Ответ «диванным» генералам

№3 (891) 18 — 24 января 2019 г. 17 Января 2019 4.9

Покупка 55 вертолетов на сумму свыше полумиллиарда евро у французской частной компании Airbus Helicopters идет вразрез с национальными интересами развития украинской авиации.

21 декабря 2018 г. президент Петр Порошенко и министр внутренних дел Арсен Аваков презентовали поставку в нашу страну первых двух вертолетов Airbus Н225 Super Puma, поступивших в рамках инвестиционного проекта «Вертолетный отряд службы реагирования».

Президент сообщил, что после покупки 55 вертолетов Н225, Н145 и Н125 вторым этапом станет приобретение французских боевых вертолетов для Вооруженных сил Украины. Это значит, что он принял решение «сдать» украинские рабочие места предприятий авиа-строительной отрасли, заказывая вертолеты во Франции. Более того, по его мнению, «поставка вертолетов Airbus Helicopters будет способствовать развитию конкуренции в Украине»!

В свое время правительство Польши также заключило договор с фирмой Airbus Helicopters на приобретение 50 вертолетов ЕС725 Сaracal (прежнее название вертолета Н225M, который является военной версией закупаемых Украиной Н225), но сделку расторгли, т. к. она оказалась невыгодной. В сейме заявили, что машины «не укладываются в концепцию модернизации польских ВВС», и предпочли французскому импорту продукцию собственного производства и модернизацию существующего парка вертолетов. Госзаказ получил завод PZL Swidnik, который выпускал вертолеты Ми-2, а также вертолеты собственной разработки W-3WA Sokoі и

W-3PL Gіuszec. Согласно решению правительства, модернизации подлежат также вертолеты Ми-8,

Ми-8МТВ, Ми-24, состоящие на вооружении министерства национальной обороны Польши.

Несмотря на заверения Министерства внутренних дел Украины в сверхсовременности закупаемых геликоптеров Н225, говорить о том, что они являются последним словом техники сложно — это модернизация модели Super Puma, спроектированной 30—40 лет назад, которая уже использовалась для транспортных перевозок в Северной Америке.

Известный во Франции военный журналист Michel Cabirol в статье L'Ukraine, l'eldorado d'Airbus Helicopters а l'est, опубликованной в газете La Tribune, сообщает, что вертолеты Н225, поставляемые в Украину, выведены из эксплуатации канадской компанией CHC Helicopter после катастрофы Н225 в Северном море 29 апреля 2016 г. Тогда из-за отрыва несущего винта погибли 13 человек. Выявились проблемы с надежностью главных редукторов всего семейства вертолетов Super Puma, что привело к длительным запретам на их полеты. На сегодняшний день международный спрос на вертолеты Н225 резко снизился, и компании распродают эти проблемные летательные аппараты. После двух лет хранения 21 вертолет H225 фирмы CHC Helicopter продан Украине за счет французского, дорогостоящего для нашего государства, кредита.

До ратификации Верховной Радой договора о закупке французских вертолетов экспертное заключение об их техническом состоянии отсутствовало, а когда эта информация всплыла, было уже слишком поздно. В профильном комитете ВР по евроинтеграции отметили, что переплачивать украинской стороне придется как минимум 200 млн. долл. Глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк назвал эту сделку ударом по имиджу Украины как производителя и экспортера собственных вертолетов.

В табл. 1 представлена финансовая составляющая заключенной сделки только по 34 вертолетам, предназначенным для поставки МВД.

Согласно данным табл. 1, удорожание стоимости закупки всей партии вертолетов составляет 127,93 млн. евро, или 30% базовой цены контракта.

Выплата процентной ставки по кредиту в денежном выражении нигде не указана, размер погашения кредита отображается одной суммой в год. Непонятно, из чего она состоит. Также нигде в расчетах не указан размер выплаты кредитной премии и кому она выплачивается. Она разовая или подлежит выплате ежегодно?

Кроме того, вертолеты западного производства требуют ангарных условий хранения, что связано с необходимостью привлечения дополнительных финансовых затрат на строительство ангаров, в то время как неприхотливые отечественные аналоги Ми-8МТВ-МСБ-1, Ми-8МСБ, Ми-2МСБ могут храниться на открытых площадках. Нужно будет возвести ангары в шести выбранных местах базирования этих вертолетов и еще подготовить 14 площадок для размещения вертолетов Н125 вдоль госграницы. А это потребует выделения значительных дополнительных средств из государственного бюджета как на строительство ангаров, рулежных дорожек, так и на подвод коммуникаций, обеспечение энергией, теплом, оснащение их наземным технологическим и стендовым оборудованием для подготовки к полетам.

Все вышеперечисленное не предусмотрено в инвестпроекте «Вертолетный отряд службы реагирования», что подтверждается формулировкой п. 6.4 инвестпроекта «Развитие инфраструктуры», согласно которому развитие инфраструктуры «не предусмотрено». Таким образом, создание инфраструктуры в местах базирования этих вертолетов даже не предусматривалось разработчиками инвестпроекта и ляжет на плечи заказчика. С учетом приведенной информации стоимость указанного проекта достигнет более 1 млрд. евро.

H225 — один из самых дорогих вертолетов в мире: стоимость каждого экземпляра, бывшего в употреблении, составляет от 15,6 млн. евро, стоимость летного часа эксплуатации — более 3500 евро (для сравнения: стоимость летного часа Ми-8МТВ-МСБ-1 составляет 1500 евро). Фактическая вместимость: 19 пассажиров, что не соответствует заявленному в проекте количеству (24 человека).

В СМИ приводятся заявления некоторых государственных деятелей о якобы фантастических возможностях приобретаемых вертолетов Н225. При этом понятие «максимальная взлетная масса», которая составляет 11,2 т, представляется как «максимальная грузоподъемность». Вот уровень компетенции «диванных» генералов! На самом деле максимальная грузоподъемность такого вертолета ниже, чем украинского Ми-8МТВ-МСБ-1, способного нести груз 5 т.

Как отмечает советник президента АО «Мотор Сич» Иван Божков, сравнивать украинские и французские вертолеты сложно, поскольку каждая модель имеет свои преимущества и недостатки. Однако есть один веский аргумент в пользу отечественных машин — их дешевизна и простота обслуживания. К примеру, западные аналоги Ми-2МСБ — Н125 и Н145 обойдутся в 6,43 и 14,3 млн. евро соответственно, в то время как стоимость украинского вертолета составляет 1,5 млн. евро. А стоимость летного часа в 5,5 раза ниже, чем у французских сородичей.

Что касается вертолетов легких моделей Н125 и Н145, их существенным недостатком, помимо уже обозначенных высокой цены, стоимости летного часа эксплуатации и необходимости ангарного хранения, является отсутствие системы противообледенения, что заметно снижает возможности практического применения западных аналогов в осенне-зимний период. Возможность поставки данных систем предусмотрена дополнительными опциями, что значительно увеличивает стоимость вертолетов.

Опыт министерства национальной обороны Республики Польша в решении вопроса обновления вертолетного парка, на вооружении которого стоят аналогичные вертолеты — Ми-2, Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-24, показывает, что правительство Польши принимает решения, направленные на модернизацию и продление ресурсов состоящих на вооружении вертолетов собственного и советского производства, на обеспечение загрузкой своих предприятий и научных организаций. На принятие данного решения, несомненно, повлиял факт наличия огромного потенциала у АО «Мотор Сич» не только как производителя двигателей новейшего поколения, но и как поставщика услуг по ремонту и модернизации главных редукторов вертолетов, а также комплектующих изделий. Т. е. в Украине создан замкнутый цикл производства и ремонта вертолетов и вертолетных агрегатов.

Кроме того, согласно статье польского специалиста Генриха Ковальчика, напечатанной в журнале «Авиация» (Lotnictwo) за ноябрь 2014 г., где рассматривается вопрос приобретения новых вертолетов, следует, что планировавшиеся к закупке Польшей вертолеты Caracal не представляют совершенно новое качество по сравнению с вертолетами семейства Ми-8, Ми-8МТВ, которые стоят на вооружении ВС Республики Польша. По таким параметрам, как объем грузовой кабины и доступ к ней, грузоподъемность, радиус и дальность полета, рабочие потолки (высоты), ресурсы и возможности обслуживания, рабочее место экипажа, навигационное оборудование и радиосвязь, а также оснащение вооружением, вертолеты Ми-8, Ми-8МТВ при условии их модернизации даже превосходят французские Н225 и американские UH60A Black Hаwk. Следовательно, потенциальная модернизация польских Ми-8, Ми-8МТВ сможет вполне удовлетворить потребности современного поля боя.

В подобной ситуации находится и Украина.

Говоря о целесообразности заключенного соглашения на поставку 55 французских вертолетов, стоит сравнить получаемые при этом выгоды с преимуществами, которые дает модернизация существующего вертолетного парка государственной авиации Украины.

Сравнение основных эксплуатационных характеристик вертолетов приведено в табл. 2.

АО «Мотор Сич» создана научно-техническая и производственная база по производству и дальнейшему усовершенствованию модернизированных версий вертолетов Ми-2МСБ, Ми-8МТВ-МСБ-1 и Ми-8МСБ. Создан уникальный в своем роде центр авиационных тренажеров, позволяющий переучивать и готовить летный состав на вертолеты Ми-2, Ми-2МСБ, Ми-8, Ми-8МСБ, Ми-8МТВ, Ми-24, Ми-24ПУ1. Производственную деятельность АО «Мотор Сич» осуществляет в сотрудничестве с 247 украинскими предприятиями и организациями, создавая рабочие места как для собственного персонала, так и для работников других отечественных предприятий.

Опыт работы за последние годы показал, что в условиях Украины реализовываются практически все требования отечественных заказчиков по повышению эффективности применения вертолетов, безопасности полетов путем установки на них современного дополнительного навигационного и радиосвязного оборудования на основании тактико-технических заданий, разрабатываемых научными организациями Министерства обороны. Кроме того, расширяются эксплуатационные характеристики вертолетов — за счет как применения современнейших двигателей (ТВ3-117ВМА-СБМ1В разных модификаций на вертолетах типа Ми-8, Ми-8МТВ и двигателей АИ-450В, АИ-450М-Б — на вертолетах типа Ми-2), так и освоения производства топливных баков повышенной емкости, доработки вертолетов системой внешней подвески собственной конструкции.

АО «Мотор Сич» в кооперации с другими отечественными предприятиями готово к созданию легкого ударного вертолета для Минобороны. Этот вертолет по большинству показателей не будет уступать лучшим зарубежным аналогам. При этом запорожское предприятие может взять на себя как общую сборку вертолетов, так и изготовление большинства ключевых систем — трансмиссии, лопастей несущего винта, ферм вооружения. Для изготовления фюзеляжа, шасси, топливных баков, авионики и комплекса вооружения предполагается привлечение отечественных предприятий, с которыми уже налажена кооперация.

Цена украинского вертолета и стоимость его эксплуатации гораздо ниже произведенного за рубежом. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на переобучение летного и технического состава, закупку дорогостоящих комплектов для установки целевого оборудования и средств наземного обслуживания. Стоимость ремонта западных машин, замены агрегатов и продления их ресурсных показателей также в разы превышает аналогичные расходы на эксплуатацию техники украинского производства.

Принимая решение о закупке вооружения, нельзя снимать с повестки дня сугубо экономические вопросы. Миллиардные импортные контракты — это прежде всего увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо, излишнее давление на национальную валюту и дальнейшая девальвация гривни.

Покупка вертолетов отечественного производства обеспечивает тысячи новых рабочих мест, создание новых технологических цепочек, развитие высокотехнологичных отраслей экономики, в конечном счете — новые экспортные возможности и приток валюты.

К сожалению, правительство Украины не заботится о развитии собственного вертолетостроения. За вознаграждения, получаемые в частном порядке, власть имущие готовы сдать с потрохами отечественных производителей и интересы Украины как авиационной державы. Контракт заключен в интересах узкой группы лиц, стоящей у власти и предпринимающей все усилия для личного обогащения до наступления выборов в Украине. Он является ущербным для экономики государства и украинского народа. Ни к какой полезной конкуренции реализация контракта не приведет. Цель его одна — уничтожить собственных производителей вертолетной техники.

Сергей СТЕПАНЕНКО

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Деятельность Елены Бережной не несет угрозы...

К такому выводу пришли сотрудники Службы безопасности Украины

Планы на прошлое

Конфликт с США занимает центральное место в российской внешней политике и определяет...

Аукцион подозрительно-предвыборной щедрости

Подозрительность — неотъемлемая часть украинской политики. Едва Порошенко, услышав...

БПП и «Народный фронт»: несовместимость в тождестве

И в лице НФ, у лидеров которого тоже есть свои деловые интересы, можно заподозрить...

Головоломка как инструкция

Конфликт с Россией необходим для поддержания трансатлантического единства, но он в то...

Загрузка...

Томас Раймер: «ОБСЕ — не полиция выборов, наша цель —...

Недопуск Украиной на президентские выборы наблюдателей из России не соответствует...

Нина Карпачева: «У наших моряков появился шанс на...

Похоже, судьба пленных украинских моряков сейчас мало заботит власти Украины, в...

Полицейский надзиратель

Вы узнаете: почему Яценюк не пошел в президенты; сохранится ли «Народный фронт»...

Выводим оборонку на IPO или привлекаем инвестиции... в...

Одна из крупнейших в мире экономики, финансов и инвестиций аналитических компаний,...

Турция оказывает Украине символическую помощь —...

Турция и Украина наращивают масштабы стратегического сотрудничества в оборонной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка