Отец Викентий — духовный миротворец из Украины

01 Июня 2001

Накануне приезда Папы Римского в Украину газета «2000» обратилась к известному церковному деятелю, представителю Украины в Межрелигиозной международной федерации при ООН отцу Викентию с вопросом: как он относится к этому визиту? Вот что он ответил:

— Это выдающееся государственное, общественное и церковное событие. За визитом будут следить весь мир, весь украинский народ, его церковные, общественные организации и власть. Я считаю, что церковь, которая не против государства, а поддерживает строительство независимой Украины, будет приветствовать визит такого выдающегося человека, миротворца. Будут приветствовать Папу Римского и верующие люди как граждане, которые выбирали Президента страны и поддерживают его политику. Хочу напомнить, что Иоанн Павел II в 2000 году перед всем миром попросил прощения за все неправомерные действия, которые совершила католическая церковь за все века. Это был великий жест миротворца. Уверен, что из-за приезда Папы Римского в Украине православные не станут переходить в католичество, как и католики — в православие. Это визит главы одного государства в другое, и, конечно, визит к нам великого духовного лидера.^ Анатолий ЛЕМЫШ

Живет в Киеве удивительный священник, архимандрит Викентий, который вошел в число шести религиозных лидеров Земли. Так, по крайней мере, признали в Межрелигиозной международной федерации при ООН. Здесь, в Киеве, он руководит отделом внешних церковных сношений Украинской православной церкви (Киевского патриархата). Итак, слово отцу Викентию.

Украинская церковь и ее МИД

— В Украинской православной церкви есть свое «министерство иностранных дел» — отдел внешних церковных сношений. Его создал в 1995 году покойный патриарх Романюк, он предвидел, что для молодой украинской державы надо иметь хорошие связи с диаспорой. По предложению патриарха Владимира я возглавил этот отдел. Чтобы наладить контакты, много ездил по всему миру. Мы общаемся с канадской и американской православными церквами, с верующими в Германии, в Бельгии, в Австралии. В Нью-Йорке при штаб-квартире ООН 10 лет назад был создан специальный негосударственный орган: Межрелигиозная международная федерация «За мир во всем мире». При разных конфликтах, например, между христианами и мусульманами, ООН привлекала нас, чтобы уладить разногласия не военными методами, не политическими, а чтобы встретились духовные лидеры сторон и обсудили проблемы сами, с нашим участием. Вначале в федерацию входили лидеры из разных стран, потом осталось шесть человек — их отобрали путем опроса духовенства.

По каким критериям их выбирали и ради какой цели?

— Главную роль играл личный вклад в воссоздание духовности в их стране, авторитет в общении с духовными лидерами других государств. На наших встречах мы присматривались, кто как и с кем общается, кто умеет установить диалог со своими оппонентами. Здесь должны быть личности, толерантные к чужим воззрениям. Бог для всех един. Это понимают и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Мы должны использовать такой подход, при котором человечество жило бы в мире, а верующие разных религий находили общий язык, в любви и терпимости рождали детей, повышали духовность. Это движение объединено Господом нашим Иисусом Христом. Мне импонирует, что приезжают мусульмане, буддисты, евреи, и мы, как родные братья, собираемся и проводим конференции.

Как же так получилось, что религии объединились под лозунгом православия? Как вы ладите с иноверцами, с еретиками?

— Еретик — понятие устаревшее. Сейчас на основе единого христианского учения появилась масса разных учений. Нельзя их всех обвинять в ереси. Надо своей работой, верой доказывать справедливость христианского учения, нести его верующим. Когда-то христианскую мораль, чистоту христианского учения поддерживали король или царь, а сейчас, как вы знаете, вокруг демократия, свобода, вседозволенность...

Духовный лидер выше, чем политический

Это светские понятия: «демократия» и «свобода». Разве в церковном языке есть такие?

— Дело в том, что в самой церкви еще много политики. У некоторых церковных деятелей, людей, которые входят в руководство церкви, на самом деле никакой духовности и близко нет. Они используют свой сан и положение, чтобы занять места в парламенте или в Администрации Президента. Сердце у них закрыто для Бога. В Святом Письме сказано: «Не каждый, кто говорит «Господи, Господи!», ко мне близок. Ибо устами он близко, а сердцем далеко от меня». И поэтому я думаю, что мы, духовенство, должны использовать любую возможность, чтобы нести опыт, нашу мудрость православную, вековую, которая уже доказала свою силу со времен Киевской Руси. Нас сейчас уважают и мусульмане, и верующие люди других вероисповеданий. Уважение это приходит через разум, и когда ты рассказываешь, доказываешь и тебя слушают, над твоими словами думают — ты делаешь дело, угодное Богу. Духовенство — миротворцы. Пусть это будет иудейский раввин, или арабский шейх, или православный священник, но мы — люди, Богом избранные для того, чтобы нести мир. Каждый проповедует своему народу любовь и терпимость, стремление к облагораживанию души. Это для всех едино. А вот политика — от сатаны: он не спит, он сеет враждебность, голод, войну. Потому и были созданы ООН и Совет Безопасности, чтобы использовать все возможности для развития мира на всей Земле, чтобы противостоять сатане.

Сейчас политики осознали, что, к примеру, в той же Саудовской Аравии политики стоят по иерархии ниже, чем духовный лидер. Он может повлиять и даже поставить запрет политику, сеющему вражду и готовому пролить кровь. Поэтому был организован Высший межрелигиозный совет при ООН. И когда возникают конфликты в странах, где невозможно повлиять на политиков, туда едут духовные лидеры мира. Я в ноябре прошлого года приезжал в Эритрею, когда в ней шла война между мусульманами и христианами. Мы переговорили с лидерами сторон, свели их вместе, и все решилось. Церковь — это большая сила, сила народа, его глаза. Когда увидишь ясно, где любовь, а где зло, кто объединяет, а кто разъединяет — тогда можешь погасить самые длительные конфликты, и не надо разводить какую-то сложную философию. «По делам их увидите их». Кто делает добро — тот с Богом, кто сеет вражду — тот с сатаной.

Все духовные лидеры — люди с большим опытом. За эти годы мы уже изучили друг друга, знаем, в каких странах есть лидеры экстремистского направления. Мы с ними стараемся поговорить. В наш совет входят представители 85 стран мира. Необязательно, чтобы там было духовенство в прямом виде. В мусульманских странах верховные руководители имеют священнический сан шейха. Духовный лидер должен реагировать на события мудро, без личной предвзятости, независимо от своей конфессии. Мол, если в конфликте затронуты православные, то они безусловно правы. Это неправильно. Все мы люди, нас всех сотворил Господь, все мы вышли из этой земли и в нее вернемся. Главное, что стоит в основе работы нашей федерации, — это диалог без вмешательств в дела других религий, чтобы христианин, например, не вмешивался в дела буддистов.

Отец Викентий, вы сказали, что в состав высшего межрелигиозного совета входят шесть лидеров. Кто это?

— От православной церкви и вообще от христианства я выбран один. Бывает, что на заседания приезжает кардинал, министр иностранных дел Папы Римского. Из Индии прилетает глава сикхов. Есть главный раввин и главный баптист, оба из США, и исламский шейх из Эритреи, а также православный архиепископ, тоже из Эритреи. Присутствуют иногда и другие духовные лидеры. Но основных — шесть. Как-то приезжал архиепископ из Москвы. Но он не вписался в круг лидеров не только духовенства, но и политиков. Он так и не нашел с ними общего языка.

Патриарх приедет, патриарх рассудит

Какие проблемы в вашем совете вы обсуждаете по поводу Украины?

— В Украине, конечно, есть проблемы, но они пока не выносились на такой уровень, как ООН и межрелигиозный совет. Они не столь значительны. Есть Украина, и у нее должна быть своя единая поместная православная церковь, которая могла бы дружить и с российской православной церковью, и с другими поместными церквами. Но это приоритет Вселенского патриарха и, я считаю, внутренние проблемы Украины. Сейчас ведутся переговоры, и Вселенский патриарх Варфоломей должен приехать в Украину. Он оценит возможность объединения церквей и создания единой православной поместной церкви Украины. Патриарх определит путь объединения и того, кто встанет во главе церкви. Видимо, созовут Всеукраинский собор, и будет приниматься решение, чтобы в стране была единая церковь. От каждой парафии священники и миряне пришлют на Всеукраинский собор своих депутатов. Будут и прихожане УПЦ МП, и прихожане УПЦ КП. В нашем разъединении больше политики, чем правды Божьей.

Известно, что идеи объединения разных конфессий православия в Украине ходят давно, но пока процесс не сдвинулся с мертвой точки.

— Для Бога нет невозможного. Видимо, он внушает нам какую-то мудрость. Церковь — это всегда народ. То, что происходит в государстве, то происходит и с церковью. Не бывает так, что в стране — волнения, а в церкви — тишь. Или наоборот. В нашей стране часть верующих склоняются к российской церкви, часть — к украинской. А в западных областях — к греко-католической или автокефальной. И аморально было бы сказать католику: «Иди отсюда прочь, ты не в такого Бога веруешь!» Надо делать то, что требуется, и делом доказывать свою правоту.

Все ли церкви в Украине согласны на такой совместный Собор?

— Да. Нам, славянам, Бог дал и работящие руки, и добрые души, дал Господь и понимание того, что такое объединение необходимо. Кстати, духовные лидеры разных стран говорят: по их манускриптам выходит, что духовное возрождение мира должно пойти из Украины, что Киев станет центром духовного возрождения всего мира. История Киевской Руси и Украины очень богата испытаниями, которые прошел народ. Вся наша земля пропитана кровью мучеников за веру, за Святую Русь. На нас сейчас смотрит весь мир, ждет от нас этого возрождения.

Отец Викентий, я слышу от вас, что вы, православный священник, толерантно относитесь к совершенно разным религиям: от буддизма и мусульманства до иудаизма и сикхов. А как вы расцениваете деятельность различных сект, таких, как «Белое братство» или «Аум Синрике»?

— Все зависит от того, какую деятельность они проводят. Если они наносят вред и своим членам, и окружающим, ведут аморальную политику, это недопустимо. Хотя в моей душе есть скорбь и по их поводу, я молюсь, чтобы заблудшие люди стали на путь добра. Это все идет от Сатаны, от гордыни: что они лучше, чем другие, что они умнее. Как в семье: есть отец и есть его дети. И негоже, чтобы сын говорил отцу: «Ты не прав, я умней тебя». И если люди говорят, что они верят в Христа, а своими поступками показывают другое, то это введение в искушение, в обман. А потом, когда у них открываются глаза, они снова приходят к нам и молятся: «Господи, прости меня, я хочу вернуться на Твою дорогу!»

Я начинал свой священнический путь в Казахстане. И как было приятно, когда шел мулла и здоровался с тобой. А с ним — мусульмане и тоже с тобой, православным священником, здоровались. Когда я приходил на базар покупать продукты, мусульмане тоже относились с уважением. Возникало иное общение, любовь, уважение, а не ненависть. В Караганде, когда я был дьяконом, мулла приглашал нас на свои религиозные праздники: православного священника, ксендза, баптистского пресвитера. А мы приглашали его в свои храмы как почетного гостя. Мы общались, и общалась наша паства. Человек, который имеет разум и Бога в сердце, должен делать только добро даже тем, кто не разделяет его веру. Это добро вернется сторицей.

Молитва по мобильному телефону

У меня вопрос об отношении церкви к современной науке. Когда я был в Иерусалиме, то увидел такую картинку. Еврей, стоя у Стены Плача, достал мобильный телефон, набрал номер и говорит: «Алло, Иосиф? Ты в Нью-Йорке? А я в Израиле, у Стены Плача. Если хочешь, можешь помолиться!» — и приложил телефон к камням стены. Так вот: как церковь относится к изобретениям человека? Они от Бога или от сатаны?

— Если изобретения используются во благо человека, не наносят ему вреда, то, я считаю, на них есть Божье благословение. Если моего прихожанина надо срочно причастить, исповедовать, а он проживает в другом районе города, то я не буду идти к нему пешком, как ходили раньше, я сяду в машину. Ничего греховного в этом нет. Господь дает нам ум, чтобы мы все делали на благо человечества. Но отрицательно отношусь я к тем, кому Бог дал талант, а он использует его для погибели рода людского, для зла.. А все, что делается — и мобильная связь, и Интернет,— это для соединения людей, для их добра. Если человек может так быстро связаться с Нью-Йорком, сказать: «Я здесь помогаю тебе молиться», — это во имя добра. Человек помолился — и ему стало легче, к нему приходит удача в делах, здоровье, он не забывает о Боге. А если ученый возомнит о себе, что он выше Творца, то рождаются злые гении. Их Бог вразумит.

 

— При входе в ваш монастырь я увидел магазин с товарами из Святого Иерусалима — иконами, крестами. Расскажите о нем, пожалуйста.

— Мы установили контакты с бывшими нашими украинцами, они поставляют нам святыни: святую землю, святую воду, цветы из Вифлеемского сада, крестики из кипариса. Все они освящены в христианской миссии в Иерусалиме, а приобрести их можно у нас. Люди приходят к нам, потому что каждый хочет иметь какой-нибудь предмет из Святой земли. Я вижу, как загораются глаза у верующих, когда они их приобретают. Эта частичка святыни облагораживает человека. Я уверен, что если верующий приобретет освященный на Святой земле крестик или икону, они будут действовать на него благотворно. Это — Божий промысел.

(Из беседы с архимандритом Викентием, наместником Свято-Феодосийского Ставропегиального мужского монастыря в Киеве)

На всех международных конференциях духовные лидеры разных стран говорят: по их манускриптам выходит, что духовное возрождение мира должно пойти из Украины

Новизна старых позиций

Когда «СП-2» вступит в строй, вполне логично ожидать, что Москва найдет повод, дабы...

ТВ-фастфуду вопреки

В современном телевизионном формате различных проектов и ток-шоу с претензией на...

Закон нашего времени: сбывается невозможное и...

Всё идёт к тому, что в середине июня 2021 г. в Швейцарии состоится встреча президента...

Козыри и их последствия

Все сильней тенденция к снижению напряженности в отношениях США и Запада в целом с...

Зачем создавать дополнительные проблемы?

Исторически Украина сформировалась как многонациональное государство

25-я антарктическая вернулась домой с трехдневным...

В Украину возвратились из Антарктиды 30 украинских полярников –  10 зимовщиков 25-й...

Антимуравейник

Пытаюсь представить, что было бы, если бы нашим предкам, отбившим нападение нацистов,...

Казанский теракт: о чем стоит задуматься

Теракт в Казани, унесший жизни девяти человек, стал, к сожалению, далеко не первым в...

Сезон охоты на старушек

У пожилого человека выбор невелик: подписать договор пожизненного содержания с...

Распад постсоветского пространства

Разделенная Украина остается гарантом продолжения разрушения постсоветского...

Как StopFake Адольфа Алоизовича не дал «подставить»

В украинском экспертном и околоэкспертном сообществе множество различных структур...

Демонстративные бунты и скрытые интересы

Ермак стал ключевой фигурой в системе украинской власти и фактическим лидером группы,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка