Ответственность в рамках альянсов США: разделять, а не распределять

№5(805) 3 — 9 февраля 2017 г. 03 Февраля 2017 0

Речь Трампа — сплошное нарушение канонов риторики с точки зрения последовательности, тщательного подбора слов и соблюдения непременных ритуалов

Откровенно недостаточные ассигнования европейских государств на оборону в последние годы стали предметом непрестанных сетований со стороны американских чиновников. Правда, призывы Вашингтона

к действиям по большей части звучат не слишком убедительно, ведь еще ни одна президентская администрация не наказала ни одно европейское государство за подобную апатию. Напротив, американские чиновники, как правило, стремились развивать в союзниках (как в Европе, так и повсеместно) уверенность в готовности США предпринимать все необходимое для их защиты.

Теперь американские союзники с опаской ожидают от Дональда Трампа возможной смены курса. В ходе избирательной кампании тот не выбирал выражений в адрес партнеров Вашингтона в Восточной Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Он давал понять, что срок действия некоторых обязательств США в сфере безопасности давно истек, а другие государства активно пользовались благами в виде американской протекции, ничего особо взамен не давая.

Иностранные наблюдатели бьют тревогу — по их мнению, Трамп вполне может выписать государствам-союзникам счет за содержание американских вооруженных сил, вывести контингенты обратно в США или же просто отказать им в защите от иностранной агрессии.

С тех пор иностранные чиновники пристально отслеживают все новые назначения в кабинет Трампа в попытке понять, что же именно избранный президент может потребовать от американских союзников. Выступления кандидата на пост госсекретаря Рекса Тиллерсона и будущего министра обороны Джеймса Мэттиса на слушаниях в конгрессе прозвучали ободряюще. Первый назвал предусмотренные статьей 5 устава НАТО гарантии «нерушимыми», а второй заявил: «НАТО имеет жизненно важное значение для наших интересов».

Тем не менее основания для беспокойства у союзников все же имеются. Европейцы всегда могут сослаться на незначительное увеличение оборонных расходов в этом году, но этот прирост способен показаться существенным лишь в сравнении с многолетними постоянными сокращениями. Во всяком случае в ближайшей перспективе на значимое совершенствование боевого потенциала европейских армий надеяться явно не стоит.

Что касается Южной Кореи — через две недели после американских выборов глава управления программ оборонных закупок страны сообщил, что южнокорейскому правительству «неизбежно придется» выполнять американские требования по наращиванию военных расходов. Но его коллеги в Сеуле тотчас осудили это заявление, а добиться пересмотра стратегии с учетом охватившего Южную Корею политического кризиса будет непросто.

Препятствия на пути к активизации роли государства в военной сфере выглядят весьма серьезными и в Японии: усилия премьер-министра Синдзо Абэ по укреплению потенциала вооруженных сил страны все так же встречаются в штыки.

На протяжении нескольких недель, предшествовавших инаугурации, Трамп воздерживался от публичных заявлений по поводу дальнейших планов в отношении союзников США. Исходя из слов экс-президента Обамы и других людей, общавшихся с Трампом после выборов, можно предположить, что новый президент готов заверить американских партнеров в намерении соблюдать все ранее данные обещания.

Обама, к примеру, вскоре после ноябрьской встречи с Трампом сообщил, что тот подтвердил «обязательства перед НАТО и трансатлантическим альянсом». Более того, в инаугурационной речи новый президент обещал «укреплять старые альянсы». Судя по этим комментариям, вряд ли Трамп действительно собирается выводить войска с территорий союзных государств.

Просто смириться со сложившейся ситуацией было бы неверно. До тех пор, пока Вашингтон поставляет за рубеж войска и военную технику, дружественные государства и далее будут пребывать в уверенности: Соединенные Штаты вряд ли пойдут на отказ от взятых на себя обязательств перед ними, даже если их вклад в оборону не соответствует ожиданиям.

Иными словами, у союзников выработается привычка одобрительным кивком встречать все требования американского президента о распределении бремени расходов, полностью игнорируя их в процессе верстки собственных бюджетов. И в самом деле, если не считать достигшего апогея беспокойства стран Балтии, большинство европейских членов НАТО безмятежно реагируют на заявления Трампа, демонстрируя больше готовность потакать требованиям об увеличении расходов на оборону, нежели желание заняться реальным формированием мощного боевого потенциала Европы.

Трампу пора перестать беспокоиться по поводу незначительности потенциальных увеличений ассигнований союзников на оборону: вместо этого следует приступить к реализации более амбициозного плана. Ему необходимо призвать остальных не только самостоятельно предпринимать больше действий, но и взять на себя обязательства по обеспечению собственной обороны.

США несут наиболее обременительные расходы в деле обеспечения гарантий безопасности вовсе не в связи с содержанием американских войск за границей: на самом деле это затраты на формирование и оснащение армейских подразделений, необходимых в первую очередь для защиты союзников.

Вопрос безопасности американских союзников остается традиционным приоритетом, но ее обеспечение должно стать не целью, а инструментом для ее достижения. Вашингтону следует защищать союзников, когда подобные действия укрепляют безопасность США, а не только покой союзников. В этом критически важное отличие от прежней политики.

