Партнерство ради будущего

09 Августа 2002 0

Начало ХХI века ознаменовалось динамичным развитием событий на международной арене. Углубление интеграции на Европейском континенте, расширение ЕС и НАТО, активизация регионального сотрудничества подтвердили: в условиях глобализации и стремительного технического прогресса нет места изоляционистским настроениям.

Террористические акты 11 сентября засвидетельствовали отсутствие действенных механизмов, которые бы позволили предусмотреть возникновение такой угрозы, ее предупреждение, а также устранение возможных политических и экономических последствий для отдельных стран, региона и мирового сообщества. Очевидно, что проблемы национальной безопасности тесно связаны с региональной и глобальной безопасностью.

Изменения в мировом устройстве, происшедшие за последнее время, требуют и от нашей страны переосмысления концептуальных подходов к обеспечению собственной безопасности.

Осознание новых реалий происходит не на пустом месте. Украина имеет продолжительный опыт участия в построении евроатлантической системы безопасности. Сотрудничество с НАТО началось почти сразу после провозглашения независимости. В 1994 году мне как министру иностранных дел Украины выпала честь поставить подпись под Рамочным документом программы «Партнерство во имя мира». Этот документ стал основой развития сотрудничества с альянсом, которое приобрело практические очертания после подписания в 1997 году Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО.

За годы независимости был заложен фундамент для развития отношений с альянсом на качественно новом уровне. Украина стала одним из самых активных участников программы «Партнерство во имя мира», принимала участие в миротворческой миссии НАТО на Балканах.

Принципиально важное значение имело то, что наряду со многими другими важными положениями в Хартии об особом партнерстве закреплено признание со стороны НАТО независимой, демократической и стабильной Украины. Актуальным для нас остается положение о том, что страны — члены НАТО будут поддерживать суверенитет и независимость Украины, ее территориальную целостность, незыблемость границ, демократическое развитие, экономическое процветание, ее статус безъядерного государства как ключевые факторы стабильности и безопасности в Европе.

НАТО также признало и поддержало стратегический курс Украины на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Налажена деятельность Комиссии «Украина — НАТО» на различных уровнях: от глав государств и правительств — до министров иностранных дел и обороны и послов. Основаны миссия Украины при альянсе, Центр информации и документации НАТО, офис связи НАТО в Украине.

Именно успешный опыт сотрудничества, взаимное доверие лежат в основе диалога Украины с НАТО. Это не только вызвало заметную реакцию в мире, но и оживленно обсуждается в украинском обществе.

Решение СНБО от 23 мая 2002 года, которое касалось Стратегии отношений Украины с НАТО, обозначило качественно новый этап в нашей внешней политике. Это решение отнюдь не было конъюнктурным. Принятие Стратегии — не декларация или внешнеполитический маневр. Этот документ — результат глубокого комплексного анализа ситуации в мире, внешних и внутренних факторов, непосредственно затрагивающих национальные интересы Украины.

В нем учтено влияние регионального сотрудничества, процессов расширения ЕС и НАТО на перспективы безопасного окружения Украины, а также существенный прогресс в развитии отношений между НАТО и Российской Федерацией.

Наши предложения переданы в альянс еще в феврале (их обсуждали на заседании Комиссии «Украина—НАТО» на уровне министров иностранных дел в Рейкьявике 15 мая), проведены двусторонние консультации,

Решение СНБО, касающееся Стратегии отношений с НАТО, является полностью легитимным, поскольку базируется на действующем законодательстве и международных обязательствах Украины, не противоречит действующей Конституции, зиждется на фундаментальных интересах национальной безопасности государства, отвечает современным тенденциям развития глобальной безопасности.

Существуют также важные внутренние факторы, обусловившие адаптацию стратегии сотрудничества Украины с альянсом к новым условиям.

Процесс формирования этой стратегии начался не вчера. Ее постепенная трансформация, продолжавшаяся параллельно с изменениями в стратегических подходах альянса и Евросоюза, способствовала осознанию безальтернативности для нашей страны опыта и инструментов НАТО в сфере безопасности. Именно поиск путей укрепления безопасности государства является императивом, важнейшим элементом ответственности каждого сознательного политика и внутриполитических сил. Здесь следует исходить из стратегических интересов государства, отклоняя любые аргументы тактического характера.

На мой взгляд, поддержка европейских и евроинтеграционных устремлений Украины большинством в Верховной Раде этого созыва является отражением политической ориентации общества и предпосылкой консолидации усилий всех ветвей власти для выполнения поставленных целей в контексте европейского выбора. Последние опросы населения также свидетельствуют о положительных изменениях в отношении общества к евроатлантическому курсу страны и интеграции в НАТО.

Важное значение имели визит членов Североатлантического Совета во главе с Генеральным секретарем альянса Дж. Робертсоном и заседание Комиссии «Украина—НАТО» 9 июля нынешнего года. Результаты этого визита весьма важны.

Во-первых, Украина дала четкий политический сигнал, услышанный в НАТО: курс на евроатлантическую интеграцию и выполнение критериев, предъявляемых к членам блока — приоритетная задача, вокруг которой будут консолидироваться властные структуры государства.

Во-вторых, НАТО выразило нам в этом поддержку, что следует рассматривать и как положительно воспринятое альянсом решение СНБО.

В-третьих, достигнута договоренность относительно выработки новых механизмов и возможностей дальнейшего развития отношений, в том числе в контексте разработки соответствующих документов саммита «Украина—НАТО» в Праге (ноябрь 2002 года).

В-четвертых, в Украине инициирована широкая и открытая дискуссия общественности по вопросу перспектив отношений с НАТО.

Убежден, что исполнительная власть приложит все усилия, чтобы политика сотрудничества с альянсом оставалась прозрачной, последовательной, была понятной каждому гражданину.

Наряду с ростом поддержки евроатлантического курса Украины, население действительно начало интересоваться этой темой. Все чаще это проявляется в конкретных вопросах. Нужно ли нам вступать в НАТО? Что нам даст такой шаг? — спрашивают одни. Почему Украина не подает заявку на вступление уже сейчас? Когда мы наконец станем членом блока? — интересуются другие. Расцениваю это как свидетельство неравнодушия к теме «Украина—НАТО», тенденцию к преодолению стереотипов времен «холодной войны».

Попытаюсь откровенно ответить на некоторые из этих вопросов.

Я убежден, что мы способны создать необходимые условия для вступления Украины в НАТО. В случае обретения членства в этой системе коллективной безопасности страна получит дополнительные гарантии государственного суверенитета, территориальной целостности и незыблемости границ.

Станут необратимыми процессы утверждения основ гражданского общества, верховенства права, эффективной рыночной системы.

Повышение ответственности нашего государства перед сообществом развитых демократий позволит нам со временем стать полноправным участником принятия военно-политических решений, определяющих безопасность Европейского континента.

Со вступлением в НАТО будет завершено реформирование Вооруженных сил, включая создание действенной системы гражданского контроля над ними, сформирован прозрачный оборонный бюджет, заложены основы рационального использования средств на оборонные цели.

Предпочитаю не называть временных рамок вступления Украины в НАТО. Оптимальным для нас и наиболее приемлемым для альянса представляется результат, достигнутый во время заседания Комиссии «Украина—НАТО» в Киеве, и тот, который планируем обеспечить в ходе Пражского саммита.

Нам не нужны преждевременные и непродуманные шаги. Мы приняли взвешенное решение, получившее поддержку среди стран — членов НАТО, адекватное нашим намерениям и возможностям.

Одним из вопросов, который активно, нередко с излишней эмоциональностью дискутируется в контексте принятия Стратегии, является дислокация российского Черноморского флота в Крыму. Очевидно, что эта проблема неоднозначна, и при ее решении Украина будет руководствоваться внутренним законодательством, а также положениями действующих двусторонних соглашений.

Важно и то, что, как подчеркивал Генсек НАТО Дж. Робертсон, характер диалога между Украиной и альянсом в настоящее время не дает оснований считать пребывание ЧФ РФ препятствием для развития отношений нашей страны с НАТО.

Впереди много работы. Реформирование Вооруженных сил, обеспечение демократического гражданского контроля над оборонной сферой. Вероятно, этот процесс не будет быстрым и безболезненным. Однако хочу упредить ошибочные уверения в неподъемности финансового бремени, которое ляжет на плечи государства. Как свидетельствует опыт стран, вошедших в НАТО в 1999 году, обязательства, вытекающие из членства в блоке, не связаны с кардинальным повышением оборонных затрат, особенно с учетом того, что на реформирование армии в любом случае должны выделяться соответствующие средства.

Одним из аспектов реформы ВСУ обязательно станет оптимизация затрат на оборону и решение вопросов социальной защиты военнослужащих. Над этим уже много лет ломает голову наше правительство. Ведь требования по реформированию вооруженных сил, предъявляемые к кандидатам на вступление в НАТО, состоят не только в достижении определенных стандартов, но и предусматривают постепенное, взвешенное, социально ориентированное реформирование отрасли.

Экономический рост Украины также является важной предпосылкой для наполнения новым содержанием отношений с НАТО. Мы заинтересованы в том, чтобы постепенно, но целеустремленно отказываться от восприятия сотрудничества с альянсом лишь как возможности получения помощи и переходить к совместному финансированию соответствующих проектов, удостоверяя этим готовность внести собственный вклад в поддержание его эффективности, принимая на себя определенные финансовые обязательства. Именно такой путь прошли кандидаты на членство в НАТО.

Вместе с тем перспективу сотрудничества с Североатлантическим блоком надо сделать понятной каждому гражданину. В демократическом государстве внешнеполитические шаги лишь тогда обоснованны и успешны, когда базируются на понимании и поддержке широких слоев населения.

Развитие отношений между Украиной и НАТО приобретает черты динамичного, конкретного диалога и дальнейшей интеграции, которым не присущи «дипломатические прорывы или провалы». Прагматизм наших подходов к сотрудничеству состоит в том, что Украина сама выбирает его формы, определяет обязательства, которые следует выполнить для дальнейшей интеграции в блок, консолидирует усилия на внутреннем уровне.

Необходимо сознавать, что Украина нужна альянсу так же, как НАТО — нам. В блоке наша страна будет иметь все права и обязанности, пользоваться преимуществами коллективной системы безопасности и вносить свой вклад в ее создание.

С каждым днем в обществе зреет понимание того, что будущее Украины — в руках ее граждан. Претворение этого тезиса в жизнь станет гарантией обеспечения наших национальных интересов в контексте евроатлантической интеграции.

Впереди — продолжение реформ, достижение критериев, выдвигаемых к будущим членам блока. Однако отныне все эти шаги будут рассматриваться как этапы непрерывного продвижения к совместному со странами — членами НАТО будущему.

Министр иностранных дел Украины

Преданность непоколебимому лицемерию

Льстят, испытывая глубокое презрение и безразличие к судьбе опекаемых

Долгий путь

Если на предстоящих местных выборах СН проиграет, это только усилит позиции «партии...

Спорт не всегда мир

Не все граждане народ: представителями «единой страны» считаются лишь те, кто...

Большой риск во имя мелких целей

Турция, Великобритания и Польша продвигают собственные интересы при содействии...

Визиты политические или церковные

Неясно, просчитывали ли в офисе Зеленского последствия приглашения патриарха, но...

Стратегия сквозь призму фамильярности

Конфронтация с РФ у Зеленского рассматривается как стратегическая и долговременная,...

Москитный флот

Соглашение о закупке британских катеров принципиально важно для Британского...

Она возвращается!

70—80 млн. т зерна в год — это хорошо, но чем правительству мешают тепловозы,...

«Приоритетное внимание» Евросоюза к Украине

Пересмотру условий договора о евроинтеграции, на чем настаивает Киев, внимания...

На грани фола

Антироссийская риторика до какого-то момента нарастала, однако, достигнув...

Постковидное банковское озеленение

Украинские города получат кредиты на электротранспорт и утилизацию отходов

Химия с титаном

Скандальное увольнение наемного иностранного менеджера — свидетельство теневой...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка