Радиоактивный туризм

26 Апреля 2020 5

В Министерстве инфраструктуры готовятся к запуску туристического маршрута водным транспортом Киев–Мозырь–Киев. Первое судно собираются запустить уже в начале лета.

Т.о. проект речного пути Е-40, который предполагает строительство судоходной трассы длиной более 2000 км через реки Припять, Днепр и Висла, чтобы соединить Балтийское и Черное моря, вышел на стадию практической реализации.

«Работы по черпанию и доведению судоходных глубин до необходимого уровня, а также другие мероприятия планируется начать с открытием навигации», – говорит министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Двести лет назад была создана водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.

Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест – Варшава нет судоходства. Поэтому его предложили усовершенствовать – чтобы пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков которых составляет почти 100 млн. человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 т заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне экологических угроз. Все было бы замечательно, если бы маршрут не соприкасался с Чернобыльской зоной.

Акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали вследствие катастрофы на ЧАЭС. И это касается обеих сторон – и белорусской, и украинской. За годы после катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80-сантиметровым илом, превратится в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям.

 – В данном проекте несколько составляющих – экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если потревожить радиоактивный ил, и он двинется вниз по Днепру, это может грозить потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения. Нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей – есть угроза радиоактивно загрязнить грунты. Ветры могут перенести это загрязнение на многие километры. Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, популистскими решениями превратить всю страну в Чернобыль… – говорят эксперты Национального экологического совета Украины. – В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. А из Днепровского бассейна пьет воду 2/3 населения Украины.

Кроме всего прочего, данный проект ни разу – ни при новой, ни при прежней власти – не выносился на общественное обсуждение. Чиновники продвигают его за максимально закрытыми дверями.

На пороге второго Чернобыля

Е-40 – это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси, Украины.

К проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям. А это Чернобыльская зона.

Проект Е-40 международный. Евросоюз планирует выделить на его осуществление немалые средства – 2 млрд. долл. Но... Из них на расчистку рек: Польше – 1,5 млрд., Беларуси – 400 млн., Украине примерно 35 млн. долл.

– Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и укрепит ее берега, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку, – говорят в Национальном экологическом совете Украины. –

Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно. Предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк «Припятский», десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что водный путь Е-40 – это смерть для Полесья.

И какой европейский капитан поведет свое судно через Чернобыльскую зону? Ведь до сих пор все машины, которые выезжают из зоны отчуждения, проверяют на радиоактивное загрязнение и в обязательном порядке обмывают специализированными растворами.

Ввязавшись в предлагаемый проект, все мы окажемся на пороге экологической катастрофы.

Что нужно делать

– Путей для выхода не так уж и много, – считают в НЭСУ. – И действовать нам надо быстро, так как, хотим мы этого или нет, белорусы все-таки могут приступить к расчистке Припяти. И тогда весь радиоактивный ил окажется у нас. Как если не избежать, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в институты НАНУ – чтобы ученые просчитали возможные последствия и предложили оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Но даже без фундаментальных исследовательских работ очевидна необходимость некоторых шагов. Первый: создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. Т.е. поставить полутораметровую стену от дна: она в определенной степени спасет от прохождения вскаламученной радиоактивной водной смеси. Второй: если загрязненный ил все же пойдет вниз по Припяти, возможно, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил – в надежде, что впоследствии он затянется донными отложениями. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения. Это все необходимые, но малоэффективные, явно побочные шаги.

Третий выход – он самый действенный, но при и наиболее затратный: вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и, возможно, Киевского водохранилища), а обойти их, построив судоходный канал. Благо, в строительстве подобных каналов есть богатый зарубежный опыт: например, вся Голландия пересечена искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.

Ну, конечно же, существует и самый худший вариант – ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные. И почему-то кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники.

Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать.

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница и радиоактивное подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.

Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень, подключая к его решению мировое сообщество, – требуют экологи.

Нашей стране в первую очередь следует обратить внимание на акваторию  Днепра от Киева до Херсона. Но только после того, как обезопасить себя от попадания загрязненного ила в главную артерию страны.

– Днепр экстренно нуждается в дноуглублении. Но не так, как это происходит сегодня. Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, они разрывают реку на части, добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке, – говорит Михаил Захарченко. – Давно необходимо создать Государственную программу по восстановлению Днепра, в т.ч. его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река – это единый водный организм, – утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра – деньги выбросить на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление не только судоходной части, а всей акватории.

Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру. И только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты.  Днепром нужно заниматься немедленно!

Интриги, сценарии, спектакли

Неделю назад мы констатировали, что состоявшаяся в Берлине встреча представителей...

Проблема паразитизма

О сворачивании социальной составляющей украинского государства мы предупреждали...

Опасная связь?

В последние годы много дискутируют по поводу того, опасна или нет мобильная связь, как...

Ставки высоки: ничего случайного

3 июля в Берлине состоялась встреча представителей «нормандского формата» по...

Паутина виртуала: как интернет вещей влияет на нашу...

По информации агентства Bloomberg, фитнес-индустрия, с суммарным доходом $368 млрл. в год,...

Пульт управления карантином и «защита от дурака»

Власть, стоя у кризисного пульта управления государством, не учла, что у системы...

Живой товар

Карантин одну за другой выявил неприглядные истории, о которых мы если и догадывались,...

Надежда здоровых сил

Множество признаков указывает на то, что система управления Украины пребывает в...

Дорога домой

Карантинные меры не позволяют вернуться тем, у кого закончился контракт, с кораблей...

США – Украина: полицейские параллели

Смерть никому не известного прежде афроамериканца Джорджа Флойда стала триггером для...

Постыдная известность

Победа Израиля в войне 1967 г. имела неожиданный ответ в Украине. В 1968 г. появилось...

Не «вертухай» с наганом, но – партнер

После успешного старта ракеты «Фалькон-9» с космонавтами на борту и стыковки...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка