Парубиева дюжина

№39 (876) 28 сентября – 4 октября 2018 г. 27 Сентября 2018 4.6

Ловкость чисел и никакого мошенничества

Нынешнее воскресенье — важный рубеж: до выборов президента остается ровно полгода. Как показывает опыт прошлых президентских кампаний, реальным индикатором соотношения сил на выборах являются не столько данные соцопросов, сколько отмежевание отдельных представителей (или союзников) партии власти от ее кандидата или, напротив, отсутствие таких действий.

В украинских условиях этот индикатор оказывался и верным прогнозом. В 1999-м таких отмежеваний не было, и победил действующий президент Леонид Кучма, в 2004-м и 2010-м такие отмежевания имели место, и лидеры оппозиции одерживали победу над тогдашними премьерами Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко.

Под отмежеванием же надо понимать не столько публичные декларации о переходе в другой лагерь или о соблюдении нейтралитета, сколько изменение поведения политиков при голосованиях в Раде. Особенно тревожным звонком для власти становятся ситуации, когда такие голосования фиксируют не просто перемену симпатий тех или иных политиков, а изменение соотношения сил в парламенте, которое препятствует власти в принятии нужных ей решений. Именно под этим углом и надо рассматривать все важные голосования в Раде.

Под занавес прошлой сессии казалось, что тревожный звонок уже прозвучал, когда «Народный фронт» отказался поддерживать внесенный президентом состав кандидатов в Центризбирком, настаивая на представительстве всех фракций. В конкретной ситуации это было отстаивание представительства «Оппозиционного блока», ибо именно предложения этой фракции Порошенко тогда не учел.

На минувшей неделе эта проблема наконец разрешилась — посредством спешного принятия предложенного спикером Парубием законопроекта, который сводился к увеличению состава ЦИК с 15 до 17 человек. Благодаря этому ВР 20 сентября утвердила весь список из 14 кандидатов, который был предложен президентом Порошенко. Ранее этот список подавался на 13 вакансий, что было одним из главных оснований для критики.

Кандидат от «Оппоблока» будет внесен в Раду на голосование позднее, когда пройдет спецпроверку. К этому времени новый ЦИК уже изберет председателя, его зама и секретаря. Впрочем, и так было ясно, что если б представителя этой партии включили в ЦИК сейчас, то все равно в руководство Центризбиркома он бы не попал. Т. е. НФ от Порошенко в столь важном вопросе не отмежевался, что обязательно нужно учитывать при прогнозах дальнейшего развития событий.

О членах, слишком близких к главе

Итак, в состав ЦИК избраны 6 выдвиженцев БПП, 3 — «Народного фронта» и — с учетом будущего практически неизбежного попадания туда кандидата от «Оппоблока» — по одному представителю всех прочих депутатских объединений (четырех фракций и обеих парламентских групп). Чтоб понять, насколько это пропорционально, надо иметь в виду, что при формировании ЦИК интересы внефракционных не предполагается учитывать, так как по закону «в представлении президента (о кандидатах в Центризбирком. — С. Б.) учитываются предложения депутатских фракций и групп, созданных в текущем созыве Верховной Рады».

Всего в составе этих фракций и групп сейчас 368 депутатов. Следовательно, на одно место приходится 24,5 депутата — и БПП полагалось бы 5,5 члена ЦИК, «Народному фронту» — 3,3, «Оппоблоку» — 1,8, «Самопомочі» и «Відродженню» по 1, «радикалам» — 0,9, «Батькивщине» и «Воле народа» по 0,8. А значит, пропорция наиболее нарушена в пользу не «Оппозиционного блока», а БПП.

Также надо иметь в виду, что сохранили полномочия оба члена ЦИК, избранные туда в 2014-м по квотам «Свободы» и УДАРа. С учетом официального перехода всех политиков от УДАРа в БПП еще в 2015 г. в актив президентской партии теоретически можно записывать еще одного члена ЦИК, Игоря Диденко. Тем более что, как пишут, до сих пор он ориентировался на Порошенко. Однако при нынешних претензиях УДАРа на самостоятельную игру предположение может быть неверным.

Итак, можно ли сказать, что президент выиграл в результате компромиссной развязки, предложенной Парубием? У БПП оказывается 6 членов ЦИК из 17, а в союзники — по степени убывания надежности — надо записывать представителей «Воли народа», УДАРа, «радикалов» и «Народного фронта», у которых в сумме 7 мест. Не обязательно считать оппозиционной Порошенко и «Свободу».

Т. о., простое большинство у Порошенко будет без проблем. А вот квалифицированного — т. е. двух третей — без выдвиженцев «Народного фронта» или (что совсем невероятно) без представителей оппозиционных фракций не будет. Тогда как первоначальное представление президента, появившееся еще в феврале, в случае его удовлетворения создавало возможность для такого большинства и без НФ.

Еще около восьми месяцев назад я разъяснял, что означает иметь в Центризбиркоме две трети мест: «По закону большинство в 2/3 от списочного состава является необходимым кворумом для заседания комиссии и для удаления с ее заседания других лиц, которые полномочны в нем участвовать (т. е. представителей субъектов избирательного процесса). Это большинство является гарантией и от паралича работы Центризбиркома из-за бойкота меньшинства...

Все описанные ситуации очень неординарны, и, по-моему, в истории независимой Украины их не было. Во всяком случае, срыва заседаний ЦИК из-за бойкота одной из сторон точно не было. Но все когда-нибудь происходит впервые, и если президентская сторона учитывает и такие возможности, это, похоже, означает, что выборы будут проходить в неслыханной доселе атмосфере, когда еще важнее не то, как голосуют, а как считают».

О крайней важности состава ЦИК для президента свидетельствовало и то, что многие выдвиженцы БПП аффилированы с АП и окружением Порошенко. Тогда как прежде не наблюдалось столь явной близости членов ЦИК к главе государства.

Так, Ольга Желтова — замглавы секретариата Комитета ВР по правовой политике, который возглавляет бывший представитель президента Порошенко в парламенте Руслан Князевич. Светлана Кустова — помощник Порошенко в его бытность депутатом в Раде прошлого созыва, а сейчас помощник его бывшего пресс-секретаря, нардепа от БПП Ирины Фриз. Ольга Лотюк — по информации СМИ, родственница первого зама главы одного из департаментов АП Алексея Горащенкова. Виталий Плукар — завотделом мониторинга деятельности местных органов власти и поддержки их правотворческих инициатив департамента местного самоуправления и децентрализации АП. Михаил Вербенский был замом Юрия Луценко, когда тот занимал должность министра внутренних дел. Сейчас такой бэкграунд не означает абсолютной надежности, но зимой, когда Порошенко формировал представление о составе ЦИК, он мог не сомневаться в генпрокуроре.

Наконец, кандидат от провластной группы «Воля народа» Татьяна Слипачук ранее работала в юридической фирме с нынешним замом главы АП Алексеем Филатовым, а затем была членом комиссии по отбору на руководящие должности в Государственном бюро расследований по квоте президента. Кстати, именно Слипачук прочат главой нового ЦИК, и при утверждении в Раде она набрала больше голосов, чем прочие кандидаты в этот орган.

О мистификации и мифологизации роли ЦИК

Но теперь в ЦИК оказывается 17 членов. А это число не делится на три, и 11,33 или 5,67 члена комиссии в природе быть не может. Какому количеству членов комиссии будет в этом случае равно 2/3 ее состава? По логике — 12, ибо 11 — это меньше двух третей. Правда, ходят слухи, что кворум в Центризбиркоме теперь составляет 11 человек. Так, «Страна» пишет: «Также в законе было изменено положение о том, сколько членов комиссии можно считать кворумом. Букву закона о том, что кворум собирается при условии присутствия «не менее двух третей» членов комиссии нардепы прописали буквально — 11 человек».

Эта публикация появилась 21 сентября, и аналогичные утверждения не редкость в СМИ, но текст закона, подписанного президентом, был опубликован и вступил в силу днем раньше. И в нем лишь одна строчка — о том, что численность комиссии составляет 17 человек. Да, 18 сентября под конец краткого обсуждения законопроекта депутат от БПП, в прошлом глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко предложил прописать, что кворум составляет 11 человек, чтобы не возникало «проблемы дробных остатков». После этого Парубий поставил закон на голосование в целом «с технико-юридическими поправками». Но в опубликованном тексте ничего не изменилось.

Случайно ли это? Или спикер подыграл своей политической силе? Ведь если кворум составляет именно дюжину, т. е. 12 (а не 11) человек, значит, роль «Народного фронта» как носителя блокирующего пакета акций в ЦИК заметно возрастает, шантажировать срывом кворума становится легче, также возрастает и потребность выдвиженцев Порошенко в союзниках.

Т. о., конфликт с «Народным фронтом» разрулен, но ценой уступок президента: это и избрание членом Конституционного Суда ставленника этой фракции Олега Первомайского, и усиление роли НФ в Центризбиркоме.

Отмечу, что роль ЦИК в избирательном процессе принято мистифицировать и мифологизировать. В частности, во время первого майдана утверждалось, что Центризбирком манипулировал данными из округов, прежде всего благодаря пресловутому «транзитному серверу», и именно поэтому засчитал Януковичу победу во втором туре. В итоге те, кто заявлял о таких фальсификациях, пришли к власти, но нарушений тогдашнего Центризбиркома так и не доказали. И хоть как-то сравнимые с этим обвинения в адрес ЦИК ни раньше, ни позже не появлялись.

Также отмечу, что для фальсификаций выборов нужен прежде всего контроль над окружными и участковыми комиссиями. А он достигается лишь благодаря представительству там технических кандидатов, ибо комиссии формирует не ЦИК, а субъекты избирательного процесса. Именно эти комиссии, а не Центризбирком, и подводят итоги выборов на местах. Да, ЦИК может подводить итоги выборов в округах, но лишь в случаях, если окружная комиссия этого не сделала или не должным образом составила итоговый протокол. Но на практике эта норма не применялась. ЦИК также не имеет права признать итоги голосования на участке недействительными, аннулировать же их в масштабах округа не имеет права никто.

О Порошенко, который знает нечто большее

Тем не менее власть всегда старалась обеспечить себе контроль над Центризбиркомом, и Порошенко стремился к этому с особым упорством, которое заставляет предположить, что, может, он знает о возможностях ЦИК нечто большее, чем знаем мы.

С другой стороны, согласно инсайдерской информации, «Народный фронт» до последнего выражал недовольство тем, что представителей БПП в ЦИК оказывается слишком много, и чтобы обеспечить нужное голосование фракции, с ней даже беседовал партийный лидер Арсений Яценюк. И это показывает: если нынешний конфликт и разрулен, принеся Порошенко победу, хотя и не слишком убедительную, предпосылки для новых конфликтов с союзниками по коалиции сохраняются.

Причем основой этих конфликтов, видимо, является не только желание «Народного фронта» набить себе цену и заполучить посты во власти, как бывало раньше. Таким поведением партия экс-премьера фактически содействует противникам президента на выборах.

Очень показательным станет голосование по продлению особого статуса Донбасса, которое должно пройти на следующей неделе. Здесь критически важна позиция «Народного фронта», который до сих пор не делал никаких заявлений на эту тему. Правда, формально вышедший из этой фракции в связи с избранием спикером Парубий дважды высказывался, хотя и не слишком определенно, но и без негатива в отношении продления — пусть во фракции посоветуются и решат. В то же время имеющий часто доступ к «интересной» информации политолог Вадим Карасев в интервью изданию «Вести» 25 сентября назвал НФ в числе фракций, которые не проголосуют за продление статуса (которое, впрочем, обставлено такими оговорками, что не имеет практического воплощения).

Петр Порошенко в послании 20 сентября давал понять: тот, кто не проголосует, подыграет Кремлю, «давая Московии шанс обвинять Украину в невыполнении соглашений и добиться ослабления санкционного давления». Также он хвалил депутатов за то, что год назад они «своим ответственным голосованием выбили козырь из рук Путина». А ведь около года назад риторика такого рода была у Порошенко помягче, а главное — появилась уже постфактум, после голосования в Раде. А о продлении статуса еще в сентябре 2017 г. не говорилось (как и о непродлении), и соответствующий проект был в тени закона о реинтеграции Донбасса.

Но нынешняя риторическая артподготовка к новому продлению пока не сопровождается главным — внесением соответствующего законопроекта. А появление этого документа было бы хорошим поводом высказаться для всех политических сил. И, думается, противников особого статуса из «Батькивщины», «Самопомочі» и Радикальной партии не испугают обвинения в подыгрывании Кремлю. Другое дело «Оппозиционный блок». Год назад он отдал за этот проект лишь 9 голосов из 43 возможных. И это не стало поводом для обвинений фракции в том, что она выполняет «московский заказ». Возможно, дело в том, что именно голоса «оппоблоковцев» можно было считать решающими — ведь закон тогда поддержало 229 депутатов.

Но сейчас голосов этой фракции может потребоваться больше. И поскольку в ОБ почти вдвое меньше депутатов, чем в НФ, размен окажется неравноценным. В БПП, «Оппоблоке» и обеих депутатских группах (а на их голоса за продление президент, похоже, может рассчитывать) 221 депутат. Однако явка на заседание никогда не бывает стопроцентной. Как минимум полтора десятка отсутствующих среди упомянутых политсил наберется, а за голосованием чужими карточками по столь принципиальному вопросу будут особенно следить. Наконец, в БПП, безусловно, найдется несколько депутатов, которые не поддержат продление (как было год назад с еврооптимистами). Компенсировать это поддержкой внефракционных не удастся: год назад они отдали за аналогичный проект лишь 10 голосов. Поэтому акция «Народного фронта» оказывается золотой.

Что же касается «Оппоблока», то независимо от того, сколько бы его депутатов ни проголосовали за продление статуса Донбасса на этот раз и сколь бы важными ни оказались эти голоса, президентская риторика против «голубей мира, которые отбрасывают двуглавую тень» (образ из послания главы государства), похоже, не прекратится. Не только потому, что Порошенко вжился в национал-патриотический образ Верховного главнокомандующего, который борется с врагами внешними и внутренними. Ведь планы выдвижения «Оппоблоком» и партией «За жизнь» единого кандидата, которые такую риторику главы государства активизировали, действительно угрожают Порошенко.

Достаточно посмотреть на данные соцопросов и прикинуть, сколько такой кандидат может набрать. Для этого некорректно суммировать результаты Юрия Бойко и Вадима Рабиновича. Ведь голоса автоматически не переходят от политика к политику даже при их очевидной идейной близости. Нужно просто прибавить к проценту голосов того из этих двух кандидатов, который имеет в соответствующем опросе лучший рейтинг (чаще это Бойко), от трети до половины результата второго по рейтингу кандидата.

При таком моделировании результат единого кандидата юго-востока почти всегда оказывается достаточным для выхода во второй тур (только GFK обычно дает и Бойко, и Рабиновичу более низкий процент). Причем для решения такой задачи более сильному в этой паре обычно достаточно будет взять лишь треть голосов более слабого. Да, это неизменно выход во второй тур со второй позиции, потому что на первом месте и в таком случае оказывается Юлия Тимошенко.

Но и такой результат закрывает путь Петру Порошенко в финал выборов, ибо для него сейчас главная проблема — попасть во второй тур. Все рассуждения о том, как ему нужно иметь в финале пророссийского спарринг-партнера в лице Бойко (или Рабиновича, или Медведчука), страдают одним — отсутствием каких-либо предположений относительно того, куда же денется Юлия Тимошенко, которая во всех опросах идет первой. И хотя рейтинг ее не блестящий, отрыв от других кандидатов она несколько увеличивает.

И о Луценко, который знает не меньше

Ну а тем временем, похоже, окончательно прояснилась ситуация с «политическим маневром» Юрия Луценко, вызвавшим неделю назад немалый резонанс. Новыми заявлениями генпрокурор окончательно расставил точки над «i», четко указав, что заявления недельной давности не являлись неудачной формулировкой и не были непродуманными, что с ним, как известно, случается нередко.

«Я отказался принимать участие в заседаниях каких-либо избирательных штабов. На самом деле, как вы понимаете, предложения были только из одного. Я не буду участником избирательного штаба действующего президента». Луценко подчеркнул, что ГПУ не будет специально возбуждать дела в отношении кандидатов в президенты. «Кое-кто хотел бы, чтобы на время выборов дела были остановлены. Это также невозможно сделать, — добавил он. — Как только все завершится, я приблизительно в мае думаю возвратиться к политической деятельности».

Т. о., Юрий Луценко не просто заявил о своем «нейтралитете», а прямо указал, кто ему предлагал его нарушить (и получил отказ). И это на фоне «титанических» усилий президента предстать «политиком европейского типа», свято блюдущим чистоту и прозрачность избирательной кампании! Показательно и то, что прозвучали они в интервью каналу «1+1», принадлежащему заклятому противнику Петра Порошенко Игорю Коломойскому. А это нюанс, на который в украинской политике всегда обращают внимание. Кстати, напомню, что в середине прошлого декабря, как раз во время «михомайдана», Луценко и Коломойского видели вместе в Амстердаме. Тогда генпрокурор говорил, что они случайно встретились на улице.

Фактический уход Луценко из команды президента, безусловно, тяжелый моральный удар для последнего, ведь Луценко был едва ли не единственным украинским «политическим тяжеловесом», до последнего времени считавшимся близким и безоговорочным соратником Порошенко. Его бегство с тонущего корабля, а иначе это интерпретировать никак не удается, плохой сигнал для сторонников действующего президента, а особенно — для колеблющихся.

Тем паче что вместе с генпрокурором Порошенко лишается чуть ли не главного инструмента админресурса, который, как считалось, до этого момента был в его руках. А это может кардинально снизить вескость указаний, которые в период избирательной кампании будут приходить с Банковой.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

А если второй Стамбул?

Вы узнаете: действительно ли с Филарета снята анафема; возможны ли притязания...

«Гонгадзе» по имени Джамаль

Количество претендентов на престол не поддается исчислению, и за каждым — свои...

Зияющие вершины деградации

После зеленки и «мусорной люстрации» все более «актуальным» становится...

Еженедельник «2000» приглашает к сотрудничеству ...

Еженедельник «2000» приглашает к сотрудничеству молодых духом, но опытных и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка