Сенсация в Дубае и риски в Киеве

№5(852) 2 — 8 февраля 2018 г. 02 Февраля 2018 3.6

Прошедшая 26 января встреча Владислава Суркова и Курта Волкера в Дубае принесла сенсацию. Позиции сторон сблизились. Американцы приняли российскую концепцию миротворцев. Не целиком, но как первую стадию развертывания «голубых касок». Сначала они должны находиться на линии разграничения, но затем — по мере решения политических вопросов — их присутствие будет расширяться.

Как заявил, комментируя итоги встречи, близкий к помощнику президента России директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, «получается, что предложения, озвученные Штатами в Дубае, которые Сурков назвал «дубайским пакетом», идут вразрез с риторикой Киева и с прежним подходом самих американцев». Но означает ли это, что позиции сторон действительно сблизились, причем за счет американских уступок?

О том, что утро вечера не только мудренее, но и мудрёнее

Самое интересное в этих переговорах — различная трактовка их итогов российской стороной — сразу после встречи и на следующий день. Так, вечером 26 января «Интерфакс» сообщает:

«Помощник президента РФ Владислав Сурков и спецпредставитель госдепартамента США по Украине Курт Волкер не пришли на встрече в Дубае к единой позиции по закону о реинтеграции Донбасса, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом переговоров.

«Ключевым вопросом стал закон реинтеграции Донбасса. Однако стороны по-прежнему демонстрируют разные подходы в этом вопросе. Добиться единого взгляда пока не удалось», — сказал источник.

Он отметил, что конкретных решений по итогам встречи не принято, но «стороны договорились продолжить диалог».

http://www.interfax.ru/russia/597307

Однако закон о реинтеграции не является главной темой переговоров. Главная тема — это миротворцы. И, если б по миротворцам что-то получилось, тот же источник «Интерфакса» (а возможно, им был и сам Сурков) должен был бы сказать об этом в первую очередь. Значит, не получилось, что было вполне предсказуемо, так как еще накануне встречи пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что ничего от нее ожидать не следует.

Но — сенсация! — уже утром 27 января лично Сурков говорит ТАСС нечто совсем иное. Оказывается, у них с Волкером немало взаимопонимания в гуманитарных вопросах (обмен пленными, открытие дополнительных пропускных пунктов и т. п.). И вот что сказал Сурков относительно закона: «Российская делегация также обратила внимание американской стороны на так называемый закон Украины о реинтеграции. На момент переговоров текст этого закона не был опубликован. Но уже ясно, что его цель — запоздалая легализация незаконных действий киевской власти в ходе конфликта на юго-востоке. В течение трех лет Украина незаконно применяет армию против собственных граждан».

В этой связи он подчеркнул, что Киев уже длительное время ведет противоправную экономическую блокаду Донбасса и ограничивает свободу передвижения жителей региона. «Закон о реинтеграции закрепляет эти насильственные практики, подводя под них юридическую базу... Американцы, как подчеркнул помощник президента России, адекватно реагировали на высказанные озабоченности».

http://tass.ru/politika/4907990

Но все эти слова выглядели второстепенными на фоне новостей о миротворцах. «Основной темой переговоров вновь стало обсуждение российской инициативы по развертыванию на юго-востоке Украины миссии ООН. Американцы на этот раз привезли гораздо более конструктивные предложения. «Дубайский пакет» американских наработок, в отличие от «белградского», в целом выглядит вполне реализуемым. По крайней мере, на первый взгляд», — сказал Сурков.

«Главное в нем — довольно подробный план поэтапного развертывания миссии в увязке с реализацией политических пунктов Минских соглашений. Это сбалансированный подход, которого мы все время добиваемся. Мы его внимательно изучим и своевременно дадим ответ. После чего пригласим Курта и его коллег на новую встречу», — уточнил помощник главы российского государства.

http://tass.ru/politika/4907699

С оценкой итогов переговоров, которую дал Сурков, де-факто солидаризовался его коллега. «США считают, что для проведения выборов в Донбассе миссия ООН должна быть размещена на всей территории региона», — сказал Волкер в ходе телефонного брифинга в Брюсселе. «США хотят, чтобы мандат миссии ООН предполагал больше, чем защиту [сотрудников ОБСЕ], — отметил он. — США хотят, чтобы зона размещения миссии была на всей территории конфликта, в том числе на границе с РФ». В то же время спецпредставитель госдепа предположил, что «размещение миссии ООН может начаться с линии разграничения».

«Украинская сторона должна выполнить Минские соглашения», — заявил он, отметив, что, в частности, должен быть реализован закон об особом статусе Донбасса, который уже принят ВР. Но самое главное, по его словам, США согласны с тем, что контроль Украины над границей с РФ должен быть установлен только после выполнения политических пунктов Минских соглашений: «Установлению контроля над российско-украинской границей должно предшествовать решение политических вопросов. В числе вопросов — статус Донбасса, проведение местных выборов в регионе».

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4911740

Можно констатировать кардинальный сдвиг в вопросе, который был камнем преткновения, — о том, на каком этапе должен быть передан контроль над границей. Напомним, Москва настаивала на том, что, это как и прописано в Минских соглашениях, должно стать завершающим этапом выполнения мирного плана. Правда, есть определенный нюанс — Волкер говорил об украинском контроле, но такой контроль и размещение на границе миссии ООН — это разные вещи, хотя для Москвы и самопровозглашенных республик оба варианта примерно идентичны по возможным последствиям.

Однако прогресс налицо, поскольку, как следует из контекста слов Волкера, США согласны на поэтапное размещение миссии ООН, т. е. момент их появления на границе будет соответствовать какому-то достаточно «продвинутому» этапу выполнения политической части Минска.

В целом вырисовывается достаточно здравый план — изначально миротворцы появляются на линии разграничения, обеспечивая, наконец, прочное выполнение первого пункта Минских соглашений (напомню, именно устойчивое прекращение огня украинская сторона ставила как обязательное условие перехода к политическим пунктам Минска), затем, по мере их выполнения (видимо, это будет прописано в некоей дорожной карте), мандат и зона действия миротворческой миссии будут расширяться.

В этом контексте логичной выглядит позиция США: на момент проведения выборов миссия ООН должна действовать по всей территории региона, обеспечивая прозрачный и демократический характер этих выборов, что, видимо, на их взгляд, включает и границу, но эти детали — уже предмет дальнейших переговоров.

О ветеранах, которых «полно» к радости «Атлантического совета»

Но что такое «поэтапное развертывание миссии в увязке с реализацией политических пунктов Минских соглашений»? Это значит, что чем больше Киев принимает решений по политическим пунктам, тем больше разворачивается миссия. Но это отход от прошлой концепции урегулирования, которая сложилась, когда о миротворцах речи не было. Тогда предполагалось, что сначала должен установиться приемлемый уровень безопасности, а потом пойдет решение политических вопросов. Существовала и схема параллельного решения этих вопросов, шаг за шагом. Именно так видел путь к урегулированию французский министр иностранных дел Жан-Марк Эйро.

Но все подобные схемы не могли реализоваться, поскольку политические решения, с точки зрения Киева, — это бонус для «ДНР» и «ЛНР». Украине объективно была выгодна постоянная напряженность на линии соприкосновения, не позволяющая переходить к политической части пакета, ибо виновниками этой напряженности не только она, но и Запад, объявляли «ДНР» и «ЛНР». Поэтому ситуация с урегулированием оставалась неизменной с весны 2015 г.

Однако схема, о которой говорил Сурков и с которой солидарен Волкер, означает, что миротворцы являются бонусом для Киева за выполнение политической части Минских соглашений. Т. е. чем больше принимается решений в рамках политического пакета, тем больше «голубых касок», тем шире их мандат. Из-за приоритета политических вопросов этот план может показаться куда более неприемлемым для Киева, чем план Эйро.

С другой стороны, движение по политическому треку объективно создает и разрядку в сфере безопасности, так зачем его сопровождать эскалацией миротворчества? Чтобы украинские добровольческие батальоны не сорвали урегулирования?

Но, во-первых, проблема добробатов как неуправляемой боевой силы на линии фронта неоправданно раздувается Россией.

Во-вторых, радикалы будут скорей срывать урегулирование не на линии фронта, а путем беспорядков в Киеве, где «голубые каски» размещать не собираются (а ведь СММ и там работает).

Однако и сбрасывать со счета правых радикалов было бы большой ошибкой. Ведь, например, в минувшее воскресенье на Крещатике промаршировало свыше 600 прекрасно экипированных человек — члены т. н. национальных дружин, которые приняли позже присягу в киевской крепости. Как говорится в заявлении «дружинников», они будут помогать полицейским устанавливать на улицах городов «украинский порядок». Присягу «национальных дружин» принимал нардеп, бывший командир «Азова» Андрей Билецкий.

«Азовцев» и Билецкого принято считать креатурами министра Авакова, но в данном случае он поспешил от них отмежеваться. «В государстве Украина есть лишь одна монополия на силу — государственная — Национальная гвардия, Национальная полиция, ВСУ. Все остальные парамилитарные образования, которые пытаются позиционировать на улицах городов, не являются законными», — говорится в его заявлении, размещенном пресс-службой министерства в Фейсбуке. По его словам, «национальные дружины» могут существовать лишь как общественное движение.

Оставим пока открытым вопрос, является ли данное заявление очередным проявлением политической игры со стороны Авакова, или радикалы действительно выходят из-под его контроля, найдя иных покровителей и спонсоров. Последнее выглядит вполне возможным на фоне статьи на сайте влиятельной американской неправительственной организации «Атлантический совет», о которой я писал две недели назад. Напомню, в ней фактически призывается к новому «уличному» перевороту, его должны осуществить «патриотические ветераны», которых в Украине «теперь полно».

А ведь главным тормозом для радикалов было именно то, что их лидеры понимали неизбежность крайне негативной реакции Запада на попытку переворота правого толка (а другой просто не может быть) как из «имиджевых» соображений (обосновать поддержку радикального правого режима в глазах западного общественного мнения было бы очень нелегко), так и из опасений реакции России, у которой появится серьезный повод защитить соотечественников.

И вот намек, что реакция западных СМИ на выступление правых может быть весьма благоприятной, а ныне сильная украинская армия в силах «нейтрализовать реакцию России». А марш «дружинников» выглядит весьма серьезным довеском к этим угрозам Петру Порошенко, если он вздумает выполнять то, о чем договорятся действующая администрация США и Россия.

Так что, что от «подвижек» в переговорах Волкера и Суркова до достижения урегулирования еще очень большой путь и огромное количество рисков.

О движении к тотальному фейку

Исходя из озвученной позиции США и лично Волкера, эскалация миротворчества имеет смысл как премирование Киева за политические решения в виде поэтапной миротворческой оккупации «ДНР» и «ЛНР» с конечным демонтажем республик Донбасса и переходом властных функций к миротворческой администрации. Последняя и будет готовить эти территории к выборам по закону, который до этого утвердят в Киеве.

По сходной схеме реализовывался хорватский вариант, но не общеизвестный разгром Сербской Краины в 1995 г., а реинтеграция той ее территории, которую не затронули военные действия, а именно восточного анклава непризнанной республики. Тогда Загреб заключил Эрдутское соглашение с местными сербами о мирной реинтеграции, что предусматривало создание временной администрации ООН для управления этим регионом. Соглашение было признано СовБезом, который резолюцией 1037 создал Переходный орган ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, обычно известный под аббревиатурой UNTAES (United Nations Transitional Authority for Eastern Slavonia, Baranja and Western Sirmium).

Эрдутское соглашение бывший премьер и глава МИД Швеции, а также посредник на Балканах в 1990-е Карл Бильдт счел образцом для урегулирования ситуации в Донбассе, о чем писал еще в 2015-м. По высказываниям отдельных украинских представителей (например, Евгения Марчука) они согласны с похожей схемой урегулирования, хотя напрямую не ссылаются на хорватский опыт.

На основе этого соглашения сербы в Хорватии получили некоторую автономию в виде Объединенного совета муниципалитетов с сербским большинством населения. Это больше, чем шиш. Но не ненамного. Но и Минские соглашения для непризнанных республик Донбасса на самом деле чуть больше, чем шиш. Ведь они не предполагают сохранения «ДНР» и «ЛНР» как неких целостностей и даже как надстроек в виде какого-либо совета общин отдельных районов Донецкой и Луганской обл. (или двух таких советов по одному на каждую). И буквальное выполнение этих соглашений выгодно в первую очередь Украине, но только нетерпимость партии войны мешает это осознать.

И, думаю, на переговорах произошло следующее. Волкер сопроводил концепцию миссии ультимативными условиями, связанными с новыми санкциями. Сурков передал их наверх, а там взяли — и согласились. Вероятно, это было для него самого неожиданным. При такой версии пасьянс складывается: становится понятной разница между первоначальной оценкой переговоров и последующей. С такой реконструкцией событий согласились и несколько российских экспертов, с которыми удалось пообщаться. Подчеркну, что они не принадлежат к оппозиционному лагерю, они достаточно провластные, но не являются кремлевскими пропагандистами.

Но если «на выходе» «Дубайский пакет» — это американская концепция «голубых касок», то «на входе» — это концепция российская. А ведь до «выхода» можно и не дойти. Миротворцы встанут на линии соприкосновения, а далее стороны будут спорить по тем или иным вопросам политического пакета, в итоге миссия не будет расширяться. Т. е. произойдет то замораживание конфликта, которое еще в начале года называл неприемлемым глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Также пока можно предположить, что Россия просто пытается потянуть время, полагая, что Украина не сможет принять никаких политических решений по Минску даже под американским нажимом.

Однако перед поездкой в Дубай Волкер посетил Киев и встречался с широким кругом депутатов. Безусловно, речь шла и о предстоящей встрече с Сурковым. И если б «дубайский пакет» показался сдачей Украины, то голоса бы об этом уже прозвучали — ведь не раз в такой сдаче обвиняли и Берлин, и Париж (в общем-то безосновательно). А сейчас все молчат, значит, Волкер убедил их в выгодности своего плана для Киева. Например, заверил, что если Россия будет пытаться заморозить конфликт на ранней стадии реализации этого пакета, последует новый виток санкций, ибо в этой ситуации все равно обвинят ее. А Украина при «хорошем поведении» может рассчитывать на безоговорочную поддержку Вашингтона.

https://www.ekburg.ru/news/18/45822-kak-pravilno-v-dubai—dubae-ili-dubayakh—v-sochi-ili-v-sochakh/

В интервью Волкера «Немецкой волне» накануне поездки в Киев в преддверии встречи в Дубае на вопрос: «Не кажется ли вам, что политическое руководство Украины частично использует этот конфликт, чтобы удержать власть?» (Показательно само по себе то, что такой вопрос был задан журналисткой немецкого государственного СМИ) он ответил: «Я думаю, что это не связанные между собой вещи. Я думаю, что они хотят прекратить конфликт и восстановить территориальную целостность. Украина стала страной, где большое влияние приобрело крайне националистическое меньшинство. Большинство украинских политиков не являются ультраправыми националистами, но они должны быть осторожными, чтобы их не заподозрили в том, что они не борются за суверенитет и территориальную целостность государства. Поэтому они должны серьезно относиться к тому, как они выглядят в глазах общества. Они должны выступать за реинтеграцию регионов Украины, поэтому я не думаю, что они заинтересованы в продолжении конфликта, а действительно хотят его прекращения».

Реверанс очевидный: дескать, мы понимает ваши сложности, но проблему нужно решать. И, похоже, предварительная работа идет уже даже глубже, чем просто подталкивание украинской власти к выполнению политической части Минска, каких бы внутриполитических сложностей это ей бы не стоило.

В двух реальностях

Но в любом случае ситуацию вокруг мирного урегулирования надо оценивать, не уходя из подлинной реальности в параллельную. В чем разница между этими двумя реальностями, хорошо видно по принятой 23 января в ПАСЕ резолюции «Гуманитарные последствия войны в Украине».

В параллельной реальности есть прозревшая Европа, которая давит на утомивший ее киевский режим, и эта резолюция сводится к двум призывам к Украине.

Во-первых, пересмотреть закон о реинтеграции Донбасса, «чтобы он базировался на Минских соглашениях и полностью гарантировал социальную защиту и базовые гуманитарные потребности гражданского населения временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской обл.».

Во-вторых, гарантировать права временно перемещенных лиц. В частности, механизмы обеспечения избирательных прав ВПЛ на всех выборах, в т. ч. на местном уровне; упростить процедуру получения социальных и пенсионных выплат, отключив их от процесса регистрации ВПЛ, путем внесения изменений в резолюции Кабмина № 365, 505 и 637, а также любые другие соответствующие нормативные акты».

Эти замечания вошли в документ как поправка, предложенная депутатом ПАСЕ от Оппоблока Вадимом Новинским и его коллегами — европейскими социалистами. При этом не прошла более существенная поправка, предложенная теми же депутатами, которая звучала так: «Ассамблея выражает серьезную озабоченность исключением упоминаний о Минских соглашениях из текста данного закона. Она также отмечает, что этот закон не полностью гарантирует социальную защиту и базовые гуманитарные потребности гражданского населения на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской обл.».

Но в реальности все сложнее. В той же резолюции закон о реинтеграции хвалят: «Этот закон определяет государственную политику восстановления украинского суверенитета над временно оккупированными территориями, облегчает защиту прав и свобод граждан Украины, живущих на этих территориях...»

В документе есть и такие положения:

«ПАСЕ встревожена гуманитарной ситуацией, которая является следствием продолжающейся российской войны против Украины, имеющей место в отдельных районах Донецкой и Луганской обл., и оккупацией и попыткой аннексии Крыма со стороны РФ».

«ПАСЕ особо озабочена тревожной гуманитарной ситуацией на оккупированных территориях Донецкой и Луганской обл., которая ухудшилась из-за ограничений, наложенных незаконными вооруженными группами на свободу передвижения и гуманитарный доступ».

«Ассамблея решительно осуждает российскую политику изменения демографического состава населения нелегально аннексированного Крыма путем принуждения проукраинского населения, в частности крымских татар, к выезду со своей родины и увеличение миграции русского населения на полуостров» и т. д.

Т. е. в одном месте закон одобряется, в другом Украину призывают его пересмотреть, но, как видно по контексту дискуссии об утвержденной поправке Новинского, речь шла не о пересмотре базовых определений акта, а лишь о гарантировании прав ВПЛ и жителей прифронтовой зоны.

Налицо все ключевые элементы украинского дискурса — «российская агрессия», «оккупированные территории», «незаконные вооруженные формирования», «репрессии против украинцев и татар в Крыму». Украину же не призывают выполнять политическую и экономическую часть Минских соглашений.

Поэтому можно утверждать, что ПАСЕ вновь поддержала политику Киева, только требует вести ее с соблюдением определенных правил.

А к чему ведет долгое пребывание в параллельной реальности, показали нам видные политики, эксперты и журналисты, принявшие за чистую монету фейк с польским проектом резолюции СовБеза ООН о признании геноцидом Волынской резни и активно тиражировавшие этот фейк. Общество на пути к тому, что вся политическая жизнь в стране станет одним сплошным фейком.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Авторитетный человек на смену вежливым человечкам

Вы узнаете: какие сенсационные детали «плана Расмуссена» остались неизвестны...

Украинец укрыл русского нашим флагом! Геть!

Политика в последнее время оставляет все меньше свободы спортсменам, которых по...

Кто все-таки стоит за «планом Расмуссена»

«План Расмуссена» наделал много шума в дипломатических кругах и экспертном...

Стихи в Египет, мебель в Швецию, побратимы — в...

В мексиканской Предпринимательской конфедерации COPARMEX, объединяющей 36 тысяч...

На брюссельских посиделках Крым обрел «суверенитет»!

13 февраля в региональном пресс-центре госдепартамента США в Брюсселе состоялся...

Россотрудничество в Украине: сжигаем мосты

Грядущие президентские выборы в Украине будут проходить в популярном жанре триллера

Загрузка...

Чего ждать Украине

Судя по данным социологов, украинцев более всего волнуют затяжной военный конфликт,...

Завидуем Зимбабве

Ежегодные репортажи из небольшого швейцарского городка убеждают — власти...

ЕС накажет

Президент Польши Анджей Дуда во время одной из дискуссий, проходившей в рамках...

Ирина Бережная: «За февральскими революциями всегда...

5 февраля — ровно полгода со дня гибели в автокатастрофе Ирины Бережной

Конфликты вместо торговли

Надежды, которые связывались с согласием Трампа посетить Всемирный экономический...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка