Путин повышает ставки в противостоянии с США

№49(799) 9 – 15 декабря 2016 г. 02 Декабря 2016 4.1

Путин

1 декабря президент РФ Владимир Путин не только выступил с обращением к Федеральному собранию, но и подписал указ, которым утвердил новую концепцию внешней политики Российской Федерации. Возможно, поэтому публикация документа не то чтобы прошла незамеченной, но вызвала меньший интерес СМИ. Тем не менее новая концепция содержит немало весьма красноречивых отличий от предыдущего варианта, принятого в 2013 г.

В документе указано, что внешнеполитическая деятельность государства направлена на «обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов», а также на «создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения; на упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира». В предыдущей концепции высшими приоритетами были названы «обеспечение защищенности личности, общества и государства».

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров еще в апреле сообщил, что президент поручил его ведомству разработать новые принципы внешнеполитической деятельности страны. По словам Лаврова, они должны были отражать переход к полицентричной системе международных отношений и опираться на «взаимодействие ведущих центров силы в интересах совместного решения глобальных проблем».

Неслучайно в опубликованном вчера документе другими направлениями внешней политики РФ стали следование курсу на «укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности», «формирование добрососедских отношений с соседними странами» и «содействие устранению очагов напряженности». Говорится также о необходимости развития многосторонних взаимовыгодных отношений с иностранными государствами и о расширении такого сотрудничества «на недискриминационной основе», что прозрачно намекает на санкционную политику Запада.

После общих слов документ переходит к конкретным направлениям российской внешней политики, и тут начинается самое интересное.

Как и в концепции трехлетней давности, приоритетным названо развитие сотрудничества со странами СНГ и Европейского Союза. Характерно, что несмотря на сближение с Китаем, в документе говорится лишь о совпадении подходов с КНР к решению ключевых задач и продолжении наращивания сотрудничества. Но приоритетным направлением внешней политики отношения с Пекином не называются.

Итак, возвращаясь к СНГ: если в 2013 г. Украина была названа приоритетным партнером России в этой организации, то теперь этот статус не упоминается. Вместо этого в документе сказано, что «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта». «Российская Федерация заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной на основе взаимоуважения, выстраивании партнерских отношений при соблюдении своих национальных интересов», — подчеркивается в документе.

Отдельного упоминания удостоились еще две страны постсоветского пространства, у которых с Россией есть нерешенные споры, — Грузия и Молдова. О Грузии, с которой у РФ фактически отсутствуют дипломатические отношения, сказано, что Москва заинтересована в нормализации «в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона». При этом позиция по признанию независимости и становления Абхазии и Южной Осетии «как современных демократических государств» осталась неизменной.

Что касается Молдовы, Москва по-прежнему поддерживает ее территориальную целостность, но с оговоркой, что Приднестровью должен быть гарантирован особый статус. Так что о признании Приднестровья независимым и уж тем более о его вхождении в состав РФ, о чем многие заговорили после того, как в сентябре президент ПМР Евгений Шевчук подписал указ о подготовке к присоединению к России, речи не идет.

В ЕС основными партнерами России названы Германия, Франция, Италия и Испания. В 2013 г. в этом списке фигурировала еще и Великобритания, но после решения о Brexit она, по понятным причинам, уже не упоминается в числе партнеров в составе ЕС. Также указывается, что Москва продолжит выстраивать добрососедские связи с Японией и будет добиваться снижения конфронтации, ослабления напряженности на Корейском полуострове и примирения сторон путем диалога. Впрочем, о Курилах в этом пункте ничего не сказано.

Полностью обновлен раздел, посвященный борьбе с международным терроризмом. Во-первых, в нем отдельно упомянуто «Исламское государство», а во-вторых, сказано, что Россия выступает за борьбу с терроризмом в рамках международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, чего не было ранее. При этом подчеркивается, что в сирийском урегулировании Россия выступает за сохранение единства, независимости и территориальной целостности страны.

Но, пожалуй, самые серьезные изменения во внешнеполитической концепции коснулись части об отношениях с НАТО и США. Она стала намного более жесткой и заидеологизированной. В документе сказано, что Россия готова выстраивать партнерские отношения с НАТО на равноправной основе, но прямо прописано, что приближение военной инфраструктуры альянса к своим границам РФ считает угрозой. Такие действия в концепции названы «нарушающими принцип равной и неделимой безопасности и ведущими к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе».

Риторика в отношении США стала соответствовать тому, о чем говорил Владимир Путин в последние годы после начала украинского кризиса и обострения отношений с Западом. Сформулированный им несколько лет назад принцип о том, что «мишка своей тайги не отдаст», превратился в пункт концепции: «Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия». Также Москва обещает «противодействовать попыткам отдельных стран подвергать ревизии международное право и произвольно толковать его в угоду политике».

Американская система ПРО названа непосредственной угрозой национальной безопасности России. Еще одной угрозой определено «цивилизационное соперничество» и попытки «навязывания другим государствам собственной шкалы ценностей», которые названы одним из дестабилизирующих факторов международных отношений. Более того, Москва выступает против военных интервенций в другие страны, которые осуществляются в рамках концепции «ответственности по защите». Все это тоже вполне незавуалированный кивок в сторону США.

Впрочем, Москва оставляет и простор для сотрудничества с Вашингтоном. Несмотря на все разногласия, важное значение придается выполнению Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) от 8 апреля 2010 г. и сотрудничеству в вопросах сокращения ядерных вооружений и ядерного нераспространения. Да и вообще, сказано, что Россия заинтересована в выстраивании взаимовыгодных отношений США с учетом «особой ответственности двух стран за международную безопасность».

Заметно, что в документе, по сравнению с предыдущей редакцией, гораздо больше говорится о жестких мерах, а вот пункты, касающиеся «мягкой силы», стали гораздо менее объемными. В общем-то, об этом прямым текстом сказано и в самой концепции, которая отмечает, что в международных отношениях повышается роль фактора силы. «Несмотря на то что опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, между ведущими государствами остается невысокой, возрастают риски их втягивания в региональные конфликты и эскалации кризисов», — говорится в документе.

Такие изменения во внешнеполитической концепции РФ сложно назвать неожиданными. Не исключено, что российское руководство само предпочло бы менее жесткие формулировки в некоторых пунктах. Но в условиях нынешнего «цивилизационного» противостояния с Западом более мягкая позиция могла бы быть воспринята как отступление, а этого Москве хотелось бы меньше всего. Поэтому приходится повышать ставки в надежде, что соперник скажет «Пас». 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Коэн: украинский языковой закон — шаг в неверном...

Средства массовой информации сегодня повсеместно испытывают немалые сложности: это и...

«Больше никогда»?

Для поклонников «европейских ценностей» военный переворот в ФРГ, да еще и с...

Российские санкции в контексте российско-украинских...

У нас вновь есть повод для обсуждения современного состояния украинско-российских...

Меркель: первый визит в новом качестве

Судя по итогу визита в Киев, никаких срочных дел у канцлера Ангелы Меркель (по крайней...

Радуга раскола и рябь вместо цунами

Подмеченная фотографом Reuters радуга, вспыхнувшая в небе над американским Капитолием...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка