внутреннюю администрацию все другие новосозданные Автокефальные Церкви, которые утверждены тем же методом без Православного Собора или общего обсуждения с братскими Автокефальными Церквями», — пишет Варфоломей.

Сторонники Православной церкви Украины могли бы быть довольны. Вот только следует заметить, что эта позиция Константинополя еще больше подчеркнула разрыв между его позицией и мнением остальных поместных церквей. Ни одна из них до сих пор не признала ПЦУ — и все большее число их единственным возможным способом решения «украинского вопроса» называют именно всеправославное совещание.

Полная ясность

Антиохийский патриарх Иоанн Х отправил свое письмо еще 31 декабря 2018 г. А 1 февраля 2019 г., выступая на торжествах по случаю 10-летия интронизации патриарха Московского Кирилла, он, по сообщению пресс-службы Московского патриарха, «призвал Поместные Церкви возвысить свой голос против беззакония Константинопольского патриархата». За два дня до этого Иоанн Х заявлял, что Антиохийская церковь не примет попыток одностороннего решения спорных церковных вопросов.

Польская православная церковь отправила свой призыв о всеправославном совещании на несколько дней позже Антиохийской, 3 января 2019 г. предстоятель Польской церкви митрополит Савва заявил, что «так называемый «Объединительный Собор», который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но наоборот, усилил ее, привнося в жизнь общества множество болезненных явлений не только церковных, но и социально-политических». Исходя из этого, митрополит Савва обратился к патриарху Варфоломею: «Ваше решение о Церкви в Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к Вам с просьбой обдумать решение о собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей... Мы хотим видеть, что Ваши действия объединяют Православие, а не разделяют его».

28 февраля на сайте Отдела внешних церковных связей РПЦ опубликовано заявление Сербской православной церкви (по некоторым греческим источникам, речь идет о письме предстоятеля СПЦ патриарха Иринея патриарху Варфоломею). Там отмечается, что Белград просил Константинополь «по-настоящему помочь решению кризиса в братском диалоге с Русской Православной Церковью и советуясь с остальными Церквями». Сербская церковь не признает «раскольнический епископат в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства», не признает объединительный собор в Софии, воздерживается от канонического и литургического общения с ПЦУ. Сербская церковь «просит и умоляет Святейшего Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им до сего дня решения и восстановить прежний благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей».

Ранее с обращением о необходимости всеправославного совещания к патриарху Варфоломею обращалась и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А 28 февраля стало известно, что указом архиепископа Пражских и Чешских земель Михаила (Дандара) священству запретили церковное общение с клириками новосозданной ПЦУ, признав канонической исключительно УПЦ. Впрочем, решения синода данной церкви пока нет — но вряд ли оно будет принципиально противоречить предыдущим актам.

Попытки интерпретации

Достаточно оживленную полемику в Украине вызвали недавние решения синодов Румынской и Кипрской церквей. Несмотря на то что ни одна из них не признала ПЦУ, в их решениях попытались найти благоприятные «интонации» для этого признания в будущем.

Однако именно патриарх Варфоломей своим заявлением об отсутствии необходимости всеправославного совещания заставляет взглянуть на эти заявления отнюдь не в благоприятном для ПЦУ ключе. Румынская патриархия предложила решать конфликт посредством диалога между Константинопольским и Московским патриархатами, «в результате которого было бы найдено приемлемое решение через сохранение единства веры, уважение административно-пастырской свободы духовенства и верующих в этой стране, а также восстановление евхаристического общения». Если же такой диалог успехом не увенчается, Румынская церковь предлагает созыв совещания предстоятелей Православных церквей. При этом отдельно отмечается, что томос был предоставлен тем, кто находился в расколе с Православной церковью.

Что же позволило сторонникам ПЦУ трактовать это решение в положительном для себя ключе? Два пункта. Во-первых, Румынская церковь обратилась к Константинопольской с просьбой разъяснить законность хиротоний представителей ПЦУ (что позволило представить это как вероятное условие признания ПЦУ). Во-вторых, отдельная тревога была высказана касательно положения румынских приходов в Черновицкой области (что позволило представить гарантии их безопасности как вероятное условие признания ПЦУ).

Однако по факту эти утверждения означают, что на данный момент Румынская церковь не считает хиротонии ПЦУ законными. Одновременно с этим румынские приходы в Черновицкой области находятся в составе УПЦ и не проявляют стремления к переходу в ПЦУ.

Несколько сложнее ситуация с Кипрской церковью. В заявлении ее синода действительно звучали осуждающие ноты в отношении РПЦ: так, разрыв евхаристического общения был назван недопустимым. Неодобрительно высказалась Кипрская церковь и о тех церквях, которые проигнорировали Всеправославный собор на Крите в 2016 г. Вот только собственно РПЦ тут не прозвучала. А разрыв евхаристического общения между Русской и Константинопольской церквями, увы, не является единичным прецедентом. «Говорится о прекращении евхаристического общения между Константинопольским патриархатом и Элладской церковью, между Константинопольским патриархатом и Иерусалимской церковью, между Иерусалимской церковью и Антиохийским патриархатом», — пояснил замглавы отдела внешних связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.

При этом Кипрская церковь отмечает, что анафемы, наложенные РПЦ, признавала вся полнота мирового православия.

Инерция недобровольности

Отдельно следует остановиться на вопросе Критского собора. Долго готовившийся, он состоялся в 2016 г. без участия четырех церквей: Антиохийской, Русской, Грузинской, Болгарской. Он был призван решить вопросы церковного управления в диаспоре, связей с другими христианскими конфессиями и отдельные вопросы духовности в современном мире. Предполагалось обсуждать вопросы, достаточно актуальные для текущего момента в Украине.

«Вселенская Патриархия считает, что православная диаспора во всем мире принадлежит ей, — рассказывал тогда митрополит Ловчанский (Болгарская православная церковь) Гавриил (Динев). — Это, например, означает для болгар, что они, где бы ни находились за пределами своей родины, будут пасомы Вселенской Патриархией. Однако болгары категорически не хотят этого... Вселенская Патриархия также считает, что имеет право предоставлять (а вероятно, и отнимать тоже) автокефалию конкретной Поместной Православной Церкви».

Единства по этим и многим другим острым вопросам до собора найти так и не удалось. И теперь это использует Константинопольский патриархат. В ответе на письмо патриарха Иоанна Х патриарх Варфоломей пишет также, что «после того, когда четыре Православные Церкви, с церковной и богословской точки зрения, без причины отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьезное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом».

Позиция, даже если не вдаваться в дискуссии о «беспричинном отсутствии», вызывает недоумение: если единства не удалось достичь в прошлом — может ли это быть поводом для отказа попыток нахождения единства в будущем?

Между тем политические обозреватели Украины отмечают, что тема томоса, ранее одна из ключевых в повестке кампании Петра Порошенко, постепенно сошла на нет. А близкие к президентской политсиле собеседники автора заверяют, что сверх того была дана неформальная команда препятствовать возможным захватам храмов канонической Украинской православной церкви.

Однако, открыв ресурсы УПЦ, да и просто сайты новостных агентств, мы едва ли не каждый день будем натыкаться на новость (а то и новости) об очередных удачных или нет попытках прихожан канонической УПЦ защитить свои храмы от церковных рейдеров.

Даже если предположить, что эти процессы не скоординированы — они служат грозным напоминанием, что не стоит заигрывать с вопросами веры.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

ПРАВО- или КРИВОславие?

Любая война неизбежно заканчивается за столом переговоров. Проблема в другом –...

В Ровенской области сторонники ПЦУ срезали замки на...

В захвате храма участвует глава райгосадминистрации, утверждают в УПЦ

Албанская церковь отказалась признать ПЦУ

Украинский вопрос угрожает единству всего мирового православия, считают в АПЦ

В Черновицкой области в ночь на 8 марта активисты ПЦУ...

Активисты ПЦУ атаковали храм в селе Бережница с утра 7 марта

ПЦУ не пустит грекокатоликов в Софию Киевскую

Письмо с отказом направлено Верховному архиепископу УГКЦ Святославу

В Тернопольской области «Правый сектор» захватил...

Протоиерей Стефан Балан: под крики «москалям тут не быть» начали избивать и...

Загрузка...

Перемены, к которым никто, кроме Назарбаева, не готов

Москва и Пекин рискуют впервые за последние десятилетия оказаться соперниками, что...

Безработица — мать бедности

Украина в гетто бедности и под плетью безработицы

Прошло 5 лет, а Путин все еще расплачивается за Крым

Аннексия изменила ход истории, заманив российского президента в ловушку: Россия из нее...

«Большой разговор» с ясными намеками

К призыву Йованович наказать тех, кто будет участвовать в скупке голосов и оказывать...

Черное зеркало Зеленского

Кампания Зеленского олицетворяет блестящее знание и умение манипулировать...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Онавамнадо
06 Марта 2019, Владимир Онавамнадо

Просто интересно-поймавший Томаса, но упустивший Джерри станет Главным Папой Римским или так и останется вором и барыгой.

- 6 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка