Все больше украинских областей получают своих глав государственных администраций. В Запорожской области официально представили Виталия Туринка. Что до Николаевской, то стало известно о грядущем назначении на пост главы ОГА Александра Стадника.
Александр Стадник
Общим для обоих случаев является то, что новые руководители областей работали в других регионах. Виталий Туринок с 2003 г. — Ровенской области (хотя в 1990-х и учился в Запорожье), а Александр Стадник — уроженец Кировоградской области — работал в Киеве (в то же время связан с Николаевом по родственникам). Однако делать из этого некие далеко идущие выводы другим регионам, ожидающим «первых лиц», пока сложно.
Виталий Туринок
Ведь в Харьковской области Кабинет Министров предложил переназначить главой ОГА Юлию Светличную. А в уже упомянутой Ровненской области губернатором стал местный предприниматель Виталий Коваль.
Юлия Светличная
Виталий Коваль
Со сменой первых лиц в Украине традиционно принято ожидать массового пришествия на руководящие должности лиц из определенных регионов. Анекдоты из серии «в городе N опасно ходить — хватают на улице и отправляют руководить» стали уже не просто частью фольклора, а общепринятым полемическим доводом.
Но не стоит забывать, что возможности различных землячеств сильно разнятся. Во времена президентства Януковича мы увидели по-настоящему массовое пришествие выходцев из Донецкой области на руководящие должности. «Винницких» при президентстве Порошенко было хотя и много, но уже меньше — сказывался меньший потенциал области.
А бывают и депрессивные регионы, на которые не влияет удача отдельных их представителей. Два (почти подряд) премьер-министра из Николаевской области — Валерий Пустовойтенко и Анатолий Кинах — никак в свое время не повысили влиятельность этого региона. Как, кстати, и сейчас: николаевское происхождение лидера фракции «Слуги народа», родственные связи с Николаевом спикера Рады не помогли региону добиться назначения главой ОГА кого-то из местных.
В отношении Владимира Зеленского формирование новых «опасных для прогулок» зон осложняется двумя ключевыми факторами. Во-первых, это большое количество групп влияния в его окружении, связанных с разными регионами. Или, наоборот, прямо связанных с зарубежными центрами влияния (для них привязка к украинским регионам не принципиальна).
Во-вторых, сложная ситуация в родной для Зеленского (и не только) Днепропетровской области. В конкретных условиях это не столько родная область Зеленского, сколько «своя» область лидера одного из ключевых центров силы. К тому же полностью ее не контролирующего: прямо в эти дни набирает оборотов в публичном пространстве конфликт между Игорем Коломойским и мэром Днепра Борисом Филатовым.
Значит ли это, что регионального перекоса удастся избежать? С высокой долей вероятности можем наблюдать еще больший перекос в сторону представителей столицы — в т.ч. и относительно назначений в регионы. Ведь если что и значат уже состоявшиеся назначения, так это то, что президент, имея беспрецедентный кредит доверия, в значительно меньшей степени ограничен позицией местных элит.
Однако, несмотря на отсутствие такого сильного, хотя и не единственного фактора ограничений решения, темпы назначения глав областных администраций пока незначительны. Вероятно — от непонимания, как именно они будут работать в изменившихся условиях.
Основными неформальными функциями областных госадминистраций всегда были две. Во-первых, организация «экономических» потоков с мест в столицу. Во-вторых — обеспечение результатов на выборах. И очень похоже, что обе эти функции в новых условиях трансформируются.
Если говорить о выборах, то обе кампании — и президентская, и парламентская — опровергли расхожее мнение, что без «вертикали» выборы «сделать» невозможно. Да, еще в ходе президентской кампании многие политологи отмечали, что профессиональное качество той самой «вертикали» госслужбы в Украине значительно снизилось, что результаты соцопросов также не мотивировали чиновников принимать участие в избирательной кампании Петра Порошенко. Но все равно — победа Зеленского стала беспрецедентной и в том отношении, насколько полным было отсутствие административных рычагов у триумфаторов выборов. Не слишком далеко в деле отстройки вертикали власти ушли победители и к выборам парламентским. И это снова не стало помехой для феноменального результата.
Если же местные выборы точно так же удастся провести досрочно (т.е. в сроки, не позволяющие сформировать эффективные «свои» администрации на местах), то возникает вопрос о необходимости местных администраций для обеспечения выборов в целом. Горизонт планирования в 5 лет для украинских реалий не свойственен — а обеспечение результатов на потенциальных очередных-внеочередных выборах будет требовать нестандартных способов — так же, как и в этом году.
Не до конца понятными остаются и приоритеты экономической политики власти. Однако выглядит почти несомненным, что будет происходить сворачивание экономической децентрализации, приоритет будет отдаваться экономической повестке национального и фактически (как в случае с вопросом об открытии рынка земли) международного уровня. Борьба против местных, враждебно настроенных к президенту элит, декларации о борьбе с коррупцией, неспособность новой команды (как минимум — на данный момент) укомплектовать преданными кадрами широкую номенклатуру должностей в регионах, вероятно, повлекут курс на снижение формальной и неформальной роли государственных администраций на местах — и сравнительно невысокий интерес к ним президента.
Однако то, что может быть неинтересно президенту лично, наверняка заинтересует опытных бизнесменов и политиков, борющихся за контроль над президентом. А это чревато серьезными рисками лично для Владимира Зеленского.
Сохраняющиеся рычаги неформального контроля над регионами посредством ОГА и РГА, осуществление политики президента на местах, да и просто доступ к информации — ценные активы. Однако они могут недооцениваться той частью команды президента, которая рассчитывает на поддержание популярности новой власти за счет эффектной «картинки» национального уровня. И должности в органах власти в регионах могут рассматриваться как объект для торга, как способ получить за них нечто более интересное.
Между тем игнорирование работы на местах чревато проблемами в перспективе. Не исключены ситуации, когда представители старых элит, сумевшие в этой неразберихе сохранить фактическую власть на местах, используют свое положение не только для привычных схем — но и для сознательной дискредитации ненавистного им президента.
Что мог бы противопоставить такому сценарию Владимир Зеленский? Вариантов всего два. Первый — назначение в области проверенных менеджеров регионального развития с профессиональными командами. Второе — выдвижение кандидатур «снизу», через сеть сторонников на местах.
Однако и с тем, и с другим есть проблемы. Поэтому с высокой долей вероятности именно региональные «поля» станут местом острого противостояния элит старых и новых.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Падение доходов, вызванное в т. ч. последствиями карантинных ограничений, на фоне...
Знаковым сигналом, демонстрирующим отношение новой администрации США к Зеленскому (да...
Не рассчитывать на государство, учиться обходиться без него становится, как теперь...
С приобретением Finance.ua и Minfin.com.ua фондом Фиалы—Сороса можно ожидать, что...
Зеленский стал неким объединяющим и стабилизирующим для страны фактором — вроде...
Толчком к сворачиванию остатков социального государства стало углубление т. н....
После праздников от символа Нового года начинают массово избавляться. Национальный...
Распространение доллара по всему миру было необходимым, но недостаточным условием...
В роли «доброго следователя» должны выступить президент Зеленский и...
Ставка на сырье, даже если оно содержит наркотики, ни до чего хорошего бедные страны...
Цензура в традиционном правовом понимании – это, действительно, акт государства.
Пока все ломают головы и копья по поводу достройки в водах Балтики эпохального...
Комментарии 0