К примеру, Черногория, страны Балтии и Украина не имеют никакого отношения к безопасности США. В годы «холодной войны» Вашингтон концентрировал внимание на защите густонаселенных промышленных держав Западной Европы во избежание доминирования Москвы в Евразии. Но, судя по всему, подобное доминирование не входит в перечень целей и задач российского президента Владимира Путина: в любом случае добиться этого его стране явно не по силам.

Несмотря на то, что состояние Украины, где исторически доминировала вначале Российская империя, а затем Советский Союз, вызывает беспокойство гуманитарного характера, на уровне благосостояния американцев оно не сказывается.

Даже война на Корейском полуострове, способная стать толчком к гуманитарной трагедии и экономической катастрофе, не таит в себе прямой угрозы безопасности США. Да и вывод американских войск с полуострова не спровоцирует масштабного конфликта в случае, если Сеул начнет в полной мере использовать свои преимущества над северным соседом.

Более того, угрозу для американцев представляет именно военное присутствие США в Южной Корее, ведь благодаря этому США превратились в объект для критики со стороны Пхеньяна, а в итоге могут стать мишенью для северокорейских ракет. Активное участие Вашингтона в любом потенциальном конфликте с КНДР подтолкнет Пхеньян к использованию всех средств, имеющихся в арсенале Северной Кореи.

Трампу необходимо вернуть союзникам право ответственности за собственную оборону, а не просто принуждать их больше тратить на защиту. Естественно, такой подход подразумевает развитие потенциала традиционных вооружений в объеме, достаточном для предотвращения войн и победы в них. Именно способность американских союзников расходовать больше на оборону — самый важный довод в пользу передачи им соответствующих полномочий.

Вопрос о возможном расширении количества союзников США, имеющих право на создание собственного ядерного арсенала, заслуживает самого серьезного обсуждения. Соединенные Штаты могут и дальше играть роль ядерного зонтика для союзников. Но в Вашингтоне способны прийти к выводу и о том, что риски потенциального участия в ядерной войне, спровоцированной конфликтом других государств, говорят о необходимости создания союзниками отдельного потенциала ядерного сдерживания.

Все доводы против такой политики очевидны, тем не менее в Европе уже есть два государства с ядерным арсеналом. А осознание готовности Южной Кореи отплатить той же монетой Северу за ядерную программу может стать наиболее эффективным инструментом, способным убедить Пекин решительно требовать от Пхеньяна отказа от ядерного оружия.

А если странам Балтии или Польше, к примеру, потребуются гарнизоны войск НАТО, обеспечивать их потребности обязаны другие европейские государства. У них на кону в регионе стоит гораздо больше, чем у США, да и общая численность населения этих стран выше.

Вашингтону следует передать полномочия по оперативному управлению южнокорейскими вооруженными силами в военное время Сеулу: бремя ответственности за оборону страны от любых северокорейских атак должно лечь на плечи самих корейцев.

А в Японии Соединенным Штатам необходимо приступить к постепенному сокращению избыточного военного присутствия на Окинаве, давно провоцирующего возмущение местных жителей. Подобные шаги станут дополнительным подкреплением месседжа о необходимости фундаментального пересмотра обязательств США в сфере обеспечения безопасности (и дело не ограничивается обязанностью других стран тратить больше на оборону).

Трампу уже удалось добиться внимания чиновников союзных стран, лишь сделав вид, что он всерьез критикует множество обязательств США в сфере безопасности. Самое время выдвинуть действительно серьезные предложения реальных перемен.

Статья опубликована Foreign Affairs 27 января 2017 г. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Ставки высоки: ничего случайного

3 июля в Берлине состоялась встреча представителей «нормандского формата» по...

Паутина виртуала: как интернет вещей влияет на нашу...

По информации агентства Bloomberg, фитнес-индустрия, с суммарным доходом $368 млрл. в год,...

Пульт управления карантином и «защита от дурака»

Власть, стоя у кризисного пульта управления государством, не учла, что у системы...

Живой товар

Карантин одну за другой выявил неприглядные истории, о которых мы если и догадывались,...

Надежда здоровых сил

Множество признаков указывает на то, что система управления Украины пребывает в...

Дорога домой

Карантинные меры не позволяют вернуться тем, у кого закончился контракт, с кораблей...

США – Украина: полицейские параллели

Смерть никому не известного прежде афроамериканца Джорджа Флойда стала триггером для...

Постыдная известность

Победа Израиля в войне 1967 г. имела неожиданный ответ в Украине. В 1968 г. появилось...

Не «вертухай» с наганом, но – партнер

После успешного старта ракеты «Фалькон-9» с космонавтами на борту и стыковки...

Колокол Миннесоты

Миннесота в огне. На смену пандемии пришли волнения. США, Украина, Европа, мир...

Антарктические будни. Проблемы. Трагедия

В январе нынешнего года, за три месяца до намечавшегося на конец марта – начало...

В ожидании «Большого взрыва»

Отказ от всех программ кредитования и прочих финансовых механизмов «помощи»...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка