Российские санкции в контексте российско-украинских отношений

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 15 Ноября 2018 4

В украинских СМИ, широко обсуждающих последствия санкций, содержится много неточностей и искажений пропагандистского характера. Поэтому уместно обратиться к содержанию документа, которым введены санкции, — Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. №1300.

Во-первых, в постановлении четко говорится, что санкции вводятся «в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия Украины, связанные с введением ограничительных мер против граждан и юридических лиц Российской Федерации».

Украина, начав вводить санкции против России в 2014 г., ежегодно расширяет их объем. И сейчас санкции введены против 1748 физических лиц — граждан России и 756 российских юридических лиц. Россия ответила санкциями против 322 физических и 68 юридических лиц, т.е. объем украинских санкций, если считать по количеству подсанкционных субъектов, превышает российские более чем в 5 раз по физическим лицам и более чем в 10 раз по юридическим лицам.

Содержание и смысл санкций, введенных РФ

Поэтому требования «ответить России», которые звучат в заявлениях ряда украинских политиков, неуместны. Новое «ответное» расширение санкций приведет только к очередному раунду эскалации санкций и к новым взаимным экономическим потерям.

Во-вторых, российские санкции явно не нацелены на нанесение Украине максимального экономического ущерба. Их содержание сводится к четырем пунктам:

1) блокирование (замораживание) безналичных денежных средств подсанкционных субъектов на территории Российской Федерации;

2) блокирование бездокументарных ценных бумаг;

3) блокирование имущества;

4) запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории Российской Федерации.

Как видим, вопреки утверждениям многих СМИ, здесь нет каких-либо ограничений на поставки продукции подсанкционных предприятий, здесь вообще нет никаких торговых ограничений, запрета на проведение банковских расчетов, запрета на транзит товаров и т.п. Нет оснований утверждать, что в результате этих санкций Украина продолжит терять рынки в России и снизится объем взаимной торговли.

В-третьих, постановление российского правительства предусматривает возможность его отмены «в случае отмены ограничительных мер, введенных Украиной в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации».

В целом российские санкции с точки зрения экономических последствий — это слабые санкции. Умышленно слабые. Следовательно, введение санкций — это политический шаг российского руководства, которое пыталось подать политический сигнал руководству Украины и, возможно, инициировать начало диалога между странами о взаимной отмене санкций и начале нормализации отношений.

Украинский ответ

Введение санкций было прокомментировано руководством Украины, начиная с президента Порошенко, в иронически-насмешливом тоне.

Конечно, российская бюрократическая машина сама дала повод для насмешек, включив в санкционный список (особенно касательно физических лиц) часть случайных людей, заведомо никак не влиявших на российско-украинские отношения, и не включив тех, кто сыграл заметную роль в ухудшении этих отношений.

А затем на улицах украинских городов появился новый избирательный лозунг Петра Порошенко: «Геть від Москви!» — старый и любимый лозунг украинских националистов. По сути это и было ответом на российские предложения. И одновременно — программой избирательной кампании президента и программой его будущих действий. Никаких переговоров между действующей украинской и российской властью не будет. Будет антироссийская политика и охота на «агентов Кремля».

Этот ответ легко было предвидеть. Поэтому введение Россией санкций следует рассматривать как ошибочный шаг.

Санкциями, с чьей бы стороны они ни вводились, вообще невозможно разрешить проблемы в российско-украинских отношениях. Ни одна из сторон не пойдет на уступки под давлением даже самых чувствительных санкций.

Но введение санкций Россией дает новый импульс украинской и западной пропаганде для объяснения нарастающего в стране социально-экономического кризиса агрессивными действиями РФ. Теперь российским санкциям, я думаю, больше всего аплодируют в Вашингтоне. Россия сохраняет возможность введения чувствительных санкций против Украины.

Тем не менее не стоит слишком радоваться слабости российских санкций. Российским властям для того, чтобы ввести чувствительные для Украины ограничения в сфере торгово-экономических отношений, вовсе не обязательно принимать постановление правительства. Вспомним лето 2013 г., когда на российской границе был остановлен весь украинский экспорт без всяких официальных решений российского правительства.

Россия и сейчас может ввести прямой запрет на поставки продукции подсанкционных или любых других предприятий в Россию или Украину (как было совсем недавно с ограничением поставок энергетических углей ДТЭКу с российских угольных шахт, принадлежащих Р.Ахметову, для электростанций, расположенных в Донбассе). Может ограничить или вообще запретить банковские расчеты. Затруднить поставки ядерного топлива для украинских АЭС и прекратить принимать ядерные отходы. Отключить украинскую энергосистему от российской, что вызовет серьезные проблемы с обеспечением устойчивости украинской энергосистемы. Прекратить поставки нефтепродуктов, автомобильного газа и энергетических углей. Выслать украинских заробитчан и т.д. и т.п.

Значительный ущерб Украине могут нанести и другие действия России, которые не включены в список санкций, но по своей сути санкциями являются. Главным из них можно считать строительство обходных газопроводов — «Северного потока-2» и «Турецкого потока», которое должно завершиться в 2019 г. Тогда Украина потеряет доходы от транзита газа в сумме от 2 до 3 млрд. долл. в год. Потеря таких средств, превышающих суммы пресловутых ежегодных траншей МВФ, будет сокрушительным ударом по экономическому положению Украины.

В конфликте Москвы и Киева Запад преследует собственные цели

Примечательно, что обходные газопроводы строятся «Газпромом» совместно с крупнейшими энергетическими корпорациями ЕС, на западные кредиты и с полной государственной поддержкой европейских стран, особенно Германии. В этом смысле государства ЕС поддерживают российские санкции против Украины и даже прямо принимают в них участие. И это в то время, когда украинское политическое руководство не устает повторять, что, ведя войну с Россией, Украина защищает интересы и ценности Запада.

Просто Запад прагматичен. Он не верит в демагогию о «войне с Россией». Инвесторы из ЕС хотят получить свою долю в доходах от транзита газа, и им неважно, что эта доля будет за счет Украины. США выступают против «Северного потока», но не потому, что защищают интересы Украины, а потому, что надеются отнять у России часть европейского энергетического рынка для поставок своего сжиженного сланцевого газа. А также потому, что, контролируя Украину, США контролируют и поставки российского газа в ЕС. А это уже — геополитическое влияние на ЕС, да и на Россию тоже.

Есть и еще одна сторона проблемы, выгодная для западных кредиторов Украины: потеряв 2—3 млрд. долл. валютных доходов от транзита газа в год, украинское правительство вынуждено будет компенсировать эти потери путем увеличения внешних заимствований на ту же сумму. Учитывая готовность украинских чиновников платить самые высокие в мире проценты по долговым обязательствам — до 10% годовых в долларах, как это было совсем недавно при размещении ценных бумаг на 2 млрд. долл., наши западные «партнеры» с восторгом предоставят дополнительные кредиты. И снова заработают на Украине. А в недалеком будущем эти «партнеры» за долги буквально разберут Украину «на запчасти».

Действующая власть не защищает наши национальные интересы

Национальной трагедией Украины является тот факт, что украинский правящий класс в своих действиях не способен руководствоваться национальными интересами государства, а преследует только частные личные интересы.

Нагнетание напряженности в отношениях и война санкций между Украиной и Россией сопровождаются усилением пропагандистской истерии в обеих странах. Резкое снижение уровня жизни украинцев ставится в вину «российскому агрессору». Это удобно правящему классу. Это прикрывает корыстолюбие и некомпетентность власти.

То, что было невозможно ранее, благодаря массированному «промыванию мозгов» граждан средствами пропаганды становится возможным, вплоть до полномасштабной войны между странами.

Военно-стратегические последствия конфликта сторон

Пропагандистское воздействие на неподготовленные народные массы грозит также тяжелыми военно-стратегическими последствиями.

Потому что под аккомпанемент кампании о «российской угрозе» Украину ведут в НАТО. И одновременно (возможно, не случайно) США инициируют прекращение Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности. Ведь Украина — идеальная площадка для установки пусковых комплексов таких ракет. И никто уже не будет возвращать эти ракеты в Западную Европу, где они стояли в 80-е годы, когда советские войска находились в Восточной Германии, Венгрии, Чехословакии и Польше. Да и западноевропейские политики, беспокоясь о безопасности своих стран, этого, скорее всего, теперь не позволят.

Но тогда украинцам придется готовиться к тому, что не только американские ракеты с ядерными боеголовками будут нацелены на территорию России с Украины, но и ядерные боеголовки ракет некогда братской страны будут нацелены на наши города. Со всеми трагическими последствиями в случае реального конфликта.

Нормализация отношений — в интересах и Украины, и России

Очевидно, что ухудшение отношений с РФ не соответствует украинским национальным интересам. Очевидно и то, что обе стороны жизненно заинтересованы в нормализации отношений путем переговоров. Очевидно также, что украинские политики, призывающие к таким переговорам, призывающие к миру, отстаивают именно украинские национальные интересы и не являются «агентами Кремля». И, напротив, сторонники «войны до победного конца» — чаще всего провокаторы, чья деятельность ставит под сомнение само будущее Украинского государства.

Поэтому прозвучавший со стороны российских властей сигнал о готовности к переговорам должен быть услышан. Несмотря на то, что с Российского государства нельзя снять ответственность за грубые политические и дипломатические ошибки, приведшие к украинско-российскому конфликту и к современному кризису в отношениях между нашими странами.

А украинский народ на предстоящих президентских и парламентских выборах должен будет сделать свой главный выбор — выбор между украинской «партией войны» и украинской «партией мира».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Антимайдан в Париже

Промежуточным итогом акций протестов т. н. «желтых жилетов» во Франции стала...

Анбандлинг проведем, доходов от транзита не...

11 декабря в брюссельском медиацентре американского госдепартамента состоялся...

Бойко «накатал телегу»

Бывший лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко написал заявление в полицию...

Канадский юрист о «низменных настроениях» в...

В 1943 г. в украинском городе Самбор нацистами уничтожено и захоронено свыше 1 200...

Украина: большой войны не будет

Российско-украинский военно-морской конфликт в Черном море не перерастет в мировую...

Не дайте Украине втянуть Америку в войну

Перспектива выхода президента во второй тур (а он почти наверняка состоится) выглядит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка