Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Украина и октябрьские выборы в Канаде

Полупровал полуприватизации

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 31 Августа 2017 5

Сделай приятное президенту — купи ненужное

Попытка государства продать пакеты акций восьми энергетических компаний завершилась странно: сначала из-за отсутствия заявок не состоялись аукционы по «Одессаоблэнерго», «Донбассэнерго» и «Сумыоблэнерго». Это позволило скептикам говорить, что пышно анонсированный приватизационный план правительства с треском провалился.

Но затем ситуацию спас Ахметов — он купил по 25% акций «Донецкоблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго». За разговорами о том, как сильно нажился лучший новый друг президента, купив активы «за бесценок», общество упускает из виду как вопрос, почему за тот же «бесценок» не удалось продать другие лоты, так и то, зачем главному олигарху страны вообще понадобились миноритарные пакеты.

Социальный налог

Гройсман, объявивший приватизацию этого года одним из пяти приоритетов правительства, неосторожно обещал, что участие в покупке облэнерго примут компании с мировым именем. По-видимому, имелись в виду иностранные инвесторы — и, как и большинство других обещаний премьера, эти слова остались пока пустым звуком.

Но почему продажа 25% пакетов акций вообще сопровождалась столь громкой пиар-кампанией? На этот вопрос отвечал президент Ассоциации операторов распределительных электрических сетей Виталий Григоровский. Он напомнил, что продажа госактивов энергораспределительных компаний — одно из ключевых требований МВФ для выделения Украине очередного кредитного транша в размере $1,9 млрд.: «Украинская власть поставлена перед жестким выбором: либо она выполняет свои обязательства и продолжает сохранять надежду на получение очередного транша, либо облэнерго вновь не приватизируют. В таком случае вопрос об очередном транше зависает в воздухе. В этой ситуации деваться некуда, так как вопросы дальнейшей судьбы остатков украинской экономики сегодня решаются исключительно в МВФ».

Стартовые цены объектов после радикального изменения методики расчета, принятого недавно Фондом госимущества, оказались, по мнению подавляющего большинства экспертов, невысокими — от 143,8 млн. грн. для «Донецкоблэнерго» до 759,6 млн. грн. для «Киевэнерго».

Например, бывший член НКРЭКУ Андрей Герус пишет в Фейсбуке: «В ноябре 2014 г. на торги был выставлен миноритарный блок 25% Закарпатьеоблэнерго. Левочкин—Бойко и Коломойский тогда были в сложных отношениях. Это был тот редкий случай, когда олигархи не договорились, а конкурировали на торгах. В ходе аукциона цену подняли на 280% со стартовой 67 млн. грн. до окончательной 255 млн. грн. Акции купила группа Левочкина—Бойко.

С того времени бизнес облэнерго даже улучшился, в 2015 г. тарифы им подняли на 40—50%, а для Донецкоблэнерго на 130%.

Так вот, Донецкоблэнерго (только контролируемая территория) по объемам передачи э/э почти вдвое больше, чем Закарпатьеоблэнерго. Но их 25% акций неделю назад продали почти вдвое дешевле — за 144 млн. грн.».

С учетом курсовой разницы цена выглядит еще более заниженной.

Однако почему, если команда Порошенко прописала столь комфортные условия, олигархи не бросились раскупать госимущество?

Юрий КОРОЛЬЧУК, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий, объяснил «2000», в чем особенность нынешней волны приватизации облэнерго: «Специфіка ситуації полягає в тому, що продають міноритарні пакети акцій. Відповідно єдині компанії, які можуть виявити зацікавленість, — це власники мажоритарних пакетів, Ахметов, Григоришин та інші.

Юрий КОРОЛЬЧУК

В принципі вони й так контролюють ці підприємства. Навіщо їм вкладати гроші в додаткові акції? Сенсу в цьому немає, на перший погляд.

Як немає і резону стороннім чи закордонним інвесторам купувати пакет в 25% акцій обленерго і в результаті нічого не контролювати: ні директора, ні спостережну раду, ні правління. Жодного слюсаря не будеш мати змогу контролювати!

Але це в нашій ситуації відсутності ринку електроенергії. Якби цивілізований ринок був, якби ці компанії мали змогу виходити на міжнародні ринки, пропонувати свої акції хоча б на Варшавскій біржі — тоді б міноритаріям було б цікаво мати свою частку.

А коли доходна система не є ідеально прозорою, тариф непрогнозований — немає логіки в придбанні таких акцій.

З іншого боку, провал деяких аукціонів свідчить про відсутність політичних домовленостей влади з власниками. Влада хоче наповнити бюджет — це просте бажання. І її завдання — фактично заставити власників придбати пакет, які з бізнесової точки зору їм ні до чого. Це мала б бути така собі соціальна приватизація. І всі були б раді. Хороші відносини Порошенко з Ахметовим якраз і стали однією з причин того, що останній пішов на участь в аукціонах.

На жаль, ніякої економіки в цьому питанні немає. Це політичне рішення, політичні домовленності».

Логика не бизнеса

Дмитрий МАРУНИЧ, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, ответил на некоторые вопросы нашего еженедельника относительно особенностей нынешней приватизации.

Дмитрий МАРУНИЧ

— С чем связана неудача с продажей миноритарных пакетов некоторых компаний и активная позиция Ахметова?

— Похоже, Ахметов избрал интересную тактику. У ДТЭК, которая владеет и управляет энергоактивами Рината Леонидовича (72,24% акций «ДТЭК Захидэнерго», 72,4% акций «Киевэнерго» и 71,5% акций «ДТЭК Донецкоблэнерго»), в настоящее время нет достаточного объема финресурсов. Компания реструктуризировала долговые обязательства и находится в нестабильном финансовом положении.

При этом ДТЭК на 100% подконтрольна СКМ. И именно материнская компания, которая концентрирует в т. ч. доходы от бизнеса в ГМК, через посредника приобрела блокирующие пакеты акций.

Целесообразность подобных приобретений вызывает множество вопросов с точки зрения бизнес-логики. Действующая нормативная база фактически не позволяет потенциальным претендентам на блокпакеты осуществлять сколь-нибудь значительное влияние на деятельность акционерных обществ — в отличие от собственника мажоритарного пакета. В соответствии с законодательством сторонний покупатель может лишь претендовать на место в наблюдательном совете, и блокировать только значительные изменения в устав.

Ожидаемо, серьезной борьбы за предложенные к приватизации пакеты акций не случилось. Все они, кроме пакета «Западэнерго», были проданы по номиналу.

Могу предположить, что покупатель руководствовался не бизнес-логикой. Возможно, политической, если допустить, что между Ахметовым и властью была достигнута некая договоренность, позволяющая обеспечить поступления в бюджет от приватизации.

В ситуации же с пакетами, на которые не нашлось покупателя, вероятнее всего, сработала именно вышеописанная бизнес-логика. Все они уже имеют мажоритарного собственника, которому малоинтересны блокпакеты. «Донбассэнерго», кроме всего прочего, еще и утратила контроль над значительной частью своих активов в Украине (речь в первую очередь идет о Старобешевской ТЭС, на которой «республикой» поставлен свой «менеджмент». Авт).

— Могут ли параметры RAB-регулирования стать тем предметом торга и стимулом, с помощью которого власть будет заставлять владельцев контрольных пакетов покупать выставленные на продажу пакеты?

— Маловероятно. Об этом, к слову, свидетельствуют провалившиеся конкурсы по продаже именно распредкомпаний. Как известно, именно для них регулятор предполагал внедрить RAB-тарифы.

— Что будет с пакетами, которые не удастся реализовать в ближайшее время? Пойдет ли власть на существенный дисконт? Нужен ли вообще такой дисконт фактическим нынешним собственникам компаний?

— Стоимость пакетов и так находится на крайне низком уровне. Если сравнивать то, какие суммы в валюте за них заплатили нынешние собственники до 2013 г., то сегодняшний этап приватизации выглядит откровенной распродажей за копейки.

Приведу также оценку, озвученную нынешним главой набсовета «Киевэнерго» Иваном Плачковым в 2012 г.: «Киевэнерго» стоит 2 млрд. долл.». Сравните с суммой, заплаченной на блокпакет в августе 2017 г. (за 25% акций ПАО «Киевэнерго» уплачено 759,633 млн. грн., т. е. около 30 млн. долл.Авт.).

— Может ли власть решиться на существенное изменение правил игры, создание открытого рынка электроэнергии, прозрачного механизма контроля доходности и пр. — чтобы владение миноритарными пакетами облэнерго стало привлекательным для «независимых» и зарубежных инвесторов?

— Существенное изменение правил игры уже происходит. Это реализация норм нового закона о рынке электроэнергии. Но для того, чтобы владение миноритарными пакетами стало привлекательным, необходимо изменить законодательство, регламентирующее деятельность акционерных обществ в стране.

Большая приватизация в угольной энергогенерации и секторе распределения уже произошла. Ключевые игроки определились. Приход значимых зарубежных инвесторов маловероятен. Разве что в случае, если кто-либо из нынешних собственников активов примет решение об их продаже.

Лучшие друзья олигархов

В вопросе приватизации облэнерго есть два очень важных момента.

Первый — это роль RAB-регулирования тарифов. Оно построено на том принципе, что инвестиции в модернизацию можно закладывать в тарифы. У такого прекрасного решения, которое делает старые, «убитые» мощности все равно привлекательными для потенциального инвестора, есть огромное количество подводных камней, закладывающихся при строительстве схемы. Например, посредством нехитрых манипуляций можно считать «модернизацией за счет инвестиций» любые работы по замене оборудования, которые были проведены за счет средств, уже включенных в тариф! Т. о. собственник может снимать деньги с потребителя за одну и ту же работу неоднократно — не вкладывая при этом заметных собственных средств.

Самое забавное, что оценка стоимости активов, по которым рассчитывается RAB-тариф, может существенно отличаться от стартовой цены приватизации — в разы и, конечно, в «правильную» сторону.

Введение RAB-регулирования в том виде, в каком его пыталась протолкнуть контролируемая олигархами Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг, могла вызвать чудовищный рост тарифов — например, в случае «Киевэнерго» речь могла идти о трехкратном росте!

Премьер сделал вид, что был вынужден встать грудью на пути непопулярного решения — хотя ранее предполагалось, что продажа энергетических активов будет идти лишь после введения RAB-регулирования. Ведь именно эта мера может стимулировать реальную, а не липовую конкуренцию инвесторов за активы — и тем поднять их цену.

Впрочем, последнее необходимо бюджету, но совсем не нужно «друзьям власти». Поэтому вопреки всем прогнозам, вызывая искреннее недоумение и возмущение западных партнеров, волевым решением АП на RAB-тарифах был поставлен крест — временный, конечно, лишь до получения контроля над приглянувшимися активами.

Виталий Григоровский, президент Ассоциации операторов распределительных электрических сетей: «Все прекрасно понимали, что если введение стимулирующего тарифообразования будет предшествовать приватизации объектов, то продажная цена облэнерго будет выше. Модель RAB-регулирования создает инвестиционную привлекательность объектов. Однако власть, по всей видимости, не захотела ссориться с олигархами, стремящимися купить государственные активы как можно дешевле».

Ведь речь идет, само собой, не только о нынешних миноритарных подачках. На кону — самый главный кусок пирога, который только ждет своего часа. Крупные игроки по-настоящему заинтересованы в контрольных пакетах акций шести облэнерго (от 51% до 71% акций), которые пока только планируется продать.

Высказываются предположения, что нынешняя тесная дружба Петра Порошенко и Рината Ахметова делает судьбу активов предрешенной — именно эти два клана разделят ценные объекты. Конкуренция с гипотетическими иностранными инвесторами, которые-де слетятся на активы, привлеченные системой гарантированного возврата инвестиций с помощью RAB-тарифов, архитекторам нынешней приватизации совершенно ни к чему.

С другой стороны, если президент не погнушается открыто передать лакомые активы людям из своего окружения, это может маркировать его в глазах общества и западных партнеров весьма однозначно, и метка эта будет оскорбительной и негативной. Это именно тот рубикон, который способен привести к краху романтических надежд даже у самых горячих сторонников Порошенко. Тем более что впереди — очередной неизбежный и существенный рост тарифов, и собственникам энергетических монополий снова придется делить с властью то возмущение и гнев, которое выплеснет на них народонаселение.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Эксперт: реальное повышение тарифов на газ для...

Не исключены попытки затягивания повышения «по факту», которые негативно будут...

Дмитрий Марунич: «В следующем году счета за...

В Украине меняются правила игры на рынке электроэнергии. Одобренный парламентом в...

Эксперт: украинская власть не может противостоять...

Повышение тарифов на газ не способствует политическому выживанию действующей власти,...

Эксперты: отмена «Роттердам+» будет полезна стране...

При этом бенефициары «Роттердам+» могут хорошо себя чувствовать и в новых...

Эксперт: Руководство «Нафтогаза» позволяет «старшим...

Европейские и американские «партнеры» не упускают такой возможности

Эксперт: затягиванием судебного процесса «Нафтогаз»...

Разница между получателями «премий за победу» и рядовыми сотрудниками огромна

Загрузка...

Министр энергетики США: Украина? Только газ и...

Отставка Рика Перри с поста министра энергетики, намеченная на конец года, «не имеет...

Хронология «Украинагейта»

Основная часть вступительного заявления посла, 17 октября 2019 г. дававшего показания на...

Украина и октябрьские выборы в Канаде

Если Трюдо и либералы получат от избирателей мандат на второй срок, украинцам хуже не...

Рик Перри: Джулиани – проводник украинской политики...

В числе причин, вспоминает Перри, фигурировали три теории заговора: причастность...

Греческие новости не только для Украины

Решение Элладской церкви усиливает позиции Константинополя, с 1948 г. выступающего...

Опасная евангелизация украинской власти

Складывается впечатление, что количество союзников (мнимых и реальных) президента...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка