Предвыборный запас долговой прочности

№4(851) 26 января — 1 февраля 2018 г. 25 Января 2018 1 5

После того как украинские власти и международные финансовые организации разошлись в трактовке готовящегося закона о Высшем антикоррупционном суде, чиновники один за другим делают заявления о возможности сворачивания программы расширенного финансирования МВФ, в рамках которой Украина уже получила $8,7 млрд. и должна получить еще $8,8 млрд.

Кредитные каникулы

Как уже писали «2000», основные претензии к законопроекту представителей МВФ, а вслед за ним и Всемирного банка сводятся к подсудности нового антикоррупционного органа, куда должны попадать исключительно дела, инициированные Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП) и расследованные НАБУ.

Кроме того, международные организации настаивают, чтобы именно их представители могли блокировать назначение в ВАКС судей, которые, по их мнению, имеют коррупционное прошлое или доверительные отношения с олигархами и высокопоставленными чиновниками.

Первым в отношении перспектив сотрудничества Украины и МВФ в рамках действующей кредитной программы высказался министр финансов Александр Данилюк, который в новом году успел слетать в США и встречался с представителями фонда.

Заметив, что предвыборный год все осложняет, глава Минфина высказался против остановки реформ, за имплементацию законов, которые позволят Украине продолжить получение финансирования международных финансовых организаций.

Но, судя по всему, глава Минфина все же склоняется к вероятности предвыборного сценария и приостановке работы с МВФ.

По его словам, «неполучение ни одного транша в этом году и вылет из программы МВФ — это синонимы на самом деле, потому что программа заканчивается в первом квартале 2019-го».

Чуть позже этот тезис в интервью УП развил заместитель председателя Национального банка Дмитрий Сологуб. По его словам, текущая программа сотрудничества с МВФ может не возобновиться, если Украина не выполнит условия для получения очередного транша в первом полугодии.

«Учитывая политический цикл, отсутствие решения по траншу МВФ до конца второго квартала будет свидетельствовать о том, что текущая программа EFF с высокой вероятностью уже не возобновится», — считает чиновник.

«Если теоретически украинское правительство за два месяца до выборов захочет принять кучу непопулярных реформ, то оно деньги получит. Но вопрос в том, что вероятность этого низкая», — конкретизировал мысль замглавы НБУ.

Выход Украины из восьмой по счету программы кредитования МВФ, если считать «предупредительный stand-by» 2004 г. на $605 млн. для поддержки платежного баланса, которым власти тогда не воспользовались, многие в стране воспримут позитивно.

С момента объявления независимости украинские власти получили от МВФ в общей сложности $31,5 млрд. Совокупные долговые обязательства Нацбанка и Минфина перед этой организацией на сегодняшний день составляют $12,1 млрд. Об этом на днях заявил еще один зампред НБУ — Олег Чурий.

Кредиты МВФ идут на пополнение золотовалютных резервов НБУ, а не на конкретные социальные программы. Какого-либо улучшения жизни в последние годы жители Украины не почувствовали. Власти могут похвастаться разве что стабилизацией экономики, и то относительной.

При этом прошлые и нынешние заимствования у фонда являются существенным фактором роста долговой нагрузки. И сами по себе, и как стимулирующие выдачу кредитов международными банками и странами-донорами. Для них сотрудничество с МВФ является сигналом, что Украине можно давать в долг.

Не случайно в новом году вслед за предупреждением фонда о возможном прекращении финансирования такое же письмо в Администрацию Президента Украины направил Всемирный банк. В Евросоюзе также неоднократно давали понять, что их программы макрофинансовой помощи привязаны к кредитованию МВФ. Имея проблемы с фондом, получать европейские макрофинансовые кредиты едва ли удастся.

Фактор МВФ имеет не критичное, но существенное значение при размещении валютных облигаций для внешних инвесторов.

Дмитрий Сологуб, говоря о вероятности дальнейшего сотрудничества с МВФ по действующей программе, признал, что негативные переговоры с фондом усложнят выход Минфина на внешние финансовые рынки в условиях пиковых выплат по внешнему долгу в 2019—2020 гг.

«...Это не значит, что размещение будет невозможно. Все зависит от конъюнктуры мировых рынков. Если в мире есть спрос на рисковые активы, то спрос на Украину будет, только объем спроса будет меньше и цена выше... Однако это размещение, которое может быть без программы МВФ с низким объемом и высокой ставкой, уже будет признаком отчаяния. И это, безусловно, не лучший сценарий», — признал замглавы НБУ.

По его словам, имея действующую программу с МВФ, размещение ОВГЗ в объеме $1,5 млрд. можно рассматривать как консервативный сценарий. Без программы — скорее как оптимистический.

Малоутешительное будущее

В начале года украинский аналитический центр «Институт будущего» опубликовал отчет «Украина-2018: вызовы и возможности». Экономическая часть доклада, подготовленная экспертами Анатолием Амелиным и Яной Лаврик, содержит малоутешительные выводы. В частности, речь идет о том, что без продолжения сотрудничества с МВФ у Украины есть деньги на выплату внешнего долга только в текущем году. И то с вероятностью сверхплановой девальвации гривни. Далее властям придется перезаключать соглашение о реструктуризации долга с владельцами облигаций. В противном случае — неконтролируемый дефолт с непредсказуемыми последствиями. Вариант выхода гривни за рамки 30 грн./$ еще в этом году эксперты оценивают в 70%.

По данным доклада, в ближайшие 5 лет Украина должна выплатить $40 млрд. внешних долгов. Пик выплат — $10 млрд. — приходится на 2021-й. В нынешнем году объем выплат составит минимум $6,5 млрд.

По состоянию на начало года при наличии у НБУ резервов на $18,8 млрд. и необходимости покрытия в конце отчетного периода внешнеторгового дефицита в $4—4,5 млрд. резервы НБУ к концу года опустятся до $7,8—8,3 млрд. Это меньше критического минимума, необходимого для поддержания устойчивого курса национальной валюты, которым считается наличие у регулятора резервов в объеме трехмесячного импорта. По итогам прошлого года такой минимум составил бы порядка $13 млрд.

Таким образом, дальнейшие заимствования, то ли в виде размещения ценных бумаг на внешних рынках, то ли за счет кредитов МВФ и других доноров, либо приток капитала в страну с помощью большой приватизации или крупных инвестиций не просто желательные, а необходимые условия сохранения стабильности.

Но самое интересное, что мы пока еще не знаем, сколько Украина должна будет выплатить внешних долгов в 2018 г. Высокий суд Лондона начал рассмотрение апелляции Украины в отношении прошлогоднего решения, по которому России надо будет выплатить $3 млрд. за т. н. «облигации Януковича».

Прошлым летом обязательства Украины по выплате этого долга РФ были приостановлены до рассмотрения апелляции. Теперь вот «час Х» близок. Судебный вердикт станет известен в конце недели. Но с большой долей вероятности необходимый объем выплаты внешнего долга Украины в т. г. составит $9,5 млрд., что еще более затрудняет решение долговых вопросов.

Если говорить о ситуации на мировых рынках для товаров украинского экспорта, то в 2018 г. здесь вряд ли возможны какие-либо изменения. С одной стороны, по оценкам МВФ, в 2017-м рост мировой экономики составит 3,7%. Это лучший показатель с 2011 г. С другой — в ситуации повышения учетной ставки Федеральной резервной системой США и укрепления американской валюты развивающимся странам экономическое развитие обходится все дороже.

Цены на большинство сырьевых товаров в 2018 г. останутся низкими. Хотя в ситуации экономического роста их понижение тоже будто бы не планируется. В этом контексте украинским властям есть смысл рассчитывать на благоприятные погодные условия, необходимые для хорошего урожая, и хотя бы частичное восстановление металлургической отрасли после прошлогодней аннексии властями непризнанных республик Донбасса меткомбинатов, шахт и коксохимических заводов, ранее работавших в юрисдикции Украины.

Ну и, конечно, необходимо проводить в жизнь анонсированные ранее мероприятия по привлечению инвестиций, уменьшению оттока капитала, упрощению доступа инвесторов к недрам, по возможности открытию рынка земли для нерезидентов и т. д.

Выход Украины на внешние рынки заимствований в условиях прекращения сотрудничества с МВФ, как мы уже говорили, является жестом отчаяния и перекладыванием долгов на следующие поколения. В настоящее время доходность 10—15-летних валютных ОВГЗ Украины составляет 7—8% годовых, что роднит их с ценными бумагами таких стран, как Индия, Индонезия или Мексика. При негативном сценарии доходность их возрастет до 10% и более. Для сравнения: кредиты МВФ обходятся Украине в 3%, а облигации, выпущенные под гарантии США, — в 1,84%.

С 2019 г., согласно договору о реструктуризации долга, подписанному в 2015-м экс-главой Минфина Натальей Яресько и владельцами украинских облигаций, Украина должна возобновить выплаты и частным инвесторам.

По оценкам Минфина, уже в следующем году по этой статье расходов предстоит зарезервировать более $660 млн., а в последующие годы выплачивать по $1,3—1,4 млрд. Всего же до 2027-го — $15,5 млрд., не считая процентов и премиальных за превышение роста ВВП более чем на 3%.

В 2019-м Украине предстоит выплатить внешним кредиторам более $8 млрд., и валюты на эти цели крайне не хватает. Внешняя помощь отсутствует, а заимствования ограничены и дороги. Традиционные способы затыкания социальных дыр — такие, как печатный станок и эмиссия денежной массы, в предвыборный год способны дать неконтролируемую инфляцию, девальвацию гривни и недовольство масс вместо спокойствия и сытости.

Становится понятно, почему эксперты заговорили о критической вероятности дефолта в следующем году и необходимости уже сейчас ввести процесс в управляемое русло.

По мнению Анатолия Амелина, объявление дефолта, даже технического, в 2019 г. блокируется на политическом уровне. Поэтому 2018-й — наиболее комфортный для очередных переговоров с частными кредиторами, чтобы еще на несколько лет отложить выплаты.

Правда, непонятно, какие условия придется предложить, чтобы инвесторы согласились еще на одну отсрочку после соглашения Натальи Яресько и обещания до 2040 г. выплачивать ренту с экономического роста.

В общем, страна в очередной раз оказалась в ситуации неопределенности. Рецепты, предложенные МВФ для оздоровления, предполагают проведение операции по изъятию донорских органов олигархов и искоренение их как класса. На это власти не идут из чувства самосохранения.

Без этого груз долгов и внешние угрозы рискуют превратить Украину в непредсказуемое место для проживания. Обилие оружия на руках вчерашних участников АТО сделают еще более актуальными вопросы собственности и сохранения жизней множества людей.

Как реагировать на эти вызовы, украинская верхушка пока не решила. Именно это заставляет ее делать непостижимые, лишенные логики поступки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Кабмин предложил МВФ растянуть повышение цен на газ...

Правительство подготовило и представило МВФ два варианта спецобязательств

МВФ рекомендует в срочном порядке рассмотреть...

Сейчас важно, чтобы власть Украины обеспечила безотлагательное рассмотрение...

Охрименко: визит экспертов МВФ в Украину носил...

Определяющее значение для получения транша имеют политические факторы, а не...

Минфин получил от Гройсмана распоряжение срочно...

В данное время Минфин ожидает от Минэнергоугля паспортную программу с расписанными...

Ревизоры от МВФ прибыли в Киев

Обсуждение технических вопросов с властями ревизоры фонда планируют на 12–16 февраля

Загрузка...

Авторитетный человек на смену вежливым человечкам

Вы узнаете: какие сенсационные детали «плана Расмуссена» остались неизвестны...

Украинец укрыл русского нашим флагом! Геть!

Политика в последнее время оставляет все меньше свободы спортсменам, которых по...

Кто все-таки стоит за «планом Расмуссена»

«План Расмуссена» наделал много шума в дипломатических кругах и экспертном...

Стихи в Египет, мебель в Швецию, побратимы — в...

В мексиканской Предпринимательской конфедерации COPARMEX, объединяющей 36 тысяч...

На брюссельских посиделках Крым обрел «суверенитет»!

13 февраля в региональном пресс-центре госдепартамента США в Брюсселе состоялся...

Россотрудничество в Украине: сжигаем мосты

Грядущие президентские выборы в Украине будут проходить в популярном жанре триллера

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
29 Января 2018, Валерий

За время так называемой "незалежностi " Украина получила от МВФ 31, 5 млрд . долл.
А результат ? Конечно , результат есть , кто же будет спорить . В ВР , в кабмине , в АП появились новые миллионеры , бывшие превратились в миллиардеров , простые люди обеднели ещё больше . Если бы эти деньги раздавать всем взрослым людям, и то результат был бы лучше . Отсюда следует : ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ ! Где-то так .

- 2 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка